Рапорт шторы что это

Раппорт ткани

Чаще всего изображение на ткань наносится в виде многократно повторяющихся элементов и их групп (мотивов). Один такой фрагмент узора называется раппортом. Он нужен для того, чтобы рисунок выглядел гармонично и размещался по всей поверхности полотна, не обрываясь и не «разъезжаясь» в разные стороны.

В зависимости от того, как размещены элементы рисунка по отношению друг к другу, можно выделить несколько основных видов раппорта на ткани:

  • прямой – повторяющиеся части рисунка расположены в виде прямой сетки, они не смещаются в стороны;
  • зеркальный – фрагменты располагаются зеркально;
  • смещенный – каждый мотив изображается ниже или выше предыдущего на половину его высоты;
  • кирпичный – части узора смещаются вправо или влево на половину своей ширины, а рисунок в целом напоминает кирпичную кладку.

По форме различают квадратные и прямоугольные (они самые популярные), а также треугольные, ромбовидные, шестигранные, змеевидные и другие раппорты.

Сколько нужно ткани с повторяющимся рисунком

Чтобы изображение на готовом изделии выглядело гармонично, важно учесть направление и размер раппорта, а также расположение ключевых мотивов.

1. Как определить размер раппорта.

Покупая ткань в магазине, рассмотрите кромку полотна или этикетку на рулоне – именно здесь производитель мог написать размеры раппорта. А если нужных цифр нет, их легко определить вручную с помощью линейки.

Выберите один из повторяющихся элементов узора в левом верхнем углу материала. Найдите вторую такую же часть рисунка справа и посчитайте ширину раппорта (от начала первого до начала второго). А расстояние от выбранной точки до второй такой же снизу – это высота раппорта. Обычно длину отреза определяют исходя именно из этого параметра.

2 . Как посчитать нужное количество ткани.

Есть два способа:

1. К нужной для раскроя длине прибавляют высоту раппорта.

2. Высчитывают, сколько целых раппортов «вмещается» в необходимую длину.

Если, к примеру, вы собираетесь сшить шторы, определите длину каждой портьеры с припусками на усадку и обработку. Полученное значение умножьте на количество портьер. Дальше можно действовать по одной из описанных выше схем.

Так, в первом случае к полученному числу нужно просто прибавить высоту раппорта. Если должно получиться две портьеры, длина каждой из них с учетом припусков равна 300 сантиметров, а высота раппорта составляет 45 сантиметров, то всего надо приобрести 645 сантиметров ткани:

Считая вторым способом, мы должны определить, сколько целых раппортов нужно отмерить, чтобы из получившегося куска ткани можно было выкроить одну портьеру (с припусками). В нашем случае нужно 7 целых раппортов:

300/45=6,7 (округляем до целого числа, получается 7).

А это 315 сантиметров ткани:

Не забываем про вторую портьеру. Прибавляем ее длину с учетом припусков к получившемуся ранее числу:

Как видим, вторая схема расчета немного сложнее, но экономичнее. Ее смело можно использовать при пошиве занавесок, штор и прочего интерьерного «декора». А первый способ лучше, когда нужно сшить какой-то предмет одежды – будет возможность удобнее расположить фрагменты выкройки, чтобы удачно совместить рисунок.

Как совместить раппорты

При пошиве обычных ровных штор все просто – достаточно каждую портьеру кроить от начала раппорта. Тогда при закрытых шторах рисунок будет непрерывным.

С одеждой немного сложнее. Однако есть несколько правил, которые помогут совместить рисунок:

  • на парных деталях раппорт должен располагаться одинаково;
  • переносить выкройку лучше на ткань, которая разложена в один слой, иначе рисунок может перекоситься из-за лишних сгибов;
  • совмещать раппорты нужно не по линиям среза, а по линиям стачивания;
  • если детали вроде карманов и манжет по задумке должны быть продолжением основных частей, лучше кроить их в последнюю очередь, размещая их выкройки на вырезанных больших деталях и совмещая рисунок раппорта.

Главное – не забудьте взять ткань с запасом и продумайте расположение рисунка на изделии.

Источник

РАППОРТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА

Технологическое исполнение бесконечно повторяющегося на ткани рисунка требует, чтобы он повторялся с особой закономерностью. Этот повтор называется раппортным.

Раппорт — законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона.

При оформлении метровых полотен на печатных машинах раппортная площадь имеет чаще всего прямоугольную или квадратную форму. Это касается всех раппортных рисунков, в которых мотив повторяется как по основе ткани, так и по утку или только по основе. Такая форма раппорта связана с равномерным через равные интервалы соприкосновением поверхности текстильного материала с печатающей поверхностью машины (металлическим гравированным валом, прямоугольным или круглым сетчатым шаблоном — рамой с натянутым на нее шелковым или металлическим ситом). Печать метровых полотен производится одновременно на всю ширину полотна. Поэтому печатающая плоскость всегда направлена под прямым углом по отношению к плоскости движения текстильного полотна.

Раппортное построение текстильного рисунка — один из видов симметричных построений (симметрии переноса). Перенос, осуществляемый в нескольких направлениях, дает сетчатое построение раппорта, т.е. равномерное заполнение поверхности ткани орнаментом (рис. 6). При сетчато-раппортном построении орнамента возможно 17 различных вариантов размещения плоскости фигуры (раппортной площади) на основе пяти параллелограммических систем точек [7].

Два варианта такого построения представлены на рис. 6, г и д.

Перенос, сделанный через равные интервалы в одном направлении, представляет собой линейное построение раппорта (рис. 7,А). На основе одного элемента можно построить семь вариантов его размещения в линейном раппорте [7].

При оформлении текстильных изделий используют также смешанные раппортные построения. На рис. 7, б приведен пример сочетания линейного и сетчатого раппорта. Сетчатые раппортные построения можно выполнить как по схеме, в основе которой лежит квадрат (см. рис. 6, а), так и по схемам с прямоугольниками любой формы (см. рис. 6, б, в). Этот раппорт называется прямым. Как частный случай раппорт-ного построения используется так называемый раппорт со сдвигом или в уступ ранее часто встречавшийся в мелкоузорчатых рисунках и рисунках с небольшим по размеру раппортом. В настоящее время художники для придания рисунку большей динамики и смягчения схемы раппортного построения сдвигают раппортную плоскость на 1/2 (см. рис. 6, г), 1/3 (см. рис. 6, д) высоты раппорта.

Высотой раппорта называется расстояние между одинаковыми точками перемещаемой по вертикали раппортнои плоскости.

Расстояние между одинаковыми точками при переносе плоскости по горизонтали называется шириной раппорта.

Рисунки линейного раппортного построения имеют только высоту раппорта (см. рис. 7, а). По высоте раппорт ограничивается размерами окружности печатного вала или шириной шаблона. Самый большой раппорт равен этим размерам, все меньшие раппорты должны быть кратны им, т.е. укладываться в них целое число раз. Ширина раппорта ограничена шириной текстильного материала, на котором печатается рисунок.

При линейном раппорте его ширина равна ширине ткани. При использовании сетчатого раппортного построения раппорт по ширине повторяется два раза и более (это число не обязательно должно быть целым), см. рис. 6, е.

Раппортный мотив может быть вписан в форму любой сложной конфигурации при условии, что при переносе по вертикали и горизонтали на размер высоты и ширины раппорта все границы форм соответственно совпадут (см. рис.6, ж). Эти границы образуют так называемые линии раппортного стыка или разреза. Они необходимы при переносе рисунка на металлические валы или сетчатые шаблоны. Обычно линии раппортного стыка проходят по границам элементов мотива и не выявляются при печати на ткани, чтобы сохранить ритм и пластику мотива.

Ни в коем случае нельзя путать раппортный повтор одинаковых площадей рисунка со всеми мотивами и элементами, их заполняющими, с повтором одинаковых фигур, входящих в орнаментальный мотив. Одинаковых форм в одном и том же положении может быть в раппортном мотиве несколько. Но раппортным повтором будет только повтор всей раппортной плоскости рисунка, в которую входят и орнаментальные формы, и интервалы между ними, т. е. направленный перенос всего раппортного орнаментального мотива с его деталями и обязательным совпадением по линиям стыков.

Форму раппорта, его размер и принцип размещения мотивов в раппорте художник выбирает в зависимости от назначения оформляемого текстильного полотна и особенностей печатного оборудования. Варианты равномерного размещения нескольких форм или мотивов в раппорте даны на рис. 8 (а — на 2 формы; б — на 2 формы с поворотом на 180°; в — на 3 формы; г — на 4 формы на 7 линиях; д – на 4 формы на косых линиях; е – на 5 форм на 6 линиях; ж — на 4 формы на 11 линиях; з — на 5 форм на 11линиях; и — на 5 форм на 7 линиях).

Все плательные ткани требуют завуалированности схемы раппортного построения, чтобы при изготовлении костюма можно было экономно расходовать ткань, не резать, не расчленять швами раппортные формы на части. И наоборот, в декоративных полотнах для оформления интерьера четко читаемая на больших плоскостях схема раппортного построения вносит ритмическую организацию во всю плоскость и влияет на ощущение размеров помещения, его характера. Определенно выявленное размещение форм по прямому раппорту придает композиции общую статичность. Все композиции рисунка с невыявлен-ным раппортным построением более динамичны.

Источник

Новости

Как оформить окна в эркере?

С прейскурантом 2021 можно ознакомиться здесь.

Присоединяйтесь к нам!

Характеристика и свойства тканей

1. Раппорт рисунка.

Покупая ткань с рисунком, важно учесть раппорт рисунка ( на схеме обозначено РВ- раппорт по высоте и РШ- раппорт по ширине), т.е. расстояние между повторяющимися изображениями.

Если рисунок на ткани направлен вдоль кромки ( см. схему слева), то говорят- ткань «идёт по ширине». Именно так расположен рисунок на узких тканях (120-150 см). На широких тканях (260- 330 см) рисунок может быть расположен как вдоль кромки, так и перпендикулярно кромке, т.е от кромки до кромки. В последнем случае говорят, что ткань «идёт по высоте» ( см схему справа).

Из схем видно, что рисунок имеет раппорт как по высоте (РВ) так и по ширине (РШ).

Например, Вы хотите сшить комплект из 2х портьер . Выбираем ткань , рисунок на которой расположен по ширине (схема слева). Ширина портьер определяется шириной ткани. Высоту высчитываем. Допустим, на одну портьеру требуется, с учётом обработки, 2,5 м ткани по высоте. В таком случае необходимо купить 2,5 м * 2 шт + РВ. Если требуются сшить три портьеры, тогда: 2,5м *3 шт+2 РВ. То есть количество ткани всегда увеличивается на величину раппорта умноженное на количество штор минус 1.

При выборе ткани, рисунок которой расположен по высоте (схема справа) высчитывать приходится ширину портьер. Допустим, Вы хотите сшить две портьеры шириной 1,8 м каждая с учётом обработки. Тогда необходимо купить : 1,8 м * 2 шт + РШ. Для трёх портьер: 1,8м * 3 шт +2 РШ. Высота портьер определяется высотой ткани.

Источник

Шторы информация

Рапорт на ткани.

Что еще интересного и полезного необходимо знать о технологии производства тканей? Давайте остановимся на рапорте тканей. Можно часто слышать в разговоре, что при крое тканей необходимо учитывать рапорт ткани.

Приведу вам само определение….При производстве ткани используется принцип переплетения нитей. То есть, ткань состоит из двух систем нитей — основы (продольная нить) и утка( поперечная нить) , переходящих последовательно то над, то под, то есть, одна нить над или под другой; места пересечений называются соответственно основным и уточным перекрытиями. После определенного числа нитей основы перекрытия начинают повторяться в прежнем порядке; это число называется основным рапортом.
Аналогичен ему уточный рапорт. Из этого следует, что ,, Рапорт,, ткани есть прямоугольник, стороны которого соответствуют обоим этим рапортам. Каждая ткань характеризуется как этими рапортами, так еще и величиной сдвига перекрытий нижней нити относительно соседней. Полотно имеет рапорт равный 2, сдвиг равен единице, т. е. каждая нить поочередно имеет то уточное, то основное перекрытие, ткань гладкая. У киперной ткани, рапорт больше 2, а сдвиг т равен единице — ткань покрыта как бы рубчиками. Атласные ткани имеют рапорт более 4, сдвиг — величина, промежуточная между единицей и рапортом. Повторяя нити с одним и тем же порядком перекрытия без сдвига или увеличивая число основных перекрытий, можно получать громадное разнообразие тканей. При производстве тканей со сложными узорами кривые линии рисунка заменяются ломаными линиями.

Как видите все довольно мудрено и сложно. Нужно ли вам это знать? Конечно, нужно если вы технолог ткацкого производства. Но если вы просто швея или закройщица, то думаю, можно вполне обойтись и без этого. Так почему же столь часто употребляется выражение рапорт…? Думаю все гораздо проще. Очевидно можно вывести более простое определение, учитывайте ,,шаг рисунка,, — повторяющийся через определенный промежуток рисунок или выработку на ткани. Ведь рисунок может быть не только тканным, но и печатным. Вот этот параметр, необходимо учитывать при стачивании тканей, при раскрое, когда необходимо получить визуальное восприятие целостности рисунка. Принцип тот же, что и при оклейке обоями, когда на двух полосах необходимо совместить рисунок. Так как при необходимости совмещения рисунка, необходимо учитывать дополнительный расход ткани для подгонки. Если рисунок хаотичный, то стоит соблюдать, направление. То есть, стоит учитывать направление нити, или ворса если вы работаете с бархатом, или тканью имеющую ворс, то при стачивании двух полос в разном направлении, вы получите совершенно другой оттенок. А вот ткань типа ,,Вуаль,, не имеющая рисунка и выработки, может стачиваться и раскраиваться в любом направлении.Особо стоит обратить внимание на подгонку тканей по рисунку на большой площади, то есть на портьерах, так как на сваге, перекиде, галстуке и де жабо, при драпировке небольшую неточность скроют складки, а вот на портьере несимметричность рисунка более заметна. Чем более частый и мелкий рисунок нанесен на ткани, тем проще скрыть несоответствие подгонки ткани, при драпировке.

Источник

Читайте также:  Профиль для стеклянных штор ванны
Оцените статью