Ступени этнического развития человечества является

Стадии развития этноса

Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм самовоспроизводящий себя на основе передачи новым поколениям исторического опыта и культуры. В процессе развития этноса, каждый этнос проходит несколько исторических этапов и соответствующих им типов этнической общности. Исторически развиваясь этнос проходит стадии племени, народности и нации.

Первоначально, основой для объединения служили брачные связи между родами — фратриями. В дальнейшем, по мере освоения общей территории и развития производственных сил, возникает общность экономических и политических интересов, что приводит к формированию племенной организации.

Высшей ступенью развития племенной организации, предшествующей появлению государства, является союз племен. Он возникает путем объединения нескольких племен для достижения конкретной цели, будь то война, сооружение ирригационной системы или миграция, и является переходным состоянием этноса от племени к народности.

Народность — вид этноса, сформированный на основе консолидации племен, вызванной укреплением социально-экономических и политических связей между ними, и характерной общностью культуры, языка и образа жизни. Главными показателями формирования народности является возникновение государства и общей религии. Развитие социальных связей внутри государства, переход от натурального к товарному хозяйству и установление капиталистических экономических отношений, предопределяет возникновение на основе народности более совершенной формы этноса — нации.

Традиционно в российской социологии используется следующее определение нации: «Нация — исторические сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, психического склада, жизни, проявляющаяся в общности культуры».

Читайте также:  Лестница координационная 12 ступеней 51 540 см

У данного определения, есть серьезные минусы, в частности — размытость границ понятия нации, поэтому все чаще используется другое определение, согласно которому «Нация — высшая форма жизни развитого этноса, отличающаяся развитым самосознанием, единым унифицированным литературным языком, распространяющимся через системы образования, литературу и средства массовой информации, развитием профессиональной культуры и искусства, а также социальной классовой структурой, присущей индустриальному обществу, сформировавшемуся в рамках национального государства».

Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии (страны Африки, где многие этносы были разделены границами между государствами); и в результате интенсивных миграций (например, США). [1] [2]

Многонациональное государство состоит из более чем одной этнической группы, в отличие от этнически однородных обществ. Фактически же многонациональными являются практически все современные национальные сообщества. Дэвид Уилш (David Welsh) в статье «Внутренняя политика и этнические конфликты» («Domestic politics and ethnic conflict», Brown, Michael E.), изданной в 1993 году в Принстонском университете в работе «Этнические конфликты и международная безопасность» («Ethnic Conflict and International Security»), утверждал, что менее 20 из 180 независимых государств могут называться этнически и национально однородными, но таковыми они могут называться лишь если национальные меньшинства в нём составляют менее 5 % от общей численности населения. [3] Поэтому Саджит Чудри (Sujit Choudhry) утверждал, что: «рост этнокультурно однородных государств, если он и был, то закончился». [4]

Читайте также:  Изготовление фурнитуры для лестниц

21 Национализм и его формы; основные проявления воинствующего и защитного национализма.

Национализм – это идеология и политика, для которых характерны идеи превосходства и исключительности «своей» нации, стремление к национальной замкнутости и представление только собственных интересов.

Национализм особенно «расцвел» в процессе образования нации и проявляется в двух формах. Условно его можно разделить на «воинствующий» и «защитный».

Воинствующий национализм – агрессивный национализм стран, стремящихся подчинить себе другие народы, чтобы использовать их земли и возможности в своих интересах.

Для него характерны пренебрежение к интересам других наций, призыв к насилию против них, разжигание национальной вражды и ненависти.

Основные проявления воинственного национализма:

1. колониализм — система господства более сильных государств над другими странами и народами (захват их территорий, своекорыстное использование их ресурсов, подавление самостоятельности).

2. Расизм — разделение человеческих рас и наций на «полноценные» и «неполноценные» и политика притеснений, дискриминации «низших» рас «высшими».

3. апартеид — политика (до 1990-х гг.) изоляции и дискриминации «цветного» населения ЮАР (примерно 80% всех жителей) со стороны представителей белой расы (около 20%).

4. антисемитизм — политика враждебного отношения и ущемления в правах, преследованиеи даже истребление (как гитлеровский геноцид) евреев.

Защитный национализм – национализм народов, пострадавших от притеснений со стороны других стран и стремящихся обезопасить себя от нового внешнего подчинения. Этот национализм, хотя и вызывает сочувствие и понимание, но тоже таит в себе большие опасности, ибо на его волне могут рваться налаженные связи между этносами-соседями, возникают экономические трудности и конфликты

23. две тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция и дифференциация.

Интеграция:
1)Тенденция развития наций и межнациональных отношений, ведущая к ломке национальных перегородок и развитию общения в сфере культуры.
2)углубление экономических отношений с другими нациями
3)Национальные интересы требуют от нации сохранения своей неповторимости, уникальности.
Дифференциация:
1)стремление к национальной независимости
2)развитие национальной культуры
3)Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами.

24 Социальные институты: сущность и структура, виды и функции; понятие институционализации.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Структуру социального института образуют:

§ социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

§ совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

§ система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

§ идеологические обоснования деятельности социального института;

§ социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Источник

Основные этапы этнической революции общества

Этносоциология как научная дисциплина и проблемы ее исследования: этнос, как социокультурная система, этническая идентичность, стратификация и их восприятие. Понятия и формирование этноса, основные этапы его развития и современные этнические процессы.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.05.2014
Размер файла 20,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каждый человек идентифицирует свою принадлежность к определенному сообществу. Этническая самоидентификация является одной из ее базовых идентификационных практик. Чувство этнической общности в древних обществах было первым в размежевании на «своих» и «чужих». Этническое самоопределение человека является значительно более существенным по осознание территориальной обособленности. В этничности отражаются особенности социальных практик, культурного наследия и т.д. Феномен этнического, национального изучают этнография, социальная антропология, история, философия, политология и др. В пространстве социологической науки проблемами этнического и национального занимается этносоциология.

Этносоциология (греч. ethnos — племя, народ) — отрасль социологии, которая исследует суть и функции различных этнических общностей (род, племя, народность, нация) с целью выяснения общих закономерностей их взаимодействия и выработки механизмов включения в существующую систему социальных отношений.

Как научная дисциплина, она существует на стыке социологии, этнографии и истории. Предмет ее — взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с явлениями и процессами этническими. Объект — особенности этнических проявлений социального. К числу важнейших проблем, которые она исследует, относятся: этнос социокультурный стратификация

— этнос, как социокультурная система;

— этническая идентичность, этническая стратификация и их восприятие;

— этническая предопределенность характерных признаков культуры и быта социальных общностей;

— этнические влияния на формирование ценностных ориентаций;

— связь национальных факторов с особенностями социальной структуры, миграционной и трудовой мобильности, урбанизации и т.п.;

— особенности социальной адаптации в иноэтнической среде;

— социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;

— сущность межнациональных конфликтов;

— этноязыковые процессы (билингвизм).

Этносоциология сосредотачивается на изучении этнической специфики общих социальных явлений, исследовании этнических проблем — национального самосознания, языка, обычаев и других элементов культуры.

1. Понятия этноса и основные этапы его развития

Основным объектом исследования этносоциологии являются этнические общности.

Этнос — истерически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими и относительными стабильными особенностями языка, культуры, быта, психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других образований (самосознаний).

Признаками, определяющими системные свойства этноса, есть: язык, искусство, обычаи и обряды, нормы поведения, привычки и т.п. В совокупности они образуют определенную этническую культуру. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории.

Основное условие формирования этноса — общность территории и языка (затем это становится его свойством ). В ходе развития хозяйственных связей под влиянием географической среды, контактов с другими народами складываются характерные черты материальной и духовной культуры, вырабатывается национальная психология самосознании, утверждается экономика. Иногда формированию этноса способствует общность религии. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём этнических однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации.

Для устойчивого существования этнос стремится к социально-территориальной организации — государству.

Современные нации — продукт восходящего капитализма. Им предшествовали племя и народность.

Племя — форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе племени лежат родовые отношения. Племя объединяло 2 или несколько родов и имело свой язык, территорию, нравы и обычаи. Для племени характерно наличие формальной организации, что проявляется в наличии вождя или племенного совета. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивая ему определённую долю производственного продукта, право участия в общественной жизни. С развитием производительных и социальных отношений происходит процесс укрупнения племён, образуются союзы племён. Кровнородственные связи постепенно перестают быть основой этнических общностей, всё сильнее становятся связи социальные. Вытеснение родовых отношений товарными и приводит к росту племён и к объединению их в народности.

Народность- форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающейся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладения и феодализма, предшествует образованию наций.

Народность — качественно новая общинная организация людей, основанная на территориальных и экономических связях людей, при наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей — классов.

Народности существует и ныне и не только в развивающихся странах, но и в некоторых развитых индустриально государствах (в Великобритании живут уэльсцы, нормандцы, галлы, во Франции — британцы и корсиканцы, в Российской федерации и в Сибири, и на Севере, на Дальнем Востоке — эвенки, юкагиры, нивхи и др.). Наиболее крупные народности консолидируются в нации.

Зарождение и развитие капиталистических отношений и привело к появлению наций. Нации — неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи капиталистического развития. Нации образуются путём объединения различных народностей на базе преодоления феодальной раздробленности, формирования капиталистического производства, требующего глубокого разделения труда, широких и прочных экономических связей, обширного и единого рынка и т.д.

Естественно нация — социально-историческое явление возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда утрачиваются экономические связи между отдельными регионами, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации нации играет государство, хотя наличие государственности — необязательный признак нации.

Нация- исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственно прежде всего общность условий жизни, т.е. экономических, общность территории, языка, известных черт психологии (сознания, интереса, национальный менталитет и т.п.). Национальный склад характера, проявляющиеся в особенностях своеобразия культуры и быта. Нация — высшая форма развития этноса. У нации уже может не быть территориальной общности, не обязательным является и наличии общего языка и религии. Объединяющим началом для нации являются общие социальные институты, нормы и ценности. Иногда нации превосходят по численности племя и народности в сотни раз. Между племенем, народностью и нацией отношения эволюционные.

Племя является самой примитивной, наиболее простой формой этнического общества, народность и нация это следующие стадии этнических объединений.

Обязательным признаком этнической общности является наличие национального самосознания — осознание общности и родства происхождении всех членов данного этнического сообщества, осознание того факта, что все члены сообщества имеют общую историю и обусловленные этой историей обычаи и традиции.

Особо следует отметить также наличие особого национального характера — общих черт поведения и реагирования на действительность, присущих членам данного коллектива.

В чем различие между нацией и народом. Народ — в обычном смысле — население государства — строго научном — исторически изменяющаяся общность людей, включая в себя ту часть, те слои, социальные классы населения, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

В современном мире проживает около 3,5 тыс. наций, народностей и племён. В Европе — 300 наций и народностей, в США, Канаде, Латинской Америке — 600, в Азии, Африке, Австралии — более 2600 племён, наций и народностей.

2. Формирование этноса

Условием формирования этноса является общность территории и общность языка. Территория является естественной базой взаимодействия и объединения людей. Территориальная близость явилась первой предпосылкой консолидации людей в общности. Наличие собственной территории является обязательным условием формирования этноса, однако сформировавшийся этнос может, при определенных условиях, существовать без своей территории (например, евреи до воссоздания Израиля в 1947 году, или цыгане).

Другим важным условием является общность или близость языка как средства коммуникации, облегчающего возникновение устойчивых социальных связей, однако у некоторых этносов общность языка является не условием, а результатом их возникновения.

Характерные для этноса черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев, нравов и психических свойств складываются под влиянием различных социально-экономических факторов и особенностей природной среды к которой люди адаптируются, и которую используют в деятельности.

Признаком законченности в формировании этноса является возникновение этнического самосознания. Этническое самосознание — это чувство принадлежности к определенному этносу, в основе которого лежит представление об общности происхождения и исторических судеб входящих в этнос людей, и представление об отличии своего этноса от других. Этническое самосознание является одной из форм социальной идентификации личностей. Внешним выражением этнического самосознания является этноним — этническое самоназвание.

Огромное влияние на формирование всех этносов оказала религия. Исключительную роль в становлении русской нации сыграло принятие в 988 году православия в качестве государственной религии Киевской Руси. По мнению П. Сорокина, основные черты русского сознания, все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой воплощение установок православия с конца IX до XVIII веков. Позднее на формирование русской нации оказывали влияние факторы светской жизни, в том числе и западная культура.

Религия явилась главным системообразующим фактором формирования специфических общностей — этноконфессиональных. Примерами таких общностей могут служить католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане в Боснии и Герцеговине.

Этническая картина мира сложна, многообразна и не укладывается в триаду «племя, народность, нация». Существует множество нестандартных этнических образований — диаспор, мигрантов, транснациональных общностей. К последним могут быть отнесены, например, сотни тысяч азербайджанцев, курсирующих между Россией, Азербайджаном и Турцией. Сегодня такие образования могут вызывать события самого высокого и непредсказуемого порядка.

3. Современные этнические процессы

Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, которые касаются условий выживания и развития этносов, проблемы территории, политической власти, языка, культуры, традиций, сохранения самобытности и т.п. Объективной предпосылкой возникновения и развития национально-этнических отношений является существование отдельных этнических сообществ, которые отличаются своими этнокультурными особенностями (народов, наций). По данным ООН в более чем 220 странах мира существует более 3 тыс. этнических сообществ. Многие из них проживают компактно, некоторые находятся за пределами одной страны. Таким этносом являются и украинцы, большие этнокультурные группы которых проживают за рубежом.

Национальные отношения никогда не существуют вне других общественных явлений: политических, духовных, социальных, экономических и др. Субъекты таких отношений часто демонстрируют особенности своего этнического сознания и самосознания. Поэтому межнациональные отношения, даже имея устойчивую объективную основу, разворачиваются в сфере чувств, иллюзий, национальных мифов и предубеждений.

Национальные отношения всегда имеют идеологический характер, находятся на пересечении культур. Субъектами их, как правило, являются отдельные этнические образования, хотя иногда и отдельные социальные группы и страты населения. Учитывая то, что современные этнические проблемы существуют в пределах государственных образований, чаще всего ведут речь о взаимоотношениях между титульными нациями и национальными меньшинствами.

К титульным принадлежат нации, которые компактно проживают на определенных территориях, дают название существующему государственному образованию (украинцы в Украине, эстонцы в Эстонии и др.). К национальным меньшинствам относят этнонациональные группы, не принадлежащие к титульным нациям (русское население в Балтии, немцы в Поволжье и др.). Существуют и многонациональные государства, в которых удельный вес нетитульных наций не меньше по сравнению с основным населением (Швейцария). Относить такие этносы к национальным меньшинствам некорректно ни в политическом, ни в культурном смысле: общность этнической судьбы, культур, даже национальных стереотипов делает все национальные образования в полиэтнических странах формально равноправными.

В Украине как многонациональном государстве по состоянию на 2012 г. проживало до 130 этнических сообществ численностью свыше 45,2 млн. человек. Это свидетельствует о том, что межнациональные отношения являются одним из важнейших факторов ее современной внутренней политики.

Поскольку в Украине существуют по меньшей мере три большие лингвоэтнические группы (до 40% здесь — украинцы, что говорят на украинском языке, почти 33% — русскоязычные украинцы и до 21% — русскоязычные россияне), сложной является и лингвистическая ситуация. В неофициальном общении согласно исследованию украинских ученых преимущества не получил ни один из этих языков, в то же время на уровне государственных институтов прослеживается попытка утвердить украинский язык как государственный во всех сферах ее функционирования.

Межнациональные отношения проявляются в экономическом, культурном, языковом и других аспектах. Часто в них доминирует разными своими гранями вопрос социальной справедливости.

Экономические национально-этнические отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этнических образований. Эти отношения воплощены в существующем общественном разделении труда в системе экономических связей между различными национально-этническими образованиями. Не всегда это является следствием сознательной практики государства. Так, в Украине благодаря особенностям расселения российской этнической группы преимущественно в центрах урбанизации процент россиян, занятых в интеллектуальной сфере, заметно выше, чем украинцев.

Политические этнонациональные отношения касаются, прежде всего, равного участия всех этнических образований в реализации политической власти в стране и решении важнейших проблем государственной жизни. Они направлены на реализацию гражданских прав и свобод представителей различных этнических групп. Часто важными в этом отношении являются вопросы государственного устройства: есть страна с федеральным образованием на демократических началах, где предусмотрено широкое участие национальных меньшинств в реализации властных полномочий, а есть страна с унитарным устройством.

Этнонациональные отношения в сфере культуры создают возможности для контактов культур разных этнических групп. В целом весь спектр этнонациональных явлений реализуется не только существованием многих национальностей в пределах определенного государства, но и благодаря системе этнонациональных интересов. Эти интересы касаются сохранения их самобытности, развития экономики, культуры этнических групп, то есть осознанного национального самоутверждения.

В межнациональных отношениях глобализирующегося мира протекают следующие наиболее характерные процессы:

1) этническая консолидация народов, т.е. развитие их самостоятельности, упрочнение национально-государственной целостности;

2) рост национального самосознания, выражающийся в повсеместном устойчивом интересе к истокам своей истории и культуры, в стремлении к самовыражению;

3) межэтническая интеграция, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах общественной жизни;

4) ассимиляция, в ходе которой народы, утратившие свой язык, традиции и культуру, усваивают традиции и культуру других народов;

5) распространение западной, в значительно степени американизированной, поп-культуры, подрывающей основы национальной социокультурной самобытности и идентичности.

Межнациональные отношения существуют и на личностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Эти отношения носят весьма деликатный характер ввиду ранимости национальных чувств людей. Здесь особенно важны такт и взаимная терпимость, основывающаяся на знании нравов, обычаев и традиций других народов. Культура межнационального общения является одной из важнейших характеристик современного цивилизованного общества.

В странах, идущих по пути создания инновационной экономики и соответствующей ей социальной среды, актуален вопрос о содержании национальной идентичности, способах выработки и укрепления общих для ее граждан ценностей и смыслов.

Список использованной литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996.

2. Захарченко М.В., Погорілий О.І. Історія соціології від античного періоду до початку ХХ ст. — К., 1993.

3. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

4. Социология для технических вузов. — Ростов-на-Дону, 2001.

5. Якуба Е.А. Социология. — Харьков, 1996.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные положения теоретических традиций в этносоциологии. Анализ смыслового содержания категорий: этнос, нация, этничность, их основные признаки и адекватное понимание. Феномен этнической идентичности: самосознание, ценности и ценностные ориентации.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 23.09.2012

Типы этнической идентичности. Когнитивный и аффективный компоненты структуры этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность (норма). Этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм. Осознание этнической идентичности и ее основные виды.

реферат [31,8 K], добавлен 07.12.2010

Определение понятия и основные концептуальные модели развития этноса. Формирование этнографических гипотез. Развитие этнологии в России. Теоретические подходы понимания этничности. Роль традиции в становлении идентичности в мультикультурных обществах.

реферат [46,4 K], добавлен 28.07.2010

Понятия идентичности, этничности, нации, этноса. Примордиалистский и конструктивистский подход к этнической идентичности. Этногенез узбекского народа, создание национального государственного образования и самосознания для формирования новой идентичности.

дипломная работа [113,0 K], добавлен 29.10.2010

Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

контрольная работа [20,0 K], добавлен 04.01.2012

Теоретические подходы к изучению феномена межэтнических семей и браков. Межэтнические семьи в современной России как предмет исследования. Формирование этнической идентичности в условиях мегаполиса. Этническая идентичность в межэтнических семьях.

дипломная работа [225,9 K], добавлен 20.09.2016

Этносоциальный организм как ядро этноса, мультиэтнические государства. Трансформационные процессы этнонационального развития: объединяющие и разделяющие. Этнонациональные конфликты в процессе этнического самоопределения: этноцентризм и гипертрофикация.

реферат [22,2 K], добавлен 24.08.2009

Источник

Оцените статью