«Этапы формирования навыка письма»
статья по теме
В данном материале раскрываются этапы формирования навыков письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_formirovaniya_navyka_pisma.docx | 82.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
Первый этап — аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания . При этом большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребенок, степень осознания выполняемого действия. К сожалению, существующая методика построена на принципе “механического копирования”, при котором ведущая инструкция — “смотри и делай как я”. Увы, дети “видят” все по-разному и чаще закрепляют в процессе обучения свои же ошибки. Ситуация осложняется тем, что взрослые не всегда могут объяснить, что и как делать.
Второй этап условно назван синтетическим . Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап — автоматизация — и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость .
Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное — это упражнения и тренировка, тренировка и упражнения. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа — это осознанная деятельность (а не только механические упражнения). До тех пор, пока ребенок не осознал , не осмыслил , “как делать” (т. е. не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы — схему, траекторию движения — “откуда начать, куда вести, где закончить”), пока не сформирована задача действия, “упражнять” ребенка не только бессмысленно, но и вредно. “Перескок” через два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.
ПРАВИЛО 1 . Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития не просто трудно понять и описать словами всю последовательность своих действий, т. е. сформулировать самому алгоритм (программу) движения, но для большинства 6—7-летних детей это практически невозможно. Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда только овал (а не был разным в букве “о”, “а” “ф” и т. д.).
В русском курсивном письме не так уж и много элементов. В строчных буквах это прямая черта; черта с закруглением внизу (крючок); черта с закруглением вверху и внизу ( г ); овалы (о); правые и левые полуовалы; есть еще начальный элемент букв л, м, я ; короткие петли, петли выходящие вверх и вниз за строку, точки.
Для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам; все элементы должны быть стандартизированы.
ПРАВИЛО 2 . Следующий шаг — объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее “клеточку” и располагать в ней букву.
Хорошо помогает ребенку подробное объяснение хода движения: начинаю. веду. довожу до. и т.п. Важно, чтобы в инструкции, которую мы используем при объяснении, не было ни одного непонятного слова. Лучше не использовать слова, которые имеют двойной смысл. Помните — инструкция должна быть по возможности краткой и четкой.
О ПОЗЕ ПРИ ПИСЬМЕ, РУЧКЕ И ТЕТРАДИ
Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.
Как надо сидеть при письме?
- Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
- Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
- Придерживать тетрадь левой рукой (для праворуких).
- Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б). Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради. Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
Итак, правильная поза при письме:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола (рис. б)
Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7). По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.
- Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:
- нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
- особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;
- необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
- несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
- попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
- выполнить все задания в медленном темпе.
- Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо (рис. 8):
- ручка должна составлять одну линию с рукой;
- рука при этом должна располагаться под линией письма;
- особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; тетрадь располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
- правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
- свет при письме падает справа.
Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца, (рис. 9).
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
Рис. 6 Правильная поза при письме праворукого ребенка
Рис. 7 Положение тетради при письме:
А – у праворукого ребенка
Б – у леворукого ребенка
Рис. 8 Правильная поза при письме леворукого ребенка
Источник
Первоначальное обучение письму. Ступени формирования навыка письма у младших школьников
Обучение письму – это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.
Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма.
Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений. Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить передачу на письме собственных мыслей, тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи.
Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей, хотя бы и в виде всего лишь одного слова, становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей-четвертой неделе обучения грамоте. На втором месяце дети могут записать предложение из двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце два или даже три небольших предложения. Для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было уже своим собственным словом, выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт.
Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.
Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.
В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:
1) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;
2) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель и пр.;
письмо отдельных букв, строчных и прописных, без соединения с другими буквами;
3) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.
Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой.
В период обучения грамоте наблюдения учителя за правильной посадкой, за положением тетради, за тем, как школьник держит ручку (тремя пальцами), каков наклон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечо пишущего), за правильным положением рук, головы, ног, за расстоянием между тетрадью и глазами пишущего, за линией спины – задача огромной важности, от ее решения зависит очень многое в дальнейшем обучении письму, а также и в здоровье ребенка, в развитии его осанки, зрения.
Помимо общих правил письма, в школе соблюдаются еще некоторые гигиенические требования: соответствие парты росту и пропорциям тела ученика, во избежание нарушений осанки; расстояние от первой парты до доски не менее 2 м, от последней парты — не более 8 м; свет падает с левой стороны сидящих учеников; у доски должны быть дополнительные светильники с отражателями; высота доски нижнего края 85 см от пола, доска матовая.
Продолжительность непрерывного письма в период обучения грамоте не должна превышать 5 минут. После каждого «сеанса» письма дети должны переменить форму деятельности и обязательно посмотреть вдаль, например на доску. Достаточное кол-во физкультминуток – 2-3.
Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эффективность обучения и работоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическое развитие.
Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв по составу и начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.
Методы обучения письму.
Суть: постепенный переход от простых форм букв к более сложным.
Суть: буквы можно объединить в группы по наличию в них общих элементов => выстраивается логика строения букв.
3) Поэлементноцелостный метод.
Предполагает перевод зрительных элементов в двигательные комплексы и с помощью системы аналитико-синтетических упражнений приводит к выработке у детей умения правильного и безотрывного воспроизведения букв и их элементов.
Суть: письмо под счёт. Результат – чёткость, плавность, ритмичность, ускоренный темп письма. Опасен тем, что его можно неправильно применить, учитель должен понимать сущность (любое движение к себе считать цифрами, движение от себя считаем ).
Суть: обведение элементов, букв, соединений для отработки необходимых рабочих движений. Приёмы: обведение трафаретов; воздушное обведение буквы; письмо на кальке или на целлофане.
Суть: использование тетрадей с разными видами разлиновки (в 1 линейку; тетради с узкой линейкой; тетради в косую линейку; письменный стан; сетка).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Первоначальное обучение письму. Ступени формирования навыка письма у младших школьников
Первоначальное обучение письму. Ступени формирования навыка письма у младших школьников
Первоначальное обучение письму. Ступени формирования навыка письма у младших школьников
Источник