- Теория познания презентация к уроку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Ступени познания
- Философия 10 класс
- Презентация на тему: Философия познания
- Ступени познания
- Похожие презентации
- Презентация к открытому уроку по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии на тему «Теория познания.Сущность процесса познания»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Теория познания
презентация к уроку на тему
Изучение темы «Теория познания» в курсе «Основы философии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_poznaniya.pptx | 505.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория познания Презентация сделана студентом группы 3П-1 Коноваловым Дмитрием Александровичем Преподаватель: Ильина Елена Александровна
Как человек познает мир Познание — процесс мыслительной деятельности, результат которой является новое знание об окружающем мире (отражение объективной реальности в сознании субъекта) Живое созерцание Абстрактное мышление Практика
Ступени познания объективного мира Ступени познания Формы познания Живое созерцание – познание с помощью органов чувств (низшая ступень) Абстрактное мышление (логическое познание) – способность из общего потока информации выделить главное и уметь обобщить (высшая ступень) Ощущения, восприятия, представление Понятия, суждения, умозаключения, воображение. Практика – цель и основа познания, критерий истины.
Практика Практика – это деятельность людей по преобразованию природы и общества, обеспечивающее его существование и развитие Производственная деятельность людей. Общественно политическая деятельность. Научно – культурная деятельность.
Роль практики по отношению к познанию Основа познания – движущая сила познания Цель познания – сфера приложения знания Критерии истины – правильность знания
Истина – соответствие наших знаний, умений, теорий объективной действительности, проверенное и подтвержденное практикой Истина Абсолютная – полное исчерпывающее знание действительности. Относительная – неполное знание действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга).
Данная презентация по физике включает классификацию методов познания мира, а также приведены открытия лауреатов нобелевской премии по предшевствующим годам.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия необходимо.
Тесты представлены в 10 вариантах с ответами.
Методическая разработка урока.
Лекция «Учение о бытии и теория познания (Онтология – учение о бытии)» для дисциплины «Основы философии».
Лекция «Учение о бытии и теория познания (Гносеология – учение о познании)» для дисциплины «Основы философии».
Источник
Ступени познания
Скачать
презентацию
Ступени познания. Рациональная. Чувственная. Единая основа познавательного процесса.
Слайд 10 из презентации «Проблема познания». Размер архива с презентацией 1660 КБ.
Философия 10 класс
«Современная наука» — Неразрывно связана с практической реализацией исследований. Возрастание гуманизирующего влияния. Понятие науки. В конце века – свыше 5 миллионов. Естествознание, экология. Стремление к истине. Науки об обществе. Технические науки и математика. Основная продукция. Общество потребности развития материально-техническая база. Этика науки. Сопромат, термех. Обществознание, социология. Совокупность систематизированных знаний в какой либо отрасли науки.
«Духовность» — Презентация на тему: «Человек как духовное существо». Важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло. Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности.
«Духовная жизнь общества» — Духовная жизнь общества. Новаторство в развитии культуры. Характерные черты элитарной культуры. Ответьте на вопросы теста. Какой смысл понятия «культура» является наиболее широким. Культура и духовная жизнь общества. Функции культуры. Народное творчество. Развитие культуры — процесс двуединый. Ряд понятий. Соответствие. Что отличает науку от других областей культуры. Установите соответствие. Область духовной культуры.
«Культура и духовная жизнь» — — Науку — нравственность — религию — философию — искусство — научные учреждения. Развитие культуры – процесс двуединый. Новаторство – преодоление традиций путем приращения культурного богатства. — Учреждения культуры — религиозные организации — соответствующую деятельность людей. Тема: Культура и духовная жизнь общества. Зачем нужна культура? Культурный человек терпим и толерантен. Духовно-практическая (сохранение, воспроизводство, распределение, распространение, потребление, т. е. деятельность).
«Мировоззрение» — Что такое мировоззрение. Призыв к миру. Для всех народов нравственные основы человечества исконны и едины. Обыденное мировоззрение. О богатстве. В чем состоит сущность мировоззрения. Поворот к человеку. О добре. Одна из классификаций типов мировоззрений. Венгерский кроссворд. Типы мировоззрений. О помощи нуждающимся. Сильная сторона. Типы мировоззрения. Тесты «Нравственные ориентиры деятельности».
«Особенности социального познания» — Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений. Цели по содержанию урока: Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. Поработайте с источником информации. Особенности социального познания. ? Проблема. Информация к размышлению. Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Задачи социального познания. Основные этапы урока. Социальное познание.
Всего в теме «Философия 10 класс» 17 презентаций
Источник
Презентация на тему: Философия познания
ТАШКЕНТСКИЙ АРХИТЕКТУРНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕЗЕНТАЦИЯНА ТЕМУ: ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
ГНОСЕОЛОГИЯ “Гносеология” — слово греческого происхождения («гнозис» — знание и «логос» — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие.
ТЕРМИНОЛОГИЯ «ПОЗНАНИЯ» В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Джеймс Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание.
Субъект познания В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Понятие «предмета» Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности.
От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний.
Источник
Ступени познания
Слайд 6 из презентации «Познание как деятельность»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Познание как деятельность.pptx» можно в zip-архиве размером 142 КБ.
Похожие презентации
«Научное познание» — Влияние научных достижений на жизнь человека. Выполнили студенты гр. Имеет дело с особым набором объектов реальности. Рентгеновские лучи. Термины по теме «познание мира». Вывод: Идеи плюрализма. уровни НАУЧНого познания. 2. Формы и методы современного научного познания. Какие способы и методы научного исследования упомянуты?
«Чувственное познание» — — Зеленая — Колючая — Пахнет смолой. Представление -. Возможности чувственного познания ограничены. Чувственное познание. Каково ваше представление о носителях информации? Из чего складываются восприятия? Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек? — Желтый — Овальный — Кислый — Сочный — Ароматный.
«Познание и общество» — Индустриальная. Локальное, неконтроли-руемое. Тесная взаимо-связь. Круг. Развитие общества. Долговременные. Кратковременные. 1.Основной фактор производства. Механи-зация. Несущественные. 4.Характер труда. Постиндустриальная. 3.Воздействие на природу. 5. Продолжи-тельность жизни. Сырье. Земля. Капитал.
«Познание мира» — Виды познания мира. Теория как форма научного знания. Восприятие искусства носит индивидуальный характер. Научное познание объективно и не зависит от сознания человека. Теория-особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений,законов науки. Закон. Научное познание. Моделирование. Теория,как форма научного знания.
«Познание окружающего мира» — Что вы представили при произнесении слова «снег»? Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают ощущения. Что такое реальная действительность? Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке? Все окружающие нас объекты воздействуют на органы чувств. Вас угостили яблоком. Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек?
«Познание» — Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний. Тема: Знание и познание. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Социальные и гуманитарные знания взаимопроникаемы.
Источник
Презентация к открытому уроку по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии на тему «Теория познания.Сущность процесса познания»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Теория познания Сущность процесса познания 12 ноября 2015 г.
План Познание как философская проблема. Философское учение о познании Многообразие форм духовно-практического освоения мира. Агностицизм и скептицизм Структура познания (чувственное, рациональное и интуитивное познание)
Гносеология Гносеология (от греч.) gnosis logos + знание учение Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности
Теория познания изучает: возможность и структуру познания; отношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение); причины явлений
Познание Творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире
Познание Активный творческий процесс, целью которого является достижение истины
Принципы познания объективность рассмотрения познаваемого предмета адекватность образов и прообразов процесса познания введение практики в основу теории познания
Ключевые элементы процесса познания Категории «субъект», «объект» и «предмет» — ключевые понятия для понимания сущности теории познания
Познание Субъект познания Объект познания
Субъект познания Субъект познания – это тот, кто осуществляет целенаправленную познавательную активность, тот, кто познаёт что-либо. Субъектом познания является человек или общество в целом. Субъект познания – это источник активности, действующее лицо.
Объект познания Объект познания – это то, на что направлена познавательная активность субъекта познания, то, что познаётся
Предмет познания Предмет познания — это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания
Многообразие форм духовно-практического освоения мира Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определённые этапы развития На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных формах, выработанных в ходе истории человечества
Формы познавательной деятельности Мифологическое познание Религиозное познание Эстетическое познание Моральное познание
Мифологическое мировоззрение Исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Мифология — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Функции мифологического мировоззрения: обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях; объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания; моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения; регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.
Характерные черты: Антропоморфизм — олицетворение явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека. Отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью. Генетизм – определение природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Представления об универсальном типе родственной связи
Основные исторические формы: Тотемизм (мировоззрение рода) – отражение индивидуально-родовой зависимости человека от основных объектов охоты и собирательства (образы мифических человекоживотных) Культ предков (мировоззрение племени) – отражение господства над человеком природных сил и стихии и их олицетворение ( образы антропоморфных богов) Анимизм – отражение властвования на человеком социальных сил ( порождение представления о душе, существовании души и тела)
Моральное мировоззрение Опыт и мудрость как принципы формирования и развития мировоззренческой культуры с необходимостью ведут человека к сфере морали. Мораль – это форма духовного освоения действительности, форма общественного сознания. Это специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе.
Основные структурные элементы: моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.) моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.) моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.) морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность)
Социальные функции морали: Регулятивная Мировоззренческая Оценочно-императивная Воспитательная. Познавательная. Коммуникативная. Гуманизирующая.
Собственно же идеальную сторону морали представляет моральное сознание. Вследствие того, что мораль целиком есть способ практически-духовного освоения действительности, именно моральному сознанию там принадлежит основная роль. Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.
Выполнила студентка 2 курса, группы 25-Т, Корнева Вера Николаевна.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) — это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире.
1) Догматизм (Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.) 2) Многозначность (Религиозные образы допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные.) 3) Центрально место в любом религиозном мировоззрении всегда занимает образ или идея Бога. 4) Скрытая иррациональность , которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. 5) Признание примата духовного над телесным
В Древнем мире, средних веках и новом времени религия занимала важное место. Так как большинство знаний люди черпали именно из Библии. В настоящее время, в связи с ростом уровня образования и появлением многих других источников знания, религия постепенно начинает утрачивать свою место в жизни человека.
Эстетическое мировоззрение — восприятие мира с точки зрения красоты. Оно свойственно творческим людям с художественно-образным мышлением.
1)Познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности. 2)Как и моральное, но в отличие от чувственного (ощущений, восприятий и представлений), не дается с рождением, а воспитывается. 3)Входит в число духовных способов познания и деятельности; 4)Не нацелено, в отличие от научного мировоззрения, на конкретную пользу. 5)Познание мира с помощью созерцания, а не анализа. 6)Носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее.
Каждому человеку присуще эстетическое мировоззрение. Но люди, занимающиеся искусством, видят мир по-другому, в отличие от тех, кто никак не относится к искусству. Во все времена эстетика занимала важное место в жизни человека и общества.
Исходный вопрос теории познания Познаваем ли мир? Философские позиции по этому вопросу Пессимистическая позиция Оптимистическая позиция
Пессимистическая позиция формируется ещё в античной философии Пиррон Около 360-270 до н.э. – древнегреческий философ В законченном виде пессимистическая позиция отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму.
Скептицизм Не отрицает возможности познания мира Выражает сомнение в том, что познание мира возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем
Основные аргументы скептицизма Чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения Чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас Нельзя доверять и разуму, так как любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя
Развитая форма пессимизма Агностицизм От греч. agnostos — непознаваемый Философское течение, которое отрицает познаваемость объективного мира
Агностицизм Юма Дэвид Юм 1711-1776 Дэвид Юм полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения – материальные предметы, наше сознание или Бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний.
Агностицизм Канта Иммануил Кант 1724-1804 Действительный мир (мир «вещей-в-себе») принципиально непознаваем. Всё, что мы можем познать, — лишь феноменальный мир, мир видимости, до неузнаваемости искажённый нашими чувствами и опытом.
Оптимистическая позиция Большая часть философов считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно всё глубже и глубже проникает в её тайны Философы по-разному определяют, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму
Сенсуалисты (эмпирики) Новое знание можно получить только на основе чувственного опыта Рационалисты Сторонники первенства разума в познании, считают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны
Сенсуализм и рационализм Философские направления, которые противоречат друг другу Это дополняющие друг друга философские направления Чувства и разум можно рассматривать как две стороны единого процесса познания мира
Структура познания Основные уровни познания Чувственный (эмпирический) Рациональный уровень Ненаучные способы познания
Чувственное познание Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Формы чувственного познания Ощущение Элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета Ощущение вкуса, цвета, запаха, звука (кислый, жёлтый) Восприятие Совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ Представление Чувственный образ предмета, возникающий в сознании в отсутствие этого предмета Когда мы не видим лимон, но можем его представить и даже поморщится при этом
Рациональное познание Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума)
Формы рационального познания Понятие Мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщённой форме Понятия «человек», «стол» и др. Суждение Отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий «Золото есть металл» Умозаключение Рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие Золото – металл. Все металлы электропроводны. Вывод: Золото проводит электрический ток. Гипотеза Умозаключение, которое построено на обоснованном предположении, предугадывании вероятной сущности каких-либо ещё недостаточно изученных объектов Гипотеза образования шаровых молний Теория Система обобщённого научного знания о том или ином явлении действительности Теория Большого взрыва
Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным». Кроме того, наука всегда имеет в виду практическую полезность, а это, по Бергсону, одностороннее видение. Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь. Анри Бергсон 1859 — 1941 Интуитивный метод познания
Интуиция Способность получить новое знание «по наитию», «в озарении» Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне Решение проблемы приходит на основе прошлого опыта и в процессе напряжённых размышлений над проблемой
Для ученого воображение важнее, чем знание Альберт Эйнштейн 1879 — 1955
Творческое задание Вы стали свидетелем появления в небе неопознанного летающего объекта (НЛО) и попытались понять, что это было. Какие формы и методы познания вы будете использовать в процессе изучения явления и почему? Вы в составе группы физиков, работающей на большом адронном коллайдере, открыли новую элементарную частицу. Необходимо проанализировать результаты работы и определить характеристики открытия. Какие формы и методы познания вы будете использовать в процессе изучения открытия и почему? В «Мадридском кодексе» Леонардо Да Винчи обнаружен чертеж необычной машины и вы пытаетесь понять, что это за изобретение. Какие формы и методы познания вы будете использовать в процессе изучения открытия и почему?
Номер материала: ДВ-428506
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Пскове открылся инклюзивный парк для людей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Петербургская школьница набрала 300 баллов на ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Сдать ЕГЭ по шести предметам смогут участники в резервный срок 28 июня
Время чтения: 3 минуты
Более 800 человек удалили с ЕГЭ за нарушения в 2021 году
Время чтения: 1 минута
Злорадство назвали важным мотивом интернет-троллинга
Время чтения: 2 минуты
Большинство абитуриентов подают документы для поступления в вузы удаленно
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник