Рациональная ступень познания философия

Рациональная ступень познания философия

Познание – высшая форма отражения объективной действительности.

Формы познания: 1) познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие); 2) п ознание , направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (научный текст)

Типы познания ; обыденное, художественное, научное.

Ступени: чувственная и рациональная:

Чувственная ступень: ощущение, восприятие, представление

Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств.

Восприятие – формирование цельного образа при непосредственном воздействии его на наши органы чувств. Представление – формирование образа без непосредственного влияния его на наши органы чувств (ему должны предшествовать ощущение и восприятие)

Рациональная ступень (логическая): понятие, суждения, умозаключение.

Понятие – форма обобщения предметов и явлений, на ступени познания, связанной с применением языка. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, к котором ч-л утверждается или отрицается, и являющаяся объективно либо истинной , либо ложной (гипотеза, закон). Умозаключение – рассуждение в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически вытекающее из предыдущих.

Диалектика чувственной и рациональной ступеней:

1. чувственная и рациональная ступень друг без друга не существуют

2. чувственная ступень – начальная, рациональная – последующая

3. рациональная ступень окрашивает чувственную ступень.

3. Географический структурный уровень организации материи и реальность корреляционных географических систем: ландшафты, ТПК. экономические районы и т.п.

Традиционно география изучала природу, хозяйство и население. Однако хозяйство и население относятся к социальному структурному уровню.

Географический структурный уровень организации материи должен быть представлен диалектическими саморазвивающимися системами. Как найти эту систему?

1. Между материями существует связь: низшие входят в состав высших.

Пример. Организм человека – биологическая основа.

Географической картине мира предшествовал геологический структурный уровень, на котором существует 230 минералов, но только вода является тем генетическим уровнем, который Геолог.КМ с ГКМ. Способ существования ГКМ – тепловлагообмен (нижние слои тропосферы) + гидросфера.

Начало 19 в. Воейков: “Озера являются зеркалом климата”, т.е. озера – особая географическая форма отражения. Калесник: “Ни один минерал не возник и не исчезает в таких количествах как лед”.

Этот вывод подтверждают ученые:

Марков “О географическом пространстве и времени” – рассматривает покровное оледенение в северных и южных районах, делает вывод: “география – наука пространственно-временная”.

ГКМ Мересте, Ныммик:

В географии есть биогеография — в ГКМ нужно включать живое.

Социальная география — нужно включать общество

Отраслевая география — нужно включать хозяйство

Поэтому, по мнению Мересте и Ныммика, ГКМ – есть объединение общества, хозяйства и природы.

Они рассматривают не действительность, а состав географии.

Максаковский в ГКМ делает также, как Мересте и Ныммик. Он тоже опирается на состав географической науки.

Если посмотреть на ландшафт, это тоже географическая система, которая имеет свои законы развития, функционирования. Они существуют. Где их место? Мир состоит из разных систем. Поэтому не нужно замыкаться на ГКМ, описывая диалектические системы. Нужно создавать и другие ГКМ, вторичные, описывающие корреляционные системы, которые включают разные элементы диалектических систем.

Соц. вид материи

Географичны ли системы?

Ландшафт – все компоненты зависят от элементов ГКМ

Климат, сток, рельеф, т.е. перераспределение тепла и влаги.

Литологическая основа — кора выветривания, рельеф

Рельеф — перераспределение тепла и влаги

Почва — перераспределение тепла и влаги

Живые организмы — перераспределение тепла и влаги

ТПК – с ним связано население, которое расселяется и по физико-географическим признакам.

Источник

Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды

Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.

Что такое рациональное познание?

Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.

Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.

Особенности рационального познания

При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:

  • Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
  • Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
  • Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
  • Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.

Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.

Формы рационального познания, примеры

Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.

1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.

Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».

2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.

Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».

3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.

Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».

Виды рационального познания

Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

  • Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
  • Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.

Методы рационального познания

Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.

  • Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
  • Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
  • Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
  • Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
  • Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.

Отличия от чувственного познания

Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.

  • Во-первых, рациональное познание носит обобщенный характер. Подобный эффект направлен на выявление некоторой общей части у всех объектов с целью выявления фундаментальных признаков.
  • Во-вторых, рациональное познание использует абстракцию. То есть, при рассмотрении объекта или явления не учитываются второстепенные, несущественные признаки.
  • В-третьих, рациональное познание всегда направлено на конкретный объект и обладает целью. В ходе данного вида познания требуется провести исследование объекта или поставить мыслительный эксперимент для его изучения.
  • В-четвертых, рациональное познание требует использования языка для сбора, систематизации и сохранения полученных знаний.

Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.

Заключение

Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.

Источник

Рациональная ступень познания

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного (абстрактного) отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (терминов, понятий, категорий и др.).

Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социализированного индивида , общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное «житейское» мышление, или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание и изменение. Рассудок дает возможность решать задачи в предложенных обстоятельствах, но на его основе невозможно менять обстоятельства и создавать принципиально новые явления, то есть творить.

Разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в противоречивом единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся «готовой» системы знания на основе выдвижения новых – диалектических по своей сути – фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления).

Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как проблема, гипотеза, теория и др., которые будут рассмотрены ниже.

Понятие – форма мышления (мысль), отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки однородных явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Широта и емкость содержания понятия зависит от широты (степени) однородности мыслимых явлений. Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак родового человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.).

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Иначе говоря, суждение – это мысль, которая через несколько понятий что-то утверждает или отрицает. Следовательно, это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, и при этом может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Ростов стоит на Волге»).

В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота. Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании.

Умозаключение – форма мышления (мысль), посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ – человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Нейрофизиология объясняет некоторые особенности мышления, функциональной асимметрией мозга, и выделяет два типа мышлениялевополушарное и правополушарное.

Левополушарное мышление, которое, по-видимому, может коррелировать с представлениями о рассудке, соз­дает однозначный контекст в виде строго упорядоченной, логически организованной системы. Это упрощенная «модель» реальности, где из множества связей представлены только немногие — определенные, внутренне непротиворечивые, наиболее значимые и стабильные. Упро­щение и неполнота отражения реальности левополушарным мышле­нием связаны с необходимостью передачи информации в речи без зна­чительных искажений.

Правополушарное мышление – образное, его функция – одномоментное схватывание бесконечных связей, в ходе которого формиру­ется целостный, полнокровный образ. Правополушарное мышление коррелирует, по-видимому, с представлениями о разуме, в отличие от рассудка. Оно незаменимо, когда информация сложна и противо­речива, принципиально не сводится к однозначному контексту; мно­гие из связей остаются неосознанными. Неосознаваемая информация лежит в основе интуиции, она представлена как личностное неявное знание, способствует формированию предпонимания, выходу за рам­ки непосредственного чувственного восприятия. Очевидно, что эти два типа мышления тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в твор­ческом мышлении. Оба полушария способны воспринимать и перера­батывать информацию, представленную как в словесно-знаковой, так и в образной форме, различие сводится только к способам оперирова­ния знаками и образами.

Открытие функциональной асимметрии мозга, у которого одно из полушарий ответственно за вербально-логические операции, а дру­гое – за чувственно-образное восприятие, подводит к мысли, что та и другая стороны сознания – чувственная и рациональная – неотде­лимы друг от друга на всех ступенях исторического развития обще­ственного (и личного) сознания.

Роль практики в познании.

В природе ничто, не существует изолированно и в застывшем виде, все движется и взаимодействуя изменяется. Включен в этот поток и человек. Вчем же специфика отношений человека и природы, на чем основывается отношение представителей рода человеческого?

Животные общаются с миром лишь постольку, поскольку он имеет для них прямой или косвенный биологический (жизненно важный) смысл. Варианты реального взаимодействия животных с природой определяютсяих телесной организаций и этим ограничены. Из этого, прежде всего, вытекает отражательный характер познавательных возможностей животного мира. Человек способен абстрагироваться. Отделять себя от природы, познавать ее созерцая в сознании (созерцательней материализм). Но! Созерцание это лишь частный момент отношения человека к миру. Если на нем остановить понимание субъектно-объектный отношений, то человек останется субъектом, пассивно испытывающим действие объекта. Ноистинно Человек начинается как раз активной сознательной деятельности. При этом активность человека не сводится к активности духа (как в идеалистических философских системах).

Человек от животного отличается не просто употреблением и даже изготовление орудий, а созданием система искусственных средств преобразования действительности, особой новой культурной реальности, передающейся в поколениях. И как животное действует сообразно своей телесной природе, так и человек уже, не может выйти за рамки этой новой реальности и действует согласно ее свойствам, при этом совершенствуя ее, преобразуя мир и себя. Этот процесс преобразования и называют практикой, через которую человек, будучи частью природы, в нее вписан. Таким образом, в философском контексте практика – это сознательная, целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека, направленная на преобразование действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Источник

Читайте также:  Узел по лестнице компас
Оцените статью