Ступень управления это совокупность

Организационная структура управления

Организационная структура управления это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи. В структуре управления различают звенья (элементы), ступени (уровни) и связи.

Звено управления — это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну и несколько функций, например, агрономическая, зоотехническая, экономическая, инженерная и другие службы.

Ступень управления — это совокупность однородных звеньев управления, находящихся по соподчиненности на одном уровне. На сельскохозяйственных предприятиях к низшей ступени относятся бригадиры, к высшей — руководители хозяйства. Промежуточные положения занимают руководители отделений, цехов и др.

Связи — это отношение между звеньями управления. Они могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность предприятия или его структурных подразделений. Функциональные связи возникают по линии движения управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Структуры управления можно классифицировать по трем признакам: по количеству ступеней (двухступенчатая, трехступенчатая и т.д. По характеру организации производства: отраслевая (цеховая), территориальная (отделенческая), комбинированная (смешанная) по связям (линейная, функциональная, линейно-функциональная).

В сельскохозяйственных предприятиях наибольшее распространение получили бригадная (двухступенчатая), территориальная (отделенческая) и отраслевая (цеховая) структуры управления.

Бригадная (двухступенчатая) структура управления широко используется в не­больших и средних по размеру сельскохозяйственных предприятиях. Она имеет ряд пре­имуществ: экономичность (минимальное количество ступеней управления), тесная связь между руководителями среднего и высшего звена хозяйства, четкое распределение пол­номочий между различными руководителями и специалистами.

Территориальная (трехступенчатая) структура управления характерна для круп­ных многоотраслевых хозяйствах со значительной территориальной разобщенностью производства. В этом случае управляющий отделением действует как последующее звено между бригадирами и руководителями предприятия. Территориальная структура, хотя и создает условия для сужения фронта контроля, в то же время приводит к увеличению сту­пеней управления, а следовательно и к снижению оперативности управления.

Отраслевая структура управления получила распространение в специализирован­ных хозяйствах. В них создаются крупные цеха, специализирующиеся на производстве отдельных видов продукции или выполнению отдельных видов работ. Цех возглавляют главные специалисты: главный агроном, главный зоотехник, главный инженер и т.д.

В некоторых сельскохозяйственных предприятиях используется комбинированная структура, которая сочетает несколько типов структур управления: отделенческую и це­ховую в различных вариантах. Самостоятельные отделения, в состав которых входят раз­личные бригады и обслуживающие подразделения, обычно создаются при большой уда­ленности от центральной усадьбы предприятия.

Линейная структура управления характеризуется тем, что руководитель предпри­ятия или его структурного подразделения выполняет все функции управления, а у почи­ненного есть только один руководитель, распоряжение которого, обязательны к исполне­нию, то есть обеспечивается принцип единоначалия.

Функциональная структура управления предполагает, что каждый орган управле­ния или исполнитель выполняет только одну функцию управления. Эта структура сущест­вует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Линейно-функциональная структура управления (штабная структура) предполагает, что линейному руководителю в подготовке управленческих решении и программ помогает специ­альный аппарат управления, состоящий из работников различных функциональных служб и именуемым штабом, который не имеет право самостоятельно отдавать распоряжения исполнителям.

Перечисленные типы структур управления характерны для большинства сельско­хозяйственных предприятий. Однако развитие рыночных отношений вносит ряд новых требований к ее совершенствованию. В целях большей адаптивности к рыночным отношениям на базе традиционных структур управления создаются новые: программно-целевая, матричная, дивизионная.

Программно-целевая структура управления состоит в организации временных творческих коллективов для выполнения определенных программ (проектов) или решения конкретных проблем. Создание таких коллективов не разрушает целостность существующей структуры управления. Они органически вписываются в ее состав, воздействуя на производство по горизонтам В такой структуре управления могут участвовать научные учреждения на договорной основе.

Матричная структура управления создается путем совмещения линейной и программно-целевой структур. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление отдельными сферами деятельности предприятия (производство, сбыт, снабжение). По программно-целевой структуре (горизонтами) организуется управление программами (проектами). Руководитель программы работает со специалистами, подчиненными линейным руководителям и определяет, что и когда должно быть сделано по этой программе. Линейные руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Дивизионная структура управления характеризуется децентрализацией управленческих функций: часть управленческих функций органов управления предприятием делегируется в нижестоящие органы управления. В этом случае производственные подразделения обладают автономными структурами, осуществляющими основные функции управления, что позволяет им самостоятельно решать задачи связанные с производством и сбытом собственной продукции.

Источник

Тема 4. Организационные структуры управления

При характеристике любой организации возникает необходимость рассматривать ее элементы. Важнейшим элементом социальных систем является структура управления, с помощью которой согласовываются различные стороны (техническая, экономическая производственная, социальная) деятельности организаций, регламентируются внутрипроизводственные связи, достигается относительно устойчивый порядок служебных взаимоотношений между структурными подразделениями и работниками аппарата управления.

Структура – это расположение элементов и подсистем внутри системы. Все системы в той или иной мере обладают структурой. Применительно к предприятиям АПК следует различать такие понятия, как производственная и организационная структура предприятия, структура управления, звенья и ступени управления.

В рамках структуры протекает весь управленческий процесс — движение потоков информации и принятие управленческих решений. Структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов.

Общие характеристикиструктуры управления могут быть сформулированы следующим образом:

1. Структура организации обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности предприятия, связанной с достижением его целей.

2. Структура организации определяет права и обязанности на всех управленческих уровнях посредством определения (делегирования) полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.

3. Структура, принятая в конкретной организации, определяет поведение ее сотрудников (стиль менеджмента, организационная культура и эффективность труда сотрудников).

4. Организационная структура определяет эффективность деятельности предприятия, его выживание и процветание, определяемые как его успех.

Следует четко различать понятия: организационная структура предприятия и структура управления предприятия.

Производственная структура зависит от специализации хозяйства, определяется сочетанием отраслей в нем.

Организационная структура представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначений, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия.

К таким структурным единицам относятся отделения, производственные участки, бригады, фермы, звенья, ремонтные мастерские, энергетическое хозяйство, строительный цех, складское и сушильно-зерноочистительное хозяйство, подсобные предприятия и промыслы, жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады, столовые и т. д.

В хозяйствах, производящих продукцию на промышленной основе, возникают новые подразделения и службы. Например, на свинокомплексе самостоятельными подразделениями могут быть торфокомпостная фабрика, служба очистных сооружений, компрессорная, на птицефабриках – цех по утилизации отходов и т. д.

Структура управления – это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях. В схемах обычно отражается состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы. В положениях о подразделениях и в должностных инструкциях указывают права и обязанности подразделений и конкретных исполнителей.

В организационной структуре и структуре управления различают звено и ступень.

Звено управления – это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько функций. В качестве звеньев управления в сельскохозяйственных предприятиях выступают бригады, участки, отделения, различные службы (агрономическая, зоотехническая и др.).

Ступень управления – совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня.

В хозяйствах к низшей ступени в основных отраслях производства относится бригада, к высшей – хозяйства в целом и аппарат управления во главе с его руководителем. Промежуточное положение занимают отделения, производственные участки, цехи и др. Число ступеней в структуре управления всегда соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия.

Сложность структуры управления зависит от количества ступеней и звеньев; чем их больше, тем сложнее структура. Связи по вертикали носят иерархический, субординационный характер (служебное подчинение младших старшим), по горизонтали – координационный (согласование действий всех звеньев структуры управления). Между звеньями управления всех уровней устанавливаются связи консультационного, инспекционного или методического характера.

Организационная структура предприятия представляет собой состав, совокупность внутрихозяйственных подразделений производственного, вспомогательного, обслуживающего и культурно-бытового назначения, определенным образом расположенных на его территории и связанных между собой отношениями общественного разделения труда, производственной кооперации и интеграции.

Организационная структура предприятия по вертикали расчленяется на ступени, а по горизонтали — на звенья. Звено — это организационно и технологически относительно обособленное подразделение предприятия. Ступень— это совокупность звеньев (подразделений), находящихся на одном определенном уровне иерархии управления.

По количеству ступеней, выделяют двух-, трех-, четырехступенчатые и комбинированные оргструктуры.

По способу образования промежуточных подразделений выделяют:

— территориально-отраслевую (комбинированную) оргструктуры.

Структура управления предприятия — представляет собой совокупность работников и органов управления, находящихся между собой во взаимосвязи, соподчиненности, обеспечивающих выполнение необходимых функций. управления для достижения целей предприятия.

Звено (отдел) управления — это организационно обособленный, самостоятельный элемент, (работник, орган управления), выполняющий определенную функцию управления.

Под ступенью управления понимается совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления, отражающей последовательности их подчинения снизу доверху.

Число ступеней в структуре управления соответствует числу ступеней в оргструктуре предприятия.

На сельскохозяйственном предприятии низшей ступенью является управление производственной бригадой (фермой), выполняемое бригадиром, второй ступенью — персонал управления отделением или производственным участком, которым руководит управляющий (заведующий участком). Высшая ступень — общехозяйственный аппарат управление во главе с руководителем предприятия.

Различают формальные и неформальные структуры управления. Формальная структура — это структура, выбранная и установлению путем соответствующих организационных мероприятий, распределения полномочий и прав. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она является отражением личностных отношений в рамках формальной структурам

Структура управления определяется как сочетание трех компонентов:Сложность — означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности. Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является структура управления. Формализация — определяется степенью управленческих правил и процедур. Централизация — определяется степенью централизации управления в ней.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято делить на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с тем или иными функциями управлений. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации. Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Увеличение количества элементов и уровней в структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложностей связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования управления организацией.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение для управления. Они учитываются в принципах формирования структур управления, главные из которых могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установления системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Источник

Читайте также:  Лестница техническая нормы пожарные
Оцените статью