Ребенок взбирается по лестнице

Содержание
  1. С 9 до 12 месяцев: много движений
  2. Развитие двигательных навыков
  3. Ползают не все
  4. Безопасны ли загородки?
  5. Карабкаться — это ползти вверх
  6. Стоять с поддержкой
  7. Вокруг стола
  8. Учимся ходить по лестнице
  9. Единственное условие освоения «вертикального мира» — оно всегда должно проходить под присмотром взрослых.
  10. Что такое нейродинамический подход и как он помогает детям развиваться
  11. Что такое нейродинамика?
  12. Почему нейродинамика у детей снижается?
  13. Как вестибулярная система связана с развитием и работой мозга?
  14. К каким нарушениям приводит дефицит активности и неразвитая вестибулярная система?
  15. Как эти нарушения можно предотвратить или исправить в современной среде?
  16. Чем нейродинамические детские площадки отличаются от всех остальных?
  17. Какие снаряды и тренажеры нужны на нейродинамических площадках?
  18. Такие площадки уже существуют?

С 9 до 12 месяцев: много движений

Перебираясь по лестнице развития и научившись ползать, а затем приподниматься, ребенок наконец подходит к одному из наиболее волнующих событий — умению ходить. Держите видеокамеру наготове! Вам предстоит участвовать в незабываемом представлении. Неуклюжие и невообразимые первые интересные движения и повороты по мере восхождения малыша по лестнице развития, постепенно будут совершенствоваться.

Развитие двигательных навыков

К 9 месяцам дети оттачивают свой собственный стиль ползания, он становится наиболее эффективным, удобным и скоростным. Большинство малышей ползают на четвереньках, что позволяет им лучше сохранять равновесие, координировать движения одной и другой сторон тела, а значит, готовиться к освоению новых двигательных навыков.

Научившись ползать, малыш начнет экспериментировать с различными модификациями этого навыка. Его движения станут забавными и слегка кокетливыми. Он быстро перебирает руками и ногами, вертит, крутит головой, все тельце участвует в этом действе переползания с места на место.

Ползание открывает широкую дорогу малышу для общения. Теперь ему не нужно ждать, когда вы соизволите подойти. Он сам приползет к вам и, совершая вокруг круги почета, хватаясь за вашу одежду и стараясь встать на ножки, будет намекать вам, что «пора поиграть».

Читайте также:  Ступени развития способностей человека

Ползают не все

Некоторые специалисты по развитию детей склонны считать, что малыши, которые минуют стадию ползания, рискуют позже столкнуться с проблемами, касающимися поддержания равновесия, потому что именно ползание позволяет овладеть им в полной мере. Быть может, в отдельных случаях это утверждение и справедливо, но есть немало детей с хорошей координацией движений, которые очень быстро проходили стадию ползания и сразу начинали осваивать другие формы движения. Так, один наш малыш «ходил» на коленках вместо того, чтобы ползать. Другой ездил на попке, отталкиваясь одной ногой и поджав другую под себя. Некоторые малыши так ловко передвигаются подобным образом, что вовсе не нуждаются в ползании. И, возможно, восторг, который вызывают у родителей такие забавные формы передвижения, только поощряет малышей.

Безопасны ли загородки?

Поставить загородку на лестнице — все равно, что размахивать красной тряпкой перед молодым бычком. Ваш любитель-верхолаз будет старательно карабкаться вверх, трясти и раскачивать загородку, пока в конце концов не свалится вместе с ней. Что лучше — надеяться на загородку или учить малыша правильно ползать по лестнице — зависит от темперамента ребенка и его двигательных возможностей. В 8-10 месяцев у большинства детей развивается страх высоты. Некоторые, подползая к краю, остановятся, оглянутся и крепко схватятся за край ступеньки. Таких малышей можно научить безопасно спускаться по лестнице вниз. Однако импульсивные малыши не тратят время на то, чтобы медленно спускаться вниз и ощупывать край ступенек, они норовят побыстрее преодолеть лестницу и скорее всего скатятся. Эти малыши очень быстро осваивают двигательные навыки и учатся карабкаться. За ними-то и нужно внимательно следить (как и за теми, кто начинает рано ходить). В этом случае пригодятся, возможно, и безопасные загородки.

Читайте также:  Веревочная лестница своими руками для лежачих больных

Карабкаться — это ползти вверх

Посмотрите, как малыш залезает на кровать или софу. Он хватается за покрывало и, подтягивая себя, взбирается вверх. Карабкаться — значит тоже ползти, но не вперед, а вверх Это один из примеров того, как дети умеют превращать одни навыки в другие. В результате закономерностей развития нервной системы ребенка (от головы к кончикам пальцев) его руки оказываются лучше скоординированными и более сильными, чем ноги и ступни.

Малыш сначала подтягивает себя вверх с помощью рук, в то время как его еще слабенькие ножки подгибаются, а ступни скосолаплены вовнутрь. Потом он учится выталкивать себя вверх ногами, удерживаясь в этот момент на руках. Вскарабкавшись на диван или на высокий стул, он с восторгом оглядывается вокруг, довольный, что забрался так высоко и что отсюда хорошо все видно.

Вот когда начинаются настоящие забавы! Малыш получает огромное удовольствие, карабкаясь на кучу подушек, а еще лучше — на лежащего на полу папу. К году он уже может вскарабкаться по лестничному пролету под одобрительные возгласы родителей и старших братьев и сестер. Но обратите внимание, как «задумывается» тельце ребенка, когда он уже достиг вершины лестницы Малыши не знают, что спускаться с лестницы лучше всего задом. Они опрометчиво начинают ползти вниз головой и тут же скатываются кубарем. Когда ребенок ползет вверх, он обходится без вашей помощи, а если спускается вниз, ему надо помочь. Покажите, что вниз лучше всего двигаться задом — разверните его как надо, помогите дотянуться ногой до следующей ступеньки. Потом малыш так же будет «ощупывать» ногой высоту (например, сползая с дивана). Следите, чтобы ребенок хорошо держался руками за ступеньку, разворачиваясь для спуска, а на следующую вставал всей ступней.

Стоять с поддержкой

Как только ребенок научится, придерживаясь за вашу одежду или за мебель, подниматься, он постарается извлечь из этого максимум удовольствия — постоять побольше, чтобы осмотреться вокруг. В результате развивается умение стоять с поддержкой. Первые попытки удержать равновесие, как правило, оканчиваются неудачей, потому что малыш встает на цыпочки и ножки его подгибаются. Как только он научится стоять, как балерина (опираясь на всю ступню и разведя носки в стороны), станет более устойчивым.

Если малыш помогает себе встать, цепляясь за ваши брюки, вы постепенно все меньше будете ощущать тяжесть его тела. Так, в первое время ваша нога нужна ему не только для равновесия, но и для опоры, а чуть позже — только для равновесия.

Вокруг стола

Малыш поднялся, постоял, опираясь спиной о диван или низкий столик и. двинулся в свой первый путь. Сначала он пытается двигаться боком, приставляя одну к другой еще непослушные ножки. Но вскоре он сообразит, что двигаться в сторону не очень-то удобно, и блестяще справится с решением этой задачи.

Он разворачивает ступни и ножки таким образом, чтобы они могли идти вперед, а не вбок, и затем поворачивает все туловище Потом выносит одну ногу вперед, приставляет к ней другую — один шаг, потом еще раз одна нога, за ней — другая, таким образом он будет курсировать вокруг низкого столика, держась за него сначала обеими руками, а потом только одной.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Это новое достижение, связанное с возможностью курсировать вокруг маленького столика, — большая радость для малыша, но и возможные неприятности. По пути он будет стараться схватить все, что можно достать. Уберите со столика и с других низких предметов меблировки острые и маленькие (чтобы он не мог их проглотить) вещи. Огромное удовольствие для малыша — свисающий телефонный шнур — помните об этом, пожалуйста.

Источник

Учимся ходить по лестнице

Лестничные ступени необыкновенно притягательны для малышей. Они без страха и устали могут карабкаться вверх и спускаться вниз. Малыш, находясь у подножья лестницы, уверен, что просто обязан принять вызов и покорить очередную вершину. Взбираясь по ступенькам, ребенок не только получает возможность почувствовать себя умелым, ловким и бесстрашным, но и приобретает новый опыт.

Единственное условие освоения «вертикального мира» — оно всегда должно проходить под присмотром взрослых.

С тех пор как 9-месячный Никита начал ползать, его самое сильное желание — взобраться вверх по лестнице. Это и в самом деле отличное место для того, чтобы проверить свои возможности, и с удивлением увидеть, что с высоты все выглядит совсем иначе, а мама смотрит на тебя снизу вверх. Для годовалого ребенка лестница — отличное приспособление для игр и средство, благодаря которому он может попасть в ранее недосягаемый мир. Лестница — это вызов физическим возможностям малыша. Ступенька за ступенькой укрепляются мышцы, усложняются нейронные связи, возрастает способность адаптироваться к условиям окружающего мира.

Малыш стоит у подножья лестницы и внимательно ее изучает. Он садится, встает, поворачивается, наклоняется, встает на цыпочки. Впервые «покоряя» вершину, ребенок скорее ползет, чем карабкается: он опирается на кисти рук, ступни ног, колени, локти и даже живот. Довольно утомительное приключение. Постепенно мышцы укрепляются, и малыш перестает использовать животик в качестве опоры. Несмотря на все сложности, дети получают огромное удовольствие от этого вида передвижения. Когда ребенок карабкается по лестнице, его мышцы задействованы иначе. Это вызывает новые ощущения, заставляет тело «думать» на решением двигательной задачи. Гордость малыша достигает апогея в тот момент, когда он добирается до верха. Но у победы есть и оборотная сторона. Любимая игрушка осталась внизу и малыш, после некоторого раздумья, устремляется к новой цели. Но поскольку маленький ребенок не осознает, что такое пустота, и не в состоянии оценить глубину, находящегося под ним пространства, он может начать спускаться головой вниз. А это может обернуться падением. Чтобы не допустить «ныряния» вниз головой надо научить малыша спускаться. Поначалу ему может быть страшновато ощущать пустоту под ногой, в таком случае возьмите его за ножку и помогите нащупать ступеньку, подбодрите его, он должен знать, что Вы рядом.

Когда малыш начинает ходить, он чувствует себя на лестнице гораздо увереннее, может стоять на ступеньке выпрямившись, а его движения уже не напоминают ползание. Он даже пытается стоять, не держась руками, стремясь испытать легкое головокружение от временной утраты опоры. Перебираясь со ступеньки на ступеньку, ребенок чувствует небольшое веселящее опьянение от череды потерь и восстановлений равновесия. Карабкающийся вверх малыш смел и любит рисковать, но для достижения цели ему необходимы развитые мышцы, хорошая координация, и, разумеется, некоторые волевые усилия.

После нескольких месяцев упорных тренировок малыш начинает самостоятельно подниматься по лестнице. Он держится за перила, ставит ноги одну за другой на ступеньку, затем немного отдыхает и продолжает восхождение. В этот период не стоит оставлять его без присмотра под предлогом, что «он умеет это делать». Его недавно приобретенные навыки еще не закреплены, и малыш нуждается в Вашем внимании и помощи. Ножки ребенка пока не очень устойчивы, а центр тяжести находится гораздо выше, чем раньше, когда он карабкался на четвереньках. Поэтому он легко может потерять равновесие. Если малыш боится ходить по лестнице можно на какое-то время вернуться к ползанию. Например, затеять игру в «кошку» и предложить малышу взобраться на лестницу на четвереньках. В подобных играх страх постепенно пройдет, вернется уверенность в себе, а с ней и стремление учиться новому.

Чувство опасности формируется у ребенка постепенно, по мере того, как меняются его представления о пространственных отношениях. В возрасте полутора-двух лет ребенок начинает воспринимать ощущение пустоты. В результате, находясь на верху, к спуску он относится уже иначе, не так, как еще несколько месяцев назад. Малыш не устремляется головой вниз, он в состоянии предвидеть последствия такого спуска. Поэтому он обдумывает план действий, оценивает риск и разрабатывает стратегию поведения. В результате подобных умственных усилий некоторые дети просят дать им руку, другие садятся и спускаются, съезжая «на попе». Какой бы способ малыш не использовал, он учится и тренируется спускаться с лестницы. Вскоре он сможет спускаться сам.

Не стоит торопить события, если Вы видите, что малыш не готов к самостоятельным подъемам и спускам, испытывает страх или недостаточно ловок. Позвольте ему двигаться в своем темпе и проявите терпение. Первое время ребенок будет спускаться и подниматься по лестнице очень медленно, с частыми остановками, крепко держась за перила. Зато если малышу удалось сделать это без помощи взрослых, для него это настоящий праздник. Он по праву гордится собой — у него была цель и она достигнута.

Самая лучшая профилактика падения — это тренировки, и конечно, важен постоянный контроль за «подвигами» малыша. Расскажите малышу о том, какие разные бывают лестницы: у некоторых ступеньки очень узкие, либо слишком высокие. На винтовой лестнице или лестнице без перил не стоит оставлять ребенка одного.

К 2,5 — 3 годам обычный подъем по лестнице (ребенок поочередно ставит ноги на ступеньки), а затем и обычный спуск, станут автоматическими действиями, которые он будет совершать не задумываясь. Но не следует думать, что этап освоения лестниц на этом завершен. Малыш начнет искать новое применение своим навыкам и вскоре начнет подниматься и спускаться вприпрыжку, или спиной вперед, а может быть изобретет какой-нибудь свой невиданный способ. К некоторому огорчению мам, лестница еще долгое время будет для ребенка великолепной игровой площадкой.

Источник

Что такое нейродинамический подход и как он помогает детям развиваться

Что такое нейродинамика?

Обычно так называют особенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе, их баланс. Нормальная нейродинамика означает, что нервные клетки работают «в штатном режиме», могут быстро переходить от торможения к возбуждению и обратно.

Но в разных науках определения могут отличаться. Например, в педагогике под нейродинамикой часто подразумевают общий уровень мозговой активности. А пониженную нейродинамику связывают с низким уровнем умственной работоспособности у детей, который может приводить к трудностям в обучении и потенциальным задержкам в развитии.

Почему нейродинамика у детей снижается?

Здесь играют роль множество факторов, включая наследственные. Но одна из самых распространенных предпосылок — это дефицит свободных, спонтанных движений. Для полноценного развития нервной системы ребенку нужно активно взаимодействовать с окружающей средой. А такое взаимодействие возможно в первую очередь благодаря двигательной активности.

Когда спонтанных движений становится меньше, начинаются трудности не только с телом, но и с мозгом. Ведь именно двигательная активность учит мозг обрабатывать информацию от всех органов чувств и целостно воспринимать окружающий мир.

Особенно важны движения, стимулирующие работу вестибулярного аппарата: это одна из самых значимых для развития мозга систем.

Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» (Санкт‑Петербург):

«Все, что связано с движением, закладывается в мозге ребенка еще до рождения. Если ребенок, находясь в утробе, недополучил «пищи» в виде движений мамы, то даже если роды прошли в срок и без лишних трудностей, он все равно находится в группе риска с точки зрения возможных нарушений развития мозга.

Впоследствии этот дефицит будет только расти — после рождения ребенка ждут коляска, автомобильные кресла, сидение в магазинных тележках… Обычно сигнал бедствия родители подают позже, когда ребенок не заговорил к четырем годам. На самом деле все дело в острой нехватке спонтанных движений».

Как вестибулярная система связана с развитием и работой мозга?

Она участвует в выполнении целого ряда функций. Это не только координация, ориентировка в пространстве и планирование движений. Вестибулярная система задействована во внимании, артикуляции, регулировании уровня мозговой активности.

Важность вестибулярного аппарата стала очевидна с началом полетов в космос. Оказалось, что в условиях невесомости этот аппарат не может работать — возникает так называемое космическое слабоумие. В первые дни полета космонавтам сложно зрительно воспринимать объекты. Многие из них начинают писать «зеркально», то есть ориентируя буквы в противоположную сторону — так же, как школьники с трудностями в обучении.

Работу вестибулярной системы можно оценить и на Земле. Попробуйте повращать головой, глядя на предмет перед собой. Картинка останется практически стабильной, потому что вестибулярный аппарат корректирует положение глазных яблок.

Но если у ребенка он не развит, то схема не сработает. И когда ему, например, потребуется списать что-то с доски в тетрадь, то изображение и на доске, и в тетради будет прыгать перед глазами. Причем проверка у окулиста не покажет никаких отклонений, ведь дело не в проблемах со зрением.

К каким нарушениям приводит дефицит активности и неразвитая вестибулярная система?

Это зависит от возраста. В младенчестве ребенок может позже, чем его ровесники, начать держать голову, сидеть и ползать. Возможны трудности с жеванием пищи.

В дошкольном возрасте нарушения выражаются в неуклюжести, гиперактивности или, напротив, заторможенности. Дети тяжелее начинают говорить, путают лево и право, боятся темноты.

В школе возникают проблемы с выражением мыслей, чтением и письмом, счетом или распознаванием цифр. Кроме того, ребенку трудно списывать с доски и ориентироваться во времени, он не может или не любит кататься на велосипеде.

Александр Николаев, президент «Интеко»:

«Раньше подобные неврологические отставания достаточно быстро компенсировала открытая среда — дворы, леса, парки. У нас не было гаджетов и телевизоров, поэтому мы постоянно мечтали, создавали в своем сознании целые романы. И, конечно, значительно больше времени проводили вне дома, где нас не ждали, как сегодня, абсолютно безопасные горки и тщательно продуманные алгоритмы. Зачастую мы выбирали себе развлечения сами — прыгали через овраги, влезали на деревья, скатывались с горы на куске картона. Наш мозг постоянно изобретал задачи, исследовал, рисковал, работал!»

Как эти нарушения можно предотвратить или исправить в современной среде?

Для коррекции применяются разные методы. Один из наиболее эффективных — нейродинамическая гимнастика. Это физические упражнения и подвижные игры в специально организованном пространстве. Они учат мозг планировать и выполнять движения, считывая и интерпретируя информацию от всех органов чувств. И в результате — обеспечивают достаточный для развития двигательный и сенсорный опыт.

Но все это можно реализовать не только в клиниках и реабилитационных центрах, но и на улице. Специалисты компании «Интеко» вместе с экспертами детского неврологического центра «Прогноз» разработали методику оснащения детских площадок, которая основана на нейродинамическом подходе и тренировке вестибулярной системы. Методика позволяет правильно подобрать оборудование для детской площадки — таким образом, чтобы игровое пространство стало настоящим фитнес-залом для мозга. В основе подхода — авторская методика детского невролога Олега Ефимова и психофизиолога, руководителя клиники «Прогноз» Виктории Ефимовой. Разработчики объединили медицинские и архитектурные знания, чтобы перенести развивающие практики из клиники во дворы. Авторы методики уверены, что если такие детские площадки станут массово доступными, то детей с трудностями в обучении будет значительно меньше.

Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО», идейный вдохновитель проекта нейродинамических детских площадок:

«Проблема современных детей — острый недостаток разнообразной физической активности. Особенно отчетливо последствия дефицита движения неврологи зарегистрировали летом 2020 года, по завершении весеннего карантина, который буквально обездвижил население крупных городов.

Поэтому важно обеспечить дворовые пространства города полноценным для развития физических и когнитивных функций оборудованием. Причем сделать его интересным, побуждающим к движению, решению задач и включению логического мышления».

Чем нейродинамические детские площадки отличаются от всех остальных?

На обычных площадках предлагаются понятные алгоритмы, к которым ребенок быстро теряет интерес. Например, взобраться по лестнице на горку и скатиться вниз. В итоге многие дети стараются выйти за пределы площадок, пытаясь найти нужные виды физической и сенсорной активности.

Игровое оборудование нейродинамической площадки открывает простор для фантазии и возможность изобретать движения.

Оборудование позволяет двигаться в разных направлениях, а не только вверх-вниз и вперед-назад, как на обычных горках и качелях. Для каждого возраста предусмотрен свой уровень сложности.

Какие снаряды и тренажеры нужны на нейродинамических площадках?

Пространство нужно оснастить таким образом, чтобы оно развивало сразу несколько систем.

  • Вестибулярную: карусели, горки со спиральным скатом, качалки на пружине, «качели-гнездо» с вращением вокруг своей оси, встраиваемый батут, тарзанка, качели-маятник.
  • Тактильную: панель-скульптор, роликовая горка, материалы различной текстуры, тоннели с необычной поверхностью, песочница с разными видами песка.
  • Проприоцептивную (отвечает за восприятие положения частей тела относительно друг друга и в пространстве): снаряды для раскручивания, узкие отверстия и тоннели, через которые нужно протискиваться с трудом.
  • Слуховую: музыкальные барабаны, переговорные и эхо-трубы, дорожка из звуковых подушек.
  • Зрительную: игровые панели с движущимися элементами, бинокли, калейдоскопы, зеркальные лабиринты с иллюзиями, подвесные мячи.

Пространство площадки может выглядеть как система бревен, холмов или башен с переменной высотой, крутизной и фактурой. Также необходимы различные скаты и подъемы со ступенями, зацепами и канатами. Внутри площадки можно разместить тоннели и пещеры или полосу препятствий, связав конструкции фиксированными и подвесными мостиками.

Такие площадки уже существуют?

Детские площадки, оборудованные по принципам нейродинамического подхода, появятся в жилом комплексе West Garden в Москве. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2022–2023 годах. Но проектные решения универсальны: их могут использовать и другие девелоперы, а также муниципальные власти.

Источник

Оцените статью