- Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I
- 1. Названия звуков
- 2. Названия октав
- 3. Размещение нот на нотоносце
- 4. Скрипичный ключ
- 5. Нотное обозначение длительности звуков
- 6. Размер 2/4
- 7. Восьмые в двухдольном такте
- 8. Запись песни со словами и без слов
- 9. Мажор и минор. Тоника
- 10. Гамма ДО мажор
- 11. Тоническое трезвучие
- 12. Вводные звуки
- 13. Полутон и тон
- 14. Диез, бемоль, бекар
- 15. Ключевые и неключевые знаки альтерации
- 16. Тональность СОЛЬ мажор
- 17. Тональность ФА мажор
- 18. Транспозиция
- 19. Пауза
- 20. Музыкальная фраза
- 21. Реприза
- 22. Басовый ключ
- 23. Тональность ЛЯ минор
- Ступени которые окружают тонику
- Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
- Почему эти ступени называются главными?
- Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
- Как называются все остальные ступени?
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I
1. Названия звуков
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Названия белых клавиш фортепиано:
- Белая клавиша между двумя черными — РЕ.
- Две белые клавиши справа от РЕ — МИ, ФА.
- Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) — СОЛЬ, ЛЯ.
- Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) — СИ, ДО.
2. Названия октав
Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.
Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.
Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.
Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.
3. Размещение нот на нотоносце
Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.
Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.
4. Скрипичный ключ
Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:
ДО — на первой дополнительной линии, РЕ — под первой линией, МИ — на первой линии, ФА — между первой и второй линиями, СОЛЬ — на второй линии, ЛЯ — между второй и третьей линиями, СИ — на третьей линии.
5. Нотное обозначение длительности звуков
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота (круг) без палочки — целая нота.
Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.
Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота
Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.
Основное деление длительности звуков:
Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые
Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.
6. Размер 2/4
Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.
Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.
7. Восьмые в двухдольном такте
Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.
Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть
Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые
Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.
8. Запись песни со словами и без слов
Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.
Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.
9. Мажор и минор. Тоника
Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
10. Гамма ДО мажор
Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.
Ступени гаммы ДО мажор: ДО — I, РЕ — II, МИ — III, ФА — IV, СОЛЬ — V, ЛЯ — VI, СИ — VII, ДО — снова I.
11. Тоническое трезвучие
Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.
Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО — I, МИ — III, СОЛЬ — V.
12. Вводные звуки
Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).
Вводные звуки в ДО мажоре: СИ — РЕ.
Восходящий вводный звук в ДО мажоре — СИ.
Нисходящий вводный звук в ДО мажоре — РЕ.
Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.
Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.
13. Полутон и тон
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.
Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:
ДО-РЕ — тон, РЕ-МИ — тон, МИ-ФА — полутон, ФА-СОЛЬ — тон, СОЛЬ-ЛЯ — тон, ЛЯ-СИ — тон, СИ-ДО — полутон.
14. Диез, бемоль, бекар
Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.
Диез — знак повышения звука на полтона: #
Бемоль — знак понижения звука на полтона: b
Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Названия черных клавиш фортепиано:
- Черная клавиша между ДО и РЕ — ДО-диез или РЕ-бемоль.
- Черная клавиша между РЕ и МИ — РЕ-диез или МИ-бемоль.
- Черная клавиша между ФА и СОЛЬ — ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
- Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ — СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
- Черная клавиша между ЛЯ и СИ — ЛЯ-диез или СИ-бемоль.
15. Ключевые и неключевые знаки альтерации
Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.
16. Тональность СОЛЬ мажор
СОЛЬ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:
- СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).
Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:
Гамма Соль мажор и ее ступени:
- СОЛЬ — I, ЛЯ — II, СИ — III, ДО — IV, РЕ — V, МИ — VI, ФА-диез — VII, (СОЛЬ) — I.
Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:
Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:
17. Тональность ФА мажор
ФА мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).
Звуки, из которых состоит ФА мажор:
- ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).
Ключевой знак в тональности ФА мажор:
Гамма ФА мажор и ее ступени:
- ФА -I, СОЛЬ — II, ЛЯ — III, СИ-бемоль — IV, ДО — V, РЕ — VI, МИ — VII, (ФА) — I.
Тоническое трезвучие в ФА мажоре:
Вводные звуки в ФА мажоре:
18. Транспозиция
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.
При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.
19. Пауза
Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.
Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.
Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.
Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.
20. Музыкальная фраза
Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.
Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».
21. Реприза
Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.
22. Басовый ключ
Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы — между второй и третьей линией.
23. Тональность ЛЯ минор
ЛЯ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.
Гамма ЛЯ минор и ее ступени:
ЛЯ — I, СИ — II, ДО — III, РЕ — IV, МИ — V, ФА — VI, СОЛЬ — VII, (ЛЯ) — I.
Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ — I, ДО — III, МИ — V.
Источник
Ступени которые окружают тонику
Понятие «Тоника» было затронуто в статье «Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника.». В этой статье мы рассмотрим тонику более подробно.
Что о тонике нам говорит словарь? «Тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные. Тоника — 1-я, начальная ступень гаммы любого лада». Всё правильно. Однако это неполная информация. Поскольку тоника должна создать ощущение завершённости, покоя, то при определённых условиях роль тоники может выполнить любая ступень лада, если эта ступень окажется более «устойчивой» относительно других.
Главная тоника
Если посмотреть на всё музыкальное произведение или его законченную часть, то главной тоникой будет именно 1-я ступень лада.
Местная тоника
Если мы рассматриваем часть произведения и обнаруживаем устойчивый звук, к которому стремятся другие звуки, то он будет местной тоникой.
Не музыкальный пример: мы едем на автомобиле из Москвы в Брест. Брест у нас — главный пункт назначения. В пути мы делаем остановки для отдыха, немного стоим на границе, заезжаем в Белорусские зáмки — это местные пункты назначения. Зáмки оставляют у нас впечатления, обычные остановки для отдыха мы помним плохо, редко обращаем на них внимание, а пассажир Вася вообще спит и не замечает ничего. Зато Брест Вася, конечно, увидит. Ведь Брест — главная цель нашей поездки.
Аналогия должна прослеживаться. В музыке также есть главная тоника (в нашем примере это Брест) и местные тоники (остановки на отдых, граница, зáмки).
Устойчивость тоники
Если рассмотреть главную и местные тоники, то мы увидим, что степень устойчивости этих тоник разная (пример будет ниже). В одних случаях тоника — как жирная точка. Называют такую тонику «закрытой».
Есть тоники местные, которые довольно устойчивы, но подразумевают продолжение. Это «открытая» тоника.
Гармоническая тоника
Эта тоника выражается интервалом или аккордом, как правило, консонирующим. Чаще всего это мажорное или минорное трезвучие. Так что тоника может быть не только одним звуком, но и созвучием.
Мелодическая тоника
А эта тоника выражается именно звуком (устойчивым), а не интервалом или аккордом.
Пример
Теперь давайте рассмотрим всё вышесказанное на примере:
Этот фрагмент написан в тональности Ля-минор. Главная тоника — нота ля, поскольку она является I-й ступенью в звукоряде тональности Ля-минор. Мы нарочно во всех тактах (кроме 4-го) в качестве аккомпанемента берём аккорд Ля-минор, чтобы Вы слышали различную степень устойчивости местных тоник. Итак, разбираем:
Такт 1. Большим красным кругом обведена нота Ля. Это главная тоника. Хорошо слышно, что она устойчива. Маленьким красным кругом обведена также нота Ля, которая также хорошо устойчива
Такт 2. Большим красным кругом обведена нота До. Мы слышим, что она довольно устойчива, но уже не является той самой «жирной точкой». Она требует продолжения (открытая тоника). Дальше — интереснее. Маленьким красным кругом обведена нота До, которая является местной тоникой, а нота Ля (в синем квадрате) вообще никак не проявляет тонических функций!
Такт 3. В красных кружках находятся ноты Ми, которые довольно устойчивы, но требуют продолжения.
Такт 4. В красных кружках ноты Ми и Си. Это местные тоники, которым подчиняются остальные звуки. Устойчивость звуков Ми и Си значительно слабее тех, что мы рассмотрели в предыдущих тактах.
Такт 5. В красном кружке — главная тоника. Добавим, что это мелодическая тоника. Закрытая тоника. А аккорд является гармонической тоникой.
Вы познакомились с понятиями главная и местная, «открытая» и «закрытая», гармоническая и мелодическая тоники. Потренировались определять на слух разные виды тоник.
Источник
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.
В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.
- Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
- Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
- Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
- Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).
Почему эти ступени называются главными?
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.
Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.
В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.
Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.
Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.
Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.
Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.
Как называются все остальные ступени?
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.
Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.
Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).
Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.
Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!
Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор
Источник