- newinspire
- Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования
- Ступени образования – что это такое, какие есть, особенности образования в разных странах
- Что такое ступени образования?
- Какие есть ступени образования ?
- Начальное общее образование
- Ступень основного общего образования
- Среднее полное общее образование
- Начальное профессиональное образование
- Особенности образования в разных странах
- Ступени образования в США
- Ступени образования в Германии
- Ступени образования в Великобритании
- Ступени образования в Финляндии
newinspire
Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования
Типы образовательных учреждений
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.
По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные учреждения;
2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.
В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.
В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;
2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;
3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.
Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Ступени профессионального образования
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
— основное общее образование;
— среднее (полное) общее образование;
— начальное профессиональное образование;
— среднее профессиональное образование;
— высшее профессиональное образование;
— послевузовское профессиональное образование.
Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.
Источник
Ступени образования – что это такое, какие есть, особенности образования в разных странах
В каждом государстве обучение состоит из определенного набора элементов, которые можно рассматривать как в комплексе, так и по отдельности. Для удобства градации выделяют определенные ступени образования, которые индивид может проходить последовательно или параллельно.
Что такое ступени образования?
Процесс обучения человека построен на принципе «от простого к сложному», поэтому на законодательном уровне государства закреплены определенные уровни образовательных программ, которые человек должен или может усвоить в процессе взросления. Каждому уровню соответствует определенная ступень образования, то есть это стадия, которую проходит гражданин при обучении и получении профессии, социализации.
Какие есть ступени образования ?
Образовательный процесс можно представить в виде пирамиды со ступенями, которые индивид может проходить последовательно или параллельно. Весь процесс обучения разделен на следующие уровни:
- Дошкольное. На этой начальной ступени происходит воспитание, формирование важных навыков у малышей, уход за ними и оздоровление в детских садах, которые имеют право посещать малыши от 1,5 до 7-ми лет.
- Система общего образования, которое дети получают в школах. Не все понимают, сколько ступеней включает в себя общее образование. В соответствующем законе их выделяется три: начальное общее, основное общее и среднее общее.
- Профессиональное обучение состоит из: среднего и начального профессионального, бакалавриата, специалитета и магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации.
- Дополнительное. Это еще одним важным уровнем обучения, которое могут получать как дети, так и взрослые. Его целью является реализация потребности человека в саморазвитии, раскрытии своих талантов и возможностей, получении дополнительных навыков и знаний. Сюда можно отнести музыкальные и художественные школы, курсы, кружки и секции.
Начальное общее образование
После детского сада, посещение которого не является обязательным, следует первая ступень общего образования – начальное. Сюда относятся первые три класса общеобразовательной школы, лицея и гимназии. В первый класс малыши идут в возрасте не менее 6-ти лет. На этой ступени школьного образования решаются следующие задачи:
- Продолжается формирование личности ребенка.
- Закладываются базовые знания и усваиваются такие умения, как чтение и письмо, счет и логическое мышление.
- Проводится адаптация ребенка к учебному процессу и его социализация в обществе сверстников и учителей.
Ступень основного общего образования
Согласно соответствующему закону, вторая обязательная ступень общего образования – это основное. К нему ученик переходит, поступая в пятый класс после окончания начальной школы. Окончанием основной ступени образования считается сдача экзаменов в 9-ом классе. На этом этапе ученик:
- Продолжает разносторонне развитие своих личностных качеств.
- Работает на раскрытие талантов и способностей.
- Осваивает обязательные дисциплины.
- Готовится к усвоению программы старших классов.
- Начинает работу по профориентации.
- Приобщается к физическому труду.
Среднее полное общее образование
В старших классах (10-11) общеобразовательных школ, лицеев и гимназий школьники осваивают среднюю общую программу. Она необходима и обязательна для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения. На этой ступени российского образования происходит:
- Формирование личности как гражданина государства.
- Приобщение школьников к участию в социальных процессах.
- Усвоение более глубоких знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и трудовой деятельности.,
- Самореализация и самоопределение школьника, в том числе и предварительное профессиональное.
Начальное профессиональное образование
Успешно усвоив программу средней школы, человек имеет право перейти на следующие ступени в образовании, которые именуются начальным профессиональным и средним профессиональным обучением. То есть это подготовка рабочих специальностей на базе девятых и одиннадцатых классов. Начальная ступень образования осваивается в так называемых ССУЗах – средне специальных учебных заведений. К ним относятся профессионально-технические училища (ПТУ) и профессионально-технические лицеи (ПТЛ), которые могут быть как государственными, так и не государственными.
На этом этапе можно получить следующие профессии:
- бухгалтер;
- парикмахер;
- продавец-консультант;
- водитель;
- сварщик;
- слесарь;
- штукатурщик;
- электрик.
Особенности образования в разных странах
На всем постсоветском пространстве ступени образования схожи и практически полностью повторяют советские разработки в этой области. Однако, в других странах мира такие схемы могут незначительно или вполне существенно отличаться как возрастом учеников, так и доступностью. Во всем мире принято разделять системы обучения на:
- Западную, к которой относятся США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Финляндия и другие. Особенностями всех ступеней профессионального образования в этих странах является нацеленность на инклюзивность, развитие самостоятельности и индивидуальности личности.
- Восточной, в которую входят Китай, Япония, Израиль, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие страны. Здесь важна максимальная загрузка учеников образовательными программами и конкуренция среди школьников и студентов.
Ступени образования в США
Особенностью образовательной системы США является отсутствие единых государственных стандартов. Каждый штат вправе определять свои ступени образования в школе и после нее. Однако, можно выделить общие закономерности:
- Начальными ступенями образования считаются учреждения дошкольного типа. К ним относятся ясли, детские сады и дошкольные центры, которые могут быть частными и государственными. Такие заведения посещают дети в возрасте 3-5-ти лет.
- В начальную школу поступают дети в возрасте 6-ти лет (в так называемый нулевой класс), в которой они обучаются до 8-го класса и своего тринадцатилетия.
- В средней школе учатся подростки 14-17 лет. После усвоения программы 12-го класса они получают диплом об окончании средней школы.
- К высшей школе относятся колледжи с двухлетним обучением и колледжи и университеты с четырехмесячным сроком обучения и получением степени бакалавра.
- Если студент желает, то он может два года учиться в магистратуре для получения степени магистра.
- Многие магистры идут дальше и получают докторскую степень после 3-6-ти лет дополнительного обучения.
Ступени образования в Германии
Свои особенности имеет образовательная система Германии:
- Детские сады выполняют функцию организации досуга малышей и являются только частными.
- Начальные ступени образования составляет государственная или частная школа, в которой дети с шестилетнего возраста в зависимости от региона учатся от 4-х до 6-ти лет.
- Средние школы законодательно поделены на 3 уровня в зависимости от перспектив учеников: основная школа, реальная школа и гимназия.
- Выпускники гимназии получают аттестат зрелости и могут поступить в университет. Высшие учебные заведения отличаются лишь направленностью: гуманитарным или техническим профилем.
Ступени образования в Великобритании
Существенными отличиями обладают ступени образования в Британии:
- С двух лет малыши начинают учиться в одном из следующих заведений: ясли и детские сады, начальные школы и институты полного цикла (от 2-х до 18-ти лет).
- Программы средней школы юные британцы получают в частных и государственных школах, а также школах-пансионах. Их особенностью является нацеленность на поступление в конкретный ВУЗ и круглогодичное проживание учеников.
- «Вышку» школьник с аттестатом может получить в государственных и приватных университетах, профессиональных колледжах.
Ступени образования в Финляндии
Некоторые особенности ступеней образования присутствуют и в Финляндии:
- Первый уровень – это начальная школа, в которую поступают дети с 7-ми лет после прохождения годового курса подготовки. Здесь ученик обучается до 16-18 лет.
- Вторыми ступенями общего образования в этой стране являются училища, колледжи и гимназии. В них студенты могут получать начальное профессиональное знания или проходить подготовку для поступления в высшие учебные заведения.
- «Вышку» можно получить как в университетах, так, и в высших профессиональных школах.
Источник