Социальная лестница древнего китая

Содержание
  1. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае. Социальные слои Древнего Китая
  2. Система социальных рангов в Древнем Китае
  3. Глава 7. Характеристика социальных слоев
  4. Читайте также
  5. 4. 1. Империя X-XIII веков – это сумма двух слоев
  6. Глава IV. Кризис и падение Римской северной Африки. Борьба берберов и низших слоев населения против господствующего порядка. Ортодоксальная и донатистская церкви
  7. § 72. Быт основных слоёв населения
  8. 4.1. ИМПЕРИЯ X–XIII ВЕКОВ — ЭТО СУММА ДВУХ СЛОЕВ
  9. ГЛАВА 10 Организационная структура и положение сельских слоев общества на Западе с XII по XIV в.
  10. Положение средних слоев населения
  11. Глава II Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии в начале XV века
  12. Глава 7 Соответствие целей фашистского государства и созданных социальных институтов важнейшим эмоциональным потребностям нации
  13. Распространение Христианства среди различных слоев общества
  14. Фаза консолидации высших слоев общества
  15. Глава III К вопросу о социальных последствиях реформации
  16. Правовой статус социальных групп древнекитайского общества
  17. Социальное общество Шан
  18. Общественные классы Чжоу
  19. Развитие социальных групп Древнего Китая

Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае. Социальные слои Древнего Китая

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:

  1. период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.);
  2. период Чжоу (XI—III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды:

а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.);
б) Чжаньго — «Борющихся царств» (V—III вв. до н. э.);
в) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э . — III в. н. э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель — ван — и его приближенные, родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.

Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (XV— XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI—X вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.

Позднее формируется еще одно привилегированное сословие — сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий. Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из «одной партии власти» в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства — ремесленники.

В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.

Источник

Система социальных рангов в Древнем Китае

Как и в других частях мира, Древний Китай также был свидетелем социальных классов в своей социальной структуре. Древнее китайское общество было разделено на основе Фэн цзянь структуры. Это дало начало социальной иерархии Древнего Китая, классифицировав китайский народ на четыре социальных класса. Эти классы образовывали пирамиду и гарантировали стабильность государства. Ниже приведены сведения о социальной иерархии Древнего Китая, начиная от высших и заканчивая низшими слоями жителей страны.

Король
Царь и его семья были помещены на самый верхний уровень древнекитайской пирамиды социальной иерархии. Эти люди были самыми уважаемыми, владели самым большим количеством земли и управляли людьми во всем королевстве.
Кроме короля, высшие классы разделяли и дворяне, которые были вторыми самыми уважаемыми людьми в Древнем Китае. Их очень уважали из-за богатства, которым они обладали. Они воевали в императорской армии, обеспечивали оружием, Кроме того, дворяне наслаждались роскошной жизнью. Они жили в больших дворцах, и проводил свободное время на охоте.
За этими основными классами лежит фактическая социальная иерархия Древнего Китая, основанная на оккупации людей.

Шиит
Ши были знатными учеными во времена древних династий Чжоу и Шан. Они были расценены как аристократическое происхождение низкого уровня в социальной структуре. Они также обладали определенными привилегиями, которые не были предоставлены другим людям, так как они имели право ездить на колесницах и командовать битвами со своих мобильных колесниц. Люди из этого класса также были назначены на государственные службы страны. Ранее это были люди, которые были известны своими навыками воина.Они были признаны обоюдоострым мечом, который был известен как Цзянь, но позже люди начали признавать эти знания, ученость и их способности управления.

Нонг
Класс Нонг состоял из крестьян-фермеров. Начиная с эпохи неолита сельское хозяйство в Китае оставалось ключевым элементом для всей цивилизации, поскольку фермеры производили пищу для поддержания всего общества. Они считались частью более высоких рангов по сравнению с ремесленниками и торговцами. Хотя они не пользовались привилегиями, которые были предоставлены классу Ши, но фермеры считались ценными членами общества. Они были землевладельцами и отвечали за производство продовольствия и культур для себя и общества.

Гонг
Класс гонга был составлен ремесленниками. Они были похожи на фермеров, но так как у них не было собственной земли, то они занялись развитием добра и ремесел. Этот класс включали рабочие добывающие бронзу и нефрит, гончары и каменщики. Помимо добычи рабочие делали оружие и украшения для императора и дворян.

Это был также богатый класс, но не рассматривался как хороший класс в социальной структуре и, следовательно, не давался привилегии права по сравнению с более высокими классами.

Шанга
Самым низшим классом в социальной иерархии Древнего Китая был класс Шанга, который состоял из торговцев и купцов. Поскольку эти люди не могли достичь хорошего статуса в обществе, поэтому они были помещены на самые нижние уровни социальной структуры. У них было значительное богатство, но поскольку они позволяли себе торговать и перевозить товары, произведенные другими людьми, они не считались уважаемыми людьми в обществе.
Помимо этих классов в обществе присутствовал еще один — это рабы.
Рабы:
Они работали на некоторых правителей или других людей, у которых было много денег. Например, они работали на каком-то заводе. Привилегий и прав рабы не имели. Им надлежало подчиниться воли своих господ. За любое неповиновение рабов ждало суровое наказание.

Источник

Глава 7. Характеристика социальных слоев

Глава 7. Характеристика социальных слоев

Чжоуский феодализм, как это свойственно любой аналогичной структуре, имел иерархическую социальную лестницу. Строго по ее ступеням выстраивались все те слои, на которые делился социум. Однако многие из этих слоев находились еще в состоянии становления. Анализ элитных верхов уже показал, что термины, соответствующие обозначению тех либо иных социальных групп и имеющих к ним отношение ступеней иерархической лестницы, были достаточно условными и нередко взаимозаменяемыми. Так, все цины одновременно были дафу, т. е. занимали сразу как бы две высокие ступени лестницы. Все дафу (как, впрочем, и цины) одновременно были аристократами-ши. Более того, если следовать букве трактата «Или», то чжухоу и сам ван тоже были такими же аристократами-ши. Казалось бы, констатация такого рода условности обозначения в терминах путает все карты и лишает смысла иерархическую лестницу ван — чжухоу — цины — дафу — ши.

Это, однако, не так. Лестница работала, и разница между терминами существовала и хорошо осознавалась. Каждый понимал, что одно дело ши как офицер низкого ранга, юный аристократ, представитель боковой ветви клана и совсем другое — цин-ши, т. е. слуга вана высшего ранга. Вопрос был лишь в том, сколь многозначным первоначально являлся тот или иной термин и как воспринималась в реальной жизни эта многозначность, а также какова была тенденция эволюции значения и сферы применения термина. Нечто в этом же роде было и на низших ступенях лестницы, хотя и не на всех. Можно твердо фиксировать социальный статус лишь тех слоев, которые составляли основную массу населения и могли бы именоваться просто «народ». Это крестьяне-шу-жэнь, ремесленники-гун и торговцы-шан. Они обычно занимали центральное место в таблицах слоев. Что же касается низших категорий, рабов и слуг, то здесь ситуация была весьма запутанной. Часто различные термины использовались для обозначения людей одного и того же статуса. Все это хорошо видно при внимательном анализе тех самых иерархических лестниц, о которых уже шла речь. Их немного, всего несколько. Использованы они по различным поводам и соответственно в разных контекстах, что усложняет анализ, но зато дает для него дополнительный материал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. 1. Империя X-XIII веков – это сумма двух слоев

4. 1. Империя X-XIII веков – это сумма двух слоев Современные представления о Священной Римской империи X-XIII веков являются, вероятно, суммой сведений из двух исторических периодов [1]. Первый – история восточной Византийской империи X-XIII веков. Второй – сдвинутая вниз

Глава IV. Кризис и падение Римской северной Африки. Борьба берберов и низших слоев населения против господствующего порядка. Ортодоксальная и донатистская церкви

Глава IV. Кризис и падение Римской северной Африки. Борьба берберов и низших слоев населения против господствующего порядка. Ортодоксальная и донатистская церкви Кризисные явления в позднеримской Северной Африке представляются в рамках нашей темы по меньшей мере

§ 72. Быт основных слоёв населения

§ 72. Быт основных слоёв населения Новые явления в социально-экономическом развитии России оказывали влияние и на быт. Наиболее заметными эти изменения оказались для жителей городов и промышленно развитых районов страны. Менее всего они затронули быт глухой провинции,

4.1. ИМПЕРИЯ X–XIII ВЕКОВ — ЭТО СУММА ДВУХ СЛОЕВ

4.1. ИМПЕРИЯ X–XIII ВЕКОВ — ЭТО СУММА ДВУХ СЛОЕВ Современные представления о Священной Римской империи X–XIII веков являются, вероятно, суммой сведений из двух исторических периодов [нх1]. Первый — история восточной Византийской империи X–XIII веков. Второй — сдвинутая вниз

ГЛАВА 10 Организационная структура и положение сельских слоев общества на Западе с XII по XIV в.

ГЛАВА 10 Организационная структура и положение сельских слоев общества на Западе с XII по XIV в. В сельских округах Запада так же, как в городах, освобождение народа и освоение новых земель привело к образованию новых слоев общества и стало причиной возникновения

Положение средних слоев населения

Положение средних слоев населения Для того, чтобы осуществлять свою власть над работниками и для управления хозяйством, вельможам необходимо было держать множество слуг — от высших управляющих до палачей. Эти слуги являлись ближайшей опорой владычества знати, многие

Глава II Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии в начале XV века

Глава II Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии в начале XV века В конце XIV — начале XV века в недрах феодального хозяйства всё больше развивались товарно-денежные отношения, что было неразрывно связано с ростом производительных сил в деревне и городе.

Глава 7 Соответствие целей фашистского государства и созданных социальных институтов важнейшим эмоциональным потребностям нации

Глава 7 Соответствие целей фашистского государства и созданных социальных институтов важнейшим эмоциональным потребностям нации Эффективное управление людьми, группами людей невозможно без понимания их психологических особенностей, их важнейших эмоциональных

Распространение Христианства среди различных слоев общества

Распространение Христианства среди различных слоев общества Апостол Павел пишет «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:26-27). Другие

Фаза консолидации высших слоев общества

Фаза консолидации высших слоев общества В начале XIX в. в Индии, как и в других странах, некоторые уцелевшие местные правители отличались большей готовностью пойти на реформы, чем другие. Но в любом случае преобразования навязывались «сверху», а низшие классы отвечали на

Глава III К вопросу о социальных последствиях реформации

Глава III К вопросу о социальных последствиях реформации I. Религиозный переворот и формирование новых личностных установокКак буржуазия возникает вначале в самых недрах феодального общества – в средневековом городе, так первая форма буржуазной идеологии возникает в

Источник

Правовой статус социальных групп древнекитайского общества

Социальное общество Шан

Правовой статус, предусмотренный для социальных групп древнего китайского общества, с одной стороны, определялся их положением во властных политических, военных и хозяйственных иерархиях. С другой стороны его определяла степень материального благополучия, которое относилось к формальным рангам, статусам во властных структурах. Еще одним фактором было наличие земельного надела.

Общественный строй государства Шан характеризовался возникновением раннего классового общества, в котором правовые отношения социальных групп (сословий) были обозначены недостаточно четко.

Социальное разделение, в первую очередь, связано с функциями, которые выполнялись той или иной группой. Сюда также можно отнести функции,ее место в иерархии власти, близость к правителю, статус свободы. Формирующаяся социальная структура являлась следствием разложения родоплеменных отношений.

В государстве произошло выделение правящего класса, который отличался неоднородностью в социальном и материальном отношении. В его состав входила родовая аристократия, включая племенных вождей во главе с правителем, его приближенных, родственников; чиновников, которые получили землю за службу; жрецов; глав родовых и клановых объединений; местных правителей. Правящий класс существовал за счет эксплуатации рабов и с помощью взимания ренты (налогов) с общинников-крестьян. Рента взималась сначала как отработка, а затем как присвоение части урожая с крестьянских наделов. Совокупность всех земель разделялась на 2 категории: общественное поле и частные поля. В первой из них существовали общественные поля, обрабатываемые всеми общинниками. С данных земель урожай шел в качестве ренты на содержание правителя и знати, на государственные и общественные нужды. Вся земля принадлежала государству, ею распоряжался ван.

Самый многочисленный класс был представлен мелкими производителями, включая свободных крестьян-общинников, которые работали на землях общины. Община представляла собой самую устойчивую форму социальной и производственной организации людей. Общинное пользование землей организовывалось в соответствии с системой «колодезных полей». Здесь частные поля были в личном пользовании каждой семьи, но не были ее собственностью, при этом урожай расходовался на их прокормление.

Класс рабов, трудящихся в царском и частном хозяйствах, являлся бесправным. Этот класс не мог иметь имущества и семьи. В качестве источника рабства выступал плен, продажа за долги, обращение за совершенное преступление. Множество рабов приносилось в жертву обожествленным предкам и природным духам.

Общественные классы Чжоу

Общественный строй чжоуского государства можно характеризовать созданием строгой системы социальных рангов, которая определила всю структуру классификации на свободных и рабов в обществе.

Все свободные люди в Чжоу были разделены на 5 социальных групп, которые соотносились друг с другом в зависимости от иерархии. Структура социальных рангов напрямую связана с системой землевладения и землепользования. Высшей ступенью социальной иерархии являлась личность деспотического правителя. Он представлялся «единственным среди людей». Так именовали себя чжоуские ваны.

Во вторую группу входили чжохоу, являющиеся правителями наследственных владений, представителями высшей чжоуской аристократии. В состав третьей группы включали дафу, глав родоплеменных групп (цзу). Они составляли население наследственных владений. Четвертая группа была представлена ши, то есть главами больших семей, которые входили в состав определенного цзу. Пятая группа была самой многочисленной и была представлена шужэнь. Это были простолюдины (свободные общинники).

С помощью социального ранга определялся престиж и все материальные блага, которыми был способен пользоваться человек, принадлежащий к перечисленным группам. Внешняя принадлежность к одной из групп проявлялась в качестве покроя одежды, числа рабов и скота, разном количестве еды и питья, размерами и числом полей, размерами жилья. Установленные стандарты было нарушать нельзя.

Установление принадлежности человека к высшим социальным группам происходило в соответствии с родством: кто являлся отцом, каким по счету сыном в семье был человек. Ранг собственного отца наследовался старшим сыном, при этом остальные сыновья спускались ниже на одну ступень.

Подобная ранговая система предназначалась для интеграции чжоуского общества в верхушку иньских племен, которые были покорены во время завоевания Шан-Инь. За свою лояльность они могли получить в наследство землю вместе с населением и в соответствии с ее размерами им мог быть присвоен титул: гун, хоу, бо, цзы, нань.

Вне социальной иерархии располагались здесь рабы. В Чжоу большее количество военнопленных уже не приносилось в жертву. Их стали использовать как рабов в домашнем хозяйстве и на тяжелых работах.

Развитие социальных групп Древнего Китая

Радикальные изменения в общественном строе Древнего Китая происходят в период семи «воюющих царств». Это была эпоха Чжаньго (V–IV вв. до н.э.). Для того времени было характерно расширение площади пахотной земли, рост урожая с помощью применения железных орудий труда. Следствием этого стал рост совокупности общественного продукта, и это привело к кризису системы землевладения и землепользования, характерного для чжоуского Китая XI–VI веков до н.э. Иерархия социальных рангов, в основе которой лежали «наследственные пожалования», постепенно изжила себя.

В середине I тыс. до н.э. происходит оформление новой системы собственности на землю, появляется частная собственность, в основе которой лежит право отчуждения земли с помощью купли-продажи. В результате формируется классовая структура Древнего Китая. В это время происходит разложение общинной собственности на землю, общинная земля начинает присваиваться (особенно «общественные поля») знатью, верхушкой чиновничества. Все это в VI–V вв. до н.э. способствовало росту крупного и мелкого крестьянского частного землевладения, что привело к росту количества безземельных и малоземельных крестьян. Последние, как правило, становятся арендаторами частновладельческих и государственных земель.

По этой причине в VI в. до н.э. в некоторых древнекитайских царствах осуществляется переход к новейшей форме отчуждения произведенного продукта, представляющей собой поземельный налог. Он вычислялся в соответствии с площадью обрабатываемой земли и первоначально стал использоваться в царстве Лу в 594 г. до н.э. Рассмотренная система сохранялась в стране вплоть до начала XX в.

Общественный строй древнего Китая развивался по догматам легизма, который становится официальной идеологией пинского Китая. Свободное приобретение и реализация земли, которую провозгласили легисты, окончательно подрывает господство старой аристократии. Это открывает дорогу для преодоления противоречий, возникающих между бедными и богатыми. С того времени любой член общества, наделенный богатством, получал возможность достижения соответствующего социального положения.

Принудительное оформление классовой структуры общества происходит во времена эпохи империи Цинь. Старые аристократические титулы упраздняются. Социальная дифференциация производилась с помощью 2 показателей: богатство и государственные заслуги. В соответствии с этим происходило выделение 18 степеней знатности. В состав господствующего класса входили:

  • собственники земли из титулованной знати и незнатных родов,
  • привилегированное чиновничье сословие,
  • военные,
  • купцы.

Они были наделены всеми правами и служили правителю. По правовому статусу их можно было отнести к благородным. В состав не привилегированного класса свободных общинников были включены крестьяне и ремесленники, которые имели земельный надел и орудия труда. Они же должны были нести нелегкое налоговое бремя, имея больше обязанностей, чем прав. В класс зависимых работников и рабов входили юридически свободные арендаторы-издольщики из числа безземельных крестьян, наемные работники, которые были лишены средств к существованию, и рабы.

Развитие общественного строя империи Хань происходило уже по установкам ортодоксального конфуцианства. Здесь вернули систему социальных рангов, которая была обусловлена знатностью происхождения и степень богатства.

Система конфуцианских экзаменов в случае их успешной сдачи, давала возможность простолюдинам претендовать на высокие посты. Население разделили на три класса (сословия):

  • благородные мужи, названные цзюнь-цзы;
  • простолюдины, называемые шужэнь (свободные крестьяне и ремесленники);
  • подлые, называемое сяо жэнь (рабы, крепостные, зависимые и подневольные рабочие).

Благородных мужей поделили на 20 рангов знатности. Высшей прослойкой господствующего класса являлась титулованная знать. В соответствии с числом дворов и земли, которые были получены на «кормление», происходило ранжирование рангов. Чем ближе ранг был к правителю, тем большая доля привилегий была для него присуща. Титул знатности император мог пожаловать за заслуги, также он мог быть куплен (первоначально была предусмотрена натуральная оплата зерном, а с 18 г. до н.э. – денежная оплата, каждый последующий ранг стоил на тысячу монет дороже).

Самый большой класс составляли простолюдины, они же являлись свободными производителями. Этот класс был социально неоднородный, для него было характерно заметное расслоение состава. Он являлся основным слоем податного населения. Подлые включали рабов, частный и государственный, зависимый люд. Основным источником рекрутирования частных рабов были разорившиеся общинники, которых продали в рабство за долги, а государственных – преступники и их родственники, которых осудили за определенные правонарушения. Рабов клеймили.

Данную социальную конструкцию общественного строя нельзя считать жесткой. Относительно прост был переход из одного социального слоя в другой (например, разбогатевший простолюдин мог купить титул знатности). Для рабов не была закрыта дорога к свободе, включая получение высшего ранга.

Матерью знаменитого полководца Вэй Цина и его сестер являлась рабыня. За свои военные заслуги он, тем не менее, смог получить высший ранг знатности, а его старшая сестра из наложницы стала императрицей.

Источник

Читайте также:  Вторая ступень контроля по охране труда или ежемесячный контроль при ксот проводится
Оцените статью