Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Композиционная организация пространства
Продолжим прочтение чертежей — плоскостных композиций, в которых кроме прямоугольников и пятен теперь есть прямые и произвольные линии. Определим, что существующее в реальности может быть обозначено на чертеже линиями. При взгляде сверху вниз так может выглядеть рельеф — перепады уровней природных поверхностей (холмы, горы) и архитектурных объектов (ступени лестниц).
Добавим к этому дороги, реки, озёра, мосты, которые на чертеже и в макете обозначаются контурными очертаниями. Вертикальные плоскости (стены, ограды и т. п.) при взгляде сверху тоже смотрятся линиями. Поэтому в макете они будут условно обозначаться полосками, расположенными ребром, перпендикулярно к макетному полю.
Располагая на плоскости определённым образом объёмы, мы уже этим организуем пространство, но его членение и взаимосвязь объектов в макете может быть усилена введением в него стен, ступеней, оград, бордюров, углублений или возвышений ландшафта (клумб, газонов и др.).
Разновысокие горизонтальные или вертикальные плоскости сами по себе могут быть элементами композиционного творчества. Используя лишь их и не прибегая к другим элементам, можно достичь гармонии и разнообразия в ритмической организации пространства.
Горизонтальные и вертикальные плоскости в реальности и на чертеже
В макете вертикальные плоскости (стены) необязательно делать ровными полосками. Полоски могут быть различными по профилю, и в композициях очертания их верхнего края дадут широкое поле для фантазии.
Композиция макетов может быть самой разной: ориентированной на центр или разомкнутой, построенной по принципу сгущённости или разрежённости масс, когда составляющие её вертикальные плоскости (стены) идут по прямой или ломаной линии, гармонируя друг с другом или с иными элементами (вертикалью, цилиндром, шаром). Ритм вертикалей, разница их высот, когда есть доминанта и второстепенные элементы, придают композиции образную выразительность.
Если полоски поставлены ребром к горизонтальной плоскости, они могут обозначать ограды на улице или стены дома. Если же полоски приклеены к вертикальной плоскости, ими можно обозначить полки или стеллажи в квартире, а в макете дома это могут быть балконы, карнизы или пилйстры (плоские вертикальные выступы на стене).
Вид верхнего края полоски (наклонный, волнистый и т. п.) придаёт ей интересный силуэт и образность.
В макетах линии чертежа приобретают вид вертикальных или горизонтальных плоскостей.
Высота уровня задаётся вертикальной полоской бумаги, на которую накладывается горизонтальная плоскость, вырезанная по предварительно намеченному контуру.
Горизонтальные плоскости, располагаясь на разных уровнях, могут иметь прямолинейные очертания (ступени) и свободные очертания (террасы).
Упражнения с вертикальными и горизонтальными плоскостями позволяют перейти к более сложному макету, в котором решаются композиционные задачи объединения объёмов (домов) и стен, ступеней, придающих усложнённый рельеф макетному пространству.
В представленных макетах решены задачи динамического равновесия и целостности всей композиции благодаря ритмической организации пространства.
Удачное соединение и пересечение полосок придаёт динамику, выразительность и ритм всему макету.
Создавая свой макет, не смотрите на него только сверху, а оценивайте его прежде всего с точки зрения человека, идущего среди ваших построек. Мысленно проживая созданное вами пространство, вы сможете лучше ощутить соразмерность или громоздкость.
Улица в Барселоне. Испания
Может показаться, что это просто игра с плоскостями. На самом деле это способ развития пространственной фантазии и воображения, лежащих в основе любой конструкторской деятельности человека.
Задание
Композиционная взаимосвязь объектов в макете.
Создайте объёмно-пространственный макет из 2—3 объёмов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях (ступенях), и отдельных или пересекающихся вертикальных плоскостей (стен). Расположением и формой этих элементов добейтесь целостности и динамического равновесия всей композиции.
Перед выполнением задания необходимо сделать ряд макетных упражнений на прочтение чертежей из прямых и свободных линий, превращая их в вертикальные и горизонтальные плоскости по примеру приведённых здесь макетов.
Источник
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Композиционная организация пространства
Продолжим прочтение чертежей — плоскостных композиций, в которых кроме прямоугольников и пятен теперь есть прямые и произвольные линии. Определим, что существующее в реальности может быть обозначено на чертеже линиями. При взгляде сверху вниз так может выглядеть рельеф — перепады уровней природных поверхностей (холмы, горы) и архитектурных объектов (ступени лестниц).
Добавим к этому дороги, реки, озёра, мосты, которые на чертеже и в макете обозначаются контурными очертаниями. Вертикальные плоскости (стены, ограды и т. п.) при взгляде сверху тоже смотрятся линиями. Поэтому в макете они будут условно обозначаться полосками, расположенными ребром, перпендикулярно к макетному полю.
Располагая на плоскости определённым образом объёмы, мы уже этим организуем пространство, но его членение и взаимосвязь объектов в макете может быть усилена введением в него стен, ступеней, оград, бордюров, углублений или возвышений ландшафта (клумб, газонов и др.).
Разновысокие горизонтальные или вертикальные плоскости сами по себе могут быть элементами композиционного творчества. Используя лишь их и не прибегая к другим элементам, можно достичь гармонии и разнообразия в ритмической организации пространства.
Горизонтальные и вертикальные плоскости в реальности и на чертеже
В макете вертикальные плоскости (стены) необязательно делать ровными полосками. Полоски могут быть различными по профилю, и в композициях очертания их верхнего края дадут широкое поле для фантазии.
Композиция макетов может быть самой разной: ориентированной на центр или разомкнутой, построенной по принципу сгущённости или разрежённости масс, когда составляющие её вертикальные плоскости (стены) идут по прямой или ломаной линии, гармонируя друг с другом или с иными элементами (вертикалью, цилиндром, шаром). Ритм вертикалей, разница их высот, когда есть доминанта и второстепенные элементы, придают композиции образную выразительность.
Если полоски поставлены ребром к горизонтальной плоскости, они могут обозначать ограды на улице или стены дома. Если же полоски приклеены к вертикальной плоскости, ими можно обозначить полки или стеллажи в квартире, а в макете дома это могут быть балконы, карнизы или пилйстры (плоские вертикальные выступы на стене).
Вид верхнего края полоски (наклонный, волнистый и т. п.) придаёт ей интересный силуэт и образность.
В макетах линии чертежа приобретают вид вертикальных или горизонтальных плоскостей.
Высота уровня задаётся вертикальной полоской бумаги, на которую накладывается горизонтальная плоскость, вырезанная по предварительно намеченному контуру.
Горизонтальные плоскости, располагаясь на разных уровнях, могут иметь прямолинейные очертания (ступени) и свободные очертания (террасы).
Упражнения с вертикальными и горизонтальными плоскостями позволяют перейти к более сложному макету, в котором решаются композиционные задачи объединения объёмов (домов) и стен, ступеней, придающих усложнённый рельеф макетному пространству.
В представленных макетах решены задачи динамического равновесия и целостности всей композиции благодаря ритмической организации пространства.
Удачное соединение и пересечение полосок придаёт динамику, выразительность и ритм всему макету.
Создавая свой макет, не смотрите на него только сверху, а оценивайте его прежде всего с точки зрения человека, идущего среди ваших построек. Мысленно проживая созданное вами пространство, вы сможете лучше ощутить соразмерность или громоздкость.
Улица в Барселоне. Испания
Может показаться, что это просто игра с плоскостями. На самом деле это способ развития пространственной фантазии и воображения, лежащих в основе любой конструкторской деятельности человека.
Задание
Композиционная взаимосвязь объектов в макете.
Создайте объёмно-пространственный макет из 2—3 объёмов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях (ступенях), и отдельных или пересекающихся вертикальных плоскостей (стен). Расположением и формой этих элементов добейтесь целостности и динамического равновесия всей композиции.
Перед выполнением задания необходимо сделать ряд макетных упражнений на прочтение чертежей из прямых и свободных линий, превращая их в вертикальные и горизонтальные плоскости по примеру приведённых здесь макетов.
Источник
От плоскостного изображения к объёмному макету
Соразмерность и пропорциональность
Если считать контур прямоугольника, нарисованный на бумаге, чертежом здания, его видом сверху, то кубик или параллелепипед, склеенный из полоски бумаги, можно считать его простейшим объёмным макетом. Выклеивая макет плаката или журнального разворота, вы познакомились с плоскостным макетированием, а теперь перейдём к объёмно-пространственному макетированию, т. е. к созданию простейших архитектурных макетов, в которых кубики, стоящие на макетном поле, обозначают дома, а вертикали — столбы или колонны.
Начнём с того, что взглянем на кубик. Большой он или маленький?
Один скажет — большой, другой скажет — маленький. Почему такой разброс мнений? Потому что нет меры, не выбрано, с чем соотносить этот объём. Определение величины предмета возможно только в сравнении его с чем-то. Двухэтажный дом большой или нет? В сравнении с небоскрёбом — крошка, а для малыша, который стоит рядом с ним и смотрит снизу вверх, — громадина.
Чертёж — это «перевод» объёмно-трёхмерного мира на язык плоскостной графики, но плоскостное изображение, в свою очередь, может быть переведено в трёхмерное.
Первое и главное мерило всему в архитектуре и дизайне — человек.
Композиционные упражнения, которые вы делали на плоскости, можно рассматривать как чертежи для создания макетов самых разных вещей и зданий.
Архитектурный макет
Архитектурный чертёж
Только сравнивая, можно судить о величине разных объектов.
Соразмерность архитектурного пространства и человека определяется тем, насколько естественно человек ощущает себя, пребывая в этом пространстве.
Важно, чтобы дом не был очень велик, не подавлял территорию, на которой расположен, или, наоборот, не был очень мал, не терялся на ней.
Человеку не безразлично, какие и какого вида здания и вещи его окружают. Существуют исторически сложившиеся и биологически выработанные условия и нормы наибольшего соответствия вещной среды человеку. Эти нормы, сформулированные в науке, которая называется ЭРГОНОМИКА, активно используются в конструктивных искусствах. Оказывается, для нас важны и высота стола, за которым мы работаем, и объём нашей комнаты, и расстояние между домами на улице. Всё это влияет на наше самочувствие и психику, и даже на здоровье будущего потомства.
Наше впечатление от здания, ощущение его величины зависят от отношения его объёма к пространству, в котором он находится, к зданиям, которые рядом с ним, и от соотношения его параметров, например высоты к его ширине или глубине. Ещё архитектор эпохи Возрождения Апьбертй указывал на необходимость определять соотношение высоты постройки и ширины площади, на которой она находится. Один и тот же объём выглядит по-разному в зависимости от того, на какой площади он расположен.
Правый параллелепипед для поля велик, средний — мал, а вот в левом варианте — наиболее соразмерное сочетание объёма и поля
Поэтому, работая над первым простейшим пространственным макетом из одного «кубика» и листа бумаги, надо прежде всего решить композиционную задачу достижения СОРАЗМЕРНОСТИ (сомасштабности) объёма здания и площади белого поля.
Чертежом (видом сверху) этого макета может быть сделанная ранее композиция с чёрным прямоугольником, в котором заданы размеры поля, а также ширина и длина здания-кубика. Чтобы добиться баланса объёма и пространства, надо найти такую высоту бумажного дома, при которой он был бы наиболее сомасштабен полю.
Высота дома задаётся шириной полоски бумаги, которая сгибается по следам лёгких предварительных надрезов. Места поперечных сгибов определяются размерами ширины и длины прямоугольника на чертеже.
Для первых макетных упражнений достаточно небольшого листа бумаги (желательно поплотнее) и бумажной полоски. Лист будет служить макетным полем, а из полоски (четыре раза согнутой) можно сделать дом. На рисунке вы видите, как это делается. Получившееся на макете здание — лишь его условное обозначение, и поэтому оно может быть без крыши.
Обратите внимание, что нужной высоты дома легче достичь, уменьшая, срезая бумажную заготовку, а не наращивая её.
Здания, как и люди, могут выглядеть высокими и стройными, низкорослыми и толстыми. Соотношение высоты, ширины и длины здания называется пропорцией.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ — важнейшее определение в архитектуре. Оно характеризует тектонику здания, т. е. его строение, соразмерность его частей по отношению друг к другу и к целому.
От того, насколько гармонично сделаны здание или вещь, насколько пропорциональны, сомасшабны и ритмичны их формы, зависит не только их функциональная значимость, но и художественная ценность, красота.
Внешний облик вещи или здания, их пропорции и тектоника формируют наше зрительное восприятие. Их силуэт, цвет и материал могут вызывать самые разные ощущения: лёгкости или тяжести, ясности или загадочности форм, рождая определённый образ.
В этих макетах здания, различные по пропорциям, тем не менее сомасштабны друг другу и составляют единое композиционное целое.
В жизни здание не стоит одно в чистом поле, а «живёт» среди других сооружений. Поэтому естественно создать макет, где будет уже 2—3 объёма. Появление на поле ещё одного объекта активно меняет всю композицию. Теперь нужно найти соразмерность объекта не только по отношению к площади поля, но и по отношению к другим объектам.
Объёмы в пространстве не должны подавлять друг друга и не должны быть случайно разбросаны по полю. Достичь гармонии можно, оперируя пропорциями параллелепипедов (меняя высоту, ширину), отодвигая или приближая их друг к другу. Причём рассматривать их надо не по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом, как части единого композиционного целого.
Проект архитектора И. Леонидова (слева) и работа ученика основаны на одних и тех же композиционных принципах.
Создавая макеты, мы обнаруживаем, что их динамическое равновесие достигается благодаря общим законам композиции: соподчинению элементов, членению на планы, выделению главного (доминанты) и т. д. Контраст объёмов, противопоставление высокого низкому, тонкого широкому, ритмичность их расположения в пространстве рождают образность и выразительность всей композиции.
В работах ребят вы видите, как решаются эти задачи в объёмно-пространственных макетах.
Формы зданий в ваших макетах могут быть столь же разнообразны, сколь различны по своему назначению реальные сооружения.
Задания
При выполнении заданий этой и последующих глав на компьютере нужно предварительно ознакомиться с программами для трёхмерной графики.
Источник