- школа II ступени
- Смотреть что такое «школа II ступени» в других словарях:
- ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ
- Смотреть что такое «ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ» в других словарях:
- ШКОЛА II СТУПЕНИ
- Смотреть что такое «ШКОЛА II СТУПЕНИ» в других словарях:
- Как была устроена советская школа двадцатых годов
- Социальное воспитание
- Школа вместо семьи
- Внедрение совместного обучения
- Школьные советы
школа II ступени
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое «школа II ступени» в других словарях:
ШКОЛА II СТУПЕНИ — в 1918 34 средняя общеобразовательная школа в СССР в составе 6 9 х (с 1923 5 9 х) классов. С 1929 в ней начали открываться 10 е классы. Реорганизована в среднюю общеобразовательную школу … Большой Энциклопедический словарь
ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ — ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ, в 1918 34 средняя общеобразовательная школа в СССР в составе 6 9 х (с 1923 5 9 х) классов. С 1929 в ней начали открываться 10 е классы. Реорганизована в среднюю общеобразовательную школу … Энциклопедический словарь
ШКОЛА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ — ШКОЛА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ, в 1918 34 начальная 5 летняя (с 1923 4 летняя) общеобразовательная школа в СССР. Реорганизована в начальную школу … Энциклопедический словарь
Школа первой ступени — СТУПЕНЬ, и, мн. и, ей и ей, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
школа I ступени — в 1918 34 начальная 5 летняя (с 1923 4 летняя) общеобразовательная школа в СССР. Реорганизована в начальную школу … Энциклопедический словарь
ШКОЛА СТУПЕНИ — ШКОЛА I СТУПЕНИ в 1918 34 начальная 5 летняя (с 1923 4 летняя) общеобразовательная школа в СССР. Реорганизована в начальную школу … Большой Энциклопедический словарь
Школа № 500 (Санкт-Петербург) — Школа № 500 … Википедия
Школа № 500 — Основана 1902 Директор … Википедия
Школа № 304 — Школа 304 (СВАО) Школа № 304 Директор: Сергеева, Ирина Глебовна Тип: Обыкновенный Учеников: 450 человек и 250 экстернов … Википедия
Школа № 82 (Сочи) — Связать? СОШ №82 Основана: 1987 Директор … Википедия
Источник
ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое «ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ» в других словарях:
Школа № 500 — Основана 1902 Директор … Википедия
Школа № 500 (Санкт-Петербург) — Школа № 500 … Википедия
Школа № 3 (Москва) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/16 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
Школа № 304 — Школа 304 (СВАО) Школа № 304 Директор: Сергеева, Ирина Глебовна Тип: Обыкновенный Учеников: 450 человек и 250 экстернов … Википедия
Школа № 44 (Мурманск) — Школа № 44 Основана: 1967 Директор: Ярута Тамара Васильевна Тип: средняя общеобразовательная школа Адрес: 183018, Россия, Мурманск, ул. Миронова, д.5 Координаты … Википедия
Школа «Золотое сечение» — Основана 1992 Директор Михаил Владимирович Гвирцман Тип Частная школа Учеников 400 Адрес ул. Бурденко, 21а ул. Бурденко, 16 Фрунзенская наб., 50 Комсомольский пр т, 45. Координаты … Википедия
Школа № 304 (Москва) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/10 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Школа № 4 (Онега) — Значимость предмета статьи может быть не показана в её тексте. Однако существуют авторитетные источники, показывающие значимость (см. раздел Ссылки) Вы можете помочь проекту … Википедия
ШКОЛА общеобразовательная — уч. воспитат. учреждение, базовый элемент образоват. системы. В этом качестве Ш. предмет исследования разл. дисциплин: пед., ист., демографич., социология, и др. Только в педагогике проблематика Ш. занимает вполне самостоят. место. Изученность… … Российская педагогическая энциклопедия
Школа — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Источник
ШКОЛА II СТУПЕНИ
Большой Энциклопедический словарь . 2000 .
Смотреть что такое «ШКОЛА II СТУПЕНИ» в других словарях:
ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ — ШКОЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ, в 1918 34 средняя общеобразовательная школа в СССР в составе 6 9 х (с 1923 5 9 х) классов. С 1929 в ней начали открываться 10 е классы. Реорганизована в среднюю общеобразовательную школу … Энциклопедический словарь
ШКОЛА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ — ШКОЛА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ, в 1918 34 начальная 5 летняя (с 1923 4 летняя) общеобразовательная школа в СССР. Реорганизована в начальную школу … Энциклопедический словарь
Школа первой ступени — СТУПЕНЬ, и, мн. и, ей и ей, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
школа I ступени — в 1918 34 начальная 5 летняя (с 1923 4 летняя) общеобразовательная школа в СССР. Реорганизована в начальную школу … Энциклопедический словарь
школа II ступени — в 1918 34 средняя общеобразовательная школа в СССР в составе 6 9 х (с 1923 5 9 х) классов. С 1929 в ней начали открываться 10 е классы. Реорганизована в среднюю общеобразовательную школу … Энциклопедический словарь
ШКОЛА СТУПЕНИ — ШКОЛА I СТУПЕНИ в 1918 34 начальная 5 летняя (с 1923 4 летняя) общеобразовательная школа в СССР. Реорганизована в начальную школу … Большой Энциклопедический словарь
Школа № 500 (Санкт-Петербург) — Школа № 500 … Википедия
Школа № 500 — Основана 1902 Директор … Википедия
Школа № 304 — Школа 304 (СВАО) Школа № 304 Директор: Сергеева, Ирина Глебовна Тип: Обыкновенный Учеников: 450 человек и 250 экстернов … Википедия
Школа № 82 (Сочи) — Связать? СОШ №82 Основана: 1987 Директор … Википедия
Источник
Как была устроена советская школа двадцатых годов
Первое советское десятилетие — время тотальной перестройки общества и всевозможных экспериментов, которые коснулись и сферы образования. Советским руководством была поставлена задача ликвидации безграмотности и воспитания человека нового типа. Как именно это происходило, описал историк Александр Рожков в книге «В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов». «Мел» публикует краткий конспект глав о школьном образовании.
Социальное воспитание
Для Рожкова школа 1920-х годов — главный социально-исторический контекст, в котором пришлось расти героям книги, представителям первого советского поколения. «Мне представляется самым важным ответить на вопрос о том, кем в действительности являлся и кем ощущал себя школьник тех лет — пассивным объектом формирующегося воздействиям извне или полноправным субъектом своего личного развития», — пишет историк. Вопрос не праздный. В стране в этот период разворачивается коммунистический эксперимент. Советский Союз — самое творческое во всех отношениях место на земле. А большевики всё ещё уверены, что для претворения в жизнь идеологии Маркса-Ленина нужно опираться на творчество масс. Но нужно ли опираться на детей и подростков, личности которых только формируются?
В тезисах Государственного учебного совета обозначалась цель новой советской школы — «воспитать полезного члена общества»
Жизнерадостного, здорового и работоспособного, проникнутого общественными инстинктами, сознающего своё место в природе и обществе. Умеющего разобраться в текущих событиях — «стойкого борца за идеалы рабочего класса, умелого строителя коммунистического общества». Примечательно, что само понятие «образование» в 1920-е годы исчезает из педагогического лексикона и заменяется понятием «социальное воспитание». Оно было максимально приближено к сегодняшнему термину «социализация».
В 1920-е в школы детей, как правило, отдавали с восьми лет. Допускался приём детей на год раньше и на три года позже указанного возраста. Советская школа делилась на две ступени. Первая ступень предназначалась для детей 8-11 лет, вторая — для 12-17.
В 1922 году нарком просвещения Анатолий Луначарский перед стартом программы ликвидации безграмотности признавал, что школ первой ступени хватает только для половины детей. А школы второй ступени могут посещать только 5-6% нуждающихся. Но уже к концу десятилетия в советской России насчитывалось 113 400 школ первой ступени, в которых обучалось свыше 8,7 миллиона детей. В 1800 школах второй ступени учился почти миллион человек. Говоря об этих цифрах, нужно учитывать доступность школы в каждом конкретном случае. Так, например, в кубанской станице Брюховецкой в 1925 году из 170 детей, записанных в школу, в первый класс пошли только 47 человек. Здание просто не могло вместить большее количество. Обучение в школах в несколько смен было скорее нормой, чем исключением. Да и техническая оснащённость учебных заведений оставляла желать лучшего.
Луначарский в 1920 году жаловался товарищам по партии, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а одна чернильница — на 100 учащихся
Уже к середине десятилетия школы стали получать деньги на покупку необходимых принадлежностей. Впрочем, практика писать на полях газет из-за недостатка бумаги существовала вплоть до начала 1950-х годов.
Школа вместо семьи
В 1920-е государством и обществом впервые был сделан решительный шаг для вытеснения семьи из процесса воспитания. На пути к коммунизму обобществлялось всё, в том числе и воспитание. Именно на государство, общество в лице школы возлагалась обязанность заниматься «социальным воспитанием» подрастающего поколения.
Важно отметить, что эти перемены в среде учащихся в целом оценивались положительно:
1. В отличие от семьи, в школе можно было расширять свой кругозор.
2. В семье дети были лишены того круга разнообразного общения, которое давала школа.
3. В школе не нужно было заниматься физическим трудом, а в 1920-е годы, особенно в сельской местности, занятость детей в хозяйствах родителей была очень высока.
4. Развитая в это время система школьного самоуправления способствовала решению многих конфликтных ситуаций в пользу школьника. В семьях же физические наказания были скорее нормой, чем исключением.
По данным Северо-Кавказского краевого отдела народного образования, в 1928 году 37% учащихся школ первой ступени жаловались на постоянные избиения со стороны родителей. В школе при московском заводе «Серп и молот» 100% учащихся жаловались на побои. 65% из них говорили, что их били «чем попало». 25% жаловались на пинки ногами. 15% родителей били детей ремнём или розгами. В том же отчёте о заводской школе приводятся и другие интересные факты: 98% родителей откровенно лгали при детях. 18% приносили домой ворованные инструменты. 75% детей признавались, что регулярно видят занятия сексом родителей. На таком фоне становится ясно, почему дети были скорее за то, чтобы исключить родителей из процесса «социального воспитания». При этом совсем уж обойтись без родителей государство не могло.
К середине 20-х годов финансовые трудности в образовании решили победить, обязав финансировать школы на местном уровне
То есть за счёт родителей школьников. Результаты этого нововведения были разными. Например, в Сочи школы почти на 50% содержались родителями — на редкость высокий показатель. Но гораздо чаще в воспоминаниях о тех временах можно встретить жалобы на нежелание родителей приносить деньги в школу. «Крестьяне одного села, внешне равнодушные к религии, кормили восемь служителей церкви, но не могли прокормить одного учителя. Хотя и заявляли, что понимают важность школьного образования», — приводит Рыжков воспоминания одного из современников.
Внедрение совместного обучения
Но самым заметным революционным нововведением 1920-х годов стало совместное обучение мальчиков и девочек. Оно вводилось двумя разными моделями — «петроградской» и «московской». Первая была более либеральной: девочка могла поступить в мужское учебное заведение, и наоборот. «Московская» модель подразумевала деление мужских и женских учебных заведений пополам. Из получившихся половин образовывали две новые школы.
Если до революции раздельное обучение способствовало позднему началу половой жизни, то теперь её старт приходился на школьные годы
В этом контексте интересно смещение понятия «разврат» — теперь под ним понималось «мещанское» ухаживание с цветами, желание обладать одним партнёром. В рассказе Пантелеймона Романова «Суд над пионером» есть такой фрагмент: «Если она тебе для физических сношений, ты мог честно, по-товарищески, заявить ей об этом, а не развращать подниманием платочков и мешки вместо неё носить. Любовью пусть занимаются и стихи пишут нэпманские сынки, а с нас довольно здоровой потребности, для удовлетворения которой мы не пойдём к проституткам, потому что у нас есть товарищи».
В то же время раздельное обучение в некоторых формах сохранялось. Мальчики и девочки охотно сидели вместе только в первых и вторых классах. Затем во всех школах, где это позволяло помещение, дети рассаживались по гендерному признаку.
Школьные советы
Большевики обещали, что школа будет доступна всем. На практике же с самого начала в советской России образовался огромный слой лишенцев — людей, которым отказывали в обучении в школе из-за происхождения. Речь шла о детях дворян, купцов, кулаков, священников, царских чиновников и офицеров. Статистика о лишенцах крайне противоречива.
Число людей, которым было отказано в образовании из-за происхождения, колеблется в диапазоне от 500 тысяч до четырёх миллионов
Проблема стояла очень остро. Кого-то не допускали к образованию вообще, кому-то не давали его продолжить. Писатель Максим Горький получил письмо такого содержания: «Мы, дети, окончившие семилетку, мечтаем попасть в профшколы, чтобы учиться, но, увы, мы — дети бывших людей и нам двери закрыты везде и всюду, потому что нас зачал, родил чуждый элемент для советской власти… Жить так дальше нельзя, это мучение нестерпимо — это садизм. Таких детей надо уничтожать, родителей — кастрировать. Ведь мы никакого преступления не совершили — зачем так жестоко карать. Проклят час, когда нас родили».
Понятное дело, что допущенный к образованию ребёнок «из бывших» мог учиться только хорошо: за неуспеваемость он был бы исключён немедленно. При этом общепринятой была практика, что если такой ребёнок учится хорошо, то он обязан вечерами заниматься дополнительно с отстающими детьми.
Социальное неравенство по классовому признаку отчасти уравновешивало небывалое ни до, ни после школьное самоуправление в советской России
Школьные советы стали мощным инструментом в отстаивании учениками своих прав. Так, наказать ребенка можно было только с разрешения совета. А тот, естественно, имел тенденцию покрывать провинившегося. В глазах учителей дореволюционной закалки подобное нововведение ставило под удар вообще всю логику школьного образования.
С начала 1930-х годов школьное самоуправление стало постепенно сворачиваться. Да и вообще, после 1920-х годов эксперименты в образовании почти прекратились. Советская школа стала дрейфовать в сторону прежних дореволюционных принципов. Уже во время войны вернулись дореволюционная гимназическая форма и раздельное обучение. Ввести последнее повсеместно помешала только смерть Сталина.
Источник