- Статья 10. Структура системы образования
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
- Образование — что это
- Функции образования
- Виды, уровни и ступени образования
- Разные подходы к построению системы образования
- Формы обучения
- Отрасли (виды) образования
- Комментарии и отзывы (5)
Статья 10. Структура системы образования
Статья 10 . Структура системы образования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
1. Система образования включает в себя:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.
А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни:
- Общее – это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают такие предметы, как родной язык и литературу, биологию, физику и другие, составляющие основу мировоззрения (что это?) любого человека. С их помощью ребенок развивает свои способности, определяются его умственные возможности и профессиональные наклонности;
Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
- воспитательная – привитие индивиду морально-нравственных ценностей, культурно-исторического опыта и правил поведения;
- образовательная — собственно обучение;
- социализация – вхождение в социум и успешное пребывание в нем;
- подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни.
- приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
- Экономическая — государству нужны грамотные специалисты, которые смогут покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет.
- Социальная — стране нужны люди, способные трудиться в коллективе и хорошо ладить друг с другом. Без социализации (что это такое?) никак не обойтись. Начинается она в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях.
- Культурная — передача будущему поколению всей накопленной за века культуры, опыта, традиций и мировоззрений. Не зная прошлого невозможно построить будущее.
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
- социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
- гуманистическая;
- социальный контроль;
- распространение культуры в обществе;
- воспроизводство социаьных типов культуры;
- инновации в сфере культуры;
- формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
- формирование ценностных ориентаций;
- воспитательная функция;
- обучающая функция;
- социализация личности.
- социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:
- формирование профессиональной среды;
- перераспределение ресурсов;
- социальная селекция (что это такое?);
- профессиональный отбор;
- активизация социальных перемещений;
- функция социального и культурного изменения;
- профориентационная работа.
- социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.
Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
- получение нового социального статуса (что это такое?)
- создание дружеских и деловых связей (и даже семейных — девушки часто идут в вузы именно за этим)
- возможность получить работу по распределению
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
- Дошкольное – ясли, детский сад, развивающие кружки.
- Общее (школьное) – позволяет получать ребенку базовые знания. В свою очередь, делится на:
- начальное – это младшие школьные классы с 1 по 4. На этом уровне дети знакомятся с примитивными научными знаниями о действительности, обнаруживают свои таланты, развивают личность в процессе решения прикладных задач;
- основное – 5-9 классы (в России и многих других продвинутых странах человек обязан иметь минимум 9 классов образования). В этот период школьники развивают обнаруженные способности и интересы;
- среднее образование – это знания, которые получают школьники 10-11 классов, является обязательным для поступающего в ВУЗ. В отдельных европейских государствах среднее образование составляет не два года, как у нас, а три и даже четыре. Поэтому наши аттестаты не везде считаются действительными, что лишает возможности русских людей студенческого возраста поступить в иностранное высшее заведение.
Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.
- Профессиональное – тоже делится на 4 уровня образования:
- начальное – профессиональные лицеи и ПТУ (туда можно пойти после 9 обязательных классов в школе);
- среднее – колледжи и техникумы;
- высшее – институты и университеты, дающие диплом бакалавра, специалиста и магистра;
- послевузовское – обучение в аспирантуре и докторантуре (наивысшие формы образования). Первое является повышением квалификации и подготовкой к получению ученой степени кандидата наук. Второе готовит кандидата к званию доктора наук.
Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное образование (обязательно) | 1 |
2 | основное общее образование (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее образование | 2 |
4 | начальное профессиональное образование длительностью в 1 год | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности | |
11 | послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:
- Культуросообразный – представители этого подхода считают, что изначально у человека нет определенных задатков, индивидуальных способностей.
Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
Что такое образование с точки зрения природосообразного подхода? Этот взгляд зародился еще во времена античности и укрепился в тот момент, когда ученые начали исследовать геном человека. Было выявлено, что все люди имеют собственный генотип (это что?), от которого и зависят способности.
» alt=»»>
Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:
- Очная (традиционная) – обучающийся ходит на учебу, как на работу: каждый день, кроме выходных (школьники, студенты).
- Заочная – предоставляемый учебным заведением материал самостоятельно изучается дома, возможны посещения специальных лекций и семинаров (что это такое?), сдача экзаменов в очной форме. Заочная форма дает студенту возможность работать и учиться одновременно.
- Экстерн – самостоятельное обучение с аттестацией в образовательном учреждении. При этом ученик может сдать за один раз (или в течение года) экзамены по программам за 2 и даже 3 года.
- Индивидуальный план обучения – составляется, согласно возможностям обучаемого.
- Дистанционная форма – процесс образования происходит на расстоянии с помощью интернета. Когда-то такая форма производилась посредством писем, которые слали друг другу ученик и преподаватель. Сейчас это так называемые вебинары (что это?).
Отрасли (виды) образования
Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):
- психологическое образование;
- радиотехническое;
- архитектурное;
- юридическое;
- математическое;
- художественное;
- историческое;
- духовное;
- экономическое;
- деловое;
- военное;
- педагогическое;
- музыкальное;
- медицинское;
- энергетическое;
- сельскохозяйственное;
- транспортное;
- строительное;
- горное;
- естественнонаучное;
- журналистское.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (5)
Думаю наш уровень образования крепкий середняк, и то с натяжкой. Специалистов вузов как правило забирают в Европу.
Хорошая статья. Спасибо!
Современное образование в нашей стране — кипа ненужной информации, которая в одно ухо влетает, а в другое вылетает, в то время, как действительно важная и нужная информация в образовательную программу не входит.
Современное образование давно требует реформирования. Оно дает массу ненужных, оторванных от реальности знаний вместо необходимых для жизни навыков.
Образование не должно лежать под политикой! образование, как таковое, должно существовать, независимо от политики. особенно история! без неё народ, население, НИЧТО
Источник