Расстояние до нижней ступеньки трапа

Страница 3: РД 31.81.01-87. Требования техники безопасности к морским судам (44666)

2.1.5. Для перехода с борта на борт на верхней палубе в районе между надстройкой и носовой оконечностью судна должно быть предусмотрено не менее двух проходов или переходов. При носовом расположении надстройки такие же проходы должны предусматриваться между надстройкой и кормовой оконечностью.

2.1.6. Все проходы в районе трюмов и переходы с борта на борт должны быть шириной не менее 600 мм в свету. В технически обоснованных случаях и по согласованию между поставщиком, заказчиком и технической инспекцией труда допускается в носовой оконечности судна сужение прохода до 450 мм в свету.

2.1.7. Бортовые порты, в которых предусмотрена установка трапов, должны иметь штатное (съемное или другое) ограждение, исключающее падение людей через открытый борт до установки трапа или сетки.

2.1.8. На судах, где высота палубы ходового мостика до кают-компании или от нижнего настила машинного отделения до палубы жилых помещений превышает 10 м, должен быть установлен пассажирский (или грузо-пассажирский) лифт.

Лифт должен удовлетворять следующим требованиям:

в верхней части кабины люка должен быть аварийный выход размером не менее 600X600 мм;

должны быть блокировка люка кабины с пуском лифта, автоматическая фиксация крышки люка; ступеньки (или трап) на стенке кабины для доступа к люку аварийного выхода;

должна быть обеспечена возможность подачи сигнала из кабины лифта в ЦПУ или на ходовой мостик в случае остановки лифта; рекомендуется установка телефона;

Читайте также:  Какие самые надежные лестницы трансформеры

должна быть блокировка хода кабины с закрытием дверей кабины и шахты лифта;

двери кабины, а также шахты лифта должны открываться изнутри без приспособлений;

размеры шахт лифта должны обеспечивать отстояние верха (крышки) и низа (днища) кабины лифта от расположенных над ней и под ней конструкций при нахождении лифта в

крайних положениях — не менее чем на 1500 мм;

в шахте должен быть вертикальный трап или скоб-трап; при этом должна быть обеспечена возможность безопасного перехода с трапа (скоб-трапа) шахты к дверям;

расположение трапов в шахте и кабине должно быть таким, чтобы движение человека осуществлялось в одной вертикальной плоскости;

должны быть вентиляция шахты лифта, наличие соответствующих вентиляционных отверстий в кабине и освещение шахты лифта.

2.1.9. В проходах, в служебных, жилых и бытовых помещениях должны предусматриваться штормовые поручни. В проходах такие поручни следует располагать на высоте 900— 1200 мм от палубы, в бытовых и других помещениях — в соответствии с указаниями Санитарных правил.

Для крепления штормовых лееров, натягиваемых в случае необходимости прохода вдоль открытых палуб, должны быть предусмотрены соответствующие скобы, рымы или другие устройства.

2.1.10. В помещениях, расположенных под палубой бака, при отсутствии или невозможности входа с верхней палубы по условиям загрузки должен быть обеспечен вход с бака по наклонному трапу, защищенному сходной рубкой. Его устройство должно соответствовать подразделу 2.2.

В отдельных случаях (при конструктивной невозможности) по согласованию с технической инспекцией труда допускается вместо сходной рубки устанавливать сходный люк с крышкой, имеющей стопорное устройство.

На судах, где не предусмотрен бак, одни из входов в помещения, расположенные в носовой оконечности, имеющие сообщение только с верхней палубой, должен быть защищен сходной рубкой. Двери для входа в сходные рубки должны располагаться со стороны кормы.

На судах, имеющих буксирное устройство (ледоколы, буксиры, спасательные суда и др.), сходные рубки в жилые помещения и люки в машинные отделения должны размещаться в нос от переборки, на которой установлено буксирное устройство.

2.1.11. Величина углов наклона судовых трапов, ширина и шаг ступеней (расстояние между ними) должны обеспечивать достаточные размеры опорной поверхности для ног при движении по трапу и нормальный шаг человека (600—680 мм).

Передняя кромка ступенек не должна выступать за пределы тетивы трапа.

2.1.12. Поверхность ступенек и площадок трапов должна быть нескользкой и удобной для очистки от грязи, снега и льда. На открытых палубах и в машинных отделениях рекомендуется применять ступеньки ажурной конструкции (решетчатые, сотовые и др.).

2.1.13. На судах, имеющих расчетную высоту борта более 5,5 м, устанавливаются забортные трапы в количестве двух единиц (по одному с каждого борта) и сходня. Суда валовой вместимостью менее 500 peг. т могут не иметь забортных трапов, наличие сходни является обязательным.

См. приложение 2 (справочное).

2.1.14. Все трапы, за исключением вертикальных, а также сходни должны быть по всей длине снабжены поручнями с обеих сторон.

Расстояние между стойками ограждений трапов должно быть не более 1500 мм.

На трапах не допускается установка гибких поручней (промежуточные леера забортных трапов могут быть гибкими). На трапах и сходнях, имеющих гибкие леера, должны быть предусмотрены средства для натяжения лееров.

2.1.15. Круглые поручни следует делать диаметром 25—42 мм, плоские — шириной 30—70 мм. Съемные поручни и стойки ограждения должны быть изготовлены так, чтобы предотвращалось их самопроизвольное падение и случайное извлечение из гнезд, а установка и крепление были быстрыми, удобными и безопасными.

2.1.16. Перед входом на трап и при сходе с трапа должны предусматриваться свободные площадки. Длина площадок для наружных наклонных трапов должна быть не менее 800 мм, для внутренних — не менее 600 мм. Для вертикальных трапов длина площадок должна быть не менее 600 мм. Длина площадки перед дверью аварийного выхода может быть 300 мм (но не менее).

Ширина промежуточных площадок, соединяющих два трапа (и более), должна быть не менее ширины наиболее широкого из этих трапов.

Между площадками и трапом не допускаются установка комингсов.

2.1.17. Первые ступени трапов, ведущих к высокорасположенным местам (мачты, краны и др.), должны располагаться не выше 400 мм от палубы.

При невозможности устройства входа на трап на такой высоте должны устанавливаться дополнительные трапы или ступеньки в удобном месте, ведущие к огражденной площадке, с которой осуществляется вход на основной трап.

2.1.8 Наружные трапы у бортов судна следует располагать вдоль судна, ставить их не ближе 1000 мм от борта или предусматривать дополнительные ограждения, исключающие возможность падения людей за борт (например, сплошная зашивка на высоту 1400 мм).

2.1.19. Шаг ступенек (расстояние между ступеньками) по всей длине трапа или ряда трапов, составляющих один переход, должен быть одинаковым. Расстояние между палубой и верхней ступенькой может быть меньше.

2.1.20. Расстояние между поручнями (рукоятками) и другими конструкциями судна (переборками, пиллерсами и др.) должно быть не менее 60 мм, а на наружных палубах судов ледового плавания и в трюмах — не менее 75 мм.

2.1.21. На трапах, сбоку которых имеется открытое пространство, необходимы промежуточные леера или другие конструктивные устройства, исключающие возможность падения людей между конструкциями ограждений или через них.

2.1.22. Угол наклона трапов, разделенных 1раповыми площадками и являющихся продолжением один другого, должен быть постоянным.

При наличии двух трапов и более ведущих к одной и той же площадке, предназначенной для обслуживания оборудования, все эти трапы по возможности должны иметь одинаковый угол наклона и одинаковую конструкцию ступенек.

2.1.23. Поручни трапов, ведущих в холодильные камеры и рефрижераторные трюмы, должны быть из малотеплопроводного материала или иметь малотеплопроводную облицовку. Если эти трапы наклонные, то их ступеньки должны быть ажурной конструкции <см. п. 2.1.20).

2.1.24. В грузовых трюмах высотою менее 6 м могут предусматриваться вертикальные трапы для схода в трюм. Если высота грузового трюма 6 м и более, то по крайней мере один из трапов должен быть наклонным с углом наклона не более 60°, при этом первый (входной) марш трапа может быть вертикальным, но длиною не более 3 м. Рекомендуется при любой высоте грузового трюма оборудовать один из входов в него наклонными трапами. Вход на трап должен осуществляться через палубную рубку. В обоснованных случаях вместо палубной рубки может устанавливаться сходной люк.

2.1.25. Конструкция ступенек трапов в грузовых трюмах и танках должна быть ажурной: решетчатой, сотовой, прутковой (при использовании прутковых ступенек для наклонных трапов открытая часть ступеньки должна формироваться не менее чем из трех прутков квадратного сечения, поставленных на ребро).

2.1.26. Наружные переходные мостики должны быть оборудованы откидными секциями настила, а также ширмами-укрытиями через каждые 25—30 м, длина которых должна быть не менее 2000 мм и высота — не менее 2000 мм. На внутренней стороне ширм-укрытий должны быть поручни.

Откидные секции настила должны быть с одной стороны на петлях, а другая сторона должна крепиться задрайками без съемных деталей <или другими равнозначными устройствами).

2.1.27. Конструкция и крепление всех переносных трапов и сходней в рабочем положении должны исключать возможность их падения, опрокидывания или скольжения по палубе.

2.2. Наклонные судовые трапы

2.2.1. Ширина трапов на судах должна быть не менее 600 мм (между тетивами). На пассажирских судах трапы для пассажиров должны быть шириной не менее 800 мм.

Примечание На грузовых судах валовой вместимостью менее 500 peг. т допускается ширина трапов 300 мм.

2.2.2. Углы наклона трапов (к горизонту) в жилых и служебных помещениях должны быть 45—50°, на палубах, в машинных и котельных отделениях — 50—55°.

В обоснованных случаях на мелких судах при отсутствии достаточного места при сходе

с трапа на малоходовых участках судна могут устанавливаться трапы с углом наклона 55° в жилых и служебных помещениях и 60° — на палубах, в машинных и котельных отделениях. В исключительных случаях допускаются углы наклона до 65° отдельно стоящих трапов машинных и котельных отделений, предназначенных для подъема к оборудованию.

Угол наклона трапов, расположенных в грузовых трюмах и танках нефтеналивных судов, допускается 60°.

При длине наклонного трапа более 6 м должны быть предусмотрены промежуточные траповые площадки шириной, равной ширине трапа, и длиной не менее 600 мм.

Трапы в грузовых тапках должны иметь минимальное число поворотов; поручни и промежуточные леера, включая участки на площадках, должны быть сплошными.

2.2.3. По всей ширине трапа расстояние по вертикали от нижней кромки выреза в палубе до середины открытой ширины ступенек трапа должно быть не менее 2100 мм, а для малых судов — допускается 1950 мм. В пределах этой высоты не должно быть выступающих частей судовых конструкций.

2.2.4. Шаг ступенек наклонных трапов, за исключением трюмных, т. е. расстояние по вертикали между опорными поверхностями двух соседних ступенек, должен быть не более 255 и не менее 180 мм, в зависимости от угла наклона трапа. (Нижний предел не распространяется на трапы вестибюлей пассажирских судов). Шаг ступенек (расстояние между ступеньками по вертикали) наклонных трюмных драпов и трапов в танки должен быть не менее 250 мм и не более 270 мм.

2.2.5. Открытая ширина ступенек, как правило, должна быть не менее 160 мм. Нанесение на ступеньках рельефных узоров, ориентированных вдоль движения по трапу, не допускается.

Угол наклона рельефных узоров к направлению движения должен быть не менее 60°. У трапов без подшивки перекрываемая часть ступеньки и пространство за ступенькой не должны быть менее 100 мм.

Примечание В тех случаях, когда допущено применение трапов с углом наклона 60°, открытая ширина ступенек этих трапов должна быть не менее 140 мм

2 2.6. Расстояние от передней кромки ступенек до подшивки (по горизонтали) должно быть не менее 240 мм.

2.2.7. Высота установки поручня наклонного трапа, измеренная но отвесу от верха поручня до центра открытой ширины ступеньки или площадки (палубы) трапа, должна быть не менее 1100 мм для наружных и 1000 мм для внутренних трапов.

На трапах с углом наклона 45° и более промежуточные стойки должны быть установлены перпендикулярно к тетиве или должны быть предусмотрены меры против защемления рук в острых углах между стойкой и поручнем. Ограждение этих наклонных трапов должно включать поручень и промежуточный леер. На трапах с углом наклона менее 45° должно быть 2 промежуточных леера.

2.3. Забортные трапы

2.3.1. Забортные трапы устанавливаются с двух бортов судна.

Постановка и уборка забортных трапов должны быть механизированы. Конструкции трапа и его верхней площадки должны быть такими, чтобы исключалась необходимость выхода работающих за линию борта при постановке трапа в рабочее положение и при установке его по-походному (при спуске, подъеме, при установке леерного ограждения и других операциях).

2.3.2. Устройства (траверсы и т. п.), нависающие над забортным трапом, должны иметь такую конструкцию, чтобы обеспечивалось расстояние по вертикали между этими устройствами и ступенькой трапа не менее 2000 мм при любом рабочем положении трапа

2.3.3. Место установки забортных трапов не должно находиться в районе грузовых стрел и кранов, а также отливных забортных отверстий.

2.3.4. Верхняя площадка забортного трапа после его установки должна находиться в пределах 300—350 мм от уровня палубы, а просвет между ней и бортом судна не должен быть более 40 мм.

Конструкция крепления трапа к борту должна обеспечивать возможность его поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Если трап двухмаршевый, то его промежуточная площадка также должна иметь конструкцию, обеспечивающую возможность независимого поворота нижнего марша в указанных плоскостях.

2.35. Длина забортного трапа должна выбираться из расчета угла наклона его к горизонту 55° (при нахождении судна порожнем без груза — для грузового и без пассажиров — для пассажирского судна). Длина марша не должна превышать 10,5 м. При большей длине следует делать двухмаршевые трапы с промежуточной площадкой и со средней подвеской. Длина двухмаршевого трапа не должна превышать 20 м. В случае необходимости применения для постоянного сообщения с берегом трапов, суммарная длина которых превышает 20 м, вместо трапов рекомендуется применять вертикальные подъемники или другие равноценные устройства.

Источник

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на судовые стационарные трапы (далее — трапы) и ступеньки скоб-трапов, устанавливаемые на надводных судах и плавсредствах.

Стандарт не распространяется на местные и специальные трапы и трапы, встроенные в корпусные конструкции.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 26.020-80 Шрифты для средств измерений и автоматизации

ГОСТ 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 503-81 Лента холоднокатаная из низкоуглеродистой стали. Технические условия

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 3282-74 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия

ГОСТ 4784-97 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 6009-74 Лента стальная горячекатаная. Технические условия

ГОСТ 9109-81 Грунтовка ФЛ-03 К и ФЛ-03 Ж.. Технические условия

ГОСТ 12707-77 Грунтовки фосфатирующие. Технические условия

ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14806-80 Дуговая сварка алюминия и алюминиевых сплавов в инертных газах. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 15102-75 Контейнер универсальный металлический закрытый номинальной массой брутто 5,0 т. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения

ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования.

3 Классификация. Основные параметры и размеры

3.1. Типы и исполнения трапов и ступенек скоб-трапов должны соответствовать таблице 1.

* Конструкторская документация для исполнений 1-2тп, 2-2п, 2-2дп разрабатывается по заявкам предприятий.

3.2. Трапы исполнений 1-ф, 1-2ф и 1-р могут изготовляться с подшивкой и без подшивки.

Рисунок 1 — Тип 1, исполнения 1-ф, 1-2ф, 1-р

Размеры в миллиметрах

Масса 1 м стального трапа, кг

* Трапы из алюминиево-магниевого сплава — для судов, не поднадзорных Морскому Регистру судоходства (классификационному обществу).

Масса 1 м стального трапа — 62,0 кг

Рисунок 2 — Тип 1, исполнение 1-н

1 — тетива; 2 — ступенька

Рисунок 3 — Тип 1, исполнение 1-дп

Размеры в миллиметрах

Масса 1 м стального трапа, кг

Рисунок 4 — Тип 1, исполнения 1-тп, 1-2тп

Размеры в миллиметрах

Масса 1 м стального трапа, кг

* Трапы для судов, поставляемых на экспорт.

Размеры в миллиметрах

Sc

Масса 1 м стального трапа, кг

8 60

6 60

10 60

* Трапы из алюминиево-магниевого сплава — для судов, не поднадзорных Морскому Регистру судоходства (классификационному обществу).

** Трапы для судов, поставляемых на экспорт.

Рисунок 5 — Тип 2, исполнения 2-п, 2-2п

1 — тетива; 2 — ступенька

Рисунок 6 — Тип 2, исполнения 2-дп, 2-2дп

Масса 1 м стального трапа, кг

* Трапы для судов, поставляемых на экспорт.

Рисунок 7 — Тип 2, исполнение 2-т

Размеры в миллиметрах

DS

dS

Масса 1 м стального трапа, кг, не более

32 3

22 3

38 3

25 3

33,5 3,2

21,32 2,8

* Трапы из алюминиево-магниевого сплава — для судов, не поднадзорных Морскому Регистру судоходства (классификационному обществу).

Рисунок 8 — Тип 3, исполнение 3-п

Масса стальной ступеньки скоб-трапа, кг

* Ступенька скоб-трапа из алюминиево-магниевого сплава — для судов, не поднадзорных Морскому Регистру судоходства (классификационному обществу).

Рисунок 9 — Тип 3, исполнение 3-2п

Материал — алюминиево-магниевый сплав

Рисунок 10 — Тип 3, исполнение 3-т

,

где п количество ступенек;

l — шаг ступеньки.

3.5. Схемы условного обозначения трапов

Пример условного обозначения наклонного трапа с решетчатой ступенькой, исполнения 1-р, с углом наклона 55°, шириной 600 мм, высотой 1150 мм, без подшивки, из стали:

Трап 1-р — 55° — 6001150 ГОСТ 26314-98

То же, наклонного трапа с фланцевой ступенькой, исполнения 1-ф, с углом наклона 70°, шириной 500 мм, высотой 1150 мм, без подшивки, из алюминиево-магниевого сплава:

Трап 1-ф — 70° — 5001150 АМг ГОСТ 26314-98

То же, исполнения 1-2ф:

Трап 1-2ф — 70° — 5001150 АМг ГОСТ 26314-98

То же, с подшивкой:

Трап 1-2ф — 70° — 5001150 П АМг ГОСТ 26314-98

Пример условного обозначения вертикального трапа с однопрутковой ступенькой, исполнения 2-п, шириной 300 мм, длиной 600 мм, из алюминиево-магниевого сплава:

Трап 2-п — 300600 АМг ГОСТ 26314-98

То же, вертикального трапа с двухпрутковой ступенькой, исполнения 2-дп, шириной 400 мм, длиной 1200 мм, из стали:

Трап 2-дп — 4001200 ГОСТ 26314-98

То же, исполнения 2-2дп:

Трап 2-2дп — 4001200 ГОСТ 26314-98

Скоб-трап типа 3

Пример условного обозначения пруткового скоб-трапа, исполнения 3-п, из алюминиево-магниевого сплава:

Трап 3-п АМг ГОСТ 26314-98

Трап 3-п ГОСТ 26314-98

То же, исполнения 3-2п:

Трап 3-2п ГОСТ 26314-98

4 Технические требования

4.1. Характеристики

4.1.1. Требования надежности

4.1.2. Требования эргономики

4.1.3. Требования технологичности

4.1.4. Конструктивные требования

4.1.4.4. Материалы основных деталей трапов и ступенек скоб-трапов должны соответствовать таблице 9.

Допускается применять хорошо свариваемые другие материалы с пределом текучести и относительным удлинением не ниже, чем у перечисленных материалов.

Подшивку трапов исполнений 1-ф, 1-2ф, 1-р, устанавливаемых во внутренних помещениях, допускается изготовлять из материалов, применяемых для зашивки помещений.

1-ф, 1-р, 1-н, 1-дп, 1-тп, 1-2тп, 2-п, 2-дп, 2-2дп, 2-2п, 2-т, 3-п, 3-2п

1-ф, 1-2ф, 2-п, 2-т, 3-п, 3-т

стальные — ФЛ-03 К по ГОСТ 9109 в два слоя;

из алюминиево-магниевого сплава — ВЛ-02 по ГОСТ 12707 в один слой и ФЛ-03 Ж по ГОСТ 9109 в два слоя.

Трапы и ступеньки скоб-трапов могут быть покрыты другими грунтовками, предусмотренными действующей нормативной документацией на конкретные схемы покрытия.

Передние планки трапов типа 1 и ступеньки трапов 2-т и скоб-трапов 3-т из алюминиево-магниевого сплава должны быть подвергнуты твердому оксидированию по действующей нормативной документации.

4.2. Комплектность

4.3. Маркировка

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

условное обозначение изделия;

обозначение основного конструкторского документа;

дату изготовления (месяц, год);

массу изделия, если она более 40 кг.

4.3.2. Каждый трап и ступенька скоб-трапа, поставляемые на экспорт, должны иметь маркировку, содержащую:

надпись по условиям контракта или «Сделано в » (страна-изготовитель);

условное обозначение изделия;

обозначение основного конструкторского документа;

дату изготовления (месяц, год);

4.3.3. Маркировку выполняют ударным способом шрифтом 6-Пр5 по ГОСТ 26.020. Место маркировки указывают в конструкторской документации.

4.4. Упаковка

4.4.1. Трапы в сборе поставляют без упаковки, пакетами. Размеры пакетов не должны превышать 5000 мм 850 мм 1250 мм.

Ступеньки скоб-трапов поставляют пакетами по ГОСТ 24597 с использованием одноразовых средств пакетирования.

4.4.2. Трапы должны быть уложены в пакеты (по типам изделий) массой не более 1,0 т и скреплены металлической лентой по ГОСТ 503 и ГОСТ 6009 или стальной проволокой диаметром 5 — 7 мм по ГОСТ 3282 не менее чем в двух местах.

Ступеньки скоб-трапов должны быть уложены в пакеты (по типам изделий) массой не более 400 кг и прочно обвязаны стальной проволокой диаметром 5 — 7 мм по ГОСТ 3282 не менее чем в двух местах.

Концы проволоки должны увязываться не менее чем в 2 — 3 оборота с их прочной укруткой.

4.4.3. Допускается поставлять трапы в контейнерах по ГОСТ 18477, ступеньки скоб-трапов — в контейнерах по ГОСТ 15102 и ГОСТ 18477 без пакетирования.

4.4.4. Трапы и ступеньки скоб-трапов, загрунтованные согласно 4.1.4.5, консервации не подлежат. Трапы и ступеньки скоб-трапов, поставляемые согласно 4.1.4.6, консервируют по варианту защиты В3-1 по ГОСТ 9.014.

5 Требования безопасности

50° — в жилых, общественных и служебных помещениях;

55° — на палубах, в помещениях машинных и котельных отделений.

На малых судах, где площадки перед трапами меньше требуемых согласно 5.3, допускается увеличение углов установки трапов на малоходовых местах на 5°.

В исключительных случаях допускаются углы наклона до 65° трапов, которые стоят отдельно в машинных и котельных отделениях и предназначены для подъема к оборудованию.

5.2. Наклонные трапы с фланцевой ступенькой и углами наклона 65° и 70°, вертикальные трапы с трубчатой ступенькой и трубчатые скоб-трапы допускается устанавливать только на малых судах и быстроходных катерах.

Ширина промежуточных площадок, соединяющих два (и более) трапа, должна быть не менее ширины наиболее широкого из этих трапов.

Между площадками и трапом не допускается установка комингсов.

5.4. При длине наклонных трапов более 4000 мм (для судов речного флота) и более 6000 мм (для судов морского и промыслового флота), а также для вертикальных трапов более 9000 мм должны быть предусмотрены промежуточные площадки в соответствии с 5.3.

5.5. На вертикальных трапах с прутковой ступенькой исполнений 2-п, 2-дп, трапах с трубчатой ступенькой шириной 300 мм при длине 2100 мм и более и на вертикальных трапах с прутковой ступенькой исполнения 2-2дп при длине 2500 мм и более должен быть установлен промежуточный обух для крепления трапа на середине его длины.

Рифленые планки должны быть надежно закреплены и равномерно прилегать по всей длине к ступеньке.

Крепежные детали не должны выступать над рифлениями планок.

Не допускается вместо установки рифленых планок выполнять рифление на ступеньках сваркой.

5.7. Ширина ступеньки трапов 1-ф и 1-р с углами наклона до 55° должна быть не менее 200 мм, трапов 1-н — не менее 220 мм, трапов 1-ф, 1-тп с углом наклона 60° и трапов 1-ф, 1-2ф с углами наклона 70° — не менее 150 мм.

5.8. Открытая ширина ступеньки наклонных трапов с углами наклона 50°должна быть не менее 160 мм, 55° и 60° — не менее 140 мм.

5.9. Ячейки ступеньки трапов 1-р должны быть такими, чтобы через них проходил прямоугольник размерами не более 30 мм 40 мм.

5.11. Расстояние от задней кромки верхней ступеньки наклонных трапов до подшивки или корпусной конструкции по горизонтали не должно быть более 40 мм.

6 Правила приемки

6.1. Для проверки соответствия трапов и ступенек скоб-трапов требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные испытания.

6.2. Трапы и ступеньки скоб-трапов для приемки предъявляют партиями. Партия должна состоять из трапов одного типа, изготовленных из одинакового материала. Количество изделий в партии должно быть не более 200 шт.

6.5. Средний срок службы, средний срок сохраняемости трапов и ступенек скоб-трапов согласно 4.1.1.1, 4.1.1.2 обеспечиваются выбором материала, защитных покрытий и конструкций трапов и ступенек скоб-трапов, в том числе входным контролем качества применяемых материалов, периодическим обновлением покрытий и смазкой трущихся поверхностей, а также контролем соответствия допустимых сроков хранения.

6.6. Если при приемке согласно 6.3 и 6.4 будут обнаружены трапы и ступеньки скоб-трапов, не соответствующие требованиям настоящего стандарта, испытаниям подвергают удвоенное число трапов (ступенек скоб-трапов) из этой же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

6.7. Три образца от первой партии серийно изготовленных трапов каждого исполнения должны быть испытаны предприятием-изготовителем на соответствие требованиям 5.13.

Если при испытании будут обнаружены трапы и ступеньки скоб-трапов, не соответствующие требованиям 5.13, партию возвращают для устранения дефектов и разбраковывания.

После устранения дефектов и отбраковывания проводят повторные испытания.

Результаты повторных испытаний считаются окончательными.

7 Методы контроля

7.1. Конструкцию и размеры трапов, ступенек скоб-трапов согласно 3.3, 3.4, 4.1.4.1, 4.1.4.7, 4.1.4.8, 5.1 — 5.9, 5.12 контролируют сличением с чертежами и проверкой размеров инструментом, обеспечивающим требуемую точность.

7.2. Внешний вид трапов, ступенек скоб-трапов согласно 4.1.2.1, 4.1.2.2, 4.1.4.2, 4.1.4.6, 5.10, 5.14, 5.15, качество защитных покрытий согласно 4.1.4.5, комплектность согласно 4.2.1, 4.2.2 и маркировку согласно 4.3.1 — 4.3.3 контролируют внешним осмотром.

7.3. Контроль на соответствие согласно 4.1.4.1 проводят по документам качества или данным лабораторных испытаний предприятия-изготовителя.

7.4. Качество сварных швов по 4.1.3.2 проверяют внешним осмотром в соответствии с требованиями ГОСТ 3242.

7.5. Испытание на прочность согласно 5.13 проводят:

для вертикальных трапов — последовательным приложением сосредоточенной нагрузки 2000 Н (200 кгс) к середине каждой третьей ступеньки;

для наклонных трапов шириной не более 600 мм — одновременным приложением сосредоточенной нагрузки 2000 Н (200 кгс) к середине каждой третьей ступеньки;

для наклонных трапов шириной 800 и 1000 мм — одновременным приложением к каждой третьей ступеньке двух сосредоточенных нагрузок, равных 2000 Н (200 кгс) каждая, прилагаемых в точках, отстоящих от тетивы на 1/4 ширины трапа.

Время выдержки под нагрузкой — не менее 15 мин.

Результаты испытаний на прочность считают положительными, если после снятия нагрузки трапы не будут иметь остаточных деформаций.

7.6. Массу трапов и ступенек скоб-трапов согласно 4.1.4.3 контролируют взвешиванием на весах среднего класса точности по ГОСТ 29329 с ценой деления не более 0,1 кг с погрешностью не более ± 2,5 %.

8 Транспортирование и хранение

8.1. Трапы и ступеньки скоб-трапов следует транспортировать железнодорожным, водным или автомобильным транспортом в соответствии с Правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данного вида.

8.2. Транспортирование пакетов железнодорожным транспортом осуществляют повагонными или мелкими отправками открытым подвижным составом или в крытых вагонах.

Вид отправки (мелкий или повагонный) устанавливает предприятие-изготовитель трапов и ступенек скоб-трапов в зависимости от объема поставляемой партии.

При повагонных отправках трапов и ступенек скоб-трапов должно быть обеспечено максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств.

8.3. Транспортная маркировка пакетов должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192 и содержать основные, дополнительные и информационные надписи, наносимые несмываемой краской на металлические или фанерные ярлыки, надежно прикрепленные проволокой к пакетам.

8.4. Условия хранения трапов и ступенек скоб-трапов — по группе С ГОСТ 15150.

9 Указания по эксплуатации

9.1. Виды и объемы технического обслуживания в процессе эксплуатации трапов и ступенек скоб-трапов — в соответствии с действующей нормативной документацией.

9.2. Монтаж трапов и ступенек скоб-трапов на судне необходимо выполнять в соответствии с требованиями действующей нормативной документации, устанавливающей типовые технологические процессы монтажа трапов на судне, а также требованиями конструкторской документации, устанавливающей конструктивно-монтажные узлы крепления трапов.

10 Гарантии изготовителя

10.1. Изготовитель гарантирует соответствие трапов и ступенек скоб-трапов требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

10.2. Гарантийный срок эксплуатации трапов и ступенек скоб-трапов — 14 мес со дня подписания приемного акта на судно.

Гарантийный срок эксплуатации трапов и ступенек скоб-трапов, поставляемых на экспорт, — 24 мес с момента проследования их через государственную границу государства-изготовителя (поставщика).

Ключевые слова: трапы судовые стационарные, ступеньки скоб-трапов, классификация, основные параметры, технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы контроля, транспортирование, хранение, условия эксплуатации, гарантии изготовителя

Источник

Оцените статью