Чувственная ступень познания
Познание – обусловленный законами общественного развития и непосредственно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Познание окружающего мира осуществляется посредством органов чувств. На них воздействуют предметы и явления, вызывая ощущения, которые воспринимаются мозгом.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений материального мира. Например, круглый (зрение), горячий (кожа), соленый (вкус), гремящий (слух), ароматный (обоняние). Ощущения составляют источник, начало всего нашего знания. В данном случае показателен такой факт: глаз обычного человека в состоянии различить три оттенка черного цвета, взгляд же профессионала (т. е. более знающего человека) способен выделить порядка 30 оттенков. На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия.
Восприятие – это отражение некоторого предмета материального мира во всей его целостности. Восприятие во многом зависит от прошлого опыта. На основе восприятии возникают представления.
Представление– это воспроизведенный в памяти человека образ материального предмета, не воспринимаемого в данный момент времени, но воспринятого ранее в той или иной форме. Представление может быть как воспроизводящим (свой дом, своих родителей), так и творческим (образ литературного героя, образ инопланетянина). Творческие представления формируются на основе прочитанного или услышанного.
Ощущение, восприятие, представление – основные формы чувственного познания. С их помощью мы познаем внешнюю сторону предмета, оставляя при этом непознанной его сущность, его взаимосвязи и закономерности его возникновения и развития. Чувственное познание представляет первую ступень процесса познания. Следует отметить, что такое деление на ступени не совсем верно, так как чувственному познанию предшествует исторический опыт. Ряд ученых вообще не считают восприятие, ощущение и представление этапами познания, так как они не дают полной картины предмета. Этот тип познания имеет ряд специфических особенностей:
1) непосредственность(неотделимость от познаваемого объекта, т. е. чувственное познание невозможно без наличия познаваемого объекта);
2) наглядность (органы чувств должны иметь возможность воспринимать свойства познаваемого объекта);
3) конкретность (каждый познаваемый объект имеет свои уникальные свойства);
4) субъективность (образ познаваемого объекта зависит от личности познающего);
5) пассивность (для формирования образа познаваемого субъекта не нужно производить сложных мыслительных процессов).
3. Рациональная ступень познания
Законы мира, сущность предметов и явлений мы узнаем посредством абстрактного мышления. Это вторая ступень процесса познания.
Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющих проникнуть в сущность и закономерные связи предметов и явлений, преобразовывать их в теории, а затем применять на практике. Прежде чем рассматривать такие термины, как понятие, суждение и умозаключения, необходимо выяснить, что означает термин «форма мышления».
Форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса однородных предметов. Однородными предметами называются те, которые входят в один класс по фиксированному классу — образующему признаку.
Суждение – это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег).
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение.
Пример: Все деревья – растения. Береза – дерево. Береза – растение.
Абстрактное мышление обладает рядом специфических свойств:
1) отражение действительности в обобщенных формах (предметы материального мира группируются в определенные группы по сходным признакам);
2) отражение материального мира опосредованно (прямая связь с познаваемым объектом не обязательна);
3) отражение действительности происходит активно (познающий субъект использует определенные методы и приемы познания);
4) неразрывная связь с языком (познаваемый объект обязательно фиксируется в языковой форме).
Для познания окружающего мира абстрактное мышление использует ряд приемов и операций:
Сравнение, анализ,синтез, обобщение, абстрагирование
Необходимо отличать процесс абстрагирования от процесса абсолютизации. Если первый заключается в выделении части предмета, то второй – в возведении этой части в ранг определяющей, что неизменно влечет за собой ошибки в процессе познания
4. Приёмы и методы познания
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
26. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания).
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.
В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.
Сенсуализм (от лат sensus – чувство) – гносеологическое направление, представители которого считали чувственное восприятие единственным источником познания. Сенсуалистическая концепция начала складываться еще в древнегреческой философии (Демокрит, Эпикур, стоики) и приобрел свою классическую форму в учениях философов Нового времени Дж.Локка, французских материалистов, Л.Фейербаха. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах». Этот тезис верно определяет первоначальный источник человеческих знаний, непосредственно связывающий человека с окружающим миром, однако сенсуалисты абсолютизировали роль чувственного восприятия в познавательном процессе.
Сенсуалисты (Дж.Локк «Опыт о человеческом разуме») выдвинули идею о разделении качеств вещей, постигаемых ощущениями, на первичные (форма, протяженность, плотность, объем) и вторичные (цвет, вкус, запах, звук). Первичные качества объективны, наши ощущения отражают их такими, какими они существуют в действительности. Вторичные качества субъективны – они отражают не сам предмет, а отношение к нему субъекта (*вода может вызывать ощущение холода или тепла в зависимости от состояния руки). Такое деление метафизично и может привести к агностицизму.
Эмпиризм (Ф.Бэкон) – направление в гносеологии, представители которого утверждают, что и по происхождению, и по содержанию знание носит опытный характер. Абсолютизируя роль опыта, эксперимента, эмпиризм недооценивал роль теоретического мышления в познавательном процессе.
Рационализм (лат. racio – разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) – направление в гносеологии, представители которого, наоборот, абсолютизировали роль разума в процессе познания и рассматривает мышление изолированно от опыта. Рационалисты определяли познание как интеллектуальную интуицию, благодаря которой мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Критерий истинности они видели в отчетливости и ясности знаний. Принижая роль чувственного восприятия, рационалисты не могли объяснить первоначальную основу познания и сформулировали положение о существовании в сознании человека врожденных идей, которые они объявили абсолютными истинами.
Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.
Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств — это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. [Известно, что органы чувств многих животных превосходят по своим возможностям человеческие. Однако, как писал Л.Фейербах, «. у нас нет никакого основания воображать, что, если бы человек имел больше чувств или органов, он познавал бы также больше свойств или вещей природы. У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности».] Органы чувств человека сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления к условиям окружающей среды и диапазон их отражательных возможностей оптимален для свободной ориентации в окружающем мире. Кроме того, человек совершенствует познавательные возможности своих органов чувств: 1) в процессе практики (*сталевар может различать десятки оттенков красного цвета, *дегустатор и т.д.); 2) с помощью приборов; 3) с помощью абстрактного мышления.
Чувственное познание происходит в трех основных формах.
1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).
2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.
3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую ролб выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.
На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.
Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (*понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).
Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (*клен – растение).
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.
Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:
1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),
2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),
3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),
4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,
5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),
6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).
Особенности чувственного и рационального познания.
1. способность к отражению общего в предметах;
1. общие и единичные признаки не различаются;
2. способность к отражению существенного в предметах;
2. существенное не отграничивается от несущественного.
Источник
Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания
Познание можно представить как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяются 2 этапа – чувственное и рациональное познание. Оба этапа тесно связаны между собой, взаимопересекаются, однако каждый такой этап (или ступень) имеет свои формы, цели и задачи. В реальном процессе познания чувственная ступень неотрывно связана с рациональной, а рациональная пронизана чувственной.Экспериментально доказано, что существует функциональная ассиметрия мозга, ответственная за существование 2-х разных типов деятельности. Левое полушарие мозга программирует функции логически правильного мышления, осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение и т.д. Правая же ответственна за образно-эмоциональные функции, творческие созидающие способности. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых обоими полушариями мозга. Если в результате болезни, травмы, хирургического вмешательства связь между полушариями нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Однако право-левая ассиметрия возникает не на нейрофизиологической, а на социально-психологической основе в процессе воспитания и обучения, что связано с характером предметно-практической деятельности (четко фиксируется, только начиная с возраста 4-х – 5-ти лет). Таким образом, функционирование, значимость и взаимосвязь чувственной, рациональной, а так же внерациональной ступеней познания (о чем будет сказано ниже) определяется уже на уровне нейрофизиологическом, что позволяет подробно изучить процессы чувственного и рационального познания, а так же интуиции, озарения, творческих процессов (познания внерационального).
Чувственное познание Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы чувственно воспринимаем окружающий мир, что реализуется в наших ощущениях, восприятиях, представлениях.Ощущение – отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, т.е. субъективный образ окружающего мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Ощущение является исходным (первичным) элементом познания, простейшей формой отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира в их непосредственной данности.На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – ценностный образ, который отображает предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Восприятие – структурированный образ действительности, где сущность, всеобщее еще не выделеныСледующий этап чувственного познания – представление. Представление – высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Представления опосредуются и обогащаются всем предшествующим опытом человека; в них творчески комбинируются ощущения и восприятия, в качестве всеобщего выступает здесь не подлинная сущность предметов, а их конкретно-чувственные свойства. При всей своей сложности и многоплановости представления не дают человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира.
Рациональное познание Обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях человека в своей мыслительной деятельности обобщать и анализировать, находить в чувственно-конкретных однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания[5] с помощью понятий, суждений и умозаключений.Понятие – форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальности. В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо так же познать связи и отношения между предметами, явлениями, процессами.Объединение понятий происходит в суждении. Суждение – форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, утверждается или отрицается что-либо. Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация проявляется в умозаключениях. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание. В структуре рационального познания нередко выделяют и такие уровни как рассудок и разум. И.Кант, в частности, разделяя разум и рассудок, характеризует рассудок как форму синтеза наглядных представлений, которая «подводит» их под род понятия и под законы формальной логики (по заданным схемам и алгоритмам мышления). Разум же для Канта характеризует человеческое познание как свободное, творческое, открывает перспективу философского мышления; разум умозрителен, поэтому ему доступно не только судить о вещах, но и понимать их. Целесообразность выделения в рациональном познании разума и рассудка (2-х уровней) в определенной мере подтверждается и данными современной нейрофизиологии.В истории философии абсолютизация чувственной или рациональной ступеней познания привела к возникновению (в 17 – 18 вв.) дилеммы эмпиризма и рационализма. Эти направления выбирают разные пути решения задачи отыскания абсолютно достоверного знания, которое позволяет дать оценку всех знаний по степени их ценности. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Мах, логический позитивизм) признает чувственный опыт единственным источником знания, т.е. содержание знания согласно эмпиристам может быть сведено к опыту. При таком подходе рациональная деятельность в процессе познания сводится к комбинации того материала, который получен в опыте. Эмпиризм во многом смыкается с сенсуализмом (Беркли, Юм), где чувственное познание так же признается главной формой познания, а все содержание познания выводится из деятельности органов чувств.Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и др.) предполагают приоритет разума по отношению к чувственному опыту, по мнению рационалистов, знание имеет всеобщий и необходимый характер. Рационализм подчеркивает роль дедуктивной методологии познания, акцентирует внимание на гносеологической роли универсальных логических схем деятельности сознания человека.
5Роль практики в процессе познания.Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.
К основным видам практической деятельности человека можно отнести:
§ Научный эксперимент.Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов: Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира, Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.Открытие практической основы и социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, необходимо разобраться, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит восхождение от неполного неточного знания к более полному, точному, глубокому и совершенному.
Источник