Слободчиков исаев основные ступени развития субъектности человека

Ступени развития субъектности (по В.И. Слободчикову).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Ступени развития субъектности

Рождение— 12 месяцев

11 месяцев — 6,5 лет

5,5 лет— 13-18 лет

17-21 год — 31 -42 года

39-45 лет — 62 года

На первой ступени (оживление) родившийся ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение, вначале не опосредствованное культурными орудиями, предметами и знаками. Главным событием этой ступени развития субъекта является освоение собственной телесной индивидуальности; основное приобретение данной ступени — синтез человеческого тела и его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.

На второй ступени (одушевление) ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения. Прямохождение и речь становятся способами первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления, потому что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени (персонализация) партнером растущего человека становится общественный взрослый, персонифицированный в таких социальных ролях, как учитель, мастер, наставник и другие, с которыми подростки осваивают правила деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы идентичности внутри совместного бытия с другими людьми.

На четвертой ступени (индивидуализация) партнером молодого человека может стать все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Присвоение и индивидуализация общественного набора ценностей в контексте личностной позиции человека составляют суть этой ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая ограничения собственных групп принадлежности, человек становится ответственным за собственную самость, которая до того зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

Пятая стадия (универсализация) предполагает выход за пределы развитой индивидуальности, который одновременно представляет собой вхождение в пространство сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Партнером в построении и осмыслении универсального события является человечество в его надкультурном качестве, то, что было и будет (в терминологии В.И. Слободчикова, Богочеловечество). Таким образом, этот подход прослеживает онтогенез личности в аспекте развития ее субъектности — способности быть автором собственной жизни в ее разноуровневых проявлениях с различными социальными партнерами.

Подход к описанию личности основан на использовании термина «психологическое пространство личности», которым мы обозначаем субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность человека и охраняемый им физическими и психологическими средствами. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территория, предметы, привязанности, установки). Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл и соотносятся с его потребностями. Психологическое пространство — это эмпирическое понятие, которое возникло на пересечении феноменологического и средового подходов в психологии. Задачи формирования дружественной развивающей среды ребенка должны обязательно принимать в расчет возрастную сензитивность к разным измерениям психологического пространства, чтобы развивающееся самосознание находило в объективном мире свое подтверждение, а личность укрепляла автономию — в противном случае можно говорить о депривации психологического пространства и нарушении его границ. Оно может быть описано несколькими измерениями, соответствующими той части реальности, персонализируя которую человек расширяет область своей субъектности. Это следующие измерения: физическое тело, мир вещей (предметов), территория, привычки (временная, режимная организация жизни), социальные связи и ценности.

В онтогенезе эти измерения проявляются в следующей последовательности. Сначала ребенок овладевает собственным телом (это начинает происходить на протяжении младенчества, когда он учится пользоваться собственными органами и отделять себя от материнской груди). Затем ребенок учится действиям с предметами и начинает идентифицировать себя с ними (это раннее детство, когда ребенок начинает считаться с границей, окружающей «валентные» предметы; в тот же период времени он использует особо значимые «переходные» объекты, которые, согласно психоанализу, позволяют ему отделить «Я» от «не Я»). С началом ходьбы ребенок открывает персональную территорию, но осваивать ее начинает несколько позже; сензитивность к территориальности усиливается в подростковом возрасте, когда ребенок начинает претендовать на неприкосновенность собственного письменного стола, комнаты и так далее. По мере расширения способности общаться со сверстниками у ребенка появляются личные социальные связи (друзья), которыми он начинает дорожить; это приходится примерно на старший дошкольный — младший школьный возраст и также усиливается в подростковом возрасте. Предпочтение режимных привычек начинает появляться в дошкольном возрасте и проявляется в притязаниях на установление собственного порядка действий («Сначала я, а потом ты!») и сопротивлении привычному образу жизни («Я хочу досмотреть этот фильм!»). Измерение психологического пространства, включающее ценности (т.е. вещи, явления, привязанности, идеологию, определяемую ребенком по собственному вкусу), также начинает формироваться в дошкольном возрасте и достигает своей кульминации в подростковом по мере включения ребенка в субкультуру.

Нарушение суверенного психологического пространства приводит к нарушению прочности границ контакта подрастающего ребенка с миром, в появлении компенсации, интроекциях (некритичном следовании установкам, данным другими людьми) и проекциях (стремлении «расширить» себя, неадекватно наделяя мир вокруг собственными психологическими качествами). Суверенность психологического пространства — важное условие развития ответственного сознательного субъекта.

Источник

Слободчиков в.И., Исаев е.И. Основные ступени развития субъектности человека содержание

1. Ступень оживления 1.1. Родовой кризис — становление телесности человека (- 2 мес. — +3 нед.) 1.2. Новорожденность — синтез психосоматического единства (3 нед. — 3,5 мес.) 1.3. Кризис новорожденности — становление адресного поведения (3,5 мес. — 7 мес.) 1.4. Младенчество — синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. — 12 мес.)

2. Ступень одушевления 2.1. Кризис младенчества — обретение субъектности в действии (11 мес. — 18 мес.) 2.2. Раннее детство — синтез самости (1 год 3 мес. — 3,0 года) 2.3. Кризис раннего детства — становление самодействующего субъекта (2,5 г. — 3,5 г.) 2.4. Дошкольное детство — синтез субъекта собственных действий (3,0 года — 6,5 лет)

3. Ступень персонализации 3.1. Кризис детства — становление личного поведения (5,5 лет — 7,5 лет) 3.2. Отрочество — синтез субъекта деятельности (7,0 лет — 11,5 лет) 3.3. Кризис отрочества — становление субъекта социальных отношений (11,0 лет — 14,0 лет) 3.4. Юность — синтез личностного способа бытия (13,5 лет — 18,0 лет)

4. Ступень индивидуализации 4.1. Кризис юности — становление авторства в собственной жизни (17,0 лет — 21,0 год) 4.2. Молодость — синтез субъекта социальной жизни (19,0 лет — 28,0 лет) 4.3. Кризис молодости — становление субъекта собственной жизнедеятельности (27,0 — 33,0 года) 4.4. Взрослость — синтез уникального самобытия человека (32,0 года — 42,0 года)

5. Ступень универсализации 5.1. Кризис взрослости — обретение универсальных оснований бытия (39,0 лет — 45,0 лет) 5.2. Зрелость — синтез полноты реальной жизни (44,0 года — 60,0 лет) 5.3. Кризис зрелости — откровение Ино-бытия (55,0 лет — 65,0 лет) 5.4. Старость — душа, насыщенная жизнью (62,0 года — . )

1. Ступень оживления

1.1. Родовой кризис — становление телесности человека (2 мес. — +3 нед.)

Феноменология родового кризиса

Человеческая жизнь начинается с кризиса рождения. Особенность кризиса начала жизни человека состоит, помимо всего прочего, в возможности самой жизни. И хотя фатальный исход рождения в современных условиях явление достаточно редкое, роды представляют собой физически тяжелое испытание для матери и ребенка. Роды, особенно длительные и осложненные, весьма утомительны, как для матери, так и для младенца. Подтверждением этого является продолжительный сон ребенка в первые недели после рождения. О трудности начального периода жизни ребенка свидетельствуют также поиски в медицинской практике путей родовспоможения и сглаживания кризиса рождения.

В первые дни после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Основное время суток ребенок проводит во сне. Когда новорожденный не спит, он легко впадает в раздражение. Перед кормлением он почти всегда беспокоен и раздражен. Сразу после кормления и между кормлениями он также может раскричаться. В то же время ребенок может совершенно внезапно успокоиться. Быстрые перемены настроения сохраняются и в последующие периоды жизни младенца.

Для ребенка в первые недели жизни совершенно нормально вздрагивать и вскрикивать при внезапных изменениях положения или же воздействии на него. Подобные реакции обычно наблюдаются в ответ на резкие звуки, яркий свет, толчки кроватки или коляски, на быстрые изменения положения.

Обычная поза родившегося ребенка — положение лежа на спине. При этом обе его ручки сжаты в кулачки. Движения новорожденного нельзя назвать движениями в собственном смысле слова. Поведение новорожденного фрагментарно и состоит из небольшого числа элементарных и изолированных рефлексов, физиологических отправлений двигательных органов. Эти простые единицы телесного поведения (поиск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы) составляют исходную основу его последующего развития.

Человеческое дитя рождается с ограниченным набором природных предпосылок развития. К моменту рождения ребенок обладает лишь элементарной психикой. Он способен ощущать: видит и слышит, различает вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль. Новорожденный способен выборочно останавливать взгляд на том, что привлекает его внимание. Л.С. Выготский выделяет три момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного: 1) преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения; 2) неотделенность себя и своих переживаний от восприятия объектов окружения; 3) реагирование прежде всего на комплексные эмоционально окрашенные ситуации, нежели на отдельные ее элементы.

У новорожденного есть первичные потребности: в еде, тепле, движении. Есть потребности, связанные с функциональным развитием мозга — потребности в новых впечатлениях. Постоянный приток новых раздражителей через анализаторы составляет необходимое условие нормального созревания мозга. Если ребенок попадает в условия «сенсорной изоляции» (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.

Ребенок активен; в основе его активности лежат прирожденные (безусловные) рефлексы. В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов. К этому времени в основном готов механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов. Ориентировочно пищевой рефлекс (рефлекс «поиска груди») вызывается прикосновением к углам рта, ребенок при этом поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и вытягивает губы, как будто ищет сосок. Сосательный рефлекс вызывается прикосновением к слизистой оболочке языка; если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая решительные сосательные движения. Рефлекс шагания проявляется в том, что когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног создают иллюзию ходьбы. При хватательном рефлексе малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, если им прикоснуться к его ладони. При попытке вытащить предмет сжимает ладонь еще крепче (эффект защелкивания).

Если взять малыша на руки и тихонько покачать, он прекращает крик, его движения затормаживаются. Движения тормозятся и ребенок успокаивается также во время сосания. Издавна введенные человеком соска и качалка (колыбель) используются для успокоения ребенка. Удовольствие от укачивания и сосания, получаемое ребенком, вытесняет все прочие ощущения. Но всех этих биологических механизмов недостаточно для освоения новых условий внеутробного существования. Развитие человека подчиняется иным — не природным — законам.

В вопросе о длительности родового кризиса и о критериях его преодоления среди медиков и психологов нет единства взглядов. Медики ориентируются на объективные критерии и показатели благополучного переживания ребенком кризиса рождения. Таким критерием для них прежде всего является вес ребенка. Известно, что в первые дни жизни ребенок теряет в весе. Это продолжается в течение 9 — 12 дней. После этого начинается нормальный прирост веса, показывающий, что дитя, благодаря уходу взрослых, приспособился к новым условиям жизни, и в первую очередь к новому для него типу питания. В 1963 г. на Международном симпозиуме по возрастной физиологии критерий достижения ребенком первоначального веса определен в качестве критерия окончания первого периода жизни человека.

Для психологов этот критерий является вторичным; первичным является включение у ребенка целого ряда органических систем и их координация (соотнесение) друг с другом. Появление ребенка на свет связано с переходом к совершенно новым условиям жизни. Существенно меняются физические условия: в момент рождения ребенок попадает в воздушную среду и меняет тип своего дыхания; он попадает в более холодную среду и меняет характер приспособления к температурным влияниям; попадая в среду солнечного света, он должен приспособиться к влиянию измененной освещенности. Ребенок меняет тип своего питания — он переходит от плацентарного к оральному питанию.

Символом начала человеческой жизни является первый крик новорожденного при появлении на свет. Крик знаменует также важный шаг в развитии младенца: с первыми глотками воздуха его легкие впервые раздражаются и начинает работать основной орган собственной дыхательной системы ребенка. Переход на легочное дыхание влечет за собой важные перемены в функционировании системы кровообращения ребенка. Сердцу больше не нужно перекачивать кровь в плаценту для насыщения кислородом — очистка крови от углекислого газа и ее насыщение кислородом происходит уже в легких ребенка. Переход дыхательной и кровеносной систем к независимому существованию осуществляется в течение нескольких дней. Начинает функционировать собственная пищеварительная система новорожденного.

Начальный период жизни ребенка не отличается большими приобретениями в психическом развитии. В течение этого времени уход за ребенком состоит главным образом в стабилизации неустойчивых, легко разрушающихся форм поведенческих реакций, имеющихся у младенца при рождении. Так, внимательный взгляд матери заметит, что в конце кризисного периода ребенок все более ловко отыскивает сосок; подносит кулачок ко рту и удерживает его там; обнаруживает и прослеживает медленно движущийся близкий предмет.

Источник

Читайте также:  Как обшить бетонные ступеньки деревом
Оцените статью