Профессиональная карьера ступени профессионального мастерства

§ 6. Профессиональная карьера

Карьера — быстрое достижение известности, успехов в слу¬жебной или какой-либо другой деятельности, материальной выго¬ды, благополучия. Французское слово карьера вошло в русский язык в 30—40 гг. XIX в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера — это активное достижение челове¬ком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастер¬ством. Кроме того, в содержание профессиональной карьеры вклю¬чается более высокая (адекватная) оплата труда, улучшение быто¬вых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Различают вертикальную и горизонтальную карьеру. Первая из них — это должностной рост, продвижение по служебной лестнице, а вторая — рост профессионального мастерства. Следует пом¬нить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должно¬сти, но и удержать ее.

Карьеру следует отличать от карьеризма, под которым пони¬мается получение материальных благ, выгод, власти, наград явно незаслуженным или нечестным образом (например, с помощью взяток, лести, обмана, подкупа, шантажа и т.п.).

Профессиональное самоопределение, осознанный выбор про¬фессии и профессиональная подготовка являются первым этапом профессиональной карьеры. На профессиональную карьеру чело¬века большое влияние оказывает уровень притязаний, т. е. уровень поставленной человеком цели или очередного достижения.

Уровень притязаний может быть заниженный, завышенный или реалистичный. Заниженный или завышенный уровень притя¬заний проявляется в выборе слишком легких или слишком труд¬ных целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах и т.п. Люди, обладающие реалистическим уровнем притяза¬ний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью. Влияние уровня притязаний на профессиональную карьеру чело¬века представлено в таблице.

Читайте также:  Обучение психодраме 1 ступень
Уровень притязаний Карьера
Заниженный Не будет большого роста вертикальной карьеры(повышения в должности)
Завышенный Не будет большого роста горизонтальной карьеры(повышения мастерства
Реалистичный Будет обеспечен рост вертикальной и горизонтальной карьеры

Несомненно влияние призвания на профессиональную карьеру. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человека требованиям профессиональной деятельности. Труд по призванию помимо внешних достижений дает и внутреннее чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.

Интересные мысли о призвании высказал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Призвание — это маленький расточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти свое призвание, утвердиться в нем — это источник счастья. Человек — господин своего призвания. Призванием становится интерес, помноженный на труд. Человек — творец своего призвания».

При каких основных условиях возникает призвание?

Во-первых, надо знать мир профессий, избираемую профессию, а для этого профессию надо изучить не только теоретически, но и практически. На основе этого возникает предметное сознание.

Во-вторых, надо знать самого себя (интересы, склонности, особенности памяти, характера, здоровья и т.д.). В результате самопознания возникает профессиональное самосознание (образ «я»).

Благодаря единству предметного сознания и профессионального самосознания, возникает призвание. Влияние призвания на профессиональную карьеру выражается в следующем:

  • человек показывает высокие результаты труда;
  • быстро растет профессиональное мастерство, человек становится мастером своего дела;
  • соответственно он получает большую оплату своего труда, другие социальные льготы;
  • у человека возникает чувство удовлетворения результатом своего труда и самоуважение.

Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы (см. с. 177). Но прежде всего в профессиональной карьере нужно опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя, возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности.

Группы факторов Содержание
Личностные Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол,возраст, образование, стаж работы, профессиональная компетентность, мастерство
Служебно-производственные Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции
Социально-Экономический Спрос и предложения на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита

Профессиональную карьеру можно и нужно планировать. Карьера связана с социальным статусом, поэтому в план следует включать также и вопросы социально-экономического порядка. Структура плана профессиональной карьеры может включать в себя следующие пункты:

  • смысл и цель жизни;
  • планируемая профессия (основной и запасные варианты);
  • предполагаемое образование (содержание и уровень);
  • профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • предполагаемые должность и пост;
  • желаемый размер оплаты;
  • место проживания, жилищные условия. Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и конкретизироваться.
Термины:Карьера, профессиональная карьера, уровень — термины притязаний, призвание
Вопросы:

1. Что следует понимать под профессиональной карьерой?

2. Чем отличается карьера от карьеризма?

3. Как влияют уровень притязаний и призвание на профессиональную карьеру?

4. Охарактеризуйте другие факторы, влияющие на карьеру.

5. Назовите структурные компоненты плана профессиональной карьеры.

Источник

Лекция 5.Становление профессионализма

Профессионализм его стороны и уровни. Компетентность. Психологические закономерности становления профессионала. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Профессионализм и карьера. Профессиональное возрастное развитие. Процесс индивидуализации в труде.

Понятие «профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм, в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств — реальный профессионализм.

Профессиональное выполнение труда — это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Компетентность— это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Различают следующие виды профессиональной компетентности:

1. Специальная компетентность — владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

2. Социальная компетентность — владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность — владение приемами личного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

4. Индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Обычно рассматривают две стороны профессионализма: мотивационную и операционную. Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии:

— направленность профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии;

— мотивация высоких уровней достижений в своем труде;

— сильное профессиональное целеполагание;

— отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;

— внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха или неуспеха в себе самом;

— отсутствие перегрузок, стрессов, срывов.

Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

— развитое профессиональное сознание;

— высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

— профессиональная обучаемость и открытость;

— творческое отношение к профессии.

Выделяют следующие уровни профессионализма:

1. Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.

2. Профессионализм — уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала). Внутри этого уровня выделяют следующие этапы:

— адаптация человека к профессии;

— самоактуализация человека в профессии;

— свободное владение профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач.

4. Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.

5. Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.

Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения, которые постоянно взаимодействуют между собой.

Жизненное самоопределение — это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

Личностное самоопределение — это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев

Социальное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

Все виды самоопределения взаимосвязаны. Но в то же время между ними существуют и принципиальные отличия: профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий; личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи).

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни у человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «. поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией – этоцелостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни.

Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация — это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — это один из аспектов развития личности.

Социализация— это процесс становления личности. Она предполагает:

— усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

— активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;

— становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;

— участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

— воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.

Различают стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.

Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение — это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию.

Профессиональное самоопределение.Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

Вид профессии может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста. Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но в некоторых случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию.

Карьераопределяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области. Различают широкое понимание карьеры как профессионального продвижения, профессионального роста, как этапов восхождения к профессионализму. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера — это должностное продвижение, т. е. достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру, как в профессиональном, так и в должностном плане. Различают виды карьеры по характеру ее динамики:

обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни;

стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы;

нестабильная карьера, в которой после этапов проб и уточнений следуют новые пробы. Эти пробы могут быть вынужденными (потеря трудоспособности), добровольными (смена интересов) или вызванными переопределением профессии без интереса и приложения усилий («перекати-поле»);

комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, доучивания.

На карьеру человека влияют, прежде всего, внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Чем более зрелым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, а также банальная случайность.

Известная в современном менеджменте концепция по общим вопросам карьеры выделяет четыре стадии карьеры:

Каждая из этих стадий характеризуется своими задачами, действиями и сферами отношений.

Во многих фирмах обязательным является планирование карьеры, то есть определение путей, ведущих к достижению ее целей. Основой планирования карьеры часто становятся так называемые карьерограммы. Этот документ составляется на 5—10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой — обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.

Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни. Профессиональным возрастным развитием называется процесс профессионального становления личности, опосредованный его возрастом. Для возрастного развития характерны следующие закономерности:

1. Качественное своеобразие каждого возраста. В каждом возрасте складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие.

2. Неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность).

3. Необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст.

4. Преемственность. Все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь.

5. Сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям.

6. Наличие кризисов. В критический период развитие не прекращает своей созидательной работы (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

Процесс индивидуализации в труде может иметь разные выражения:

индивидуальные различия как фрагментарные проявления непохожести людей в профессиональной деятельности, индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда;

индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности человека в труде.

Очень важно, чтобы каждый человек нашел свое место в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям.

Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий в пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью