Диссоциация борной кислоты H BOS протекает в заметной степени только по первой ступени. [1]
Константа диссоциации борной кислоты ( Дн3во3 — Ю-9) настолько мала, что сильная кислота в ее присутствии практически без осложнения может быть количественно оттитрована щелочью. [2]
Поэтому при титровании этой смеси щелочью соляная кислота будет полностью оттитрована, прежде чем начнется диссоциация борной кислоты . [3]
Закономерное изменение электроотрицательностей в ряду В ( 2 0), А1 ( 1 5) и Са ( 1 0) частично объясняет то, что диссоциация борной кислоты происходит с отщеплением только одного протона, в то время как диссоциация гидроксида алюминия может происходить как с отщеплением протонов, так и с отщеплением гидроксид-иона, а диссоциация гидроксида кальция возможна только с отщеплением гидроксидных групп. Другим критерием, позволяющим судить о том, происходит ли в тех или иных соединениях при диссоциации отщепление гидроксидных групп, является величина ионного потенциала центрального атома ( см. разд. [4]
Борная кислота реагирует с некоторыми многоатомными спиртами, при этом образуются комплексные соединения. Эти комплексные соединения обладают свойствами кислот, с константами диссоциации значительно большими, чем константа диссоциации борной кислоты . [5]
Борная кислота реагирует с некоторыми многоатомными спиртами, при этом образуются комплексные соединения. Эти комплексные соединения обладают свойствами кислот, с константами диссоциации значительно большими, чем константа диссоциации борной кислоты . Таким образом, при смешивании нейтральных растворов многоатомных спиртов с раствором борной кислоты диссоциация ее усиливается и становится возможным провести прямое титрование едким натром с фенолфталеином в качестве индикатора. Раствор глюкозы должен быть бесцветным и нейтральным. В случае необходимости раствор нейтрализуют едким натром по фенолфталеину. [6]
Однако могут быть случаи, когда предположение, о котором идет речь, не корректно. Так, хорошо установлено ( гл. Соответственно нельзя ожидать, чтобы условная константа диссоциации борной кислоты могла бы служить однозначным критерием каталитической эффективности борной кислоты или борат-иона. На самом деле получены довольно ненадежные данные [55], из которых следует, что для реакций с участием борной кислоты или борат-иона в качестве катализаторов не обнаружены сколько-нибудь заметные отклонения от соотношения Бренстеда. С другой стороны, релаксационные измерения показывают, что боратные растворы [56] характеризуются несколькими временами релаксации, которые, повидимому, соответствуют процессам с участием вышеназванных частиц. В целом трудно различить синхронный и последовательный механизмы в растворе. В этой области необходимы дальнейшие исследования. [7]
Настоящая книга посвящена главным образом количественным аспектам реакций переноса протона, особенно в водных средах. В некоторых случаях, особенно когда интересующая нас частица гидратирует-ся в растворе, может возникнуть вопрос о том, какова природа кислотной функции. Например, первую ступень диссоциации борной кислоты в водном растворе обычно записывают как Н3ВО3 Н2О: Н2ВОз Н3О, представляя, таким образом, Н3ВО3 в качестве кислоты Бренстеда. Такую структуру подтверждают и спектры ЯМР ( на ядрах ИВ) боратных растворов [11] — борат-ион и ион В FT дают очень близкие химические сдвиги. [8]
Автор этого метода титрует с индикатором фенолкрасным до рН, равного 7 6, применяя буферный раствор для сравнения; мы предпочитаем пользоваться смешанным индикатором, бромтимолсиний — f — фенолкрасный ( стр. Этот метод лучше всего подходит для определения малых количеств борной кислоты. Поскольку при первом титровании немного переходят за точку эквивалентности, а при втором несколько не доходят до нее, надо вводить поправочный коэффициент. Величина эта значительно возрастает, если в растворе имеются соли кальция или магния в большой концентрации, причиной чего является, очевидно, их влияние на константу диссоциации борной кислоты ( стр. Для каждых условий можно определить этот поправочный коэффициент экспериментально, титруя растворы, содержащие известные количества чистой борной кислоты и те же соли, какие имеются в анализируемом растворе. [9]
Таким образом, полярографичсски активные ионы водорода возникают в результате химической реакции, предшествующей электродному процессу. В среднем она равна 1 3 — 103 сек. Было также показано4, что при добавлении многоатомных спиртов ( глицерина, дульцита, сорбита и др.) к раствору борной кислоты величина предельного тока увеличивается. Это связано с тем, что величины констант диссоциации комплексов, образуемых спиртами с борной кислотой, больше величины константы диссоциации борной кислоты . [10]
В то же время для ривой б скорость настолько велика, что а адиабатически следует за мгновенной силой поля и изменяется с ним в одной фазе. Интересен случай, когда время полупревращения для исследуемой реакции имеет один порядок величины с периодом колебаний поля; тогда мы получаем кривую типа в, амплитуда которой меньше, чем у кривой б, и которая осциллирует не в фазе с приложенным полем. Электропроводность раствора при этом будет, как впервые отмечено Пирсоном [14], изменяться с частотой осцилляции, но этот эффект очень мал ( из-за использования слабых полей) и обнаружить его экспериментально достаточно сложно. Альтернативным подходом является измерение диэлектрических потерь, которые возникают из-за разности фаз колебаний степени диссоциации а и наложенного поля. Это делает процесс частично необратимым и приводит к рассеиванию энергии в виде тепла Было показано, однако [15], что ранние работы по измерению вклада в диэлектрические потери, связанного с диссоциацией борной кислоты [16], необоснованны. [12]
Источник
Лабораторная работа № 2
Читайте также:
Delphi. Работа с ресурсами
Height и Angle не работает, если атрибут как выровненный текст.
II Самостоятельная работа
III. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ВКР
IV. Повышение квалификации. Педагогическая деятельность. Санитарно-просветительская работа
Oslash; 1. РАБОТА СО СТАНДАРТНЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ WINDOWS.
quot;ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. Прелюдия к философии будущего» («Jenseits von Gut und Bose», 1886) — работа Ницше
V. Работа по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях
VI. Работа сновидения
VII. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ, ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ
1. Получение ортоборной кислоты H3BO3 и изучение ее свойств
Солью какой кислоты является тетраборат натрия (бура)? Почему в реакции получается не тетраборная, ортоборная кислота?
Б. Кислотные свойства ортоборной кислоты H3BO3
В двух пробирках приготовьте раствор ортоборной кислоты H3BO3. В первую пробирку внесите кусочек магниевой ленты, наблюдайте выделение газообразного вещества. Напишите уравнение реакции магния с ортоборной кислотой H3BO3.
Во второй пробирке определите pH раствора ортоборной кислоты H3BO3 с помощью универсальной индикаторной бумаги.
В. Окрашивание пламени борной кислотой H3BO3
Отрегулируйте пламя горелки так, чтобы оно было большим и почти бесцветным. Предварительно прокаленной платиновой проволокой захватите несколько кристалликов борной кислоты H3BO3 и внесите в пламя. При этом пламя окрашивается в зеленый цвет.
Проволока + H3BO3 = зел. пламя
2. Гидролиз тетрабората натрия Na2B4O7
В пробирку налейте 1 – 2 мл 1 моль/л раствор декагидрататетрабората натрия (буры) Na2B4O7 . 10H2O и с помощью универсальной индикаторной бумаги определите pH этого раствора.
В отчете напишите уравнения ступенчатого гидролиза тетерабората натрия Na2B4O7, учитывая, что на первой ступени образуются ортоборная кислота и метаборат натрия NaBO2, а на второй – ортоборная кислота H3BO3 и гидроксид натрия:
3. Получение малорастворимых боратов
В две пробирки внесите по 3 – 4 мл насыщенного раствора тетрабората натрия Na2B4O7 . 10H2O и добавьте по несколько миллилитров1 моль/л растворов: в первую – раствор нитрата серебра AgNO3, во вторую – раствор сульфата меди (II) CuSO4. Наблюдайте выпадение осадков.
Напишите уравнения реакций, учитывая, что в первой пробирке образуется метаборат серебра AgBO2, а во второй – гидроксометаборат меди (II)
Электролитическая диссоциация: Метод указ. / Сост. , , . — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. – 21 с.
В методических указаниях рассмотрены основные вопросы по теме «Электролитическая диссоциация». Приведены сведения о характере диссоциации, химической активности различных типов электролитов. Рассмотрены условия протекания реакций в растворах электролитов.
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, изучающих химию.
1 ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью работы является изучение характера диссоциации и химической активности различных типов электролитов, определение направления реакций в растворах электролитов, исследование условий выпадения и растворения осадков.
2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Сильные и слабые электролиты. Константа и степень диссоциации
Электролитами называют вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток.
Переносчиками тока в растворах электролитов являются ионы, которые образуются в результате диссоциации растворенного вещества.
Электролитической диссоциацией называют распад ионных или полярных соединений на ионы под действием полярных молекул растворителя.
По способности к диссоциации все вещества делятся на две группы: к одной относятся такие вещества, которые в растворе оказываются диссоциированы нацело или практически нацело; к другой группе относятся вещества, диссоциирующие частично.
Вещества, которые практически полностью диссоциируют на ионы, относят к сильным электролитам.
Вещества, диссоциирующие в растворах не полностью, называются слабыми электролитами. В растворах слабых электролитов устанавливается динамическое равновесие между недиссоциированными молекулами и ионами:
Это равновесие количественно характеризуется константой равновесия, которая применительно к процессу диссоциации называется константой диссоциации:
.
Константа диссоциации электролита не зависит от концентрации раствора, но зависит от его температуры, а также от природы растворенного вещества и растворителя. Чем меньше значение константы, тем слабее электролит.
Таким образом, принципиальное отличие двух типов электролитов заключается в необратимости диссоциации сильных электролитов и обратимости диссоциации слабых электролитов.
Количественной характеристикой способности электролита распадаться на ионы является степень диссоциации – a. Степенью диссоциации электролита называется отношение числа его молекул, распавшихся в данном растворе на ионы, к общему числу молекул электролита в растворе. Степень диссоциации электролита в 0,1 н. растворе принимают в качестве критерия для отнесения электролита к группе сильных или слабых электролитов: для сильных электролитов a > 0,3, для слабых электролитов a ≤ 0,03.
Применительно к водным растворам сильными электролитами являются:
— cильные основания: гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов:
KОH, NаОН, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2;
— большинство растворимых солей. Исключения: Fe(SCN)3, Mg(CN)2, HgCl2, Hg(CN)2 и др.
К слабым электролитам относятся:
— слабые кислоты: H2CO3, H2S, H3BO3, HCN, CH3COOH, H2SO3, H3PO4, H2SO3, H2SiO3 и большинство органических веществ;
— cлабые основания и амфотерные гидроксиды металлов: Be(OH)2, Mg(OH)2, Fe(OH)2, Zn(OH)2, гидроксид аммония NH4OH, а также органические основания – амины(CH3NH2) и амфолиты(H3N+CH2COO-);
— очень слабым электролитом является вода (H2O), a = 2·10-9.
В случае электролита АХ, диссоциирующего на ионы А+ и Х-, константа и степень диссоциации связаны соотношением (закон разбавления Оствальда):
,
См- молярная концентрация электролита, моль/л.
Если степень диссоциации значительно меньше единицы, то при приближенных вычислениях можно принять, что 1 — a 1. Тогда выражение закона разбавления упрощается:
Последнее соотношение показывает, что при разбавлении раствора, т. е. при уменьшении концентрации электролита (СМ) степень диссоциации электролита возрастает.
2.2 Диссоциация кислот, оснований и солей
С позиций теории электролитической диссоциации к кислотам относятся вещества, способные диссоциировать в растворе с образованием ионов водорода, а к основаниям вещества, которые при диссоциации дают гидроксид-ионы.
Наличие в молекулах кислот ионов водорода определяет важнейшие общие свойства этого класса соединений:
1. Способность взаимодействовать с основаниями с образованием солей.
2. Способность выделять водород при взаимодействии с активными металлами (Zn, Fe, Mg, AI и др.).
3. растворы оснований имеют горький вкус и скользкие на ощупь.
Щелочи диссоциируют в водных растворах полностью:
Слабые основания диссоциируют частично:
.
Слабые многокислотные основания диссоциируют ступенчато:
Mg(ОН)2 ↔ MgОН+ + ОН-
В растворах многоосновных кислот, а также оснований, содержащих несколько гидроксильных групп, устанавливаются ступенчатые равновесия, отвечающие последовательным стадиям диссоциации. Так, диссоциация ортоборной кислоты протекает в три ступени:
1. H3BO3 ↔ H+ + H2BO-3; (1)
2. H2BO3- ↔ H+ + HBO2-3; (2)
3. HBO32- ↔ H+ +BO3-3; (3)
Поскольку Кдисс1 >Кдисс2 > Кдисс3 , то в наибольшей степени диссоциация протекает по первой ступени a1 > a2 > a3.
Суммарный процесс диссоциации H3BO3
H3BO3 ↔ 3H+ + BO3-3
характеризуется полной константой диссоциации:
.
Перемножив правые и левые части равенств (1) – (3), получим:
,
откуда видно, что полная константа диссоциации численно равна произведению ступенчатых констант:
При взаимодействии с кислотой амфотерный гидроксид является донором гидроксогрупп:
Cr(OH)3 + 3HCl ↔ CrCl3 + 3H2O
Cr(OH)3 + 3H+ ↔ Cr3+ + 3H2O,
а при взаимодействии с основанием — их акцептором:
Cr(OH)3 + 3КОН ↔ К3[Сr(ОН)6],
Cr(OH)3 + 3ОН — ↔ [Сr(ОН6)]3-.
Соли диссоциируют с образованием катионов металла и анионов кислотного остатка:
При диссоциации кислых солей образуются катионы металла и гидроанионы, которые частично диссоциируют с образованием ионов водорода:
NaHCO3 → Na+ +HCO3-;
Молекулы основных солей диссоциируют в растворе на гидроксокатионы и анионы кислотного остатка:
FeOHSO4 → FeOH2+ + SO42-.
Гидроксокатионы частично диссоциируют с образованием катионов металла и гидроксид-ионов:
2.3 Реакции обмена в растворах электролитов
Уравнения реакций обмена обычно записывают в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Молекулярная форма уравнения показывает, какие вещества можно выделить из раствора и рассчитать их количества. Ионно-молекулярная форма уравнения позволяет определить возможность превращения и его причины, которые сводятся к образованию малорастворимого либо малодиссоциированного соединения. Такие уравнения позволяют также предсказать принципиальную обратимость или необратимость взаимодействия.
В ионных уравнениях формулы веществ записывают в виде ионов или в виде молекул.
В виде ионов записывают формулы сильных электролитов.
В виде молекул записывают формулы воды, слабых электролитов, малорастворимых солей (↓), формулы газообразных веществ, формулы оксидов металлов и неметаллов.
2.4 Смещение равновесий в растворах слабых электролитов
В растворах слабых электролитов устанавливается динамическое равновесие между недиссоциированными молекулами и образовавшимися в результате диссоциации ионами.
Это динамическое равновесие можно сместить одним из следующих способов:
1) разбавление раствора способствует диссоциации, равновесие смещается в сторону образования дополнительного количества ионов;
2) увеличение концентрации одноименных ионов будет подавлять диссоциацию, равновесие сместится в сторону образования недиссоциированных молекул.
Например: при внесении в раствор уксусной кислоты ацетата натрия диссоциация кислоты уменьшается:
CH3COOH ↔ CH3COO — + Н+
NaCH3COO → Na+ + CH3COO-,
.
Величина Кдисс при данной температуре постоянная, поэтому увеличение концентрации ацетат-ионов [CH3COO-] должно привести к уменьшению концентрации водородных ионов [H+] и увеличению концентрации недиссоциированных молекул кислоты [CH3COOH] , т. е. часть ионов Н+ и СН3СОО — должна соединяться в молекулы CH3COOH;
3) связывание одного из образующихся ионов будет усиливать диссоциацию. Например,
Связывание ОН— ионов в молекулы воды при постоянной
должно привести к увеличению [NH+4] и уменьшению [NH4OH] , т. е. к усилению диссоциации гидроксида аммония.
2.5 Произведение растворимости
В системе, состоящей из осадка малорастворимого электролита и насыщенного раствора над ним, устанавливается динамическое равновесие:
Men Xm(тв) ↔ nMem+ + m Xn-
Константа равновесия для данного случая имеет вид
.
Знаменатель этой дроби есть величина постоянная, поэтому произведение Kравн[MenХm] тоже является постоянной при данной температуре. Отсюда, следует, что произведение [Mem+]n·[Xn-]m представляет собой постоянную величину, называемую произведением растворимости и обозначаемую ПР. Например:
Таким образом, в насыщенном растворе труднорастворимого электролита произведение концентраций его ионов есть величина постоянная при данной температуре.
Если произведение концентраций ионов такого электролита в растворе превышает величину его ПР, то образуется осадок.
Если произведение концентраций ионов труднорастворимого электролита в растворе меньше его ПР, то осадок не образуется. В том случае, когда осадок был получен ранее, а концентрации составляющих его ионов в растворе каким-либо образом уменьшили и значение ПР не достигается-происходит растворение осадка.
3 ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Все химические опыты проделываются только с такими концентрациями веществ, в такой посуде и приборах и в таких условиях, которые указываются в руководстве.
Для проведения в пробирке того или иного опыта следует брать растворы в количествах не более 1-2 мл, твердые вещества на кончике шпателя.
Следует аккуратно работать с реактивами: внимательно читать этикетки, не уносить реактивы общего пользования на свои рабочие места, во избежание загрязнения реактивов держать склянки с растворами и сухими веществами закрытыми, не путать пробки, не высыпать и не выливать обратно в склянки неиспользованные или частично использованные реактивы.
Необходимо соблюдать общие правила работы в химической лаборатории.
4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Опыт 1. Сравнение химической активности кислот и оснований.
а) Сравнение химической активности хлороводородной и уксусной кислот: взаимодействие кислот с цинком.
Налить в одну пробирку 2 мл 2 н. раствора хлороводородной кислоты, а в другую — столько же 2 н. раствора уксусной кислоты. Опустить в каждую пробирку по кусочку цинка (примерно одинаковой величины). Наблюдать выделение газа.
Оформление результатов опыта.
Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Отметить, в какой из пробирок реакция идет более энергично. В соответствии с законом действующих масc скорость реакции взаимодействия цинка с ионами водорода равна υ = k·[H+]2. Большую скорость реакции в растворе НСl можно объяснить только большей концентрацией ионов водорода. Почему концентрация ионов водорода в растворе НСl больше, чем в растворе СН3СООН?
Сделать выводы на основании значений степеней диссоциации хлороводородной и уксусной кислот (Приложение табл.1).
б) Сравнение химической активности хлороводородной и уксусной кислот: взаимодействие с мрамором (СаСО3).
В одну пробирку внести 0,5 мл 2н. раствора уксусной кислоты, в другую – столько же 2 н. раствора хлороводородной кислоты. выбрать два приблизительно одинаковых по величине кусочка мрамора и внести по одному в каждую пробирку. Наблюдать выделение газа.
Оформление результатов опыта.
Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Отметить, в какой из пробирок реакция идет более энергично. В соответствии с законом действующих масc скорость реакции взаимодействия мрамора (СаСО3) с ионами водорода равна υ = k·[H+]2. Большую скорость реакции в растворе НСl можно объяснить только большей концентрацией ионов водорода. Почему концентрация ионов водорода в растворе НСl больше, чем в растворе СН3СООН?
Сделать выводы на основании значений степеней диссоциации хлороводородной и уксусной кислот (Приложение табл.1).
в) Сравнение химической активности гидроксидов натрия и аммония
Налить в две пробирки по 2 мл 2 н. раствора хлорида кальция. В одну пробирку добавить. 2 н. раствор гидроксида натрия, а в другую – такой же объем 2 н. раствора гидроксида аммония. Наблюдать появление осадка.
Оформление результатов опыта.
Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Отметить неодинаковое количество осадка в пробирках. Осадок образуется, если произведение концентрации ионов электролита превышает величину его ПР. Чем больше превышение ПР, тем больше количество образующегося осадка. Концентрация ионов кальция в обоих случаях одинакова, значит большее количество осадка объясняется большей концентрацией гидроксид-ионов. Почему концентрация гидроксид ионов в растворе NaOH больше, чем в растворе NH4OH?
Сделать выводы на основании степеней диссоциации гидроксида натрия и гидроксида аммония (Приложение табл.1).
а) Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты
Внести в две пробирки по 1мл 0,1 н. раствора уксусной кислоты. Добавить в каждую пробирку по одной капле метилового оранжевого. Отметить окраску индикатора. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, а в другую внести 2-3 микрошпателя кристаллического ацетата аммония. Пробирку встряхнуть. Сравнить цвет раствора с цветом раствора в контрольной пробирке.
Оформление результатов опыта.
Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение константы её диссоциации. Объяснить, как смещается равновесие диссоциации кислоты при добавлении к ее раствору ацетата аммония. Как изменяются при этом степень диссоциации уксусной кислоты и концентрация ионов Н+? Как изменится степень диссоциации уксусной кислоты при добавлении к её раствору сильной кислоты?
б) Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания. Выполнение опыта.
Внести в две пробирки по 1 мл 0,1 н. раствора гидроксида аммония. Добавить в каждую пробирку по одной капле фенолфталеина. Отметить окраску индикатора. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, а в другую внести 2-3 микрошпателя кристаллического ацетата аммония. Пробирку встряхнуть. Сравнить окраску раствора с окраской раствора в контрольной пробирке,
Оформление результатов опыта.
Написать уравнение диссоциации и выражение константы диссоциации гидроксида аммония. Объяснить, как смешается равновесие диссоциации гидроксида при добавлении к нему ацетата аммония. Как изменяются при этом степень диссоциации гидроксида аммония и концентрация ионов ОН-? Как изменится степень диссоциации гидроксида аммония при добавлении к его раствору щелочи?
Опыт3. Направление реакций обмена в растворах электролитов.
а) Выполнение опыта.
Из имеющихся на лабораторном столе реактивов выбрать такие, при взаимодействии которых произойдут указанные ниже превращения. Осуществить реакции.
Составить молекулярные уравнения реакций, которым соответствуют приведенные выше ионно-молекулярные уравнения. Указать, какое из условий протекания реакций ионного обмена выполняется в каждом конкретном случае.
б) Выполнение опыта.
Используя реактивы, имеющиеся на лабораторном столе, провести реакции ионного обмена для осуществления следующих превращений:
CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2
Na2CO3 → CaCO3 → Ca(NO3)2
NaOH → Na2SO4 → BaSO4
H2SO4 → K2SO4 → PbSO4
HCl → NaCl → PbCl2
Оформление результатов опыта.
Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций. Указать, какое из условий протекания реакций ионного обмена выполняется в каждом конкретном случае.
Опыт 4. Произведение растворимости.
а) Условие образования осадка.
В две пробирки внести по 2-3 капли 0,5 н. раствора сульфата железа (II). В одну из них добавить такой же объем сероводородный воды, а в другую — 0,5 н. раствор сульфида аммония. В каком случае выпадает осадок?
Оформление результатов опыта.
Составить молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакции. При каких условиях выпадает осадок? Пользуясь правилом произведения растворимости, объяснить выпадение осадка сульфида железа в одном случае и его отсутствие в другом.
б) Полнота осаждения осадка.
Получить хлорид свинца взаимодействием растворов нитрата свинца (0,5 н.) и соляной кислоты (2 н.). Дать раствору отстояться. Внести раствор в две пробирки по несколько капель в каждую. В одну из пробирок добавить несколько капель соляной кислоты, а в другую – такой же объем 0,5 н. раствора иодида калия. Какая соль выпадет в осадок?
Оформление результатов опыта.
Написать уравнения реакций образования солей свинца в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Записать выражения и численные значения произведений растворимости хлорида и иодида свинца. (Приложение табл.2) и объяснить образование осадка РbJ2. В каком случае ионы свинца удаляются из раствора наиболее полно?
в) Условия растворимости осадка; влияние величины произведения растворимости на растворение осадка.
Внести в одну пробирку несколько капель 0,5 н. раствора сульфата железа (II), в другую — несколько капель 0,5 н. раствора сульфата меди. В каждую пробирку добавить по несколько капель 0,5 н. раствора сульфида аммония. Прилить к осадкам сульфидов по 1 мл 2 н. раствора соляной кислоты. Какой из сульфидов растворяется?
Оформление результатов опыта.
Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения всех реакций. Написать выражения произведений растворимости сульфидов железа (II) и меди, сравнить их численные значения (Приложение табл.2). Объяснить наблюдения, исходя из условия растворения осадка.
г) Условие растворения осадка; влияние концентрации ионов растворителя на растворение осадка.
В двух пробирках получить осадок оксалата кальция взаимодействием 0,5 н. растворов хлорида кальция и оксалата аммония (несколько капель). Добавить в одну пробирку несколько капель 2 н. раствора соляной кислоты до полного растворения осадка, в другую пробирку – столько же 2 н. раствора уксусной кислоты. Отметить практическую нерастворимость оксалата кальция в последнем случае.
Оформление результатов опыта.
Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения протекающих реакций. Написать выражение и численное значение произведения растворимости оксалата кальция. Объяснить, почему осадок оксалата кальция растворяется в соляной кислоте и практически нерастворим в уксусной. Концентрация какого иона влияет на растворение оксалата кальция в кислотах?
5 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ
Отчет о работе должен быть оформлен грамотно, аккуратно, в срок. При оформлении результатов каждого опыта необходимо:
1) указать его название;
2) написать уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде;
3) отметить условия проведения опыта и свои наблюдения;
4) к каждому опыту необходимо привести ответы на поставленные вопросы.
6 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1) Какой процесс называется электролитической диссоциацией?
2) Чем отличаются сильные и слабые электролиты?
3) Подвергаются ли электролитической диссоциации следующие вещества: CaCl2, I2, HBr, NH4OH, HNO2, Br2? Составить возможные уравнения электролитической диссоциации.
5) Какие количественные характеристики процесса диссоциации Вы знаете?
6) Как можно усилить степень диссоциации слабого электролита?
7) Какая кислота является более слабой HCN или CH3COOH?
8) Чему равна концентрация ионов водорода в 0,1 М растворе сернистой кислоты? Учитывать диссоциацию кислоты по первой ступени.
9) Какие частицы находятся в водном растворе H4P2O7?
10) Написать уравнения следующих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах:
11) Изменится ли величина произведения растворимости при добавлении сухой соли в её насыщенный раствор?
12) Меняется ли концентрация ионов Ba2+ в насыщенном растворе при добавлении в него сухого Na2SO4 (температура постоянна)?
1. Ахметов, и неорганическая химия : Учеб. для вузов / . — 7-е изд.,стер. — М.: Высшая школа, 2008. – 742 с.
2. Гельфман, химия: Учеб. для вузов / , . — 2-е изд.,стер. — СПб. : Лань, 2009. – 527 с.
3. Суворов, и задачи по общей химии: Учеб. пособие для вузов / , . — СПб.: Химиздат, 2002. – 304 с.
4. Ахметов, и семинарские занятия по общей и неорганической химии: Учеб. пособие для студентов ун-тов, хим.-технол. и пед. вузов / , , . — 5-е изд.,испр. — М.: Высшая школа, 2003(2002). – 366 с.
Приложение А
Степени диссоциации электролитов в водных растворах (H2IH;18°C)