Учимся ходить по лестнице
Лестничные ступени необыкновенно притягательны для малышей. Они без страха и устали могут карабкаться вверх и спускаться вниз. Малыш, находясь у подножья лестницы, уверен, что просто обязан принять вызов и покорить очередную вершину. Взбираясь по ступенькам, ребенок не только получает возможность почувствовать себя умелым, ловким и бесстрашным, но и приобретает новый опыт.
Единственное условие освоения «вертикального мира» — оно всегда должно проходить под присмотром взрослых.
С тех пор как 9-месячный Никита начал ползать, его самое сильное желание — взобраться вверх по лестнице. Это и в самом деле отличное место для того, чтобы проверить свои возможности, и с удивлением увидеть, что с высоты все выглядит совсем иначе, а мама смотрит на тебя снизу вверх. Для годовалого ребенка лестница — отличное приспособление для игр и средство, благодаря которому он может попасть в ранее недосягаемый мир. Лестница — это вызов физическим возможностям малыша. Ступенька за ступенькой укрепляются мышцы, усложняются нейронные связи, возрастает способность адаптироваться к условиям окружающего мира.
Малыш стоит у подножья лестницы и внимательно ее изучает. Он садится, встает, поворачивается, наклоняется, встает на цыпочки. Впервые «покоряя» вершину, ребенок скорее ползет, чем карабкается: он опирается на кисти рук, ступни ног, колени, локти и даже живот. Довольно утомительное приключение. Постепенно мышцы укрепляются, и малыш перестает использовать животик в качестве опоры. Несмотря на все сложности, дети получают огромное удовольствие от этого вида передвижения. Когда ребенок карабкается по лестнице, его мышцы задействованы иначе. Это вызывает новые ощущения, заставляет тело «думать» на решением двигательной задачи. Гордость малыша достигает апогея в тот момент, когда он добирается до верха. Но у победы есть и оборотная сторона. Любимая игрушка осталась внизу и малыш, после некоторого раздумья, устремляется к новой цели. Но поскольку маленький ребенок не осознает, что такое пустота, и не в состоянии оценить глубину, находящегося под ним пространства, он может начать спускаться головой вниз. А это может обернуться падением. Чтобы не допустить «ныряния» вниз головой надо научить малыша спускаться. Поначалу ему может быть страшновато ощущать пустоту под ногой, в таком случае возьмите его за ножку и помогите нащупать ступеньку, подбодрите его, он должен знать, что Вы рядом.
Когда малыш начинает ходить, он чувствует себя на лестнице гораздо увереннее, может стоять на ступеньке выпрямившись, а его движения уже не напоминают ползание. Он даже пытается стоять, не держась руками, стремясь испытать легкое головокружение от временной утраты опоры. Перебираясь со ступеньки на ступеньку, ребенок чувствует небольшое веселящее опьянение от череды потерь и восстановлений равновесия. Карабкающийся вверх малыш смел и любит рисковать, но для достижения цели ему необходимы развитые мышцы, хорошая координация, и, разумеется, некоторые волевые усилия.
После нескольких месяцев упорных тренировок малыш начинает самостоятельно подниматься по лестнице. Он держится за перила, ставит ноги одну за другой на ступеньку, затем немного отдыхает и продолжает восхождение. В этот период не стоит оставлять его без присмотра под предлогом, что «он умеет это делать». Его недавно приобретенные навыки еще не закреплены, и малыш нуждается в Вашем внимании и помощи. Ножки ребенка пока не очень устойчивы, а центр тяжести находится гораздо выше, чем раньше, когда он карабкался на четвереньках. Поэтому он легко может потерять равновесие. Если малыш боится ходить по лестнице можно на какое-то время вернуться к ползанию. Например, затеять игру в «кошку» и предложить малышу взобраться на лестницу на четвереньках. В подобных играх страх постепенно пройдет, вернется уверенность в себе, а с ней и стремление учиться новому.
Чувство опасности формируется у ребенка постепенно, по мере того, как меняются его представления о пространственных отношениях. В возрасте полутора-двух лет ребенок начинает воспринимать ощущение пустоты. В результате, находясь на верху, к спуску он относится уже иначе, не так, как еще несколько месяцев назад. Малыш не устремляется головой вниз, он в состоянии предвидеть последствия такого спуска. Поэтому он обдумывает план действий, оценивает риск и разрабатывает стратегию поведения. В результате подобных умственных усилий некоторые дети просят дать им руку, другие садятся и спускаются, съезжая «на попе». Какой бы способ малыш не использовал, он учится и тренируется спускаться с лестницы. Вскоре он сможет спускаться сам.
Не стоит торопить события, если Вы видите, что малыш не готов к самостоятельным подъемам и спускам, испытывает страх или недостаточно ловок. Позвольте ему двигаться в своем темпе и проявите терпение. Первое время ребенок будет спускаться и подниматься по лестнице очень медленно, с частыми остановками, крепко держась за перила. Зато если малышу удалось сделать это без помощи взрослых, для него это настоящий праздник. Он по праву гордится собой — у него была цель и она достигнута.
Самая лучшая профилактика падения — это тренировки, и конечно, важен постоянный контроль за «подвигами» малыша. Расскажите малышу о том, какие разные бывают лестницы: у некоторых ступеньки очень узкие, либо слишком высокие. На винтовой лестнице или лестнице без перил не стоит оставлять ребенка одного.
К 2,5 — 3 годам обычный подъем по лестнице (ребенок поочередно ставит ноги на ступеньки), а затем и обычный спуск, станут автоматическими действиями, которые он будет совершать не задумываясь. Но не следует думать, что этап освоения лестниц на этом завершен. Малыш начнет искать новое применение своим навыкам и вскоре начнет подниматься и спускаться вприпрыжку, или спиной вперед, а может быть изобретет какой-нибудь свой невиданный способ. К некоторому огорчению мам, лестница еще долгое время будет для ребенка великолепной игровой площадкой.
Источник
Падения ребенка — что делать маме?
Вчера мы говорили об очень актуальной теме для всех родителей – о падениях малышей, особенно тех, кто еще совсем маленький и для кого травмы головы могут быть очень опасны, так как повреждения крайне сложны в плане диагностики. Мы не будем говорить об очень серьезных травмах, таких как ушиб и сдавление головного мозга, так как при них симптоматика очень яркая и пропустить ее просто невозможно, эти повреждения будут явно заметны. А вот в плане диагностики и профилактики сотрясений все сложнее, хотя лечение сотрясений также важно, как и всех других травм.
Что делать родителям?
Если ребенок упал на ваших глазах, и вы не знаете, что вам делать, насколько серьезна ситуация, первое, что требуется от вас – оценить степень тяжести. Для ребенка опасны любые падения головой с высоты более своего роста, а для грудничков – с высоты более 40 см от пола. Также важна и поверхность, на которую упал ваш малыш. Если это был диван, а на полу был ковер, он смягчит удар и повреждение не будет столь сильным, как это было бы с полом, покрытым плиткой или ламинатом. Если же падение произошло, когда вас не было в комнате и вы точно не можете сказать – как и чем ребенок ударился, стоит заведомо рассматривать травму как тяжелую.
Первое, что вам нужно, успокоить малыша, осмотреть его и оценить целостность кожи и других тканей головы и всего тела. Даже если вам кажется, что все хорошо и никаких повреждений нет, но высота паления более 40 см, даже если малыш быстро успокоился и ведет себя как обычно, если это ребенок раннего возраста, стоит показать его врачу. Вам нужны консультации детского невролога, нейрохирурга или хотя бы детского хирурга, если других специалистов нет в данный момент. Можно отвезти ребенка самостоятельно в детскую больницу, можно вызвать «Скорую помощь», и врачи доставят вас с малышом в специальный стационар. В подавляющем большинстве случаев диагноз не подтверждается и можно смело отправляться домой под наблюдение родителей.
В случае малышей лучше это будет дополнительная предосторожность и консультация, чем это будет позднее запоздалое диагностирование травмы с неблагоприятными последствиями. Это может резко утяжелить состояние ребенка и привести к развитию неблагоприятных последствий вплоть до комы. Тяжелые последствия черепных травм придется лечить в условиях интенсивной терапии и реанимации, а их результаты могут надолго остаться у ребенка в дальнейшем, вплоть до пожизненного состояния. Иногда может потребоваться даже оперативное лечение, чтобы быстро и без последствий устранить исход травмы и вырастить ребенка здоровым. Отказ от лечения в стационаре или затягивание диагностики может сделать вашего малыша инвалидом на всю жизнь, а вы себе этого никогда уже не простите.
Как и где лечат травмы головы?
Современные правила лечения детей с травмами предполагают терапию сотрясения в рамках неврологического отделения или нейрохирургии (госпитализация при подозрении на сотрясение обязательна). Более тяжелые травмы лечат у детей только в рамках нейрохирургии с реанимационным отделением и хирургией. При этом ребенку будет необходимо проведение комплексного полноценного обследования, которое проводят врачи стационара, обеспечив ребенку максимальный комфорт и удобства. Врачи при сотрясении или подозрении на другие травмы проводят обоснованное и целенаправленное исследование всех функций нервной системы – как центральных ее отделов, так и периферических. Также необходимо оценить работу и всех органов, так или иначе находящихся в тесном взаимодействии с нервной системой – зрительного анализатора, слуха, вестибулярной системы и других. Важно также и подробно расспросить родителей об обстоятельствах травмы, механизме ее получения, сопутствующих условиях.
Что проводят при подозрении на сотрясение?
Прежде всего, кроме визуального осмотра неврологом или нейрохирургом, назначают простейшие и вполне доступные всем стационарам исследования – рентген черепа и нейросонографию (УЗИ мозга через родничок). Если рентген покажет наличие повреждений именно в костях черепа, так как мягкие ткани им осмотреть сложно, то именно УЗИ мозга покажет поражение внутримозговых структур. Такое исследование доступно у совсем маленьких детей, пока открыты большой родничок на темечке, это примерно до одного-полутора лет. В отличие от рентгена, дающего лучевую нагрузку на организм малыша, УЗИ легкий и простой в применении, при этом безопасный и дает массу информации, позволяя визуально увидеть мозг после травмы.
При помощи ультразвука можно легко и быстро исключить самые опасные для ребенка осложнения травмы – кровоизлияния в вещество мозга и под оболочки, деформацию желудочков мозга при формировании внутричерепной гипертензии, повреждения структур мозга, кисты и т.д.
Если имеется подозрение на кровоизлияния в вещество мозга или область оболочек, необходимо проведение люмбальной (спинномозговой) пункции. При ней вводят между позвонками в полость спинного мозга толстую иглу и ею забирают немного спинномозговой жидкости. Если в этой жидкости проявляются клетки крови – эритроциты, говорят о произошедшем внутричерепном кровоизлиянии. Более информативными, дорогими и сложными в исполнении являются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. Они послойно изучат мозг и все его структуры, но при них необходимо лежать неподвижно долгое время – для детей это без наркоза невозможно.
Как же лечить сотрясения?
Тактику лечения малыша в зависимости от возраста и степени тяжести повреждений будет определять врач, запрещено заниматься самолечением, особенно в домашних условиях. Врач может назначить медикаментозную поддержку, особый лечебно-охранительный режим, диету. Прежде всего, малышам (и их мамам тоже), нужен полный покой и тишина, отсутствие внешних раздражителей. Применяют различные препараты – устраняющие вероятность отека мозга, дегидратирующие по типу «Диакарба», понижающие внутричерепное давление, которое негативно отразится на самочувствии и работе головного мозга малютки. Также необходимы сосудистые препараты, для питания травмированного мозга и помогающие ему быстрее восстановить свою работоспособность. Кроме того, врач будет вести за ребенком активное динамическое наблюдение, чутко отмечая все изменения в его состоянии. Могут применяться также методы седативной и корректирующей терапии. После выписки из стационара малыш передается под наблюдение участкового педиатра и невролога поликлиники. Важно провести полноценное лечение и не торопиться домой, так как «там и стены лечат». В условиях травм нервной системы эта пословица не актуальна.
Можно ли застраховаться от падений?
Конечно, всего не предусмотреть, и все мы в жизни хоть раз падали, порой даже на ровном месте. Среди детей опасность травматизма возрастает. Особенно у малышей, которые едва могут ходить или даже совсем еще не ходят, но уже предпринимают активные попытки к движениям. Также, статистика свидетельствует – дети в большинстве своем падают прямо на глазах у родителей или по их неосторожности, халатности. Родители считают, что положив кроху в коляску или манеж, кроватку или качельки, и пристегнув его, могут расслабиться. Но, дети очень юркие и шустрые, они могут раскачать стул для кормления и упасть вместе с ним, могут выпасть из коляски, сползти с дивана, выпасть из ходунков (даже самых дорогих и фирменных), а уж как хорошо они «летают» со столов для пеленания даже в возрасте до месяца!
Поэтому, если у вас родился малыш – впору обзаводиться лишней парой глаз и рук, следить за ним в оба с самого рождения. Опасным может стать любое детское приспособление даже с ремнями безопасности, а уж диваны и кровати, столы – и подавно. Для предотвращения травм помните:
— не отвлекайтесь ни на какие раздражители при пеленании и переодевании ребенка на столе для пеленания (телефон подождет, дверь можно открыть позже, суп пусть убежит с плиты – ее можно помыть).
— если вам экстренно нужно отойти от ребенка и стола, возьмите малыша с собой или положите его на пол. Да именно на пол, и не замерзнет он за пару минут, зато с пола он никуда не упадет и не травмируется.
— помните – малыш может упасть даже у вас на глазах, всегда при пеленании страхуйте его одной рукой, потянувшись за присыпкой, памперсом или салфеткой. Помните правило вытянутой руки, малыш должен находиться около вас не дальше вытянутой вашей руки – тогда вы успеете его подстраховать.
— не оставляйте ребенка одного на диване, кровати, в кроватке, если он может вставать, ползти, перекатываться с боку на бок. Он обязательно упадет, так как попытается отправиться вслед за вами – это 100%.
— не надейтесь на ремни безопасности в стульчиках для кормления, всегда находитесь рядом с ребенком, если он сидит в стуле.
— вовремя опускайте дно кровати, если ребенок подрос и стал подниматься на ножки в кроватке. Он может перевеситься головой вниз через борт упасть.
— будьте внимательны с прыгунками и ходунками, травматологи говорят – вещь это очень опасная, из-за них дети получают самые страшные травмы. Всегда следите за детьми, когда они находятся в этой забаве.
Малыша всегда держите под контролем и во время бодрствования, и во время сна. Это поможет вам сохранить нервы, а малышу – здоровье.
Источник