- Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
- Почему эти ступени называются главными?
- Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
- Как называются все остальные ступени?
- Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
- Виды лада
- Ступени лада и их взаимосвязь
- Главные ступени лада и их названия
- Для чего они нужны?
- Аккорды
- Как строится?
- Музыкальный ликбез #11: Функции ступеней лада
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.
В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.
- Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
- Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
- Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
- Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).
Почему эти ступени называются главными?
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.
Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.
В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.
Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.
Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.
Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.
Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.
Как называются все остальные ступени?
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.
Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.
Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).
Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.
Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!
Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор
Источник
Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.
Виды лада
Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:
- мажор (по латински — dur);
- минор (по латински — moll).
Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:
- веселое настроение;
- грустное настроение.
Ступени лада и их взаимосвязь
Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?
- Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).
Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.
Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.
От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.
- Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.
Главные ступени лада и их названия
Перед нами гамма До мажор:
Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.
Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.
Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.
Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.
Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.
Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:
- I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D).
Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.
Для чего они нужны?
Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.
Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.
Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.
Аккорды
- Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?
Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.
Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.
- Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.
Как строится?
Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?
Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).
Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?
- Главные — I, IV, V;
- Производные — II, III, VI, VII.
Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:
- устойчивые — I, III, V;
Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;
- неустойчивые — II, IV, VI, VII;
Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.
Источник
Музыкальный ликбез #11: Функции ступеней лада
Каюсь, уже довольно много времени прошло с момента публикации последнего материала. Дело в том, что мне самому нужна подготовка, чтобы писать дальше. Кроме того, читателей часто волнует вопрос: как теория может помочь сочинить музыку? То есть они пытаются нащупать какое-то правило расположения нот, какую-то закономерность, которая должна привести к созданию мелодии.
Закономерность действительно есть, но можно ли на неё рассчитывать? Давайте разбираться по порядку.
Ранее мы разбирали лады, построенные от нот «до», «ре», «ми» и т.д. Я называл их «до-мажор», «ре-минор», и т.д. Все они или мажорные, или минорные. Это определяется звучанием первого аккорда лада.
Если вы забыли какие-то термины, то лучше перепрочесть предыдущие материалы.
Так вот, я говорил о звучании, но классифицировать эти лады просто как мажор и минор неправильно (это делалось только для простоты). Из них только до-мажор и ля-минор являются настоящими мажором и минором (также они называются натуральными).
Остальные лады, хотя и имеют мажорный или минорный первый аккорд, имеют свою сигнатуру, которая отличается от сигнатуры до-мажора или ля-минора. И вот эти не совсем натуральные мажоры и миноры имеют свои имена, такие как гармонический и мелодический. Кроме того, есть т.н. модальные лады, которые не являются ни тем, ни тем (об этом чуть позже).
Я сейчас не буду расписывать все сигнатуры и названия, потому что они пока не нужны. Если вам интересно узнать прямо сейчас, то можно просто посмотреть в Википедии. Ничего сложного нет, это просто названия, которые соответствуют определённым сигнатурам ладов. Скажем, в сигнатуре мелодического мажора понижены 6-я и 7-я ступень относительно сигнатуры натурального мажора.
То есть, если натуральный до-мажор это CDFEGAB, то мелодический до-мажор это CDEFGAbBb. И так же вы можете узнать про всё остальное.
Нас, однако, сейчас интересует конкретно натуральный мажор, потому что именно в нём работают функции, о которых пойдёт речь.
В звукоряде лада обычно 7 ступеней. И каждая ступень имеет своё название и функцию. Давайте начнём с названий. Я до последнего старался избегать странных слов, но это приводит и к неточностям и придиркам комментаторов, и в общем, чем дальше в лес, тем больше необходимость в специфичных музыкальных терминах.
Ступени имеют имена, которые также обозначают их функции:
- I ступень – тоника
- II ступень – нисходящий вводный звук
- III ступень – медианта (средняя)
- IV ступень – субдоминанта
- V ступень – доминанта
- VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
- VII ступень – восходящий вводный звук
Отвечая на вопрос о закономерностях – да, за каждой ступенью закреплена своя функция. Одну из них мы уже точно знаем: это тоника , или «дом», куда должна возвращаться мелодия.
Практически вся современная музыка строится на основе тонального центра, вокруг которого развивается мелодия.
Вот вам первая закономерность: мелодия должна иметь тональный центр. Собственно говоря, ранее мы уже обсуждали музыку как путешествие из дома и назад в дом.
Легко сказать, но как сделать? Посмотрим на функции других ступеней.
Они в целом делятся на два типа: устойчивые и неустойчивые. Есть триада самых устойчивых ступеней: тоника (первая), медианта (третья), доминанта (пятая). Ничего не напоминает? Это же аккорд.
Устойчивость не совсем связана с консонансом, потому что, к примеру, 4-я ступень более консонантна, чем 3-я, но является неустойчивой. Тут работают более загадочные факторы, которые мы потом попробуем понять. Пока что просто примите как есть.
Остальные ступени неустойчивые. Это значит, что когда они звучат, у нас возникает естественное желание, чтобы они перешли в устойчивые, или разрешились.
Почему я делал акцент именно на натуральном мажоре? Потому что вышеуказанные функции ступеней работают именно в его сигнатуре (и ещё в натуральном миноре). Роль ступени зависит от интервала между ней и тоникой. Поменяйте сигнатуру – поменяются интервалы, и функции ступеней либо ослабнут, либо совсем исчезнут.
Хорошо, какой план?
Чтобы писать музыку, основываясь на закономерностях, должны ли мы использовать устойчивые ступени? Да, но тогда музыка не сможет «пойти в путешествие». Ведь чтобы вернуться домой и получить заслуженное удовольствие от этого, нужно сначала далеко уйти.
Часто про музыку говорят как про диалог. Есть музыкальные фразы. Сначала звучит фраза-вопрос, а затем фраза-ответ. Фраза-вопрос создаёт напряжение, так же как если бы мы услышали реальный вопрос. Фраза-ответ создаёт разрешение – вопрос разрешается, и мы снова дома и в спокойствии.
Неустойчивая ступень создаёт напряжение, которое естественным образом заставляет её перейти в ближайшую устойчивую. Вторая ступень стремится перейти в первую или третью. Четвертая – в третью или пятую. Шестая – в пятую. Седьмая – в первую.
Таким образом, в ваших руках находится инструмент для построения музыкальных фраз. Чтобы задать вопрос, вы выстраиватете ступени так, чтобы они двигались из дома в сторону такого напряжения, которое нужно вам. И затем вы строите фразу, чтобы вернуться домой. Это также можно сделать или коротким, или длинным путём.
Проблема заключается в том, что можно сколько угодно делать анализ уже готовых музыкальных произведений и находить в них правильные зависимости, только это не сильно помогает при попытке написать что-то новое. Например, посмотрим на этот отрывок:
Он написан в тональности фа-мажор натуральный, следовательно нота «фа» является тоникой, а ступени лада выглядят так:
1:фа 2:соль 3:ля 4:си-бемоль 5:до 6:ре 7:ми
Посмотрим на строение мелодии:
фа — ре — ми — до — соль — фа
Что мы можем о ней сказать с точки зрения вышеописанной теории?
Мы начинаем с тоники «фа», замечательно, мы задаём тональный центр. Затем переходим на «ре» и «ми», которые являются 6-й и 7-й возрастающе неустойчивыми ступенями. 7-я ступень должна хотеть разрешиться в 1-ю (по теории). Но она разрешается в 5-ю, «до», которая является доминантой. Что про это скажет теория? Я не знаю. Но доминанта это устойчивая ступень, а значит мы всё-таки как-то разрешились. Затем идёт «соль», 2-я неустойчивая ступень, которая теперь в полном согласии с теорией разрешается в тонику «фа», и это прекрасно слышно. Если попробовать представить сигнатуру этой мелодии в виде устойчивых и неустойчивых ступеней, то получим:
У — Н — Н — У — Н — У
Является ли это неким шаблоном, по которому можно писать мелодии? Не знаю, но надеюсь, что вопрос о закономерностях стал немного более понятен.
Источник