Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»
Программа тренинга «Вверх по лестнице»
Н. Н. Кыржинакова
ЧОУ «Начальная школа – детский сад №68» ОАО «РЖД»
Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества растет потребность в образовательных реформах, которые должны нести в себе не только большой потенциал развития и обучения, но и позволят сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.
Одним из важных условий для удовлетворения этих потребностей является профессиональная компетентность, физическое и психическое здоровье педагогов, а также их устойчивость к развитию негативных профессионально обусловленных состояний. Что представляется достаточно сложным для исполнения в связи с высоким уровнем эмоциональной напряженности профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью не только за результаты труда, но и за жизнь и здоровье обучающихся и/или воспитанников.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека.
Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Но коллектив образовательного учреждения столкнулся с проблемами в данной сфере: это, во-первых, разновозрастной коллектив. Во-вторых, коллектив делится на педагогов (учителей) начальной школы, воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов.
Исходя из вышесказанного, работа педагога-психолога с педагогическим коллективом ЧОУ «Начальная школа –детский сад №68» ОАО «РЖД ориентирована на сплочение. К тому же товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в данном коллективе.
Как отмечает практике наиболее уязвимы- находятся в «группе риска»- профессиональному выгоранию те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, не владеют способами снятия психоэмоционального напряжения. В частности не придают большого значения релаксации и рефлексии.
Поэтому, чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности педагога, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо решать проблему профессионального выгорания с разных сторон.
Нами предпринята попытка создания программы тренинговых занятий с педагогами «Вверх по лестнице», согласно которой работа с педагогами построена на моделировании ситуации, в которых участники за короткий срок могут почувствовать, чем хороша командная работа, что она из себя представляет, какие результаты приносит по сравнению с индивидуальной. Так же во время тренинга участники смогут активно обучаться навыку работы в команде, взаимопомощи и поддержке, приемам и способам снятия напряжения.
Следует отметить тот факт, что люди проявляют себя на тренинге гораздо более активно и ярко, чем делают это на работе, таким образом можно разглядеть в коллегах новые грани, возможности, таланты. Так же можно увидеть, кто является лидером в коллективе, кто не боится брать на себя ответственность, кто незаметно вносит раздор, чья деятельность объединяет людей, а чья направлена на достижение исключительно своих целей, что является лучшей мотивацией и т.д.
Цель программы: профилактика профессионального выгорания через сплочение педагогического коллектива учреждения и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи программы:
— формировать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;
— обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
— развивать коммуникативные навыки педагогов;
— воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
-Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
-Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
— Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Участники – педагогический коллектив ЧОУ «Начальная школа –детский сад №68» ОАО «РЖД»
Программа состоит из 9 занятий. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в две недели. Продолжительность занятий от 1 до 1,5 часов.
№ зан Тема Время
( на занятие) Задачи, решаемые на занятии Упражнения психотехники (и.т.п)
1 Вводное занятие
1. Для чего я здесь? Мне это не надо! От 1 до 1,5 часов -создать в группе педагогов спокойную атмосферу и мотивировать к дальнейшей работе,
-расширять представления педагогов о себе и, помогать им увидеть себя с другой стороны; Ритуал приветствия «Комплимент»,
Упражнение «Медные трубы»,
Упражнение «Измерим друг друга»,
Релаксационное упражнение «Уйти, чтобы остаться»,
Ритуал прощания
2 Посмотри на меня по другому… От 1 до 1,5 часов -развивать коммуникативные навыки у педагогов,
— формировать умение действовать внимательно по отношению к окружающим; Упражнение «Тройки»,
Игра «На вокзале»,
Упражнение «Бутылочка»,
Релаксационное упражнение «Волшебное Я»
3 Верь мне, моему слову, моим делам. От 1 до 1,5 часов — воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим,
-обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления « Комплимент»
Упражнение «Всадники и кони»
Упражнение «Оберегающий круг»,
Упражнение «Артобстрел»
Релаксационное упражнение «Золушкина туфелька»
4 «Я» или «МЫ» ? От 1 до 1,5 часов -расширять представления педагогов о себе и развивать у них способности увидеть себя с другой стороны;
-обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления « Комплимент»
Упражнение «Дерево жизни»,
Упражнение «Поиск сходства», Упражнение «Рисуем друг друга», Релаксационное упражнение «Белое облако»
5 Пойми меня От 1 до 1,5 часов — тренировать умение педагогов слушать и точно передавать послания;
-сформировать систему представлений о невербальных средствах общения « Комплимент»
Упражнение «Толстое стекло»,
Упражнение «Вавилонская башня», Релаксационное упражнение «Дыхание плача»
6 Энергия группы. От 1 до 1,5 часов -обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления, мобилизировать энергию группы Игра «Красная кнопка»,
Работа с песком и водой + самомассаж кистей рук,
Медитация «Небо и земля»
7 Как дела? – Спасибо, хорошо. От 1 до 1,5 часов — развивать у педагогов способности к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию
-формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи Упражнение «Веселый счет»,
Игра «Почётный караул», Упражнение «Работаем вместе», Релаксационное упражнение «Улыбка»
8
С полуслова От 1 до 1,5 часов -тренировать умения педагогов понимать членов группы с «полуслова», слушать и слышать собеседника Упражнение «Сердце и душа»,
Упражнение «Три действия за три минуты»,
Упражнение «Говорящие руки, упражнение «Перекрестные шаги»,
9 Без труда.
Заключительное занятие От 1 до 1,5 часов -формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи,
— подвести итоги работы и закрепить полученные навыки по сплочению педагогического коллектива. Игра «Остров», Упражнение «Ремейк»
Упражнение «Подарок»,
Аутотренинг
Сценарий тренингового занятия
Перед началом работы по программе происходит знакомство.
После знакомства обговариваются правила, они могут быть прописаны заранее педагогом-психологом, или же придумываться педагогическим коллективом совместно (этот вариант выбран для работы по данной программе). Правила могут быть любыми (не кричать друг на друга; выключить мобильные телефоны; слушать друг друга, не перебивая; говорить только от своего лица и т.д.).
Занятие №1
Тема: Для чего я здесь? Мне это не надо!
Цель: знакомство с членами педагогического коллектива, ознакомление с целями,
задачами тренинга и формулирование основных правил работы по данной программе.
Задачи:
-создать в группе педагогов спокойную атмосферу и мотивировать к дальнейшей работе,
-расширять представления педагогов о себе и помогать им, увидеть себя с другой стороны.
Время: от1 до 1,5 часов
Участники: педагоги ЧОУ «Начальная школа –детский сад №68» ОАО «РЖД»
Сценарий занятия
Этап занятия Время
(на каждый этап) Задачи решаемые на каждом этапе Методы
(упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения
1. Ритуал приветствия
5 мин -включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.
— Психолог: Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день!
«Комплимент» Комплимент-знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент
2.Основная часть
-сформировать мотивировать к дальнейшей работе,
-расширять представления педагогов о себе и, помогать им увидеть себя с другой стороны,
даёт возможность: расслабиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение, —развить воображение,
Метод диспозиций
1 упражнение
«Медные трубы»
Участники образуют два круга, стоя лицом друг к другу и образуя пары. Один партнёр говорит комплимент своему коллеге. Тот отвечает: «Да, конечно, а я ещё…», называя то, что ценит в себе. Роли меняются. Затем участники делают шаг влево, образуя новую пару, и игра повторяется.
2.упражнение
«Измерим друг друга»
Участники делятся на две команды. Объясняются правила: команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестёр стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – позади. Когда команда решит, что стоит правильно, её участники должны встать руки по швам и крикнуть: «Сделано!»..
3. Релаксационное упражнение «Уйти, чтобы остаться»
Педагог-психолог даёт следующую инструкцию: «Садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких выдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние полной удовлетворённости. Вспомните как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха, представив своё дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и, которые уносят вас глубоко в ваш внутренний мир…..
Упражнение проводиться до тех пор, пока не будет сделан полный круг
Прежде, чем педагог-психолог объявит новый критерий построения, надо дать оставшейся команде время построиться. Необходимо проверить правильность построения первой команды
Все ли смогли отреагировать на партнера заданным образом?
Было ли трудно и в связи с чем?
3.Ритуал прощания (поведение итогов) 10 мин. -задачи: способствовать сплочению группы,
-создать положительный эмоциональный фон в конце занятия.
Педагоги садятся в круг и делятся своим мнением о проведённых упражнениях, а также чувствами и эмоциями, которые они испытали на занятии.
Какие чувства вы, испытали во время занятия?
Занятие №4
Тема: «Я» или «МЫ»?
Цель: расширение представлений педагогов о себе и развитие у них способности увидеть себя с другой стороны.
Задачи:
— развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию,
-обучать методам снятия мышечного напряжения
Время: от1 до 1,5 часов
Участники: педагоги ЧОУ «Начальная школа –детский сад №68» ОАО «РЖД»
Сценарий занятия
Этап занятия Время
(на каждый этап) Задачи решаемые на каждом этапе Методы
(упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения
1. Ритуал приветствия
5 мин -включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.
«Комплимент»
2.Основная часть
Источник
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ
методическая разработка по теме
Методическая разработка комплексного занятия для обучающихся объединения «Вокал», 2-ой год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vverh_po_lestnice_zhizni.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ»
(методическая разработка комплексного занятия для обучающихся объединения «Вокал», 2-ой год обучения)
Цель : дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; развивать муз. грамотность (темп, звукоряд, интервал, консонанс, диссонанс), совершенствовать исполнительское мастерство; побуждать к саморазвитию, к самосовершенствованию.
Предшествующая работа : пение звукоряда с названиями нот, знакомство с различными темпами, развитие звуковысотного, ритмического слуха, разучивание песен;
беседы на нравственные темы, мероприятия ко Дню пожилого человека, Дню матери.
Оборудование: доска, плакаты, «говорящие часы», анкеты, текст басни, м/центр.
Педагог : Ребята! Мы начинаем наше занятие с дыхательной гимнастики А. Стрельниковой (упр. «ладошки», «погончики», «повороты головы»). А теперь муз. приветствие. Пожалуйста, не забывайте правильно сидеть во время пения (спина прямая, ноги стоят на полу). Распевание «Музыкальный дождик».
Вот вы спели все звуки подряд: от До до ДО. Как называется этот звукоряд? (гамма) А с чем можно сравнить гамму?(с лестницей) Давайте ещё раз её споём.(поют) Послушайте, кто идёт по лестнице?(играю медленно — идёт взрослый человек; быстрый темп — дети) А как ещё ходят по лестнице ?( через ступеньку, приставным шагом- играю) Между ступеньками есть расстояние, интервал. Между звуками тоже существуют интервалы. (Играю приму) Есть ли здесь интервал? Да, есть, и называется он ПРИМА (повтор одного и того же звука). Если звучат два соседних звука одновременно (играю), то это – СЕКУНДА. Если 1 и 3 ступени – ТЕРЦИЯ. А вот 1 и 4 ступени называется КВАРТА, что по-итальянски означает четыре(играю кварту). Если звучат 1 и 8 ступени, то это октава. А теперь давайте всё повторим: 1 ступень — прима, две – секунда, 1-3 – терция, 1-4 – кварта, 1-8 — октава (все озвучивается). Скажите, какие интервалы звучат красиво, приятно для слуха? (прима, терция, кварта, октава) Такое приятное звучание называется КОНСОНАНС. А как звучит секунда? (резко, противно, неприятно). Да, это так называемый ДИССОНАНС. Ребята, как вы думаете, какое пение лучше – консонансное или диссонансное? Давайте стремиться к красивому звучанию, спойте ещё раз гамму-лестницу (пение).
Педагог : Наша жизнь тоже похожа на лестницу, ведущую в будущее. Мы живём в обществе и хотим, чтобы к нам хорошо относились. А для этого необходимо обладать нравственными качествами, за которые нас будут любить и уважать. Назовите нравственные качества или ценности, которые нужны каждому человеку ( дети говорят, педагог записывает на доске, всё озвучивается)
ПРИЛЕЖАНИЕ — ПУНКТУАЛЬНОСТЬ — ТРУДОЛЮБИЕ — БЕРЕЖЛИВОСТЬ —
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ЛЮБОВЬ К ПОРЯДКУ — БЛАГОДАРНОСТЬ — УВАЖЕНИЕ-
СОСТРАДАНИЕ – ДРУЖЕЛЮБИЕ — ЧУТКОСТЬ – СОПЕРЕЖИВАНИЕ — МИЛОСЕРДИЕ-
ЛЮБОВЬ К БЛИЗКИМ — СМИРЕНИЕ и т.д.
Нет на свете такого человека, который бы не мечтал о счастье. Достигнув чего-то, человек чувствует себя счастливым и стремится к новой мечте, новой цели. Жизнь как лестница ведёт нас в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, каждый будет решать для себя сам. Но нельзя забывать, что не только хорошие качества есть у каждого из нас, есть и недостатки. Так вот для того, чтобы добиться успеха, стать счастливым и довольным своей жизнью, необходимо избавиться, побороть свои недостатки. А что вы считаете
недостатками? (запись на доске)
ЗАВИСТЬ ЛЖИВОСТЬ БОЛТЛИВОСТЬ ОБЖОРСТВО УНЫНИЕ ЖЕСТОКОСТЬ и т.д.
Педагог : А теперь все встали, выполним физ.минутку – «Маленький кролик».
Педагог : Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (читаю).
Какими нравственными качествами была наделена невестка? Сын? Какой можно сделать вывод? (Как аукнется, так и откликнется ). Я думаю, что вы хорошо относитесь к своим родным.
Вы знаете песню про папу. Как её нужно петь? (дружно, весело, душевно, в быстром темпе)
Исполняется песня «Про папу» Шаинского.
Педагог : Ребята, вы знаете много пословиц, а пословица – это меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни. Я прочту пословицы, а вы объясните, как вы их понимаете.
ДОБРО НЕ УМРЁТ, А ЗЛО ПРОПАДЁТ.
ДЕТИ НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ.
КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, И СЕРДЦЕ НА МЕСТЕ.
Педагог :А в какой песне поётся о дружной семье? («Золотая свадьба») Да, а кто её сочинил? (Раймонд Паулс)
Исполнение песни «Золотая свадьба»
Педагог : У меня есть «говорящие часы». Здесь и цифры, и буквы. Вот шифрограммы, где надо вместо цифр поставить буквы, чтобы получилось слово. Назовите их (на доске карточки с цифрами)
Вот что нам «сказали часы» — ДОБРОТА, РАДОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЛАСКА
Педагог :: Сегодня, ребята, мы говорили с вами о нравственных качествах людей, которые помогают сделать жизнь счастливой. Назовите их (дети перечисляют). А с этими качествами что нужно делать (показываю на запись недостатков)? Да, от них надо избавиться.
Педагог :: На занятии мы с вами учились петь гамму, познакомились с интервалами в музыке. Вспомните, как они называются (ответы). Узнали, что красивое благозвучие называется… консонанс, а резкое звучание – это… диссонанс. Вы сегодня вспомнили песни о папе, о семье и исполнили их выразительно, душевно. А отгаданные слова ДОБРОТА, РАДОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЛАСКА напомнили, что надо всегда быть добрыми, отзывчивыми, и тогда вокруг вас будет радость, счастье и друзья.
Чтобы все знания, полученные на занятии, вам пригодились в жизни, я предлагаю дома вместе с вашей семьёй заполнить анкету.
Анкета «Я и моя семья»
- Фамилия, имя, возраст ___________________________________________________________________________
- Состав семьи:_______________________________________________________________________
- Животные в доме:___________________________________________________________________
- Место работы родителей:_____________________________________________________________
- Как вы в семье любите отмечать праздники ?___________________________________________
- Твои отношения с родителями:________________________________________________________
- Чем тебе нравится твоя семья?________________________________________________________
Источник