- Барельеф Мадонна у лестницы Микеланджело
- Стеллажи всех видов
- Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы»
- Мадонна на лестнице, мраморный барельеф / Микеланджело — www.mikelangelo.ru
- Мадонна у лестницы — это. Что такое Мадонна у лестницы?
- История произведения
- Вопрос авторства
- Описание
- Мадонна
- Младенец
- Лестница
- Техника исполнения
- Интерпретации
- Образ в искусстве
- Примечания 1
- Примечания 2
Барельеф Мадонна у лестницы Микеланджело
Микеланджело.Мадонна у лестницы. ок. 1490—1491. Madonna della scala,мрамор.Каза Буонарроти, Флоренция
В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.
«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа).
По композиции «Мадонна у лестницы» и напоминает живопись, но отличается от неё. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей — трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча. Изображённое близко к бытовому жанру, отсюда и лестницы, и озорники-дети.
Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно-певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках — все это идет от самого Микеланджело.
Найденная здесь особая компактность, плотность, уравновешенность композиции, умелое сопоставление различных по величине и трактовке объемов и форм, точность рисунка, правильность построения фигур, тонкость обработки деталей предвосхищают его последующие работы.
Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.
Мадонны XV века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя, она не изнеженная патрицианка и даже не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а суровая и величавая дева, которая сознает свою славу и знает об уготованном ей трагическом испытании.
Его мадонна отличается и от мадонн Донателло, и Джованни Пизано, которые изображали их полными боли. Она способна родить богатыря и воспитать героя. Нечто подобное встречается в Мазаччо, произведения которого тщательно изучал и зарисовывал молодой Микеланджело.
Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, должна была предрешить будущее — будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка.
Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым.
Иисус изображён очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребёнок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы. Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти.
Вазари писал:«Тот же Лионардо несколько лет тому назад хранил в своем доме на память о дяде барельеф с Богоматерью, высеченный из мрамора собственноручно самим Микеланджело, высотой чуть побольше локтя; в нем он, будучи в то время юношей и задумав воспроизвести манеру Донателло, сделал это настолько удачно, словно видишь руку того мастера, но и грации, и рисунка здесь еще больше. Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную, ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было» .
По мнению Гери Радке ( Gary Radke), профессора истории искусства, «Мадонна у лестницы» предназначена для созерцания снизу вверх, стоя на коленях. Тогда появляется перспектива, которая кажется несколько примитивной, если смотреть на барельеф на уровне глаз.
Этого эффекта Микеланджело достиг за счёт специфической резьбы линий ступенек, и это подчеркивается также правой ногой мадонны, которая несколько выше выступает над поверхностью чем другие элементы барельефа, а следовательно является ближайшей к зрителю.
Ирвинг Стоун»Муки и радости»
«. Мария будет доминантой фигурой барельефа. Она будет центром композиции (…) Насколько ему было известно, никто из скульпторов или живописцев не изображал Иисуса спиной к зрителю. Хотя его драма и начнется лет через тридцать. А сейчас же было время его матери, поэтому и её портрет»
Источник
Стеллажи всех видов
Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы»
Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы»
Микеланджело начинал свой путь с создания талантливых скульптур. Перед нами первая его работа, которую он искусно высек из мрамора в возрасте 16 лет. Уже по ней можно понять, что это творение настоящего мастера. Скульптор привносит в этот вид искусства свое. Поражает невероятная пластичность образов. Тема использовалась множество раз, но у Микеланджело она трактуется именно в серьезном ключе.
Художник создает низкий рельеф с тончайшими нюансами деталей. Перед нами Мадонна, которая держит на руках младенца. Женщина сидит у лестницы, именно поэтому работа так и названа.
Рельеф состоит из трех планов. Все они тонко разделены. Благодаря этому, творение мастера обретает максимальную живописность. Кажется, что Микеланджело нарочито подчеркивает тот факт, что его талантливая скульптура связана с живописью. Общеизвестный факт – будущий мастер учился именно у художника. Будущий живописец начинает с такой скульптуры неслучайно.
Мы видим образ, который уходит от традиций. Младенец и Мадонна наполнены драматизмом и невероятной мощью. Во времена Микеланджело такое прочтение их образов было неординарным.
Богоматери принадлежит основное место в этом выразительном рельефе. Она серьезна и величава. Она сосредоточена. Можно ощутить ноту героизма, которая звучит во всем ее образе. Мощные ноги и руки резко контрастируют с изящными складками ее одежды. Микеланджело смог найти компактность композиции. Он умело сопоставляет формы и объемы, отличающиеся по величине. Фигуры строятся правильно, а рисунок невероятно точен. Все детали тонко обработаны. Во всем чувствуется рука будущего мастера.
Работа Микеланджело внешне спокойна, но при этом она внутренне наполнена. Зритель явственно ощущает жизнь, ее ритм. Мы чувствуем, что переживает в эти минуты Мадонна. Она взвешивает то будущее, которое ждет ее сына.
Грандиозность этого творения действительно впечатляет.
(2 votes, average: 4.00 out of 5) ← Описание картины Франческо Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»Описание картины Франса Снейдерса «Рыбная лавка» → Айвазовский Сотворение Мира
Мадонна на лестнице, мраморный барельеф / Микеланджело — www.mikelangelo.ru
Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница
2. Юность. Годы учебы (1488-1495)
«Мадонна на лестнице» мраморный барельеф (1490-1492)
«Тот же Лионардо несколько лет тому назад хранил в своем доме на память о дяде барельеф с Богоматерью, высеченный из мрамора собственноручно самим Микеланджело, высотой чуть побольше локтя; в нем он, будучи в то время юношей и задумав воспроизвести манеру Донателло, сделал это настолько удачно, словно видишь руку того мастера, но и грации, и рисунка здесь еще больше. Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную, ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было» Вазари.
В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.
«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Тонкая градация лепки форм этого трехпланового рельефа придает ему живописный характер, словно подчеркивая связь этого вида скульптуры с живописью. Если учесть то обстоятельство, что Микеланджело начинал обучение у живописца, то становится яснее причина обращения его на первых порах именно к этому виду скульптуры и соответствующая его трактовка. Но молодой Микеланджело дает, однако, пример совершению не традиционного образа: Мадонна и Младенц Христос наделены непривычной для искусства кватроченто мощью и внутренним драматизмом.
Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно-певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках — все это идет от самого Микеланджело. Найденная здесь особая компактность, плотность, уравновешенность композиции, умелое сопоставление различных по величине и трактовке объемов и форм, точность рисунка, правильность построения фигур, тонкость обработки деталей предвосхищают его последующие работы. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.
Мадонны XV века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя, она не изнеженная патрицианка и даже не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а суровая и величавая дева, которая сознает свою славу и знает об уготованном ей трагическом испытании.
Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, должна была предрешить будущее — будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка. Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым.
«Богоматерь», известная под названием «Мадонна делла Скала», находится теперь во флорентийском музее Буонарроти.
предыдущая / главная / следующая страница
Мадонна у лестницы — это. Что такое Мадонна у лестницы?
Мадо́нна у ле́стницы (итал. Madonna della scala; также Мадо́нна на ле́стнице[1]) — мраморный барельеф, созданный Микеланджело Буонарроти в ок. 1491 году[а]. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера[2]. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой бганок ее одежды»[3]. Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным»[4]. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника»[4], «присоединился к большой скульптурной традиции»[5].
История произведения
Донателло. «Мадонна с дитям» («Мадонна в облаках»[6]) (ок. 1430) Тондо «Мадонна и ангелы» (мастерская делла Роббиа)
(…)Мария будет доминантой фигурой барельефа. Она будет центром композиции (…) Насколько ему было известно, никто из скульпторов или живописцев не изображал Иисуса спиной к зрителю. Хотя его драма и начнется лет через тридцать. А сейчас же было время его матери, поэтому и ее портрет —Ирвинг Стоун, «Муки и радости», с. 137 —138 |
« Лоренцо II Медичи» (ок. 1521 —1534) «Пьета Ронданини» (ок. 1555 —1564) Александр Шарпантье. «Материнство» (ок. 1883—1893) «Мадонна Дони» (ок. 1506 —1508) «Деметра на троне» (Элевсинская гидрия, фрагмент, ок.430 до н. э.)
Образ мадонны с младенцем — был очень распространен в итальянском искусстве конца 15 столетия[6]. Он разрабатывался и художниками, и скульпторами. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Neri di Bicci) и др. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие. С барельефов — «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других.
С 1490 по 8 апреля 1492[б] Микеланджело, который с 1489 года был учеником в художественной школе Лоренцо Великолепного в саду Казино Медичео (сад монастыря Сан Марко или Медицейських садах [8]), жил в палаццо Медичи[9]. Мрамор для учеников, а также все другие необходимые материалы закупались за деньги Лоренцо[4], но готовое произведение становилось собственностью художника. В отличие от его более позднего «Вакха», и «Мадонна у лестницы», и «Битва кентавров» сделаны из каррарского мрамора[10][в].
«Мадонна у лестницы» оставалась в семье Микеланджело до самой смерти художника в 1564 году. В 1566 году Леонардо, племянник Микеланджело, подарил барельеф Козимо I Медичи, предварительно сделав бронзовую копию. Новый герцог Медичи в 1616 году вернул скульптуру семье. Позднее его передали в коллекцию музея Каза Буонарроти (1617). В музее барельеф находится на соседней стене с «Битвой кентавров».
В 1930 году сделан гипсовый прототип барельєфа, а в 2010 году из него было сделано ещё восемь бронзовых копий (литье — Fonderia Marinelli)[11].
В 2008 году вышла книга фотографий произведений скульптора «Микеланджело: Рука мастера» (итал. «Michelangelo: La Dotta Mano»). Точная копия барельефа «Мадонна у лестницы», выполненная из мрамора, стала обложкой этого издания. Начальная цена за книгу составляла около 100 тыс. евро (сама книга, чехол и подставка для нее, а также 500 лет гарантии)[12][13]. Выход книги был приурочен к празднованию 500-летия начала работ Микеланджело над фресками потолка Сикстинской капеллы[14]. Всего было запланировано выдать 33 экземпляра книги[12].
Вопрос авторства
Про это произведение Микеланджело не упоминает Асканио Кондиви, но оно упоминается во втором издании «Жизнеописаний» Вазари (1568). Колин Айслер (англ. Colin Eisler), профессор Института искусств Нью-Йоркского университета, полностью отрицал аутентичность барельефа[15].
Описание
По композиции «Мадонна у лестницы» и напоминает живопись, но отличается от неё. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей — трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за ее плеча. Изображенное близко к бытовому жанру, отсюда и лестницы, и озорники-дети.
Мадонна
Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это — Богоматерь. Круг сияния несколько выступает за плоскость и частично заходит на необработанную часть мрамора. К Марии льнет сонный ребенок, права ручка которого заброшена за спину. Мать нежно прикрывает головку любимого ребенка, чтобы не разбудить его. Младенец изображен без нимба. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. Мария задумана, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына[9].
Мадонна юного Микеланджело (в то время ему было 15 −16 лет) — это крепкая и мощная женщина, а не хрупкая, вялая или простоватая, как в произведениях других тогдашних художников. Его мадонна отличается и от мадонн Донателло, и Джованни Пизано, которые изображали их полными боли[3]. Она способна родить богатыря и воспитать героя. Нечто подобное встречается в Мазаччо, произведения которого тщательно изучал и зарисовывал молодой Микеланджело[г].
По Саймондзу, уже в этой мадонне прослеживаются намеки на «волшебное величие» дальнейших его работ[16].
Марсель Брион писал, что фигура женщины создает впечатление монументальности произведения, несмотря на его небольшие размеры, а голые лестничные марши и каменный куб контрастируют с мягкими линиями ее одежды[17]. По мнению Либмана, эта внутренняя монументальность проявляется «даже у крутых ступень, высоких для простых смертных»[18].
Младенец
Иисус изображен очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребенок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы. Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти. Так изображены «Лоренцо II Медичи», Иисус «Флорентийской Пьеты». Также впервые в истории искусства взгляды матери и ее ребенка не обращены друг на друга или в одну сторону[19].
Уже в этом барельефе проявляется его желание изображать сильное, подтянутое тело[20], а его дальнейшие скульптуры будут излучать амбивалентность и противоречия[21].
В произведениях художников Возрождения и барокко часто изображались маленькие мальчики, иногда с крыльями. Их еще называют «путти» (итал. putti, множественное число от итал. putto — «маленький мальчик», «амур»)[22]. Этот элемент также использовал Донателло[22]. У Микеланджело изображены дети играют не только декоративную роль. Они могли трактоваться как внутренние символы, художественное выражение концепции нервов[19][д].
Дети держат длинную ткань. Возможно — плащаницу[3], которой со временем будет закутано тело Христа.
Лестница
По мнению Гери Радке (англ. Gary Radke)[23], профессора истории искусства, «Мадонна у лестницы» предназначена для созерцания снизу вверх, стоя на коленях. Тогда появляется перспектива, которая кажется несколько примитивной, если смотреть на барельеф на уровне глаз. Этого эффекта Микеланджело достиг за счет специфической резьбы линий ступенек, и это подчеркивается также правой ногой мадонны, которая несколько выше выступает над поверхностью чем другие элементы барельефа, а следовательно является ближайшей к зрителю.
Техника исполнения
Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло[24]. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи еще молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, потому что эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка»[25]. Айнем пишет, что эта работа Микеланджело очень напоминает древнегреческие работы 4 века, но не считает, что можно это утверждение проследить далее[26]. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров».
Интерпретации
Существуют различные трактовки образа «Мадонны у лестницы».
По Фрицу Эрпели, перила лестниц и линия спины Иоанна Крестителя, склонившегося на них, образуют крест, который выходит или заканчивается правой ладонью Богоматери[3]. Пять ступеней напоминают о лестницах палача[е]. Эрпель также обращает внимание на то, что детей четверо, и четверо евангелистов было среди апостолов Христа[3].
Говард Бенджамин Гиббард (англ. Howard Benjamin Hibbard), американский искусствовед, профессор Колумбийского университета, считал, что куб, на котором сидит Мадонна, может символизировать герметичное совершенство. Также Христос является краеугольным камнем церкви[ж], а именно его Мария держит на коленях[11].
Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Стремление найти это утраченное ощущение счастья в симбиотическом сочетании с грудью было мощной движущей силой для Микеланджело, на что намекают и шутки про кормилицу, приведенные в Вазари и Кондиви»[27][и]. Шильяно считает, что этим может объясняться такое разительное отличие мадонн с младенцем Микеланджело, от матерей того же Рафаэля или Филиппино Липпи. Мадонны Микеланджело — «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние»[27][к].
Шильяно проводит параллель между самым ранним произведением «Мадонна у лестницы» и последней известной скульптурой «Ронданини Пьета», как своеобразное воссоединение матери и уже взрослого сына, судьбу которого она знала еще когда тот был младенцем[28].
По мнению искусствоведа Саймона Абрахамса (англ. Simon Abrahams), Микеланджело изобразил себя как Христа, а спиной он повернут к зрителю, чтобы не было видно, что в руке он держит «резец и молоток», извлеченные из молока матери[29]. По его прочтению сама Мария является камнем, из которого скульптор-младенец делает свою статую. Дети — это тоже Микеланджело, его «alter ego», которое помогает ему-скульптору добраться до его статуи-мадонны или композиционно связывают его с ней[19].
Образ в искусстве
Барельеф «Мадонна у лестницы» стал иконографическим образцом для произведения «Материнство» (фр. Jeune mère allaitant son enfant; дословно — «Молодая мать кормит младенца») французского скульптора Александра Шарпантье (фр. Alexandre Charpentier)[30].
Барельеф упоминается в биографическом романе «Камень и боль» Карела Шульца (1943). В нем Мадонна изображена царицей грядущего Царства Небесного, которая сидит на лестнице как нищенка и охраняет свое дитя [31]. Также на произведение написано в романе «Муки и радости» Ирвинга Стоуна (1961). По Стоуну, этот образ является синтезом греческой (языческой) и христианской философий: сюжет христианский, но присутствует героизм и отстраненность, характерные именно для аттических скульптур[32][л].
Примечания 1
Примечания 2
- ↑ Шульц, 2006, с. 171
- ↑ Wallace, 2010, с. 8
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Эрпель, 1990, с. 16
- ↑ 1 2 3 Scigliano, 2005, с. 42
- ↑ Scigliano, 2005, с. 52
- ↑ 1 2 Einem, 1973, с. 12
- ↑ Irving Stone The Agony and the Ecstasy (англ.) 151 —152. www.scribd.com. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 1 июня 2012.
- ↑ Шульц, 2006, с. 111
- ↑ 1 2 Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 6
- ↑ 1 2 Scigliano, 2005, с. 54
- ↑ 1 2 Madonna della Scala (Madonna of the Stairs) (англ.). www.michelangeloexperience.com (9 сентября 2010). Проверено 1 июня 2012.
- ↑ 1 2 Marina Melchionda Michelangelo. La Dotta Mano: When the Renaissance Genius Becomes a Work of Art (англ.). www.i-italy.org (9 декабря 2009). Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 8 июня 2012.
- ↑ Elisabetta Povoledo Michelangelo for Readers With Deep Pockets (англ.). The New York Times (31 мая 2008). Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 8 июня 2012.
- ↑ Carolyn Kellogg The learned (and pricey) hand of Michelangelo (англ.). Los Angeles Times (11 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 8 июня 2012.
- ↑ Einem, 1973, с. 273
- ↑ 1 2 Symonds, 1893, с. 19
- ↑ Брион, 2002, с. 34
- ↑ Либман, 1964, с. 9
- ↑ 1 2 3 4 Simon Abrahams Michelangelo’s Madonna of the Stairs (англ.) (PDF) (2008). Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 29 июня 2012.
- ↑ Scigliano, 2005, с. 101
- ↑ Scigliano, 2005, с. 280
- ↑ 1 2 «Мадонна на лестнице» мраморный барельеф (1490-1492). www.mikelangelo.ru. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 8 июня 2012.
- ↑ Gary Radke: Dean’s Professor of the Humanities, Professor of Art History (англ.). Syracuse University: The College of Arts and Science. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 8 июня 2012.
- ↑ Вазарі, 1970, с. 499
- ↑ Вазарі, 1970, с. 304
- ↑ Einem, 1973, с. 13
- ↑ 1 2 Scigliano, 2005, с. 34
- ↑ Scigliano, 2005, с. 302 —303
- ↑ Вазарі, 1970, с. 298
- ↑ Alexandre Charpentier. Young Mother nursing (англ., франц.). www.musee-orsay.fr. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 12 июня 2012.
- ↑ Шульц, 2006, с. 194
- ↑ Стоун, 1991, с. 146 —147
- ↑ Scigliano, 2005, с. 35
- Брион Марсель. Микеланджело / Пер. с фр. Г. Г. Карпинского = фр. Michel-Ange. — М.: Молодая гвардия, 2002. — ISBN 5-235-02487-7
- Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.
- Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4
- Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964.
- Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
- Стоун И. Муки и радости. Роман: Пер. с англ. Н. Банникова = англ. The Agony and the Ecstasy. — М.: Правда, 1991. — 768 с. — ISBN 5-253-00154-9
- Шульц К. Камень и боль: роман / С чес. пер. Д. Андрухов. — К.: Юниверс, 2006. — 688 с. — ISBN 966-8118-23-5
- Luciano Berti, Pina Ragionieri. Note circa la ‘Madonna della scala’ di Michelangelo. — 2001. — С. 16 —20. (итал.)
- Maria Calì. La Madonna della Scala di Michelangelo, il Savonarola e la crisi dell’Umanesimo. — 1967. — С. 152 —166. (итал.)
- Ascanio Condivi; Alice Sedgewick. The Life of Michelangelo (1553). — Pennsylvania State University Press, 1999. — 154 с. — ISBN 0-271-01853-4 (англ.)
- Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959). — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с. (англ.)
- Colin Eisler. The Madonna of the Steps. Problems of Date and Style. — In: Stil und Uberlieferung in der Kunst des Abendlandes. Akten des 2I. Internationalen Kongresses für Kunstgeschichte in Berlin, 1967, pp. 115 —121 (англ.)
- Howard Hibbard. Michelangelo. — New York: Harper & Row, Publishers, 1974. — 347 с. — ISBN 0-06-430056-0 (англ.)
- Pina Ragionieri, Gary M. Radke. Michelangelo Public and Private: Drawings for the Sistine Chapel and Other Treasures from the Casa Buonarroti. — Seattle Art Museum, 2009. — 117 с. (англ.)
- Eric Scigliano. Michelangelo’s Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
- John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893. — 457 с. (англ.)
- William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8 (англ.)
Источник