Школа ступеней — территория взросления
статья по теме
В статье говорится о формировании единого образовательного пространства в крупных комплексах. Участники образовательного процесса — обучающиеся, учителя, родители играют ведущую роль в практико-ориентированном векторе как воспитания, так и обучения. Немаловажное значение имеет правильно выстроенная система дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа ступеней — территория взросления | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа ступеней – территория взросления»
Дорогу осилит идущий
Когда человек достигает взросления? Взросление – это ежедневный процесс, который происходит не за одно мгновение, а на протяжении многих лет. Это скульптура, выгравированная в течение времени. Это процесс, при котором человек становится зрелым в мыслях, словах и поступках. Один из скорейших путей к зрелости – строить взаимоотношения в разновозрастном коллективе, как во взрослом, так и в детском.
Выстраивая парадигму воспитательной деятельности в образовательном комплексе, мы ориентируемся на модель выпускника школы, в которой заложена идея ключевого элемента зрелости: воспитание инициативных, креативных, ответственных и компетентных граждан России.
Преемственность – главное требование образовательного комплекса. В ЦО № 1858 группы по подготовке к школе в детском саду ведут учителя начальных классов. Занятия в Клубе «Будущий пятиклассник» по субботам в здании старшей школы ведут учителя-предметники. Кружок IQ в начальной школе – и здесь уместен опыт учителя основной школы.
Статусы «Надежная школа» — это не что иное, как доверие родителей! В образовательном комплексе № 1858 созданы не только отличные условия, но и социокультурная среда, которая также несет воспитательную функцию и переходит от одной образовательной ступени к другой. Это вернисажи и музыкальные экспозиции, хор мальчиков и работа с Центром речевых технологий, школьное телевидение и английский с двух лет…
Сотрудничество с родителями, начиная со ступени ДОУ, дает ожидаемый результат. Если школа «привлекла» родителей и они её выбрали для своего ребенка и определились со своим выбором еще с детского сада, то цель кропотливой работы с родителями – создать мотивацию для развития устойчивого интереса родителей к совместной деятельности. Электронные образовательные ресурсы – это непременный атрибут современной школы. Netbook, интерактивная доска, а в старшей школе еще и кабинет 3D! Входя в этот кабинет, младшие школьники несколько по-другому себя ощущают: они не ждут подсказки, работая за интерактивным столом. Идя на занятие в 3D кабинет, они знают, что смогут научиться делать 3D фотографии, 3D видеоролики, тем самым получая ценные навыки работы с новейшими технологиями и уникальный, востребованный жизненный опыт. 3D моделирование – одно из самых перспективных направлений развития современных технологий. Согласитесь, что возможность визуализировать идеи в трехмерном пространстве завораживает. 3D кабинет позволяет не только создавать объем, но и проводить содержательные предметные уроки, на которых, все-таки, большая часть времени отводится моделированию. А объем позволяет не только представить проблемное изучение материала, но и интегрировать научные познания в такие предметы, как химия, физика, математика.
Центр образования удален от детских творческих центров, район Капотня территориально ограничен, и не у всех детей есть возможность для реализации и удовлетворения личных образовательных потребностей, направленных на раннюю профориентацию. Система дополнительного образования помогает выстроить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с интересами и потребностями ребенка от детского сада до выпускника школы. Дополнительное образование на всех ступенях образования является познанием через исследовательскую деятельность и становится основой для реализации социальной успешности воспитанников.
Воплощая идеи директора Центра образования В.А.Тихонова, обучающиеся высаживают экологическую аллею около монумента погибшим воинам. Директор просит каждого ребенка дотронуться до только что посаженной туи и загадать желание – это аллея «Дети XXI-го века». А экологический патруль осуществляет диагностику состояния деревьев и растений в парках Капотни.
На кружок «Художественная резьба по дереву» к М.Ю. Соседко приходят в среднюю школу малыши. Это также многолетняя практика. Не исключено, что для кого-то из учеников первые кружковые занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство. Хочется верить, что, где бы ни пришлось работать в будущем выпускникам Центра образования № 1858, какую бы профессию они ни избрали, их досуг всегда будет увлекательным и полезным делом, ведь их обучают Мастера своего дела! Доказательством тому служит ежегодная победа в рейтинговом городском конкурсе «Талантливые руки столицы», а также призерство в региональном туре Всероссийской олимпиады школьников по материальным технологиям.
В продолжение разговора о ранней профилизации: для осознанного выбора будущей профессии, в том числе для открытия медицинского класса в следующем учебном году, работают кружки «Химия в медицине» (в рамках сотрудничества с «Газпромнефть – МНПЗ» кабинет химии будет оснащен 3D оборудованием).
Формировать у школьников навыки общения и умение сотрудничать в коллективе помогает единая общественная организация. «Академия пионерских наук» — так называется объединение дополнительного образования. Это школа будущих лидеров, социально-активных и творческих личностей, без которых не обходится ни одно коллективное дело. Девиз «Ни дня без книги» помогают реализовать так называемые «зоны чтения», организованные в рекреациях здания старшей школы. Ученики могут свободно взять любую книгу или принести из дома и поставить на книжную полку любимые книги из домашней библиотеки.
Воспитательная система образовательного комплекса, на мой взгляд, создает условия для формирования у ребят таких качеств личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни. Известно, что культура связана с рождением идей, образование же – с распространением этих идей. Ассоциация выпускников и педагогов Центра образования заряжены культурой и духом 1858!
Ежегодный проект «Дворянское Собрание, посвященное Дню рождения Царскосельского Лицея» — это яркий образец «территории взросления». В стенах аристократического Салона 1858 можно насладиться стихами, музыкой, словесной игрой под Знаком Добра и Творчества… Песни и стихи на французском языке, русские романсы и танцы пушкинской эпохи, сцены светской жизни пушкинской эпохи… Но самое ценное, что участникам проекта удается передать образ своей одухотворенной юности и душевной щедрости , свою Надежду и Веру в добро, свое Чувство гордости и почтительности второму Дому – Центру Образования № 1858!
У Сенеки в его диалоге «О стойкости мудреца, или о том, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить» высказано убеждение, что при беглом взгляде на крутую дорогу человек сначала воспринимает ее как непреодолимую, но пройдя по ней, видит, что это не так и «то, что на расстоянии представало обрывом, оказывается пологим склоном».
Деятельность в развитии проекта «Школа ступеней – территория взросления» нуждается в дополнении и совершенствовании. Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данного проекта, творческое содружество единомышленников, основанное на принципе трех «П» — Понимание. Поддержка . Призвание.
Реализация поставленной цели и воспитательных задач осуществляется через восхождение вверх по «ступеням взросления». Воспитанные на единых традициях с детского сада до выпускника школы, ученики постигают нравственные ценности и взрослеют не только физически, но и духовно. Только умеющий выдвигать новые идеи человек сможет добиться прогресса во всех жизненных сферах – от науки до искусства, от политики до личного счастья. А счастливый и здоровый ребенок – зеркальное отражение личного примера взрослых: учителей, родителей, воспитателей.
Член Ассоциации по управлению качеством, завуч ГБОУ ЦО № 1858, заслуженный учитель России Гречко Татьяна Александровна
Источник
Школа — основные этапы развития (часть 1)
Школа, гимназия, лицей, учебники, школьная форма, обучение, каникулы – эти слова и понятия стали настолько привычными и обыденными, что никто не задумывается об их происхождении. Сегодня мы попробуем заглянуть в историю развития школы с древних времен. Если не удастся совершить открытие в педагогике, то, по крайней мере, экскурс поможет понять, для чего нужна форма, на чем основаны принципы обучения, как они возникли.
Потребность в обучении подрастающего поколения – естественный процесс подготовки к самостоятельной жизни, возникший еще в доисторические времена. Сразу скажем, что появление школ, так или иначе, обусловлено, прежде всего, появлением письменности в древнейших цивилизациях, а также необходимостью передачи накопленных знаний. Поэтому формирование первых школ, в привычном для современного человека виде, началось очень давно, несколько тысяч лет назад.
Кстати: слово «школа» имеет древнегреческое происхождение – греческое «схоле» (σχολά) переводится как «досуг, место для беседы». Этимология слово «школа» натолкнула некоторых специалистов на мысль, что изначально школа использовалась не для обучения, а для того, чтобы старики и дети, мешающие трудоспособным, могли чем-то занять или развлечь друг друга.
Современное крылатое выражение «школа – храм науки» возникло не случайно: первые школы в древних государствах создавались именно при религиозных храмах, а жрецы, монахи и священнослужители у всех народов всегда были хранителями знаний, которые было необходимо передавать следующим поколениям.
Обучение в школах было привилегией знати, хотя, к примеру, в Древней Спарте в школу принимали и детей из бедных семей, и даже детей рабов. Правда, «учебные программы» для учеников, в этом случае, существенно отличались: одних учили управлять государством и подданными, других – послушанию и покорности, а также ремеслам, необходимым для обслуживания элиты.
Существовали и гендерные различия: долгое время девочек обучали дома, и только чтению и письму, музыке и танцам, а также ремеслам, необходимым для ведения домашнего хозяйства. Мальчики проходили обучение вне дома, и их готовили к участию в общественной и государственной жизни.
Но, обо всем по порядку.
Древний Египет
Первые упоминания о существовании школ дошли до нас из Древнего Египта. А именно, в ходе раскопок и исследований ученые нашли хорошо сохранившиеся папирусы (V-III в. до н.э.), после изучения которых стало понятно, что жрецы обучали древнеегипетских детей в храмах. При этом они использовали форму обучения в виде религиозного театрализованного представления (посвящения), в котором могли принимать участие только дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников.
Интересная деталь: при поступлении в школу и после ее окончания школьники сдавали экзамены. То есть, несмотря на то, что система обучения формировалась и развивалась на протяжении многих тысячелетий, некоторые, наиболее устойчивые школьные традиции Древнего Египта, сохранились и используются в наше время. В том числе и правила приема и выпуска школьников, которые почти не изменились.
Междуречье
Следующая эпоха расцвета цивилизации – Древний Восток, долины Тигра и Евфрата. Здесь уже школы распространились повсеместно – они функционировали практически в каждом городе Междуречья. Хотя, по-прежнему, они организовывались при храмах, и учились в них, преимущественно, дети из знатных семей, но были исключения.
Допуску талантливых детей бедняков к обучению способствовало активное распространение письменности и создание древнейших библиотек, которым нужны были писцы. Для письма использовались глиняные таблички, на которых ученики отрабатывали навыки письма, копируя тексты шаблонов, созданных учителями. Писали заостренными палочками (стилем). Заучивание текстов табличек достигалось многократным повторением. В крупных шумерских школах обучалось по 20-30 учеников, с которыми работало несколько учителей. В крупных «эдуббах» — «домах табличек» (школах), детей обучали также счету и рисованию.
К началу I тысячелетия до н. э. в систему образования шумерских школ вошло обучение пению, музыке, логике и искусству магических обрядов. Наряду с оккультизмом детей обучали географии, биологии и математике, так как к тому времени развитие точных и естественных наук достигло того уровня, когда возникла необходимость в хранении и передачи новым поколениям накопленных знаний.
В шумерских школах впервые упоминается о школьной форме, которая была похожа на одежды писцов, но ее ношение еще не было обязательным. В форме ходили преимущественно школьники из бедных семей, которых готовили именно для этой профессии.
Эпоха расцвета Междуречья стала отправной точкой для повсеместного распространения школ. Также в этот период значительно возросло понимание роли обучения и популяризации знаний.
Древняя Греция
Развитие цивилизации на берегах Эллады достигло наивысшего расцвета к концу V в. до н. э.: среди граждан Древних Афин не было неграмотных людей. Как известно, древнегреческая цивилизация очень серьезно относилась к образованию (благодаря чему, собственно, и достигла наибольшего расцвета), поэтому знания, накопленные греками, остаются краеугольным камнем для многих современных наук.
К образовательному процессу привлекали детей Эллады всего свободного населения. Обучение, преимущественно мальчиков, проводилось в школах, где помимо чтения, письма и счета, детей учили естественным, точным и общественным наукам.
Интересная деталь: до семи лет детей обучали дома. По достижению семилетнего возраста мальчики начинали посещать школу, куда их сопровождали специально обученные рабы – педагоги.
Обучение в Древней Греции проходило в три этапа и продолжалось до 18-20 лет:
- I этап – низшая школа (от 7 до 12 лет) – детей обучали литературе, грамоте, арифметике, рисованию и музыке;
- II этап – начальные училища (от 12 до 16 лет) – подростков обучали в специальных лагерях, где наряду с преподаванием разных наук уделялось большое внимание физическому развитию юношей;
- III этап – гимназии (от 16 до 18 лет) – юноши продолжали обучение (в том числе по таким дисциплинам, как логика, риторика, этика, география и гимнастика) в гимназиях, школах риторов, у философов, где давались уже специализированные и более углубленные знания.
Большое внимание уделялось и внешнему виду учеников. Они носили короткие хитоны и хламиды (длинная накидка, плащ). Украшением хитонов была вышивка и легкие доспехи. Такая форма для мальчиков существовала в Древней Греции несколько столетий.
Чуть позже, в некоторых областях Древней Греции появились и школы для девочек. В более раннем возрасте их обучали дома, под наблюдением матерей. Кроме домашних ремесел, девочек знакомили с поэзией и литературой, обучали искусству пения и танцев, чтобы подросшие девушки могли принимать участие в светских и религиозных праздниках.
В древнегреческих школах внимание уделялось гармоничному развитию подрастающего поколения. Поэтому юных граждан не только обучали точным, естественным и гуманитарным наукам, и развивали интеллектуально и физически, но и воспитывали нравственно.
Одной из самых знаменитых была школа Пифагора, который много путешествовал до начала своей педагогической деятельности, и был учеником египетской школы.
Кстати, именно Пифагора считают основателем системы образования. Школьные традиции Древнего Египта Пифагор «экспортировал» в Грецию. Его идея была подхвачена Аристотелем – основателем академии и Перипатетической школы, и другими современниками.
Впервые в истории всеобщее школьное образование было поднято на государственный уровень. Хотя, единой школьной программы в Древней Греции не существовало, юноши получали разнообразные знания у знаменитых греческих ученых и философов. Не было в Древней Греции и единых методов обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные источники, дошедшие до нас. Например, в древней Спарты учеников «держали в ежовых рукавицах», в отличие от тех областей, где обучение строилось на принципах «калокагатии» — гармонии красоты и добра.
Древний Рим
В I веке в Римской империи существовала государственная школа, которую могли посещать все желающие. Требования к одежде были вполне демократичными. Строго нужно было соблюдать только одно условие – одежда ученика должна быть опрятной. За нарушение этого правила жестоко наказывали, а при повторном появлении в школе в неряшливом виде ученика с позором исключали из школы.
В римских школах впервые появилось либеральное отношение к социальной иерархии, хотя среди бедных и богатых учеников, все же, существовали некоторые правила, позволявшие детям из богатых семей «ставить на место» менее удачливых сверстников. Тем не менее, социальное расслоение не мешало ученикам весело проводить время в совместных играх.
У древнеримских школьников впервые появились «наглядные пособия» в виде деревянного оружия, с которым они оттачивали мастерство на военных занятиях. Увеличилось и количество учеников в школах, обучение стало коллективным, но сохранялись и индивидуальные занятия для элиты. В жаркое время года дети не учились.
Интересная деталь: именно из Древнего Рима пришло понятие «каникулы» — пора летнего отдыха. Этимология слова «каникулы» достаточно интересная – оно произошло от латинского названия звезды Сириус (Canicula), которое переводится как «маленькая собака». Поскольку самые жаркие дни (с 22 июля по 23 августа) совпадали с началом утренней видимости Сириуса, время летнего отпуска и назвали каникулами (собачьими днями).
Источник