Ступени под нотами что это

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Читайте также:  Деревянные лестницы изготовление сборка

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  • мажор (по латински — dur);
  • минор (по латински — moll).

Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:

  • веселое настроение;
  • грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

    Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.

От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.

  • Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.

Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.

Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

  • I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D).

Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.

Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

  • Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?

Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.

Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.

  • Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?

Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  • Главные — I, IV, V;
  • Производные — II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

    устойчивые — I, III, V;

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  • неустойчивые — II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

Источник

Ступени звукоряда

Ступени звукоряда будем располагать в диапазоне фортепиано. Все-таки клавишные инструменты одни из самых распространенных, чего стоит только электронный синтезатор, который сейчас по цене доступен практически каждой семье.

Уроки музыки. Звукоряд. Часть 2.

Ступени звукоряда. Начинаем построение.

С чего начнем? Предлагаю начать с уже имеющегося. Мы имеем звук с частотой 440 Гц.

Он выбран не случайно. Этот звук находится в очень удобном месте звукового диапазона. Во-первых, его могут пропеть люди с разными голосами. От самого низкого мужского баса, до самого высокого женского колоратурного сопрано. Во-вторых, музыкальные инструменты делаются так, чтобы они могли аккомпанировать пению и их диапазон близок к певческим голосам. Поэтому звук на 440 Гц могут воспроизвести очень многие музыкальные инструменты.

Будем умножать/делить частоту 440 Гц на 2, чтобы получать сливающиеся звуки до тех пор, пока не выйдем за диапазон фортепиано. В результате получим ряд значений звуковых частот:

27,5Гц 55Гц 110Гц 220Гц 440Гц 880Гц 1760Гц 3520

Первая нота на звукоряде

Разместим эти частоты в диапазоне фортепиано:

Так как это первый звук, который мы поместили на звукоряд, назовем его латинской буквой А.
То, что получилось много звуков с одинаковым названием вполне нормально — все эти звуки сливаются на слух. По сути, это одна и та же нота, только звучит на разных частотах.

С высоты «космического века» мы сильно упрощенно смотрим на деятельность музыкантов в прошлом. Например, мы с легкостью употребляем такие понятия как частота, колебания в треть или четверть длины струны и тому подобное. Музыканты в давние времена никаких «герцев» не знали и до всего рассказанного выше им пришлось доходить в процессе поиска и экспериментов. Пробовались разные конструкции музыкальных инструментов, которые издавали требуемые звуки. Работа вначале шла с инструментами с диапазоном в 1 — 2 октавы, а до фортепиано человечество дошло через тысячи лет развития музыки.
Сделаем вывод:

на звукоряде располагаются периодически повторяющиеся ноты.

Продолжим наполнять звукоряд другими звуками.

Возьмем струну равную 1/3 длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:

440 х 3 = 1320 Гц

Найдем для частоты 1320 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.

Получим новый ряд звуков:

41,25Гц 82,5Гц 165Гц 330Гц 660Гц 1320Гц 2640

Расположим эти звуки на звукоряде. Для удобства на рисунке покажем не весь диапазон фортепиано, а его более узкий участок:

Вы уже поняли, как можно найти частоты музыкальных звуков для заполнения музыкального звукоряда? Берем какой-то обертон эталонной струны и для этого обертона находим сливающиеся звуки.Конечно, не каждый обертон ляжет в звукоряд, но принцип заполнения звукоряда должен стать понятным.

Для закрепления проделаем расчет частот еще одного звука в музыкальном звукоряде.

Возьмем струну равную 1/17 части длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:

440 х 17 = 7480 Гц

Для фортепиано это слишком высокий звук, поэтому сразу уменьшим его на 2 и получим частоту 3740Гц.

Найдем для частоты 3740 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.

Получим новый ряд звуков:
58,4375Гц 116,775Гц 233,75Гц 467,5Гц 935Гц 1870Гц 3740Гц

Расположим эти звуки на звукоряде.

Дабы не утомлять вас числовыми расчетами, разместим на звукоряде основные звуки (ступени звукоряда), которые можно получить работая с частями (обертонами) эталонной струны:

Всего получилось семь основных звуков.

На рисунке они обозначены разными цветами и пронумерованы. Частоты не указаны. Почему? Станет понятно позже, а сейчас скажем, что до сих пор мы имели дело с частотами, которые издают реально существующие в природе предметы (мы говорили о струнах). Эти частоты можно получить, если делить «первоначальную» струну на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей. Звукоряд в музыке составленный из таких реально существующих частот называют натуральный звукоряд.

При продвижении по звукоряду можно заметить, что с каждого восьмого звука происходит повторение семи основных звуков. Восемь на латыни — октава. Именно так назвали восемь основных музыкальных звуков подряд. Восьмой звук октавы является первым звуком следующей октавы.

На рисунке звуки подписаны названиями нот (до, ре, ми, …) откуда они произошли читайте на следующем занятии.

Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 3. Ноты звукоряда

Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:

Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, например, поперечная флейта, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:

Ступени звукоряда

Обучающая программа Свирелька:

Научиться играть на вашем
духовом музыкальном инсрументе
поможет простая обучающая программа:

Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Источник

Оцените статью