Работа № 8. Гигиеническая оценка освещения классной комнаты
Оборудование: сантиметровая лента.
1. Научиться определять световой коэффициент при естественном освещении.
2. Определить суммарную мощность ламп при искусственном освещении и уровень освещенности расчетным методом.
Большое место в системе гигиенических мероприятий, проводимых в школе, занимает решение вопросов по созданию оптимальной световой и цветовой среды, которые способствуют нормальному росту и развитию школьников, препятствует возникновению близорукости, повышает общую и зрительную работоспособность. Освещенность учебных комнат должна быть нормальной по интенсивности, равномерной, не оказывать слепящего действия на глаза и не создавать бликов.
Первое гигиеническое требование к освещению – достаточный уровень освещенности. Особенно необходимо следить за тем, чтобы в течение дня, особенно осенью и зимой, до занятий и на последних уроках освещение на рабочих поверхностях соответствовало установленным нормам.
Интенсивность естественной освещенности зависит от размеров, расположения и ориентации окон в классе, их чистоты, от затемнения окон соседними зданиями, деревьями, занавесками, шторами, цветами и т.п. Световой коэффициент, который равен отношению застекленной площади окон к площади пола, характеризует естественную освещенность в зависимости от величины окон. Световой коэффициент в классах и учебных кабинетах должен равняться 1 : 4, в коридорах 1: 5, в спортивном зале 1 :6. Ширина простенков между окнами должна равняется 0,5 м.
Искусственное освещение в школах создается, как правило, с применением ламп. Хорошие условия искусственного освещения могут быть созданы при правильном выборе типа светильника и его размещения. Наиболее рациональным в этом плане является: СК-300 – кольцевой светильник; преимущественно отраженного светораспределения; КСО – 1 (кольцевой светильник отраженного света).
При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть 7 или 8 действующих световых точек (7 – если напряжение в сети равно 127 вольт, 8 – если напряжение в сети равно 220 вольт) общей мощностью 2100 – 2400 ватт. освещенность рабочего места лампами накаливания должна составлять не менее 150 лк.
Удельная мощность светового потока вычисляется отношением суммарной мощности ламп к площади пола. Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания 40 – 48 Вт/кв.м
При освещении люминесцентными лампами в классе площадью 50 кв.м должно быть либо 12 действующих светильников типа ШОД – 2 — 40, либо ШОД – 2 — 80 (по 4 светильника в в ряду).
Классная доска освещается 2 установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ШМЗ или МКД.
При люминесцентных лампах освещенность рабочего места должна быть не менее 300 лк, а удельная мощность светового потока – 20-24 Вт\кв.м.
Не реже одного раза в три месяца производить уход за светильниками. Привлекать учащихся к этой работе категорически запрещается.
Ход работы
1. Определение светового коэффициента и его гигиеническая оценка:
а) определить площадь пола:
Sп = a х b, где (5)
Sп – площадь пола,
a – длина комнаты в метрах,
b – ширина комнаты в метрах;
б) определить остекленную площадь всех окон комнаты:
Sс = n / c х d (c х d : 100 % х 10 %), где (6)
Sс – площадь остекленной поверхности окна
c– высота окна в метрах,
d – ширина окна в метрах,
10 % — площадь, приходящаяся на раму одного окна.;
в) определить световой коэффициент
CK = Sс : Sп, где (7)
CK – световой коэффициент,
Sс – остекленная площадь всех окон комнаты,
Sп – площадь пола;
2. Определить уровень освещенности:
а) определить суммарную мощность ламп накаливания или люминесцентных источников света.
Nn – суммарная площадь ламп,
n – число ламп в комнате,
N1 – мощность одной лампы в ваттах;
б) определить удельную мощность светового потока:
Nу = Nn : Sп, где (9)
Nn – суммарная площадь ламп комнаты,
Sп – площадь пола.
в) определить уровень освещенности:
Р = Nу х К, где (10)
Р – уровень освещенности, выраженной в люксах
Nу – удельная мощность,
К – коэффициент (приложение 3).
3. Вывод (сравнить полученные значения с гигиеническими требованиями).
1. Определить световой коэффициент (СК) и уровень освещенности в помещении площадью 50 кв. м с тремя окнами площадью 2,2 кв. м, где установлено 8 ламп накаливания мощностью по 300 Вт.
Решение: определяем СК
а) Sп = 50 кв. м (площадь пола)
б) Sс = 3 х (2,2 – 2,2 х 10% :100%) = 5,94 кв. м – остекленная площадь трех окон, найденная по формуле (6)
в) СК + 5,94 : 50 = 1 : 8 – световой коэффициент, найденный по формуле.
2. Определяем уровень освещенности:
а) Nn = 8 х 300 = 2400 Вт – суммарная площадь ламп, найденная по формуле (8);
б) Nу = 2400/50 = 48 Вт/кв. м – удельная мощность, определенная по формуле (9).
в) р = 48 х 3,2 = 155 лк – уровень освещенности, найденный по формуле (10).
Вывод: световой коэффициент 1 : 8 не соответствует норме (1 : 4), а уровень освещенности 155 лк немного превышает норму (150 лк).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Освещение в образовательных учреждениях
Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:
Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.
Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.
Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.
Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.
Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.
Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).
Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.
Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок — темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.
Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.
Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.
Источник
Требования к освещению в школе
Требования к естественному и искусственному освещению в учебных помещениях.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам — белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.
Источник