Школа первых третьих ступеней

1. Общая характеристика (1)

Обучение в школе подразделено на 3 ступени:

1-я ступень – 1-4 классы

2-я ступень – 5-9 классы

3-я ступень – 10-11 классы

Каждая из ступеней школы (начальная школа, основная школа, средняя школа), решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего, в наборе базовых учебных курсов и занятий по выбору учащихся. Основой базисного учебного плана школы является осуществление принципа преемственности между его ступенями, когда изучаемые курсы получат на последующих ступенях свое развитие.

В начальной школе обучение ведется по учебно-методическому комплекту «Школа России» во 2-4 классах, в 1 классе — по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, что обеспечивает реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся. В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения.

На 2-й ступени в школе имеются общеобразовательные классы и классы предпрофильной подготовки.

Основное внимание на второй ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования у школьников познавательных интересов, что позволяет школьнику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.

На третьей ступени организованы профильные классы в соответствии с профилем школы.

Старшая ступень призвана обеспечить качественное образование учащихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, склонностей и способностей. На этой ступени важное место занимает профиль, связанный с конкретными учебными дисциплинами агро-технологического цикла. Образовательная программа на этой ступени ориентирована на достижение уровня допрофессиональной компетенции по выбранному профилю. Вся система образования учащихся старших классов направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, его интеллекта, воспитание системы нравственных качеств, коммуникативности, организаторских способностей.

Особенности учебного плана по ступеням

Учебный план для 1-4 классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс-33 учебные недели, 2-4 классы- 35 учебных недель.

В начальной школе обучение ведется по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (1 класс) и учебно-методическому комплекту «Школа России», что обеспечивает реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся. В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения.

В 3-4 классах в качестве учебного модуля предмета «технология» изучается предмет «информатика и ИКТ», который направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся.

Преподавание английского языка осуществляется с 1класса. В 1 классе – за счет часов кружковой работы по программе Е.И. Негневицкой, З.Н.Никитенко и Е.А.Ленской, во 2- 4 классах по программе М.З. Биболетовой ( по 2 часа в неделю).

За счет компонента образовательного учреждения преподавание физической культуры ведется из расчета по 3 часа в неделю во 2-4 классах (1 ч. – из вариативной части и 2 часа – из федерального компонента). В 1 классе уроки физической культуры будут проводиться следующим образом: 2 часа федерального компонента и 1 час за счет динамических пауз.

В 1 классе изучение ОБЖ осуществляется за счет интеграции с другими дисциплинами (окружающий мир, физическая культура).

За счет регионального компонента изучается предмет «православная культура» со 2 по 4 классы по 1 часу в неделю в каждом классе, а в 1 классе этот предмет будет изучаться за счет кружковой работы (кружок «Православная радуга»).

Учебный план для 5-8 классов ориентирован на 35 учебных недель в год, для 9 класса – на 34 учебных недели.

Главное внимание на второй ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования у школьников познавательных интересов, что позволяет каждому ученику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.

В основной школе федеральный и региональный компоненты реализуются в полном объеме; имеются общеобразовательные классы, осуществляется предпрофильное обучение.

В 8 классе в рамках образовательной области «Искусство» осуществляется преподавание предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» (по 0,5 часа в неделю), что объясняется пожеланиями учащихся и родителей (данные анкетирования) и возможностью общеобразовательного учреждения создать условия для качественного освоения предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе (1 час в неделю).

В курсе «Обществознание» в 6-9 классах изучаются символы Российской Федерации и Белгородской области в соответствии с рекомендациями управления образования и науки Белгородской области. Для преподавания обществознания в 6-9 классах используется УМК А. И. Кравченко.

В 6-9 классах осуществляется преподавание предмета «История» (по 2 часа в неделю), который представлен в 9 классе предметами «История России» и «Всеобщая история».

Предмет «Физическая культура» в 5-9 классах изучается в объеме 3 часов, из которых 1 час за счет компонента образовательного учреждения и 2 часа федерального компонента. В 5-7 классах 4 час физической культуры реализован за счёт кружковой работы.

Региональный компонент представлен «Православной культурой» с 5 по 9 классы ( по 1 часу в неделю) и «ОБЖ» в 5- 7 и 9 классах – по 1 часу в неделю. В 8 классе ОБЖ изучается в качестве федерального компонента ( 1 час).

Для создания условий для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе, а также с целью реализации преемственности в 5-9 классах за счет школьного компонента введены следующие курсы:

— в 5, 6 и 7 классах — курс «Краеведение», который призван расширить теоретические и практические знания учащихся по биологии, поддержать интерес к этому предмету (1 час в неделю), в 6 классе это интегрированный курс, который включает в себя биологический и географический модули, что позволяет не только организовать изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности, но и усилить практическую направленность курсов географии и биологии, создать необходимые условия для более глубокого изучения этих предметов.

— также в 5-7 классах за счет школьного компонента изучается курс «Вокруг тебя – мир…». Цель этого курса состоит в подкреплении теоретических и практических знаний, полученных на уроках литературы. Он направлен на воспитание нравственных качеств учеников, их готовности к сопереживанию, на развитие речи, умение анализировать, делать выводы, сравнивать и обобщать (по1 часу в неделю в каждом классе);

— в 8 классе организованы учебные курсы «Почвоведение», «Занимательная агрохимия или как вырастить рекордный урожай » и «Экология человека. Культура здоровья» в связи с пожеланиями учащихся (проведено анкетирование);

— в 9 классе – курс «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета», целью которого является углубление и расширение знаний учащихся по биологии и химии, что формирует целостное представление о природе, экологии, подготовка школьников к обучению на старшей ступени по агро-технологическому профилю. Также решается задача развития учеников, создания условий для приобретения ими опыта участия в учебном исследовании.

В 9 классе осуществляется межсетевое взаимодействие: 2 часа в неделю школьного компонента передано в Зенинскую школу на элективные курсы, эти курсы призваны помочь ученику уточнить свой интерес к предмету, расширить возможности предпрофильной подготовки, сделать правильный выбор профиля обучения на старшей ступени.

Преподавание элективных курсов в 5-9 классах осуществляется по программам, рекомендованным МоиН РФ, и адаптированным программам, которые рекомендованы Методическим советом НМИЦ и Белгородским региональным институтом ПКППС.

Для дополнительного образования в 9 классе введены курсы по выбору профессии (1час в неделю) за счет кружковой работы.

По окончанию учебного года для учащихся 5-8 классов проводится летняя трудовая практика общей продолжительностью 15 дней.

Старшая ступень призвана обеспечить качественное образование учащихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, склонностей и способностей. Образовательная программа на этой ступени ориентирована на достижение базового уровня знаний. Вся система образования учащихся старших классов направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, его интеллекта, воспитание нравственных качеств, коммуникативности, организаторских способностей.

В средней школе федеральный и региональный компоненты реализуются в полном объеме. Предмет «ОБЖ» является базовым учебным предметом ( по 1 часу в неделю в 10 и в 11 классах). Региональный компонент представлен предметом православная культура (1 час в неделю).

Физическая культура изучается в 10классе в объеме 3 часов и 11 классах в объеме 2 часов (3-ий час – за счет кружковой работы).

В целях удовлетворения потребностей учащихся и родителей средняя школа работает по учебному плану для агро-технологического профиля.

С целью социальной защиты учащихся и в соответствии с пожеланиями старшеклассников и их родителей организована профессиональная подготовка по специальностям: «Водитель категории «В» и «С», которые осуществляются в объеме 4 часов в неделю в 11 классе и 3 часов – в 10 классе. В рамках сетевого взаимодействия обучающиеся осваивают профессию водителя категорий «В» и «С» в МОУ «Зенинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области», в ресурсном центре. В связи с этим часы предмета технология (4 и 3 часов в неделю) теоретической программы (устройство и техническое обслуживание, правила дорожного движения, основы управления транспортным средством и безопасность движения), а также часы для отработки практических навыков обслуживания и управления автомобилем (вождение, оказание первой медицинской помощи) переданы в вышеуказанную школу. Это является гарантированным способом бесплатного приобретения специальности, способствует социализации учащихся, индивидуализации обучения, подготовке учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности на старшей ступени.

Для учащихся по окончанию 10 класса в летний период предусмотрена практика (120 часов).

В 10 классе в качестве профильного предмета изучается химия, на преподавание которой отводится 3 часа федерального компонента.

В 11 классе — профильное изучение химии в объеме 3 часов в неделю.

Для расширения знаний по биологии в 10 классе организован элективный курс «Экология с элементами валеологии» (35 часов), тесно связанный с профильными предметами, способствующий более подробному и глубокому изучению химии, экологии и биологии. Для расширения и углубления знаний по профильному предмету (химия) в 10 и 11 классах изучаются элективные курсы «Решение задач» и «Решение расчетных задач».

По заявлениям родителей и просьбам учащихся в 10 и 11 классах организованы курсы по обществознанию «Основы избирательного права» «Ювенальное право» целью которых является расширить представления учащихся об избирательной системе нашего государства, изучить отдельные элементы общественной жизни, обобщить и систематизировать знания учащихся и с целью подготовки к ЕГЭ по данному предмету.

В связи с повсеместной компьютеризацией рабочих мест и необходимостью овладения компьютерными технологиями для учащихся 10 и 11 классов организованы учебные курсы «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий», «Информационные технологии и их использование в экономике», направленные на формирование у школьников навыков работы с персональным компьютером.

В 10- 11 классах часы школьного компонента распределены следующим образом: «Замечательные неравенства, их обоснование и применение», «Решение математических задач повышенной трудности», «Углубление лингвистических знаний учащихся. Подготовка к ЕГЭ», «Язык, культура, общество» с целью подготовки будущих выпускников к сдаче выпускных и вступительных экзаменов в 2010-2011 учебном году по математике и русскому языку.

Также велись курсы «Экология и безопасность жизнедеятельности» и «Познай себя», направленные на формирование здорового образа жизни, развитие умения изучать потребности своего организма, познавать себя и корректировать негативные изменения.

По окончанию учебного года для учеников 10 класса предусмотрена летняя трудовая практика продолжительностью 20 дней. В целях формирования у учащихся опыта самоопределения и самореализации им предлагаются разнообразные курсы, спортивные секции и кружки дополнительного образования. Основная задача дополнительного образования в школе : создать условия для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих и интеллектуальных возможностей.

Источник

Школа первых третьих ступеней

Общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, лицеи, гимназии

1. РАЗРАБОТАНЫ «Институтом общественных зданий» — ФГУП ИОЗ (доктор архитектуры Степанов В.И. — научный руководитель, канд. арх. Степанов А.В., арх. Кирюшина Л.А., арх. Белобородов М.А., арх. Сошин А.В., при участии арх. Будекиной С.А., арх. Леонова А.А., арх. Шурыгина Д.М., арх. Силаева А.А. — и «Институтом общего среднего образования» Российской Академии Образования — ИОСО РАО (член-корреспондент РАО доктор педагогических наук Т.С.Назарова).

При участии МНИИТЭП Москомархитектуры (инж. Добровольский А.Н., к.т.н. Грузинский М.М., к.т.н. Федоров Н.Н. — разделы: электротехнические устройства, отопление и вентиляция, защита от шума).

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры.

3. СОГЛАСОВАНЫ Департаментом образования города Москвы Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНЫ приказом Москомархитектуры от 20.12.05 г. N 165.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Пособие разработано в развитие положений МГСН 4.06-03 г. «Общеобразовательные учреждения»; состоит из двух выпусков: Выпуск I «Общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, лицеи, гимназии» и Выпуск II «Старшие профильные школы».

В Пособии сохранена структура и порядок изложения Норм (МГСН 4.06-03), но более глубоко развиты их основные положения.

Дополнительно введены разделы, касающиеся вопросов современной концепции обучения, особенностей функционирования общеобразовательных учреждений и педагогической технологии.

На основе Пособия возможно: 1) планировать современную систему зданий общеобразовательных учреждений, состоящую из школ I, II и III ступеней обучения, гимназий, лицеев; 2) доводить (модернизировать) существующую сеть школьных зданий до уровня современных педагогических требований; 3) формировать различные виды и типы зданий по организационно-педагогической структуре, составу и площадям помещений в зависимости от местных, региональных и общегородских условий и особенностей содержания обучения; 4) создавать более современные объемно-планировочные решения, включая вопросы создания универсальных зданий для всей группы общеобразовательных учреждений. Пособие дает также представление о нормативных показателях расчетной площади, для наиболее массовых учреждений: традиционных школ, школ с профильным (дифференцированным) обучением, сетевых школ; содержит перспективную номенклатуру типов зданий, составы и площади к ним. Пособие предназначено для проектных организаций, занимающихся планировкой, застройкой и реконструкцией жилых районов, а также проектированием новых современных зданий общеобразовательных учреждений и реконструкцией существующих зданий школ; префектур и управлений образования г.Москвы.

2. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обуславливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.

2.2. Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники, в том числе на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.

2.3. Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющая собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих друг друга общеобразовательных учреждений (микрорайон — район); межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район), специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (округ города — город).

2.4. В соответствии c концепцией общего среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процесса должны функционировать:

1). Общеобразовательные школы:

— I ступень — начальное общее образование (1-4 классы);

— II ступень — основное общее образование (5-9 классы);

— III ступень — среднее (полное) общее образование (10-11 или 8, 9, 10, 11 классы).

2). Гимназии и лицеи

2.5. Концепция предполагает кардинальные изменения содержания и методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а также всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях маловосприимчивой к нововведениям.

2.6. На начальной ступени школы осваивается новая идеология обучения, предполагающая изменение приоритетов, целей обучения и выдвижения на первый план его развивающейся функции.

2.7. На средней ступени образования закладывается фундамент общего образования, оно является базовым. В рамках базового образования предусматривается введение разноуровневых программ индивидуально-ориентированного обучения, изменение соотношений обязательной (нормативной) части обучения и того, что выбирает сам учащийся. Для этой ступени образования организуются разработки новых концепций гуманитарного, эстетического и естественно-математического образования; новых учебных планов и программ; новых учебников и учебно-методических пособий; интегрированных курсов и пособий для получения дополнительного образования по различным предметам.

2.8. На третьей ступени завершение общего образования на основе дифференциации обучения, осуществляется свободный выбор учащимися направленности обучения, предметов в сфере гуманитарной, естественнонаучной и технической (кроме базовых). Вопросы профильного образования изложены в Пособии к МГСН 4.06-03, Выпуск 2.

2.9. Современная концепция общего образования требует совершенствования существующей материальной базы школы, как по принципам организации сети и типам зданий, так и по структуре, составу и площадям помещений.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Современная общеобразовательная школа в оптимальном варианте трактуется, как школа полного дня, обеспечивающая наряду с основным образованием дополнительное образование, в виде творческих занятий в студиях, кружках и т.д., в которой учащиеся будут выполнять уроки, заниматься спортом, отдыхать, питаться. Ориентация обучения и воспитания в школе будет направлена на развитие личности ученика, выявление его склонностей и потенциальных возможностей в той или иной сфере человеческой деятельности.

Наряду с генеральной задачей школы — обучение детей — воспитание творческой личности является одной из важнейших задач общеобразовательной школы.

Программа проектирования современных общеобразовательных учреждений опирается на утвержденную Министерством образования и науки «Концепцию социально-функциональных требований к организации системы и проектирования общеобразовательной школы I, II и III ступеней обучения» в части альтернативной (авторской) программы, в которой содержатся педагогический, гигиенический, архитектурно-типологический и градостроительный аспекты.

3.1. Педагогический аспект

3.1.1. Организационно-педагогическая структура общеобразовательной школы (соотношение параллелей учащихся начальной, основной и старшей школ), должна обеспечивать возможность ее изменения, например, от автономной школы, с равным числом параллелей классов до организации сетевой школы с повышенным числом параллелей классов старших возрастов (например — от 2:2:2 до 1:2:4 или 0:3:4).

3.1.2. Активизация обучения и развития творческого потенциала личности:

— в школе I ступени — игровые методы, создание среды для развивающего обучения;

— в школе II-III ступени обучение по системе «ученик-группа-класс-поток»;

— в школе II ступени создание материальной среды для базового образования и занятий по интересам каждого вне обязательной программы;

— в школе III ступени дифференциация обучения по направлениям (гуманитарное, естественно-научное, техническое и другие);

— широкое применение технических средств обучения (компьютеризация) и создание развитого учебно-информационного центра — медиатеки;

— разностороннее и творческое развитие каждого;

— повышение воспитательной функции школы во внеучебное время с привлечением семьи и взрослого населения;

— внедрение в учебно-воспитательный процесс «перемежающегося» режима дня с чередованием учебных уроков (в классах, кабинетах, мастерских) со спортом, творческими занятиями в кружках-студиях (искусство, техническое творчество, биолого-юннатская деятельность), практикумах-лабораториях, досугом и отдыхом;

— комплексный подход к разностороннему развитию подрастающего поколения людей.

3.2. Гигиенический аспект

Повышение качественного уровня внутренней среды обитания:

— обеспечение естественного и искусственного (комбинированного) освещения учебных помещений для организации, помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий;

— улучшение условий воздушной среды за счет повышения удельного объема и кратности обмена воздуха, а также воздушной аэрации;

— применение в начальной и основной школах преимущественно индивидуальных мобильных ученических столов;

— создание зонированных пространств для психологической разгрузки учащихся в учебных и внеучебных помещениях;

— применение экологически чистых строительных материалов;

— создание интересной психологической среды (окружение воспитывает).

3.3. Архитектурно-типологический аспект

3.3.1. Предусматривается разделение помещений школы на две функциональные группы: учебную и общешкольную.

3.3.2. Необходимо обеспечение автономного функционирования учебных групп помещений по возрастному признаку и функциональной принадлежности:

— блок помещений начальной школы (1 и 2-4 классы — I ступень);

— блок кабинетов 5-8(9) классов (II ступень);

— блок кабинетов (9)10-11 классов (III ступень с дифференциацией обучения по направлениям);

— блок кабинетов по естественным наукам;

— блок учебных мастерских и практикумов (технология);

— учебно-методический — информационный центр — библиотека.

Удобные горизонтальные связи между основными учебными группами помещений и учебно-методическим — информационным центром;

3.3.3. Рекомендуется «гибкая» организация учебных пространств, на основе укрупненного конструктивного модуля;

3.3.4. При создании центров досуга целесообразно объединение помещений форума, спортзалов, зрительного зала, студий, столовой — видео-кафе, администрации. Рекомендуется предусматривать игровые спортзалы и бассейны.

3.3.5. Для художественного воспитания, творческого развития в области техники и юннатско-биологической и опытнической деятельности необходим развитый состав помещений кружков, студий и т.п.

3.3.6. Все функциональные группы помещений общешкольного центра должны иметь автономное функционирование.

3.3.7. Учебные помещения должны иметь органическую связь с учебно-опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.

3.3.8. Архитектурная среда школы (среда воспитания) должна быть интересной и разнообразной на основе синтеза современной педагогической технологии обучения и архитектурного облика здания.

3.4. Градостроительный аспект

3.4.1. Переход от единой общеобразовательной школы на трехступенчатую систему обучения в общеобразовательной школе влечет за собой усложнение формирования сети зданий и, как следствие, многообразие типов зданий по назначению (содержанию), организационно-педагогической структуре, и количеству классных помещений.

Для г.Москвы наиболее характерны по принципам организации сети две ситуации: 1) средняя школа I, II и III ступеней обучения и основная, предназначенные для новых городских микрорайонов и 2) сетевая школа II-III ступеней с профильным обучением, обслуживающая сложившуюся сеть зданий, гимназии и лицеи.

3.4.2. Основная идея ситуации (2) заключается в том, что в новом учреждении обучаются учащиеся старших возрастов и часть учащихся средних возрастов, что отражается на особенностях возрастной структуры учреждения, где число параллелей старших возрастов (10-11 классы) превышает число параллелей основного (среднего) звена школы (5-9 или 8-9 классы).

3.4.3. При сложившейся материальной среде, когда на 1 учащегося в Российской Федерации приходится примерно 4,6 м площади, а по новой концепции стабилизации и развития сферы образования требуется не менее 15-20 м (в школах III ступени обучения она может достигать 25 м ) этот путь может считаться приоритетным, так как решает следующие задачи:

— дает возможность повысить качество материальной базы начальной и частично основной школ в соответствии с новыми социально-педагогическими требованиями за счет разукрупнения;

— обуславливает предпосылки для создания концентрированной базы дифференцированного профильного обучения, как в части оснащения материальными ресурсами, так и в части привлечения к обучению более высококвалифицированных преподавателей;

— предопределяет более экономичное решение строительства новых школ за счет системного подхода, а не частного подхода к отдельным объектам (исключается строительство мелких объектов при каждой существующей школе).

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

4.1. Педагогические требования включают: 1) классификацию видов общеобразовательных учреждений (таблица 1); 2) наполняемость классных групп; 3) базисный учебный план общеобразовательных учреждений (таблица 2-Н, 3-ОС, 4-СТ); 4) примерное распределение времени школьников в течение учебной недели (таблица 5*); 5) режим работы общеобразовательного учреждения (таблица 6*).

* Соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».

Классификация видов общеобразовательных учреждений

Источник

Читайте также:  Внизу лестницы сидело по одному часовому
Оцените статью