Роль семьи в воспитании ребёнка.
материал на тему
Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vospitanii_rebyonka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в воспитании ребёнка».
(Беседа для родителей).
Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни. впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека. Хотя часто они остаются в области подсознательной.
Семья призвана уже в домашних условиях обеспечить правильную организацию жизни ребёнка, помочь усваивать положительный опыт жизни и труда старших поколений.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека.
Народная мудрость, характеризующая человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановке, в которой он вырос. Если о человеке говорят: « Он или она из хорошей семьи» — это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде. Такой человек приятен в общении.
В семье приобретаются элементарные знания о человеческом организме, его гигиене, осваиваются первоначальные санитарно – гигиенические навыки.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.
В семье закладываются основы нравственности. Постепенно, в процессе общения с близкими, ребёнок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела и за общее дело коллектива.
Совместный с родителями или руководимый ими труд в быту, по самообслуживанию, ручной (поделки, шитьё, вышивание и т. д.), участие в хозяйственных работах по выращиванию овощей, уходу за животными способствует формированию трудовых навыков и умений, ловкости, сноровки в выполнении отдельных операций.
Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое повсеместно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а так же целенаправленная деятельность
взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. В семье ребёнок получает первую информацию, учится наблюдать и сравнивать явления окружающей жизни, задаёт и разрушает многочисленные интересующие его вопросы. Умственное развитие ребёнка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье.
С поступлением ребёнка в школу задачи умственного воспитания усложняются.
Под действием родителей, условий жизни в семье у ребёнка формируется эстетический вкус.
Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Первые восприятия красоты, которые человек получает в семье, часто определяет эстетические вкусы на многие годы, а иногда на всю жизнь. Умение понимать прекрасное, будь то стройные и величественные проспекты города или неповторимые пейзажи сельской местности, музыка великого композитора или старинные народные песни, не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но организует и направляет его поступки и поведение.
Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребёнок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье.
Одна из причин влияния семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни. Их ребёнок получает в семье, на их основе формируется характер.
Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребёнка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений.
Сила влияния родителей – в вере в них ребёнка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Дети хотят походить на родителей и бессознательно им подражают. Дети подражают родителям во всех своих действиях и движениях, в словах. ( Например: игры в «Дочки – матери» их поведение и разговоры такие же как у мамы с дочерью).
Они гордятся своим сходством с матерью и отцом, общностью характеров, склонностей.
Ничто не действует на детей так разительно, как сила примера, а между всеми другими примерами никакой другой не обладает такой силой, как пример родителей.
Человек формируется в деятельности. В семье много возможностей для совместной деятельности детей и взрослых. Это домашние дела, участие в хозяйственных заботах семьи, различный труд, игры, развлечения. В семье дети практически познают жизнь ( С малых лет у них должны быть обязанности: убрать игрушки, протереть пыль, вымыть обувь и т. д.
Т.е. не отгонять от себя детей, когда занимаетесь хозяйством, а наоборот давать мелкие задания.)
Сейчас в классе видно кто из детей приучен к порядку, а кто – нет. Кто за собой привык убирать, а не ждёт помощи от мамы. У того все вещи всегда на месте. Во время дежурства видно кому из детей заниматься этим нравиться, а кто свои обязанности выполняет кое – как).
Воспитывает ребёнка весь повседневный уклад семьи. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Мелочи действуют регулярно, ежечасно, ежеминутно.
Одним из распространённых недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство. Загромождение квартиры вещами влекут за собой подавление детской самостоятельности, ограничение подвижности детей.
Мы постоянно следим за идеальным порядком в доме. Конечно, это правильно. Но в любой квартире должен быть уголок для ребёнка. Где он может поиграть в игры, порисовать, порезать, поклеить, то есть он может делать то, что ему нравится. Чем больше он это будет делать, тем лучше он будет развиваться. Развитие пальчикам, осанки, хороший подчерк, умение делать поделки на уроках труда, умение рисовать. Но напоминать ребёнку, что порядок поддерживать в этом уголке должен он сам, т. е. приучать к опрятности.
Источником благополучия ребёнка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.
Истинная любовь родителей учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости. Между тем в практике семейного воспитания нередко можно наблюдать случаи, когда родители очень любят детей, оберегают их от всяких трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учёбе, а дети вырастают грубыми, жестокими, эгоистичными, и в первую очередь по отношению к родителям. Почему?
Источник
Семья как первая ступень общественных отношений
Галина Данилова
Семья как первая ступень общественных отношений
Внутрисемейные отношения – первый образец общественных отношений, в систему которых ребенок в условиях семьи включается с рождения. В дошкольном возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.
Значение семьи для воспитания и развития ребёнка невозможно переоценить. В семье ребенок учится «быть человеком», получает первое представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. В условиях семьи у детей формируются представления о «мужественности», и «женственности», воспитываются необходимые семейно-бытовые навыки.
Семейное воспитание сочетает в себе как целенаправленные действия родителей, так и стихийные воздействия жизнедеятельности семьи, такие как манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания.
Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль воспитания, социальные установки, система ценностей, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции.
Одна из особенностей психического склада ребенка – потребность иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Если ребенок может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, то он обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.
В манере общения ребёнка с другими детьми как в зеркале отражаются все особенности воспитания в семье. Взаимоотношения родителей и детей закрепляются в поведении детей и становятся моделью их дальнейшего контакта с окружающими.
Не всегда семья оказывает положительное воздействие на детей. Исследователи семьи выделяют ряд причин,влияющих на результативность семейного воспитания:
— стихийный характер воспитания, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике как об уменьшенной копии взрослых;
— однообразие деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;
— неумение дать объективную характеристику ребенку, проанализировать свои методы воспитания.
Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи:
— ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания;
— применяют физические наказания;
— не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях;
— жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.
Таким образом, многим семьям необходима помощь в воспитании детей, как со стороны общества, так и со стороны педагогов, учитывающая особенности семейного воспитания, направленная на формирование у родителей психолого-педагогических знаний и умений, эффективное их использование.
Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой.
Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.
Источник
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ.
Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей.
Каждый ребенок — это особый мир, и познать его могут только те родители, которые умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств человека.
Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении.
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким :
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовством и материнским авторитетом.
Принять ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие — это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания.
Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Дети, с которыми общаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение с ребенком сегодня, то выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра.
Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является признание ими своего малыша. Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее.
Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Миссия родителей состоит в том, чтобы научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя.
Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это желание ребенка говорить родителям правду. Авторитетность родителей состоит в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.
Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — понятия прямо пропорциональные.
Чем больше времени родители проведут со своим малышом в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отчем доме.
Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов почувствовать по отношению к себе проявления терпения и терпимости в старости.
В своей работе с родителями чаще использую нетрадиционные формы: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, часы откровения, тренинги, ринги.
Индивидуальные консультации особенно необходимы в первом классе, чтобы ребенок лучше пережил адаптацию в школе.
Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Темы вечеров следующие:
Будущее моего малыша. Каким я его вижу.
Праздники нашей семьи
«Можно» и «нельзя» в нашей семье.
Вечер воспоминаний. Наказание и поощрение в
Как научиться говорить спасибо своему ребенку.
В последнее время достаточно эффективной формой стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. (Тренинги провожу совместно с психологом школы).
Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания и провести ревизию своего педагогического арсенала задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Плохие привычки — наследственность или влияние
Что вы делаете, если чувствуете проблемы с
дисциплиной у своего ребенка?
Можно ли ребенка наказывать собственным домом?
Трудности урока. В чем они состоят?
Очень полезной и необходимой формой работы являются
родительские чтения. Эта форма дает возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и самим изучить литературу по проблеме. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, по-иному взглянуть на своего ребенка и свое отношение к нему.
1 класс: Мудрость народных пословиц и поговорок о воспитании.
2 класс: В.Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.
3 класс: Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.
4 класс: Мудрость родителей. В чем ее сущность? (Книга А Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе»)
Маленький школьник может жить, учиться и полностью раскрыть свои способности только в обстановке доброты и взаимопонимания, товарищества. Именно такая атмосфера должна быть в классе с первых дней пребывания ученика и такая же атмосфера доброжелательности, доверия и теплоты должна быть в семье.
Узнать стоимость написания работы —>
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
Источник