- Образы помещиков в поэме «Мертвые души»: описание помещиков, цитаты
- Содержание:
- Образы помещиков в поэме «Мертвые души» – кратко
- Цитатная характеристика помещиков в поэме «Мертвые души» – Настасья Коробочка
- Характеристика образов помещиков в поэме «Мертвые души» – скряга Плюшкин
- Манилов – описание помещиков в «Мертвых душах», цитаты
- Характеристика помещиков в «Мертвых душах» – образ Собакевича
- Значение образов помещиков в «Мертвых душах» – Ноздрево, владелец имения
- Галерея образов помещиков располагается по принципу лестницы: от
- Похожие презентации
- Галерея «мертвых душ» Мотив лестницы Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Галерея «мертвых душ» Мотив лестницы Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка,» — Транскрипт:
- Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя
- Манилов
- Коробочка
- Ноздрев
- Собакевич
- Плюшкин
Образы помещиков в поэме «Мертвые души»: описание помещиков, цитаты
Содержание:
В названии поэмы Гоголь указывает не только на мертвые души крепостных, скупаемые главным героем. Душа отсутствует у помещиков, чиновников. Мертвый крестьянин для них – товар, окружающие люди не вызывают интереса. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» четко передают отношение автора к власти, зажиточным гражданам девятнадцатого века. Он не наделяет их положительными качествами. Каждый герой имеет определенный порок, сказывающийся на его жизни.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» – кратко
Писатель описал встречу Чичикова с пятью помещиками. Они имеют разные недостатки, индивидуальные особенности, взгляды. Рассмотрим портрет каждого действующего лица.
Цитатная характеристика помещиков в поэме «Мертвые души» – Настасья Коробочка
При создании образа Коробочки Николай Гоголь учел взгляды одиноких, зажиточных женщин того времени. Ярко выраженные отрицательные черты отсутствуют. Персонаж нельзя назвать добрым, приятным. В Настасье противоречит бережливость, практичность с жадностью, подозрительностью. Предложение Павла она воспринимает как истинный делец, отвечая:
– Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.
Ее не смущает духовная сторона сделки. Главное задание помещицы – не продешевить. Муж Настасьи был секретарем. Он скончался, и вдова сама следила за усадьбой. У нее жили восемьдесят крепостных, слаженно работавших. Это позволяло всему поместью обеспечивать себя продуктами собственного изготовления. О быте хозяйки отзывались хорошо:
– У вас, матушка, хорошая деревенька. мужички на вид дюжие, избенки крепкие.
- Глупость, необразованность;
- Подозрительность;
- Алчность;
- Боязнь нового.
Вдову за глаза называли глупой старухой. Она изначально подозревала человека в обмане, поэтому старалась максимально обезопасить себя от будущих проблем.
Характеристика образов помещиков в поэме «Мертвые души» – скряга Плюшкин
Поэма характеризует Плюшкина как опустившегося человека. Читателя возмущают все аспекты его личности. Это ограниченный, пошлый человек с унизительными привычками. Он отказывается от заботы о собственных детях, морит крестьян голодом, постоянно ругается на дворовых. Другие герои о нем говорят:
– Восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!
Кардинальные изменения произошли с героем в последние годы. Раньше это был адекватный, хозяйственный человек. Он считался образованным, был счастливо женат, имел трех детей. После гибели жены помещик стал другим человеком. Он в огромном количестве владел:
- Тканями, кожей;
- Посудой, мехами;
- Продуктами питания, запасами.
При этом персонаж голодает, заставляя жить крепостных в ужасающих условиях. Чичиков отметил, что он предложил черствый пряник, старое вино с насекомыми. Об окружающих Плюшкин отзывается негативно, не доверяя никому:
– Народ такие воры!
Прижимистость героя характеризуют его походы за мусором по городу. Он забирал любую забытую вещь, ненужный хлам.
Когда помещики видели Плюшкина, они говорили:
– Рыболов вышел на охоту!
Манилов – описание помещиков в «Мертвых душах», цитаты
Манилова главный герой узнает в начале композиции. Когда поэма стала популярной, многие люди начали называть маниловщиной бездельничество, тунеядство. Манилов – мечтатель, он ежедневно выдвигает грандиозные планы, не продвигаясь ни на йоту к их осуществлению. Проекты персонажа совершенно бесполезны. Яркий пример – создание подземного хода или строительство вышки. В обществе о проектах персонажа отзывались с иронией:
– Все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.
При общении с другими помещиками он всячески старался им нравиться. Герой – приятный, добрый, отрешенный от мира человек. Общение с ним – скучное, неинтересное. В городе его характеризовали так:
– Весьма обходительный и учтивый помещик.
– В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
Горожане видели неприкрытую лесть, попытки стать другом для каждого человека.
Характеристика помещиков в «Мертвых душах» – образ Собакевича
Собакевича автор называет истинным медведем. Если провести анализ персонажа, то можно заметить, как просматривается ирония в сравнении фамилии и образа. Герой объединяет в себе внешность сильного, опасного животного, оставаясь в душе собакой, гавкающей на окружающих.
– Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, – так отзывались горожане о Собакевиче. Основные черты характера:
- Практичность;
- Невоспитанность;
- Негативное отношение к окружающим.
Значение образов помещиков в «Мертвых душах» – Ноздрево, владелец имения
Для Ноздрева главное – ярмарки, балы, собрания. Чичиков знакомится с ним, посетив трактир. Это энергичный, активный человек, который:
- Любит играть в карты, гулять, веселиться;
- Не имеет моральных ценностей;
- Часто скандалит, дерется;
- Ленится работать;
- Оговаривает окружающих.
В персонаже автор объединяет характерные черты безнравственного повесы, говоря:
– Ноздрев долго еще не выведется из мира.
Источник
Галерея образов помещиков располагается по принципу лестницы: от
Галерея образов помещиков располагается по принципу лестницы: от одного помещика к другому усугубляется процесс оскудения человеческой личности. Универсальным характером является образ главного героя – Чичикова, который синтезирует в себе доминирующую отрицательную черту каждого из помещиков.
Слайд 16 из презентации ««Идейно-художественное своеобразие поемы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию ««Идейно-художественное своеобразие поемы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».ppsx» можно в zip-архиве размером 3136 КБ.
Похожие презентации
«Плюшкин в «Мёртвых душах»» — Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах». Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца». Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича.
«Мёртвые души история создания» — П.Боклевский. Чичиков у Манилова В.Маковский. Чичиков перед шкатулкой. Помещики. By a Russian noble на английский язык вышел в Лондоне в 1854 году. Чиновники и дамы губернского города N. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Птица Тройка Коровин. Авторы проекта. Ноздрёв.
«Гоголь Мёртвые души урок» — Роман. Охарактеризуйте помещиков. (Подтвердите своё мнение текстом). Каков жанр произведения «Мёртвые души» по оценке критиков? Работа с таблицей. И.С.Тургенев. Проверим знания. Кого из героев поэмы характеризует: Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.
«Характеристика «Мёртвых душ»» — Одежда (Чичиков очень заботился о своей внешности). История создания поэмы. Учеба в училище: уже здесь у Павлуши обнаружились таланты. Цели проекта. Назначение проекта. Опорные положения. Характеристика образа Чичикова. Главной болезнью николаевской России было крепостное право. Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».
«Поэма Гоголя Мёртвые души» — 1) Каковы мнения чиновников и помещиков о Чичикове и почему? Начало работы над поэмой – 1835г. Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Замысел поэмы. Гоголь в Риме. А.Иванов. Прогулки по риму. Цели урока: Н.В. Гоголь. Губернатор Прокурор Почтмейстер Собакевич 2) Читать 2 главу. Поэма «Мертвые души».
«Николай Гоголь Мёртвые души» — Родительский дом. Мертвый. Душа. Учеба. Полностью прекративший какую-либо деятельность, умерший духовно. Нежин 1830-й год. Родители писателя. 1842 – 1855гг.- последний период. Прекративший жизнедеятельность, умерший физически. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. Первый период творчества.
Источник
Галерея «мертвых душ» Мотив лестницы Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнна Панкрашкина
Похожие презентации
Презентация на тему: » Галерея «мертвых душ» Мотив лестницы Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка,» — Транскрипт:
2 Галерея «мертвых душ» Мотив лестницы Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Нисходящая градация – Увеличение порока от «беспочвенного мечтаеля» до «прорехи на человечестве»
3 В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. Все шло само собой, приходило в упадок, мужики пьянствовали и обманывали барина. Ум хозяина занят пустой, несбыточной мечтой.
4 «дубинноголовая» Коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и боится продешевить. Ее бездушие проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, это цены на пеньку, мед; «не продешевить бы» и при продаже мертвых душ.
5 Ноздрев готов все променять, проиграть, прогулять, не упускает случая сшельмовать, обмануть другого, отобрать у него то, что приглянулось. Нечестен он и в картах, потому что шулерство у него в крови. Энергия его поразительна, но вся она во вред людям. Его хвастовство переходит всякую меру. Язык сам собой врет без всякой на то причины или выгоды. Имя его стало нарицательным для наглого враля, кутилы и бузотёра.
6 Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. Это хозяин-кулак. Он готов продать все, содрать по сто рублей даже за мертвые души. Вся обстановка его дома, манеры, внешность говорят о нравственном одичании этого барина. Он грубиян и циник, не уважает даже людей своего круга.
7 Плюшкин — предел человеческого падения «Плюшкинство» — синоним крайней и бессмысленной скупости, «прореха на человечестве». Крестьяне доведены до такого обнищания, что десятками бегут от него и сотнями мрут. Сам живет впроголодь, одевается, как нищий Душа Плюшкина окаменела, чувства притупились.
8 Чиновники города NN Еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, мелком тщеславии, зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки; все бездельники, у них нет никаких интересов, это тоже «мертвые» души.
9 Душа Духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи вв. Мертвый Прекративший жизнедеятельность, умерший физически Полностью прекративший какую-либо деятельность, умерший духовно
10 Главный герой поэмы Чичиков более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащен и Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение.
11 Гоголь показывает : появление в русской жизни человека нового, у которого : нет ни знатного рода, ни титула, ни поместья, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить себе состояние; его идеал копейка; женитьба мыслится им как выгодная сделка; его пристрастия и вкусы чисто материальные; умеет по-особому к каждому человеку подойти, тонко рассчитав свои ходы; Внутренне многолик, неуловим в неопределенных чертах: «…господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова. Вывод:
12 Есть ли «живые души» в поэме? . За «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Н.В.Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера.
13 История создания «Мертвых душ» Сюжет поэмы был подсказан Пушкиным, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835 года. Сообщает Пушкину в письме: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!» Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав.
14 Домашнее задание: Прочитать поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души», гл. 1 – 6 Замысел «Мёртвых душ» История 1 и 2 тома
Источник
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя
Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.
В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.
Манилов
У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.
Коробочка
Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.
Ноздрев
Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.
Собакевич
Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.
Плюшкин
Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.
Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.
Источник