- Санпин освещение школьных кабинетов
- Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 октября 2019 г. “Вниманию потребителя: Освещение в образовательных учреждениях”
- Обзор документа
- Освещение в образовательных учреждениях
- Нормативы освещения в школе
- Важность нормативов освещения в школах
- Нормативные документы СанПин и СНиП по освещению в школе
- Преимущества и особенности естественного освещения в школах
- Требования СанПин и СНиП к светильникам для школ
- Освещение в школе: требования, нормы СанПиН
- Нормы освещенности и температуры свечения для учебных заведений
- Какие светильники пригодны для школ
- Лучшие светильники для сохранения здоровья школьников
- Санпин освещение школьных кабинетов
Санпин освещение школьных кабинетов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 октября 2019 г. “Вниманию потребителя: Освещение в образовательных учреждениях”
Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:
Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.
Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.
Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики — на север, северо-восток.
Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.
Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.
Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).
Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.
Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок — темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.
Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.
Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.
Обзор документа
Приведен обзор требований СанПиН к освещению в школах.
В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение. Двустороннее боковое естественное освещение возможно в кабинетах труда, актовых и спортивных залах.
Отсутствие инсоляции допускается в кабинетах информатики, актовых и спортивных залах, помещениях пищеблока, административно-хозяйственных помещениях.
Шторы и жалюзи не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника. Нельзя использовать шторы и жалюзи из ПВХ.
Для сохранения уровня естественной освещенности нельзя закрашивать оконные стекла и расставлять на подоконниках цветы.
Согласно СанПиН цветы размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см или подвесных кашпо в простенках между окнами.
Источник
Освещение в образовательных учреждениях
Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:
Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.
Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.
Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.
Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.
Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.
Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).
Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.
Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок — темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.
Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.
Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.
Источник
Нормативы освещения в школе
Важность нормативов освещения в школах
Какие нормы освещения должны быть соблюдены в школе, и какие светильники соответствуют нормативам освещения, рассмотрим в этой статье. Известно, что за годы обучения в школе большой процент детей приобретает близорукость. Детям приходится проходить лечебно-диагностические процедуры и носить очки. В связи с этой ситуацией в настоящее время большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим нормативам, связанным с освещением в российских школах и качеством осветительных приборов. Качественные и безопасные светильники, комфортное для глаз и нервной системы освещение — это важные факторы эффективности обучения в школе и поддержания общего хорошего самочувствия детей школьного возраста. Освещение в школах должно соответствовать требованиям установленных нормативов.
Нормативы освещения различных помещений в школе
Нормативы освещения разработаны на основании того факта, что в обычной школе учатся дети всех возрастов: от малышей из подготовительного класса до совсем взрослых старшеклассников. В связи с этим, нормы освещения для классных кабинетов отличаются в зависимости от возраста обучающихся в классе детей.
Также нормативы освещения подразумевают наличие специальных помещений в школе:
- библиотеки;
- кабинета трудового обучения;
- спортзала;
- актового зала;
- столовой или буфета;
- кабинетов для лабораторных занятий;
- коридоров и холла; раздевалки;
- туалета;
- кабинетов для отдыха и внеклассных занятий.
При составлении нормативов освещения учитывалось, что во многих школах дети остаются в продленке и проводят в школе практически целый день, выполняют домашние задания, играют и отдыхают. Часто дети приходят в школу, когда на улице еще темно, а уходят после захода солнца. Поэтому для соблюдения нормативов освещения следует учитывать как естественное дневное освещение, так и искусственное освещение в школе.
Нормативные документы СанПин и СНиП по освещению в школе
Нормативы освещения для школ с учетом всех требований зафиксированы в специальных документах:
В этих документах указаны все показатели освещенности и параметры светильников общего и местного освещения, предназначенных для школ.
Примерные нормы освещенности для школ по СанПин и СНиП:
- учебные кабинеты — от 200 до 750 люкс;
- библиотека — от 500 до 1500 люкс;
- спортзал — от 100 до 300 люкс;
- уровень освещенности классной доски — от 300 до 500 люкс.
Преимущества и особенности естественного освещения в школах
Нормативы освещения и требования к светильникам для школ прописаны с учетом естественного и искусственного освещения, возраста детей и предназначения помещений в школе. При проектировании работ по освещению учебных классов уделяется внимание максимальной доступности естественного солнечного освещения.
Естественный свет является наиболее благоприятным для развития ребенка. Однако дети в школе должны иметь возможность отгородиться от слишком яркого света. Слишком яркий свет солнца из окна во время урока может навредить детским глазам не меньше, и даже больше, чем недостаток освещения.
Требования СанПин и СНиП к светильникам для школ
В нормативах СанПин и СНиП для освещения указаны типы светильников, которые могут применяться в классах и других помещениях школы.
К светильникам для школы в общих нормативах освещения указаны следующие требования:
- светильник должен создавать требуемый уровень освещенности;
- не допускается мерцание света от светильника и шумовые эффекты, например жужжание или потрескивание;
- светильник должен создавать равномерное освещение;
- свет от осветительного прибора должен быть мягким и рассеянным;
- светильник должен быть безопасным и максимально экологически чистым, например, светодиодные светильники наиболее безопасны с точки зрения экологии и детского здоровья;
- теплый световой поток от светильника в большей степени соответствует нормативам освещения СанПин и СНиП для школы.
Источник
Освещение в школе: требования, нормы СанПиН
У большинства людей, страдающих близорукостью, нарушение зрения начинается в возрасте до 14 лет. Около 32% российских выпускников средней школы имеют миопию слабой или средней степени. В этом виноваты многие факторы, в том числе недостаточная освещенность рабочего места в школе. Для профилактики проблем со зрением законодательно утверждены нормы и гигиенические требования к освещенности в учебных заведениях. Они изложены в документе Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Нормы освещенности и температуры свечения для учебных заведений
Основной показатель для нормирования освещения – уровень освещенности. Он измеряется в люксах (лк). Для разных типов помещений установлены соответствующие нормы:
Тип помещения и объект
Уровень освещенности
Е, лк
Классные кабинеты, лаборатории на поверхности рабочего стола
На классной доске
Кабинеты черчения и рисования на столах
Кабинеты информатики на столе
Мастерские по обработке металлов и древесины на станке
Кабинеты и комнаты преподавателей на столах
Спортивный и актовый залы на полу
Еще один фактор – спектр цветоизлучения. В учебных классах, согласно СанПиН, свет должен быть белым, естественно-белым или тепло-белым. Это соответствует цветовой температуре 3500-4500 К.
Какие светильники пригодны для школ
Для установки в школьных классах разрешается использовать светильники одного из двух типов:
Но при это нельзя применять в одном помещении светильники разной природы излучения. Размещать их нужно параллельно светонесущей стене. Для освещения доски рекомендуется установка софитов на расстоянии не менее 30 см выше и на отдалении 60 см от доски. Матовые рассеиватели помогут исключить появление бликов.
СанПиН также устанавливает максимально допустимый коэффициент пульсации – 5%. У люминесцентных ламп с электромагнитным пуско-регулирующим аппаратом этот коэффициент может иметь значения от 25% до 60%. К тому же они издают раздражающий шум и требуют несколько минут для перехода в рабочий режим. Допустимым для школ вариантом будут качественные люминесцентные лампы с электронным пуско-регулирующим аппаратом.
Лучшие светильники для сохранения здоровья школьников
Оптимальный выбор для школьных аудиторий любого назначения – светодиодные светильники. Их показатели вписываются во все нормы и гигиенические требования:
- коэффициент пульсации составляет от 0 до 4%;
- необходимый уровень освещенности достигается при меньшем энергопотреблении;
- можно подобрать нужную цветовую температуру (3500-4500 К);
- отсутствует шум при работе;
- экологически безопасны и не требуют особых условий утилизации.
Источник
Санпин освещение школьных кабинетов
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предъявляются требования к естественному и искусственному освещению:
Естественное освещение
Все учебные помещения должны иметь естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
— не закрашивать оконные стекла;
— не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Допускается отсутствие инсоляции (солнца) в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
Искусственное освещение
В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения ( люминесцентные лампы и лампы накаливания).
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением — софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.
Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.
Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Источник