- 7 ступеней духовного развития
- Читайте также
- XI. Одна из ступеней в человеческом «Я»
- Тело – зеркало духовного развития
- Семь ступеней развития дракона высокомерия
- Семь ступеней развития дракона самоуничижения
- Семь ступеней развития Дракона нетерпеливости
- Семь ступеней развития дракона мученичества
- Семь ступеней развития Дракона жадности
- Семь ступеней развития дракона саморазрушения
- Семь ступеней развития дракона упрямства
- Пять ступеней к «клоповнику»
- Шаги в процессе духовного развития
- Что указывает на уровень духовного и сексуального развития?
- Семь этапов развития личности человека
7 ступеней духовного развития
7 ступеней духовного развития
Каким же образом следует «заполнять энергией» матрицу души? Ведь ее, энергию эту, руками не потрогаешь, в стакан не нальешь? На самом деле «все великое просто». Все наши реакции, эмоции, желания, мысли, слова, поступки – это и есть энергия, которая не только проецируется на окружающих, в мир и космос, но и автоматически записывается в соответствующие (отрицательные или положительные) ячейки нашей души. Отрицательная энергия не обязательно означает «плохая» (сам Бог состоит на одну четверть из положительной и на три четверти из отрицательной энергии): положительная – это «согревающая», творческая энергия, а отрицательная – «охлаждающая», разъединяющая. Существуй в мироздании лишь одна энергия, скажем, только положительная, никакая жизнь была бы невозможна. Кроме разделения по знаку, энергии можно разделить и по качеству, частоте «звучания». Чем чище, «звонче» энергия, тем она качественнее. Чем грязнее (тяжелее, низкочастотнее), тем она грубее, примитивнее. Соответственно, чем больше в ячейках души человека присутствует качественных, высокочастотных энергий, тем он совершеннее, тем ближе он к Богу.
В теле каждого из нас есть энергетические каналы (для приема и трансляции энергий разных частот) – так называемые чакры. Их всего семь: муладхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишудха, аджна и сахасрара. Тем больше работающих каналов, тем мощнее энергетика человека, тем выше его духовный уровень. Когда человек рождается, вскоре у него открывается первый, работающий с самой низкочастотной, можно сказать, примитивной энергией канал – муладхара. Ни принять, ни отдать более высокую энергию младенец, в силу пустоты, неразвитости своей души, не способен.
Но человек растет, приобретает знания и опыт, преодолевает какие-то трудности, испытывает разнообразные чувства, увеличивает количество своих моральных побед и поражений – и матрица его мало-помалу начинает заполняться. Вместе с душой совершенствуется и тело. В нем открываются следующие энергетические каналы, работающие с более высокой энергией: свадхистхана, манипура и анахата. Соответственно меняются и его вкусы и пристрастия: его стремления поднимаются до интересов к политике, к работе, к культуре… Если развитие продолжается, открываются новые каналы, и человек уже направляет свое сознание не только на потребности собственной личности, но и интересы и жизнь других людей. Чем больше работающих каналов – тем выше уровень сознания человека.
Если перевести на более понятный язык суть работы энергетических каналов, то получится такая картина.
Муладхара – физический уровень, означающий выживание. Это приспособление – агрессивность, хитрость, злоба. Это самая низшая ступень развития человеческой души.
Свадхистхана – эмоциональный уровень. Человек живет по принципу «что чувствую, то и говорю, то и делаю». Это потребление – человек стремится к роскоши, сексу, праздному образу жизни.
Манипура – ментальный (мыслительный) уровень. Это прежде всего забота о личном благополучии через власть над другими: стремление к власти, высокому положению в обществе, славе, соревнованию, манипулированию, доминированию, подавлению чужой воли.
Анахата – психический уровень. Это – понимание морали, интерес к другим людям, социальность. Человек понимает необходимость учета интересов других людей, готов идти на компромиссы.
Вишудха – созидательный уровень. Это – творчество в самом разнообразном его проявлении. Человек способен воспринимать высокую духовную энергию и воплощать ее в физическом мире.
Аджна – духовный уровень. Это – лидерство и мудрость. Человек понимает и знает многое, может учить других, взять на себя ответственность и вести за собой.
Сахасрара – уровень святого. Человек готов взять на себя ответственность за все человечество, все его желания, мысли посвящены служению Богу. Это высочайшая ступень развития человеческой души.
Вот какое объяснение связи семи энергетических каналов и поведения человека дает российская писательница Валентина Каминер:
«Будда сказал: «Существует 7 уровней сознания». Значит, существует 7 типов людей. И если я что-то говорю, это еще не значит, что вы понимаете то же самое. Если спросить, то каждый из 7 уровней преподнесет сказанное мною согласно своему уровню сознания. И будет утверждать, что только он понимает правильно. Но правильным будет ответ только того человека, который находится на том же уровне, что и я».
Что же из этого следует? Два вывода, один пессимистичный, другой оптимистичный.
Вывод первый, пессимистичный: люди, из-за своего разного уровня сознания, обречены на недопонимание друг друга. Отсюда все ссоры, конфликты и войны. Впрочем, здесь следует сделать уточнение. Проблема даже не в том, что уровни разные, а в том, что они, если говорить о человечестве в целом, не очень высокие. В основном это низкие энергетические уровни свадхистхана и манипура. Это когда люди живут материальными благами, материальное ставят впереди духовного, а личную выгоду – впереди общей; когда ценят не доброту, любовь, сострадание и мудрость, а деньги, силу и влияние, власть, внешнюю славу и успех, развлечения и удовольствия. Это уровни, когда снизу кричат: «Хлеба и зрелищ!», а сверху – «Пипл схавает!». И конечно, это не может не вызывать сожаления.
Но вот вывод оптимистичный. Вновь цитируем Валентину Каминер: «…все эти уровни – это хорошо. Мир совершенный такой, какой он есть. Даже травинка растет постепенно. Сначала из зернышка проклевывается росточек, затем стебелек, листики, бутон, цветочки, плод. Сознание человека тоже нуждается в эволюции, в росте, согласно семи ступеням его развития. И на каждой ступени даются свои знания, определения, понятия. В каждом человеке изначально заложено стремление к совершенствованию. Так Бог устроил мир. Противоположности существуют для стимуляции более быстрого роста души. Это как удобрения для растения. Путем проб и ошибок каждая душа рано или поздно находит свой путь. Как металл, чтобы закалить, погружают то в огонь, то в холодную воду, в результате получается очень прочная сталь. Так и душа человеческая, пройдя все беды и невзгоды, становится сильной и крепкой».
После двух выводов остается только сделать обобщающее заключение. Все, что ни делается в этом мире, делается с разрешения и по воле Божьей. А значит, нам, людям, остается только одно: принимать и любить мир и друг друга. Во всех их проявлениях.
Уровень развития души, или уровень сознания, можно определить по той ответственности, которую берет на себя человек. Неразвитые духовно люди ни за что не отвечают, даже за самих себя. Великие и святые – живут с чувством ответственности за всех, уподобляясь тем самым нашему Создателю.
Хотите измерить свой духовный рост? Замените слово «ответственность» на другое, более понятное слово – «любовь». Так вот: ваш рост прямо пропорционален количеству людей, которых вы любите. В этом был убежден и Лев Толстой: «Смысл жизни каждого отдельного человека только в увеличении в себе любви… Это увеличение любви ведет отдельного человека ко все большему и большему благу».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
XI. Одна из ступеней в человеческом «Я»
XI. Одна из ступеней в человеческом «Я» Если рассматривать жизнь отдельного человека нашего времени, пользуясь дополняющими друг друга описаниями массовой психологии, то ввиду множества осложнений можно потерять твердость и не решиться на обобщающее изложение. Каждый
Тело – зеркало духовного развития
Тело – зеркало духовного развития Природу человеческого здоровья можно толковать по-разному. Существует масса учений и учителей, и их число все растет. Речь идет не о школьных учителях, которые учат нас очень многому, ибо считают, что дети глупы. Речь идет о духовных
Семь ступеней развития дракона высокомерия
Семь ступеней развития дракона высокомерия Развитие этого чудовища делится на семь строго определенных этапов. То, как человек поведет себя в будущем, всегда основывается на той или иной из ниже перечисленных семи ступеней.Первая ступень: ребенок учится восставать
Семь ступеней развития дракона самоуничижения
Семь ступеней развития дракона самоуничижения Дракон самоуничижения отыскивает брешь в личности человека и проникает в нее, взбираясь по семи ступеням. Они не представляют собой единую лестницу, но все ведут к порабощению человека.Первая ступень: ребенок начинает
Семь ступеней развития Дракона нетерпеливости
Семь ступеней развития Дракона нетерпеливости В развитии ребенка имеются семь ступеней, ведущих его к полному порабощению драконом нетерпеливости. Поскольку развитие нетерпеливости может проходить в различных направлениях, эти ступени здесь только очерчены. Каждая из
Семь ступеней развития дракона мученичества
Семь ступеней развития дракона мученичества В развитии чудовища эти семь ступеней вовсе не обязательно должны располагаться в хронологическом порядке.Первая ступень: ребенок чувствует проявление своего самоутверждения нежелательным.Вторая ступень: ребенок чувствует
Семь ступеней развития Дракона жадности
Семь ступеней развития Дракона жадности Первая ступень: чувство покинутости и обделенности разжигает в ребенке мучительный голод.Вторая ступень: ребенок принимает заменители за проявление любви.Третья ступень: желание заполучить заменители берет над ребенком
Семь ступеней развития дракона саморазрушения
Семь ступеней развития дракона саморазрушения Первая ступень: ребенок покинут.Вторая ступень: ощущение покинутости ломает внутренний стержень ребенка.Третья ступень: нанесение эмоционального или физического оскорбления.Четвертая ступень: ребенок поворачивается
Семь ступеней развития дракона упрямства
Семь ступеней развития дракона упрямства Первая ступень: ребенок сталкивается с внезапными переменами без соответствующей подготовки к ним или предупреждения.Вторая ступень: ребенку не позволяют делать самостоятельный выбор.Третья ступень: ребенок исключается из
Пять ступеней к «клоповнику»
Пять ступеней к «клоповнику» И хотя выражение «не достигли взаимопонимания» может звучать чересчур абстрактно, существует особая пятиступенчатая траектория развития отношений подобного
Шаги в процессе духовного развития
Шаги в процессе духовного развития 1. Осознайте свою зависимость, смело признайте ее последствия и разрушительные действия. Идите вглубь своих переживаний. Не ищите оправдания в страхе, что вам не на что будет жить, что вы останетесь без всего. Признайте, что вы не можете
Что указывает на уровень духовного и сексуального развития?
Что указывает на уровень духовного и сексуального развития? Вы также можете заметить моменты, которые укажут на уровень сексуального и духовного развития женщины, но обыкновенно они слишком расплывчаты, чтобы можно было сделать выводы, поэтому вам придётся в подходящий
Источник
Семь этапов развития личности человека
1. Вначале человек осваивает свой внутренний мир, мир своих ощущений -такую реальность как реальность его тела. Ещё на стадии развития генетического аппарата постепенно начинает проявляться мир кинестетики — мир непрерывно движется на всех уровнях. Происходит обособленность своего тела от остальных реальностей уже на самых ранних стадиях, например, обособленность своего тела от тела своей матери и других внешних физических объектов. Человек порождает свою новую, первую реальность, которая будет иметь в его развитии и его реализации фундаментальную роль на протяжении всего его существования. Это происходит где-то до 3 — 4 лет.
2. Следующим шагом человека после начала освоения своей реальности -мира своих ощущений, мира кинестетики — является освоение реальности своего сознания. Этот процесс происходит у человека с 3 до 6 — 7 лет. И соответственно происходит новое видение и своего тела, и как он движется, как взаимодействует через движения с внешним миром. Развивается объёмное восприятие мира. Человек становится всё более осмысленным и координированным. Он пока чисто интуитивно ощущает структуру пространства, систему координат. Такие вещи как протяжённость и время. Он начинает видеть и осознавать мир в целом, и какое он место в нём занимает.
3. Следующим шагом человека после начала освоения реальности сознания является освоение реальности личности. К 10 — 11 годам у человека начинает всё ярче проявляться реальность его личности, и в связи с этим естественно меняется и статус реальности сознания, и статус реальности его ощущений, его тела как физической проекции в этом мире. Сознание становится личностно, эмоционально окрашенным. Ребёнок начинает чувствовать себя и своё тело, свои движения с эстетической точки зрения. Он уже не воспринимает себя как тело, не разделяя себя с ним. Он уже воспринимает своё тело как принадлежащее именно ему, и потому характеризующее его как личность. У него уже нет, как у ребёнка, абсолютной веры в своего родителя и других взрослых людей. Рассеивается и уходит абсолютизация авторитета взрослого человека, как некоего непогрешимого существа. У него начинают осознанно проявляться и реально фиксироваться особенности собственного мышления и способностей.
4. Следующим шагом человека после освоения человеком реальности личности является освоение своей реальности воли (намерения + желания). Это ещё называется переломным возрастом. К 15 — 16 годам у человека появляются элементы реальности воли, порой в, казалось бы, противоречивом самоутверждении, и соответственно параллельно трансформируются все его другие имеющиеся к этому периоду реальности личности.
5. Продолжая осваивать такую свою реальность, как реальность воли, человек начинает осваивать такую свою реальность как реальность внутреннего человека. Подросток к 16 -17 годам уже принимает свою внешность, свою физическую проявленность такой, какая ему дана природой, и перестаёт по этому поводу эмоционально и логически комплексовать — возникает вполне реальный, конструктивный подход к своей физиологии, своей физической проявленности. Его тело, его движения и форма становятся его языком взаимодействия с миром. Он уже не просто взаимодействует с миром на уровне слова, он активно говорит с миром всем своим телом. Он активно включает свою физическую реальность в тот процесс, который появляется с возникновением воли. К 16 — 17 годам сознание практически любого подростка уже становится внутренне вполне самодостаточным. И если ранее он мог проявлять своё сознание, только реагируя на внешние варианты взаимодействия, только в контакте с другими людьми, только во взаимодействии с другими сознаниями (внешняя инициатива внешних людей), то теперь он может вполне осознанно и достаточно стабильно заниматься самоанализом. Появляется осознаваемое взаимодействие со своим внутренним миром, с миром своих идей, возможность самостоятельно осуществлять и структурировать своё и внутреннее и внешнее поведение. Он может сопоставить себя с кем-то, а значит проиграть чью-то роль в своём сознании, он может о чём-то мечтать, и что-то планировать и действовать. Именно теперь возникает вполне осознаваемая мысль самотождественности собственной личности — я есть такой, или такая личность. В этом возрасте, в 16 — 17 лет, реально и совершенно точно возникает и проявляется такое качество как самоценность, уникальность собственной личности, и уже достаточно реальное отношение к самому себе.
6. Продолжая осваивать свою реальность внутреннего человека, человек начинает осваивать такую реальность как реальность внешнего человека. Обычно это происходит к 21 — 22 годам. Он уже всё в большей степени начинает понимать самого себя. Его самотождественность и конструктивность вместе с волей достигают максимума своего развития, своего расцвета, и затем до 25 лет, в основном, упорядочиваются и систематизируются. Постепенно выкристаллизовывается ясное ощущение, что такие реальности как его тело, его воля, его сознание, его личность принадлежат ему. Он сам принадлежит себе, а не чему-то внешнему. Начинает ясно проявляться такая реальность, как реальность человека. Человек на уровне внешнего человека может относиться к самому себе уже конструктивно. Человек становится сам архитектором своей реальности, используя те грани своей реальности, которые теперь в его распоряжении. Это может произойти только во время разотождествления своего «Я» со своими психическими реальностями, и рассмотрения их со стороны, и их оценки, а значит понимания — это работа со своим внутренним театром. Он уже не просто представляет собой эти реальности, иначе, будучи ими, он не сможет их рассмотреть и понять. Когда он в состоянии внешнего человека, все его реальности превращаются в его инструментарий по преобразованию не только своего внутреннего мира, но и преобразованию внешнего мира при взаимодействии с внешним миром.
7. Продолжая осваивать реальность внешнего человека, человек начинает осваивать такую свою реальность как реальность духовного — трансфизического человека. К этому этапу приходят не многие, так же как к реальности внешнего человека, что также является не настолько повальным явлением. Именно те, кто добрался до реальности внешнего человека, могут войти в реальность трансфизического человека. Что это значит?
Человек начинает понимать, что при взаимодействии с внешним миром постепенно уходит позиция игры в одни ворота. Приходит понимание такой на первый взгляд простой истины, что не только внешний мир — это продолжение моего «Я», что внешний мир, это проекция моих действий, но и такая истина, что моё «Я» и это взаимообразно — это проекция, продолжение внешнего мира, проекция его действий, выражаемых в такой проявленной форме как моё «Я». Какую реальность буду строить я, проявляя себя внешним миром, и во внешнем мире, такую реальность будет строить внешний мир, проявляя себя моим миром, и моим внутренним миром. Или, проще говоря, если вы считаете, что внешний мир — это ваше продолжение, то внешний мир будет взаимообразно считать, что вы — это его продолжение, ваш внутренний мир всегда являет собой продолжение внешнего мира. Иногда многим бывает это сложно понять, а порой и невозможно, ведь большинство привыкло считать, что только они воздействуют на внешний, инертный мир, либо наоборот. Любителям игры в одни ворота легче от этого не станет. Просто у реальности нет подобных вопросов, или, как сказал один мудрый человек — Эльдар Рязанов — у природы нет плохой погоды.
Один мой знакомый, когда мы вместе с ним и сопровождавшим нас инструктором взошли на снежную вершину, радостно воскликнул, что он, наконец, покорил эту вершину. На что старый инструктор сразу весело сказал: «Ты покорил эту вершину, потому что она раньше уже покорила тебя. Если бы ты этой вершине был не интересен, то она стала бы тебе тоже не интересна, и наоборот. Если, взглянув на вершину, ты решишь, что она тебе не интересна, то и ты ей станешь не интересен. Она усилит это ощущение и не даст тебе сил не только взойти на неё, ты просто перестанешь думать о ней, потому что у тебя даже не будет сил второй раз подумать о ней». Он не был профессиональным философом, он просто понимал реальность так, как не понимает её подавляющее большинство. Если человек не желает воспринимать мир, это значит, что мир не желает воспринимать его. Если я всей душой желаю понять, что такое трансфизическая реальность, то трансфизическая реальность даст мне силы понять её.
Хотелось бы отметить, что ни одна из описанных выше реальностей не является самой главной, самой важной. Они все в процессе существования человека реализуются, так как по природе своей являются разными, но равнозначными в силу своего различия, уникальности гранями, а не частями одной реальности. Каждая из рассмотренных ступеней развития человека подразумевает определённую доминанту в активизации чакральных структур. Просто порой человек, придав наибольшее значение какой-либо из них, реализует себя в большей степени именно в этой плоскости, а значит, будет в большей степени активизирована именно эта чакральная структура.
Древняя же практика работы с чакральными структурами подразумевает достижение наиболее гармоничного, а именно — равнозначного развития всех вариантов реализации человека и как биологического, и как социального, и как надсоциального, и как трансфизического и т.д. существа. Именно потому можно сказать, что просто нереально утверждать, что одна чакра может работать, а другие нет, и что из-за этого спит энергия кундалини, а потому не идёт. Объективизация потока кундалини, энергетических центров, энергетических меридианов в процессе практики предполагает, что, открыв, объективизировав следующую страницу своей реальности (чакру), человек должен знать зачем он её открыл, для каких целей он это делает. И, прочитав текст на этой странице своей реальности должен начать действовать.
Дело в том, что объективизация определённых энергетических структур чисто автоматически включает те области пространства сознания, и это ощущается на уровне коры головного мозга, которые, исходя из их программного обеспечения человеческого сознания — активизируются. Например, работа с вишудхой не только активизирует гормональную систему, но и речевые механизмы сознания в обоих полушариях, и естественно она предполагает активную работу в этом направлении. Это активизирует не просто семантическое пространство человека, но и автоматически открывает, активизирует то социальное пространство, где ожидается определённая социальная активность уже в этой реальности. Активизация Вишудхи предполагает, естественно, и осмысление того, присутствует ли в большей степени эмоциональная компонента, либо логическая компонента. Велик ли перекос в том или ином направлении. И при желании можно либо поработать с логической гранью сознания, либо поработать с эмоциональной гранью сознания. Что желаемо активизировать в данный момент. Мало того, при подобной работе неизбежно начинает объективизироваться такой энергетический центр как аджна чакра и т.д. Вывод несложен и вполне закономерен, каждый энергетический центр соответствует определённому пространству нашего существования, нашей реализации. И если человек, активизировав без определённой цели какой-либо энергетический центр, остаётся прежним, не проявляя предполагаемой чисто генетически активности, то открытая и активизированная реальность начнёт проявлять активность относительно данного человека, и это очень важно понимать во избежание якобы случайных, не предполагаемых ситуаций.
Именно потому, древние практики не ставили бездумную самоцель просто как можно быстрее активизировать поток кундалини и чакральные структуры ради собственной эволюции только за счёт этого. Этому всегда предшествовала тщательная проработка самой идеи — зачем мне это надо, и соответствую ли я этому? Смогу ли я, открыв дверь в неведомую для меня реальность, войти туда и начать действовать? Иначе говоря, если вы открыли этот портал в эту реальность и ничего не стали делать, тогда эта реальность войдёт к вам и начнёт действовать сама, действовать вами. И это будет сложное, порой довольно жёсткое и трагическое ученичество. Открытая дверь всегда предполагает действие, либо с той, либо с этой стороны, иного не будет. Не стоит даже давать повод, если ты к этому не готов. В реальности каждый энергетический центр может по мере развития раскрываться постепенно, так как обладает поистине неисчерпаемым потенциалом и разнообразием в своей реализации. Например, сердечный центр бесконечен в своём развитии на своём уровне проявления потенциала любви во всех вариантах. И это относится ко всем нашим реальностям без исключения.
Обратите внимание, работа с энергетическими центрами кроме всего прочего всегда предполагала и предполагает пройти осознанно тот путь взросления и эволюции, о котором мы писали на предыдущей странице, как семиступенчатый путь восхождения по эволюционной спирали. Вообще надо понимать, что семь ступеней являются достаточно условными. И они достаточно точно, но и достаточно условно соответствуют энергетическим центрам человеческого пространства сознания. На самом деле каждое мгновение существования человека являет собой абсолютно уникальную ступень в его восхождении, и их бесконечное множество. Семь ступеней — это достаточно явно ощутимые этапы восхождения. Человек на каждой ступени своего развития повторяет и проявляет себя на всё более сложном — качественно ином уровне. Он каждый раз оказывается в иной, им же порождённой реальности.
Но тем не менее все энергетические центры всегда и весьма напряжённо работают в процессе существования человека и реализации человека. Можно заранее сказать, что когда вы начнёте смещать своё сознание по своим энергетическим центрам, то обратите внимание, как всё взаимосвязано. Как будут вспыхивать разные области мозга, как будут меняться ощущения тела, ощущения пространства, времени, эмоциональное состояние и т. д. А теперь давайте коснёмся такого понятия, как энергоинформационные потоки нашего пространства сознания.
Источник