Шинель черных лестниц петербургских домов

Образ Петербурга в повести «Шинель». Н. В. Гоголь, «Шинель»

Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетает фантастический элемент. Ярким примером такого совмещения являются Петербургские повести. Не будет ошибочным сказать, что центральным в них является образ Петербурга. В повести «Шинель» писатель подробно описывает улицы этого города, его жителей. В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.

Н. В. Гоголь «Шинель»: главный герой, содержание

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами. Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им. Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич — маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей. Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.

Главная тема повести «Шинель» — это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это. Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую. И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние. Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него. Убитый горем герой решает идти к «значительному лицу», но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает. А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.

Читайте также:  Ступени для бытовки готовые

Петербург в повести

Образ Петербурга в повести «Шинель» является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести «Шинель» близок к тому, каким он представлен в романе «Преступление и наказание». Достоевский также пишет о характерной для Питера «вони». Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.

Мотив враждебности города

С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех. Страдают в первую очередь такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием — петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи.

Подробно описывается городской пейзаж, когда Башмачкин направляется к портному, чтобы починить шинель. Парадные богатые подъезды контрастируют с вонючими, грязными черными ступенями домов бедных. Сам герой теряется в многолюдном Петербурге, у него нет своего лица. С этой точки зрения важно портретное описание главного героя, которое дано в самом начале повести. Он не высок и не низок, лицо не худое и не толстое, то есть ничего конкретного автор не упоминает, тем самым показывая, что герой не обладает никакими отличительными чертами, он безликий, из-за этого он практически не вызывает сочувствия.

Живой Петербург

Олицетворение — еще один прием, к которому прибегает Н. В. Гоголь. «Шинель» считается по праву центральной повестью в цикле, ведь именно здесь (как и в «Невском проспекте») город словно становится главным героем. После смерти героя «Петербург остался без Акакиевича». Но что удивительно, этого никто не заметил. Пропало существо, которое никому не было нужно.

Зато в городе, по отношению к которому Гоголь использует такие же слова, как к живому существу, ходят не люди, а воротники, шинели, сюртуки. Мотив вещности важен для всех повестей данного цикла.

Функция городского пейзажа в повести

Образ Петербурга впервые появляется на страницах гоголевской прозы еще в рассказе «Ночь перед Рождеством». С самого начала город стал пространством, противопоставленным Украине, а если быть точнее, Диканьке. Уже здесь Петербург — это живой город, уставившийся на героя огненными глазами домов. За годы жизни в Петербурге Гоголь все отчетливее стал различать за пышностью и красотой дворцов бесчеловечность, алчность и хищническую натуру людей, населяющих его.

С описанием городского пейзажа тесно связана основная идея повести «Шинель». Гоголь обнажил социальные контрасты этого города, поднял тему униженных и оскорбленных, страдающих бесправных людей. Анекдот о бедном чиновнике он услышал от своих знакомых, история сильно запала в душу писателя, и он решил создать такое произведение, в котором отразилось все его сострадание к маленькому человеку, такому как Башмачкин.

Авторская оценка в повести

Несмотря на всю сострадательность, повесть Гоголя «Шинель» иронична. Автор делает своего героя убогим. Ведь он не просто добрый, спокойный, мягкий и бесхарактерный, он жалкий. Он ничего не может противопоставить своим сослуживцам, он боится начальства. Кроме того, он еще и ничего не может делать, кроме как переписывать. Более высокая должность — переписывать, внося исправления, — Акакию Акакиевичу не по душе, он отвергает ее. Этим Гоголь показывает, что герой и сам не особенно стремиться выйти из своего униженного состояния. С явным сарказмом автор говорит о том, как Башмачкин одержим идеей приобретения шинели, будто это не вещь, а цель всей его жизни. Что же это за жизнь, в которой главная идея — купить шинель?

Бездуховность в повести

Пожалуй, это основной мотив, к которому сводятся все нити повествования, включая образ Петербурга. В повести «Шинель» ярко и отчетливо проступает бездуховность главного героя. Он не может даже нормально говорить, он изъясняется какими-то предлогами и междометиями, что подчеркивает отсутствие в нем разума и души. Он настолько поглощен идеей приобретения шинели, что именно она становится его идолом. Сослуживцы Акакия Акакиевича жестокие, не умеющие сострадать. Начальство упивается своей властью и готово разорвать любого за неповиновение. А на место Башмачкина устраивается новый титулярный советник, о котором Гоголь говорит лишь то, что у него почерк выше и более наклонный.

Выводы

Таким образом, повесть Гоголя «Шинель» является ярким примером гротескного фантасмагорического произведения с фантастическим элементом. Причем мистика связана не только с появлением в конце произведения привидения, но и самим городом, который отвергает людей, он враждебен. Петербург в повести «Шинель» призван показать авторскую оценку, а также помогает понять основной замысел произведения. Именно благодаря описанию городского пейзажа, читатель понимает всю жестокость, бесчеловечность, бездушность среды, в которой есть такие жалкие люди, как Акакий Акиевич Башмачкин.

Источник

Образ Петербурга в повести Шинель Гоголя 8 класс

Город Петербург можно встретить во многих произведениях Н.В. Гоголя, а в ряде повестей, названных петербургскими, он играет значительную роль. К ним относится и повесть «Шинель».

С самого начала «Шинели» становится понятно, что мрачный и холодный город – враг главного героя. Акакий Акакиевич беден, работает переписчиком в одном из многочисленных городских департаментов. Автор не упоминает, в каком именно, акцентируя внимание на том, что таких мест в Петербурге много. Также писатель не дает имен коллегам Башмачкина, а высокопоставленного чиновника называет «значительное лицо». Все остальные действующие лица словно сливаются с образом города, как типичные проявления Петербурга. Это помогает проследить явный конфликт между маленьким человеком и огромным равнодушным городом.

Петербург в «Шинели» – это грязные улицы, пропахшие «спиртуозным запахом» черные лестницы, помои, выбрасываемые прямо на дорогу, крошечные квартирки, в которых не живут, а только существуют.

В описании Петербурга автор использует палитру темных и унылых цветов. Здесь властвуют оттенки серого, черного и желтого, присутствует холодный белый цвет. Город, несмотря на огромное количество жителей, кажется безжизненным и пустым.

Не забывает автор и о холодном петербургском климате. От мороза страдают и занимающие высокие должности чиновники, и простые переписчики. Тема мороза – один из основных двигателей повествования. Из-за него возникает необходимость покупки новой шинели, которую затем крадут у Акакия Акакиевича. И из-за мороза усугубляется болезнь Башмачкина, приведшая к его смерти.

Образ Петербурга в повести кажется исключительно негативным. Мрачный, безжизненный и холодный город отрицательно влияет на своих жителей, приносит страдания и доводит до смерти. Через всю повесть проходит тема одиночества человека в большом городе. Петербург, изначально окружив главного героя пустыней человеческого равнодушия, в конце концов убивает его. Акакий Акакиевич становится одним из бесплотных призраков города, сливается с ним в одно целое.

В то же время Петербург выступает и как вершитель справедливости. «Значительное лицо», виновное в смерти Башмачкина, наказано. Город награждает его порывами ледяного ветра и бросает в лицо снег, не позволяя забыть о проступке.

2 вариант

В образе славного города Петербург автор постарался показать все стороны, которые с его точки зрения, раскрывали его суть. Также, стоит сказать, что на его фоне происходят основные события в данной истории. Ведь, центральные персонажи, вокруг которых разворачиваются действия, проживают в Петербурге, и на фоне изменений его структуры, становится понятным то, насколько значимыми они были с точки зрения сюжета. Гоголем этот город был описан невероятно подробно, и на удивление ярко и жизненно. Он, через прямые описания, однако, с добавлением некоторой аллегории, позволил понять всю столичную жизнь, вместе с ее палитрой красок, которая содержала как печальные, так и радостные тона.

Улицы, по которым Башмачкин проходит, показаны весьма грязными и неопрятными, что говорит о том, что в данном городе никто особо не старается контролировать нормальную экологическую ситуацию. Также, можно отметить то, что дома, находящиеся в этом городе имеют одинаковую бледноватую желтую или серую окраску, что позволяет понять тот факт, что автор видит данное место весьма унылым, однообразным и совершенно неинтересным. Даже в описании внешности Башмачкина, писатель видел причастность данного города, так как его неблагоприятная атмосфера влияла на героя не лучшим образом, и цвет его кожи оставался желтоватым и нелицеприятным. Именно из-за Петербургского климата, герой не смог улучшить свое состояние, и, напротив, только ухудшил свое здоровье.

Показал Гоголь и суровую городскую зиму, которая являлась коварным врагом для всех жителей этого места. Ведь, данное время протекает обычно весьма суровым и непростым образом, что показывает его пагубное влияние на простых людей, которые не могли существовать нормально в столь непростой период времени. Также, можно сказать и о том, что в сюжетных линиях происходят кардинальные изменения именно тогда, когда на улицах свирепствуют морозы. Так, шинель героя была украдена именно в этот период времени, что говорит об особенном отношении автора к этому времени года. Автор сделал образ данного места собирательным, так как хотел показать на его примере основные черты и особенности других крупных городов. Произведение получилось очень ярким, запоминающимся и поучительным, ведь оно содержит в себе смысл того, что не всегда крупные города являются показателем качественного уровня жизни.

Сочинение про Петербург в произведении

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в повести Шинель

Популярные сегодня темы

Герои произведения являются простыми деревенскими жителями. В книге автор коня с розовой гривой олицетворяет заветную мечту каждого деревенского мальчика. Читая строки

Трогательный и впечатляющий рассказ «Слепой музыкант» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.

Одним из основных персонажей произведения является учитель французского языка Лидия Михайловна, являющаяся классным руководителем в пятом классе школы, расположенной в небольшом сибирском районном центре.

Современное человечество достигло многого. Научилось использовать ядерную энергию для мирных дел. Вышло в космос и отправило свои корабли к другим планетам.

Старый восьмидесятисемилетний слуга в доме Гаева и Раневской, Фирс Николаевич, или, как все его называют, Фирс, — герой из прошлого.

Источник

Оцените статью