- Историческое развитие общества
- Понятие развития общества
- Человеческий фактор в развитии
- Типы обществ и их развитие
- Различные подходы к историческому развитию
- Этапы развития общества по К. Марксу
- Культурологический подход
- Эволюционные типы обществ
- Современные тенденции развития
- Многовариантность общественного развития (типы обществ)
- Содержание:
- Типология обществ
- Подходы к развитию общества
- Типология обществ
- Формационный подход к обществу
- Цивилизационный подход
- Локальный подход
- Стадийный подход
- Типология традиционного, индустриального и постиндустриального общества
- Предположительные изменения общества
Историческое развитие общества
Общество – это чрезвычайно сложный организм, который не стоит на месте. Он изменяется, одни институты рождаются, другие – перестают существовать. Таким образом, общественный организм живет. Именно поэтому социологи, историки и философы во все времена обращали внимание на характер исторического развития общества.
Понятие развития общества
Историческое развитие – это сложный, многосторонний и многозначительный процесс, который длится достаточно долго и включает в себя компоненты из экономики, политики, права, а также элементы нравственного и интеллектуального развития. Эти части в результате составляют единую целостность, пронизывая многие общественные институты: правовые нормы отражаются на нравственности, экономические на ценностях и т.д.
Сложность исторического развития общества в том, что для его анализа следует учесть развитие других, более мелких компонентов: групп, классов, институтов, организация и т.д. Вместе с тем, эти элементы создают единую целостность, которую социологи и культурологи стремятся исследовать. Эти элементы обычны выделяют в две большие группы – «тип общества» и «цивилизация». Данные термины используются для характеристики отдельных качественных состояний общества на определенных стадиях его прогресса и регресса.
Тип общества – это система определенных структурных единиц – социальных общностей, групп, институтов и т.д., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой на основе некоторых общих для них социальных норм, ценностей, идеалов.
Термин «цивилизация» дал социологам, историкам и культурологам возможность выделить разные виды социального и культурного устройства социумов. Однако стоит заметить, что «тип общества» – это в первую очередь, социальные структуры, отношения и характер связей, а вот «тип цивилизаций» – это отличия в духовной, социальной или культурной сферах общества.
Человеческий фактор в развитии
Сложность определения содержания истории, путей и проблем исторического познания заключается в том, что во всех его сферах присутствует человек – главное действующее лицо исторического процесса. Она выступает исторической личностью и творцом истории, а также как исследователь всего исторического рассвета.
Человеческий фактор вносит в познавательный процесс много вопросов субъективного характера, основанные, в первую очередь, на духовности, соответствующем профессионализме каждого лица, на уровне и возможности интеллекта. Роль человека в истории определяющая уже только потому, что история, исторический процесс не могут быть без человека – его создателя. Человек и природа, человек и общество, человек и люди – такие связи, такое сочетание комплекса проблем трудно поддается осмыслению, изучению, исследованию.
Типы обществ и их развитие

Множество ученых вводили свою классификацию обществ, а с ней, определяли их движение на линии времени. Приведем несколько примеров.
Концепция Г. Спенсера: общества простые и сложные. Со временем в обществе растет вариативность социальных связей, появляются новые институты, одним словом, происходит дифференциация. Так по Спенсеру мировая история – это движение от простых обществ к сложным.
Концепция Ф. Тенниса: общины и общества. Ранняя стадия развития общества – это община. Количество участников небольшое, часто ими движет совместное проживание, отсутствует четкое право и закон. В обществе же главное – это рациональный обмен, взаимная выгода. Чтобы упростить социальную коммуникацию в обществе действует обязательный для всех закон.
Концепция К. Поппера: общества закрытые и открытые. Большинство древних обществ имели очень слабую социальную мобильность: если родился в определенной группе, то к ней будешь принадлежать и ты, и твои дети. Яркий пример – касты в древней Индии. Обычно такие общества статичны, закрыты от внешних контактов, слабо восприимчивы к достижениям науки. Со временем мобильность усиливается, появляются сословия, а затем классы. Образование, успешная карьера, знакомства дают возможность подниматься по социальной лестнице. Открытые общества более динамичны, в них развиваются институты демократии, гарантируется частная собственность и свобода самой личности.
Концепция И. Валлерстайна: исторические системы. Для этого ученого центральное место занимает то, какая система доминирует в мире. Каждая такая система имеет заданный набор экономических, политических, социальных институтов. Они, в свою очередь, через социализацию формируют соответствующих личностей. Когда система не справляется с новыми вызовами начинается ее трансформация и рождение новой системы. И. Валлерстайн приводит несколько таких систем: североамериканская (доевропейская), Римская империя, капиталистическая. По мнению ученого, сегодня наблюдается кризис капитализма, а значит, возможна новая серьезная трансформация.
Различные подходы к историческому развитию
Однако более сложные концепции были разработаны К. Марксом и А. Тойнби. Их концепции оказали намного большее влияние на научное и политическое развитие, чем вышеперечисленные. К. Маркс ввел формационную теорию развитие общества, а Тойнби – цивилизационную.
Этапы развития общества по К. Марксу
Для основателя марксизма ключевым было право собственности на средства производства и характер производственных отношений. Главная движущая сила изменений – классовые противоречия.
Именно поэтому он выделяет следующие стадии развития:
- Первобытнообщинная. Эта стадия длилась до формирования первых государств, появления власти, а с ней – эксплуатации отдельных категорий населения.
- Рабовладельческая. Самые известный пример – Античные государства Греции и Рима. Вместе с тем, Маркс также выделяет особую модель на этой стадии – «восточная деспотия» (азиатский способ производства), свойственная для народов и стран Азии, например, империи Персов.
- Феодальная. Это средневековый уклад, когда положение в общества зависело от владения «феодом» – земельным наделом. Больший феод – выше положение в обществе, возможность иметь своих вассалов.
- Капиталистическая. Промышленный переворот породил два новых класса: буржуазию и пролетариат, которые находятся в постоянном конфликте. Вся собственность на средства производства, а значит и основная прибыль – в руках буржуазии. Маркс предсказывал социальный взрыв, после которого произойдет переход на новую стадию.
- Коммунизм. Общество, в котором «каждому по потребностям, от каждого – по труду». Но как показали политические эксперименты ХХ века – коммунизма достичь не удалось.
Культурологический подход
Авторы этой концепции не считаются сторонниками европоцентристские однолинейной схемы общественного прогресса, а признавали существование большого количества культур и цивилизаций.
Представитель культурологического подхода английский историк Тойнби в своем труде «Исследование истории» рассматривает историю человечества как круговорот локальных цивилизаций, которые сменяют друг друга. Осуществляя сравнительное исследование цивилизаций, он делает вывод, что все варианты общества можно рассматривать как близкие в историческом времени и равноценные по своему значению. Каждая цивилизация проходит схожие стадии возникновения, развития, упадка и гибели.
Тойнби считает, что причиной упадка цивилизаций является потеря гармонии между частями, которые образуют целостное единство общества. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. На этом этапе начинают доминировать представление об истории как совокупность локальных цивилизаций, основным понятием выступает понятие «цивилизации» – общности людей, объединенных на основе духовных ценностей.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию, среди них египетская, эллинская, западная, православная христианская (в России) и другие.
Эволюционные типы обществ
Сегодня большинство социологов, футурологов и философов используют эволюционные типы обществ, которые, однако, возникли вследствие производственных революций.
Примерно до 10 тысячелетия до нашей эры существовали простейшие общества. Но из-за того, что часть народов перешла к земледелию, начинаются существенные сдвиги в развитии общества. Переход от собирательства к земледелию получил название «Неолитическая революция». Человечество переходит к оседлому способу жизни, строит города, благодаря чему возникает предпосылка создания государства, для фиксации урожая и его распределения возникает письменность, а с ней – письменные законы. Это общество просуществовало до 18-19 веков нашей эры и называлось аграрным (традиционным).
В 18 веке в Англии изобрели паровую машину, которую начали использовать на производстве и на транспорте. Начался промышленный переворот. Заводы и фабрики задавали тон жизни в стране и городе. Дневной уклад стал зависим от времени: появилось расписание, транспорт стал его соблюдать, на заводах начали работать женщины, а детей приходилось отдавать в государственные и частные школы и детские сады, начала сокращаться рождаемость.
Во второй половине 20 века началась еще одна революция – информационная. Изменился характер информации, все начало измеряться байтами. Появился интернет, возможность удаленной учебы и учебы, серверы стали хранить информацию, которой даже не накопилось за предыдущие эпохи. Это время стали называть «эпоха Big Data», а стадию – информационной или постиндустриальной.
Таким образом, сегодня выделяют 4 стадии развития общества:
- Простейшие общества.
- Аграрные общества.
- Индустриальные.
- Постиндустриальные.
Современные тенденции развития
Сегодня философы и социологи говорят о двух главных тенденциях: глобализации и сбору данных обо всем. Сегодня уже нет десятков цивилизаций, о которых писал Тойнби. Сегодня мир – это фактически одна цивилизация. Сегодня молодежь в Европе, России и США больше похоже между собой, чем на старшее поколение в своей стране. Создание огромных баз данных разгружает человеческую память, она становится кратковременной. Вместе с тем, чтобы находить нужную информацию, которой нет в памяти, нужны умения работы с базами данных.
Источник
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Содержание:
Типология обществ
- По типу государственного устройства. Платон и Аристотель выделяли монархию, аристократию, демократию и олигархию. В современных рамках принято выделять тоталитарное, демократическое, авторитарное государство по типу господствующего политического режима.
- По производительным отношениям. Присваивающий способ производства характерен первобытному обществу, коллективная собственность – азиатский тип общества, использование рабов, они же собственность – рабовладельческие общества, использование крестьян – феодальное общество, равные права на собственность – социалистическое. На данном этапе общество является капиталистическим, т.е. центральным фактором в определении главенствующей роли является капитал.
Подходы к развитию общества
- Линейно-восходящий характер. Человечество проходит стадии, где совершенствуется система передачи опыта и знаний. Поддерживали теорию такие учёные как Маркс, Дюркгейм, Спенсер.
- Циклический характер. Общественное развитие опирается на аналогию с природой. Таким циклом можно считать временной период, в котором общество проходит через стадии формирования, расцвета и распада, после повторяется. Сторонники данного подхода – Шпенглер, Данилевский и Гумилёв.
- Нелинейный характер. Бифуркация – повторное значение, в котором развитие может пойти не в запланированном варианте, а иным, нося непредсказуемый характер и многовариантность событий. Придерживаются теории – Франк, Коллмэн и Хетчер.
Типология обществ
Формационный подход к обществу
Общественно-экономическая формация – временной промежуток, на котором находится то или иное общество, обладающее свойственными способами производства, экономическим и государственным строем и надстройкой.
Надстройка – комплекс идей, взглядов, формирующихся на экономической основе и воздействующих на неё. Базис – экономический порядок. Характер основы определяет формацию. Выделяют следующие виды:
- Первичная (присуща первобытному обществу)
- Вторичная (рабовладельческая, феодальная и буржуазная)
- Третичная (социализм)
Цивилизационный подход
Цивилизация по Шпенглеру – это развитие локальной культуры, Тоффлер и Морган считают, что это историческое развитие, Тойнби – тоже самое, что и культура.
Каждая цивилизация содержит основу: ценности, мораль, видение мира. Выделяют 2 подхода:
Локальный подход
Локальная цивилизация – общество с закреплёнными территориальными границами, экономический и политический строй, культурную жизнь. Проходит индивидуальный путь становления.
Тойнби выделил 21 тип цивилизации, куда входят китайская, египетская, западная, арабская и т.д.
Современная наука выделяет – западную, восточноевропейскую, индийскую, латиноамериканскую, мусульманскую, японскую, китайскую цивилизации.
- Культурно-психологическая – взаимодействие людей основано на ценностях и нормах.
- Политическая – государство, строй, политические партии.
- Экономическая – распределение материальных благ, производство, обмен.
- Биосоциальная – первичный и вторичный круг социализации, жильё, питание, труд.
Стадийный подход
Цивилизация – процесс, проходящий через стадии.
Типология традиционного, индустриального и постиндустриального общества
Традиционное общество – тип, основанный на традициях, обычаях. Характеризуется малоподвижными структурами, аграрной жизнедеятельностью, высокими темпами рождаемости и смертности, маленькой продолжительностью жизни, сословной структурой, специализацией трудовой деятельности и низким ростом производительности. Обществу свойственна иерархия, присущие той структуре социальные нормы. Мир представлен священным и непостижимым началом. Статус в обществе определяется традициями (правом рождения). Носит авторитарный характер.
Индустриальное общество – сочетание свободы личности с интересами государства. В это время уровень промышленности поднимается, формируется машинное производство, фабрики, система хозяйства и рынков. Характерными чертами выступают машинизация, развитие коммуникационных связей, распределение труда, урбанизация и мобильность. Индустриальное общество обладает отличительными чертами:
- Из-за урбанизации происходит рост занятых работников в промышленной сфере, доля рабочих в сельском хозяйстве уменьшается.
- На базе общего языка и ценностей возникает понятие «нации».
- Культурная революция
- Образование политических прав.
- Становление массового потребления.
- Изменение демографических признаков – низкие темпы рождаемости и смертности, растёт продолжительность жизни, основное население составляют престарелые.
Постиндустриальное общество – сельскохозяйственное и промышленное производство уступает место сфере услуг. Выделяют присущие черты общества:
- Приоритет отдаётся экономике услуг.
- Спрос на высокообразованных специалистов.
- Информация становится главным источником открытий и политических управлений.
- Использование информационных технологий.
Главные элементы – компьютерные технологии, источники информации. Люди способны получать высшее образование и двигаться по карьерной лестнице. Понятие собственности видоизменилось, теперь она делится по классам и слоям. На смену классовой структуре приходит профессиональная.
Предположительные изменения общества
Современные этапы развития цивилизаций:
- Прогресс в одних странах сопровождается регрессом в других.
- Некоторые территории подвержены экономическим кризисам, которые грозят всеобщим кризисом.
- Личностные интересы вступают в борьбу с религиозными, политическими, национальными.
Глобализация – процесс интеграции экономик всего мира и приведение их к единым стандартам. Мир представляет взаимосвязанную структуру из-за обмена товарами, информацией, услугами, культурой. Выделяют последствия глобализации:
- Позитивные – социокультурное единство мира, крепкие взаимоотношения между государствами, улучшение экономики.
- Негативные – ликвидация ранее имеющихся производств в силу их экономической невыгодности, отсутствие культурных особенностей, навязывание образа жизни, утрата национального самосознания.
Источник