Развитие психики сознание как высшая ступень развития психики

Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

3.рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

Рефлексия – способность человека сосредоточить сознание на самом себе.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных мыслей, переживаний. Это процесс выделения себя из окружающего мира, осознание своего отношения к миру и себя в отношениях к другим.

Объектом самосознания является сама личность.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. отношение к себе;
  2. отношение к другим людям;
  3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Самосознание связано непосредственно с самопознанием и самооценкой.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других.

1. Вытеснение. Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны.

2. Проекция. При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним.

3. Рационализация. Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе.

4. Отрицание. В случае действия данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия человека какой-либо негативной для него информации, он бессознательно отрицает существование ее. Т.е. человек отрицает то, что старается в первую очередь скрыть.

5. Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины и проч.)

6. Сублимация. Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)

7. Регрессия. Такая защитная реакция психики как регрессия проявляется в том, что человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сознание как высшая ступень развития психики

Высший уровень психики, свой­ственный человеку, образует созна­ние. Сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном обще­нии (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание — высшая, свойствен­ная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружа­ющего мира, формирования у чело­века внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружаю­щей действительности. Сознание — высший уровень психического отра­жения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Основные характеристики созна­ния состоят в том, что: сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире; в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»; сознание обеспечивает целеполагающую дея­тельность человека; в сознание вклю­чены определенные отношения и оценки внешнего мира. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, состояния и свойства человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются. Их называют бессознательным началом.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии ко­торых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результа­тов.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд.

• в психических явлениях во сне;

• в автоматизированных движениях в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;

• в реакциях на неосознанные раздражители.

Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:

• в зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением;

• выбор стратегии поведения;

• поиск новых способов решения;

• остальные сигналы используются для регуляции процессов, но на подсознательном уровне, для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Самосознание личности. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятель­ность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи об­щения человека с людьми, группами, обществом в целом, про­исходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включа­ет 4 компонента (по В. С. Мерлину):

• сознание отличия себя от остального мира;

• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формирует­ся у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концеп­ции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной — самосозна­ния, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л: Л. Рубин­штейн) согласно которой самосознание — высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схе­ма собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и станов­ления понятийного мышления самосознание достигает рефлек­сивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне свя­занным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется пра­вым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосоз­нания — левым полушарием.

1) выделение себя из среды, созна­ние себя как субъекта, автономного от среды (физической сре­ды, социальной среды);

2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутренне­го опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживает­ся непрерывностью его переживаний во времени: помнит о про­шлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем насто­ящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосоз­нания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема са­моотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте само­сознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постоль­ку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более много­гранным, Сознательное поведение является не столько проявле­нием того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе обще­ния с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная иденти­фикация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный син­тез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыраже­ния.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1. от­ношение к себе;

2. отношение к другим людям;

3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция);

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным.

1. эгоцентрический уровень от­ношений (отношение к себе как самоценности влияет на отно­шение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

2. группоцентрический уровень отношений («Если дру­гой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

3. просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, ува­жай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4. эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность— главное в отноше­нии к другому человеку»).

Существуют специфи­ческие расстройства самосознания:

деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало соб­ственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;

нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

• •крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бы­тия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

Источник

Читайте также:  Сборник по математике вторая ступень
Оцените статью