Проект развития школы ступеней

Проект перспективного развития школы
материал по теме

Проект перспективного развития школы разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д. А.Медведева «Наша новая школа» и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития школьной системы образования.

Проект перспективного развития школы разработан педагогическим коллективом на период с 2011 по 2015 г. В проекте развития отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает совершенствование структуры и содержания общего образования; поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности и информационном обществе; появление образа «нового учителя», открытого ко всему новому, понимающего детскую психологию и особенности развития школьников; оптимизацию учебного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей; создание комфортных условий для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Основные положения проекта перспективного развития школы отражают приоритетные направления развития российского образования:

1.переход на новые образовательные стандарты;

2.развитие системы поддержки талантливых детей;

3.совершенствование учительского корпуса;

4.изменение школьной инфраструктуры;

5.сохранение и укрепление здоровья школьников;

6.расширение самостоятельности школ.

Проект предусматривает постоянный анализ выполнения разделов с учетом новых реальностей образовательного процесса и для внесения корректив по ходу его реализации.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_perspektivnogo_razvitiya.rar 148.64 КБ

Предварительный просмотр:

Определяя в Послании Федеральному собранию основные направления новой политической стратегии, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул особую роль образования в развитии государства: «Главная задача современной школы — раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире . При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, а конечным его итогом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Поэтому главная задача образовательной политики в стране – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Проект перспективного развития школы разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д. А.Медведева «Наша новая школа» и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития школьной системы образования.

Проект перспективного развития школы разработан педагогическим коллективом на период с 2011 по 2015 г. В проекте развития отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает совершенствование структуры и содержания общего образования; поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности и информационном обществе; появление образа «нового учителя», открытого ко всему новому, понимающего детскую психологию и особенности развития школьников; оптимизацию учебного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей; создание комфортных условий для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Основные положения проекта перспективного развития школы отражают приоритетные направления развития российского образования:

1.переход на новые образовательные стандарты;

2.развитие системы поддержки талантливых детей;

3.совершенствование учительского корпуса;

4.изменение школьной инфраструктуры;

5.сохранение и укрепление здоровья школьников;

6.расширение самостоятельности школ.

Проект предусматривает постоянный анализ выполнения разделов с учетом новых реальностей образовательного процесса и для внесения корректив по ходу его реализации. Проект перспективного развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1) Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития.

Решение этой задачи предполагает:

• анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;

• анализ и оценку достижений и проблем школы.

Все перечисленное выше находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании проекта .

2) Определение первоочередных задач образовательной политики школы.

3) Разработка стратегии и тактики перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, подготовка конкретного плана такого перехода на основе минипроектов.

Актуальная и инновационная ценность проекта состоит в системном подходе решения школой поставленных государством и обществом задач.

Школа всегда отражает суть эпохи, создавала ее фундамент. Инновационное развитие экономики, смена технологий, конкуренция заставляют школу координально менять свой вектор развития.

Основанием разработки данного проекта являются

-Закон об образовании (в ред. Федеральных законов от «122-ФЗ)

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)

-Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1663-р)

— Приоритетный национальный проект «Образование» на 2011-2013 гг

— Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 года

— Национальная образовательная инициатива «наша новая школа»

— Закон Калининградской области «Об образовании»

— Программа развития образования Калининградской области.

Анализ состояния учебно-воспитательного процесса позволяет определить положительные результаты, наметившиеся в последние годы, в том числе и по реализации президентской инициативы. К их числу можно отнести:

  1. Функционирование школы осуществляется в безопасных с точки зрения пожарной и электробезопасности условиях; имеются два спортивных зала, библиотека, санузлы, столовая, буфет; организовано бесплатное горячее питание; работает психолог, социальный педагог; созданы условия для занятий физкультурой и спортом (спортивный зал, спортивный инвентарь, оборудованная спортивная площадка)
  2. Квалифицированный педагогический коллектив( заслуженный учитель – 2, Почетный работник образования — , учителя высшей категории, учителя первой категории — ) мотивирован на работу по развитию образовательного учреждения, способен к инновационной и творческой деятельности, стремится к саморазвитию ( повышение квалификации прошли в 2009г — , 2010г — , в первой половине 2011г — )
  3. Системный подход к сдаче старшеклассниками ЕГЭ по предметам(уровень обученности по русскому языку 2010-2011 – 100%, по математике 2010-95,8%, 2011г – 100%)
  4. Качественная подготовка на всех ступенях образования позволяет учащимся осваивать минимум содержания образования в соответствии с требованиями государственных стандартов
  5. Реализация поиска талантливых учащихся через ситему олимпиад и конкурсов: школьный этап – 117, муниципальный этап – 23, региональный этап -3, в очных олимпиадах для школьников (кроме всероссийской олимпиады) – 236, в дистанционных олимпиадах и конкурсах – 175, победителями и призерами с спортивных конкурсах — учащихся
  6. Широкий спектр образовательный услуг в системе дополнительного образовании: (перечислить кружки)

Однако, не смотря на положительные тенденции проблемный анализ деятельности школы, позволяет выделить ряд недостатков и противоречий, тормозящих ее развитие

— переход на новые образовательные стандарты :

  1. Недостаточное оснащение материально-технической, информационной базой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО
  2. Отсутствие в школе четкого механизма и нормативно-правовой базы введения ФГОС нового поколения
  3. Отсутствие единого подхода и диагностического инструментария оценки качества образования
  4. Недостаточная курсовая подготовка преподавателей в работе по новым ФГОС

— развитие системы поддержки талантливых детей

  1. Недостаточное количество квалифицированных кадров для работы с одаренными детьми в творческом и спортивном направлениях (отсутствие хореографа, педагога по техническому моделированию…)
  2. Необходимость повышения квалификации педагогов, психолога и других специалистов, работающим с одаренными детьми.
  3. Недостаточное развитие системы заочного обучения вследствии финансовой несостоятельности родителей для участия детей в заочных школах при различных высших учебных заведениях, оплате дистанционных конкурсов

— совершенствование учительского корпуса

  1. Низкий уровень притока молодых учителей
  2. Отсутствие желания у педагогов повышать квалификацию через дистанционные курсы
  3. Недостаточно учителями школы используются формы профессионального взаимодействия как сетевые сообщества и ассоциации учителей-предметников
  4. Отсутствие единого подхода к оформление портфолио учителей
  5. Пассивное отношение педагогов к участию в профессиональных конкурсах

— изменение школьной инфраструктуры

  1. Здание школы построенное по старым проектам усложняет процесс реализации новых ФГОС
  1. Небольшое количество учащихся в школе затрудняет введение профильных классов на старшей ступени
  2. Наблюдается разрыв между требованиями к современным условиям и темпами обновления инфраструктуры школы
  3. Недостаточность обеспечения ресурсами для обеспечения доступа к широкополосному интернету

— сохранение и укрепление здоровья школьников

  1. Формальный подход к медицинскому осмотру и диспансеризации школьников
  2. Отсутствие медицинского работника на постоянной основе
  3. Низкий процент оздоровления учащихся в санаториях и загородных лагерях из-за финансовой несостоятельности родителей
  4. Имеются недостатки в организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями, для детей , обучающихся по программам СККо -7 вида
  5. Отсутствует единый подход к ведению паспорта здоровья школьника.
  1. Отсутствие опыты у ряда представителей Управляющего совета по вопросам возникающим при разработке образовательных программ
  2. Недостаточное развитие школьного электронного документооборота
  3. Непопулярность среди родителей школьного сайта.

Существующая форма образовательного процесса противоречит установкам сформулированным президентом в инициативе «Наша новая школа». Школа продолжает ориентироваться на обучение, в то время, когда информационному обществу нужен человек, способный самостоятельно учиться, переучиваться, принимать решения. Таким образом необходимо проектирование новой модели организации образовательного процесса в школе

Источник

Проект «Создание школы ступеней»

«СОЗДАНИЕ ШКОЛЫ СТУПЕНЕЙ»

Разработчики: проектная группа специалистов

МУО администрации Берёзовского района,

управленческих команд и педагогов БСОШ № № 1; 2

«…местным органам власти надо повысить эффективность бюджетных средств на цели образовательной политики.

В этом реальные резервы и для развития сети образовательных учреждений, и для повышения оплаты труда работников образования».

1. Анализ существующей ситуации.

2. Нормативно-правовое обоснование проектной деятельности.

3. Проектная идея.

4. Цели и задачи проекта.

5. Анализ ресурсов. Дефициты.

6. Риски и пути их преодоления.

7. Этапы реализации проекта.

8. Ожидаемые результаты.

9. Образовательные, экономические, социальные эффекты.

Комплексность проекта модернизации образования в территории направлена на формирование результата в сети — практики качественного обучения, развития и воспитания детей. Основой комплексного изменения является развитие сети. В программно-целевых документах развитие сети имеет аспект оптимизации, нацеленной на решение проблем, трудностей созданием обновлённой, реконструированной сети образовательных учреждений, адекватной социально-экономической ситуации региона, задачам образования, и выравнивания условий для получения качественного образования независимо от места жительства.

Ориентируясь на социально-производственные условия и необходимость территории в кадрах, целенаправленно определяются следующие профили, которые необходимо создать, обеспечить на старшей ступени обучения в школах района: информационно-технический, социально-экономический, естественно-математический, гуманитарный.

Управление образования осуществляет при этом главную исполнительскую функцию – приведение в соответствие образовательной сети запросам субъектов внешней среды, сбалансированности количества средних, основных, начальных школ, что позволяет достичь оптимального наполнения классов, исключения противоречий в функционировании и развитии образовательной сети.

Ключевые условия для получения качественного образования, при существующем объёме финансирования, можно создать при продуманном изменении в сети. Объединение ресурсов позволит оптимально использовать современное оборудование для организации современного процесса обучения, изменение структуры образовательных учреждений позволит создать образовательные пространства, способствующие общению в полноценной, уважающей личность среде сверстников.

Комплексные изменения в сети позволят активнее и эффективнее формировать в среде идеологию качественного образования.

Комплексность предполагает обязательность в изменениях институтов (структуры), механизмов и норм в сети. Муниципальная инфраструктура общего образования в территории при этом получит новое качество. Такая многогранная реорганизация позволяет развить образовательную сеть до оптимального уровня – сети, имеющую:

социальную полноту (максимальное удовлетворение реальных потребностей населения),

функциональную полноту (способность удовлетворить самоопределение личности через все виды образовательной деятельности),

насыщенность образовательной сети (количественный показатель активных компонентов образовательной сети),

доминантность сети (способность сети быть ведущим фактором социализации личности в территории),

согласованность в сети (степень скоординированности всех объектов и субъектов сети в достижении общих целей и задач)

Анализ существующей ситуации

Муниципальные общеобразовательные учреждения «Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее БСОШ№1), «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2»(далее БСОШ№2) расположены друг от друга на расстоянии 1 км 200 м.

БСОШ № 1 имеет 120 — летнюю историю, отмеченную значительными достижениями педагогов и школьников в образовании муниципалитета, региона и федерации. С 1958 года БСОШ №1 находится в здании по адресу . В настоящее время в школе обучается 524 человека, при норме — 390 обучающихся.

Исторически (культурные традиции, географическое положение БСОШ №1 – в центре посёлка Берёзовка, рядом с административным центром района) определили у родительской общественности неофициальный приоритет данной школы. Ежегодно в БСОШ №1 записывается больше первоклассников, чем в БСОШ №2.

Школа № 2 функционирует с 1959 года, в новом здании по адресу ул. Советская, 47 — с 1991 года. На данный момент в БСОШ № 2 обучается 303 школьника при норме – 361 человек.

В течение ряда лет наблюдается неравномерное распределение учащихся между школами.

Распределение учащихся между школами

Проектная наполняемость Фактическая наполняемость

БСОШ № человек. 526 человек

БСОШ№ человек 305 человек

«Недозагруженность БСОШ № 2 составляет 18 %, «перезагруженность» БСОШ №1 – 64 %»

Неравномерное распределение обучающихся ведёт к усложнению режима функционирования БСОШ № 1, где 10 классов обучающихся вынуждены заниматься во 2-ую смену, в БСОШ № 2 – 3 класса во вторую смену.

Приоритеты родителей (законных представителей) при выборе образовательного учреждения

1. Распределение обучающихся на 1 ступени обучения

Обучающиеся 1-4 классов составляют 46 % от общего количества обучающихся.

Обучающиеся 1-4 классов составляют 32% от общего количества обучающихся.

2. Распределение учащихся внутри микрорайонов школ

В настоящее время в БСОШ № 1 обучается 105 учащихся, проживающих в микрорайоне БСОШ№ 2, что составляет 21% от всего состава обучающихся БСОШ № 1.

На 8 апреля 2008 года для зачисления в 1 класс 2008/09 учебного года подано заявлений родителей (законных представителей),

43 заявления, из них 28 % проживают в микрорайоне БСОШ № 2.

18 заявлений, из них 2 человека проживают на территории БСОШ № 1.

Анализ количества обучающихся на 1 ступени обучения в двух учреждениях показывает, что приоритет в устройстве первоклассников у БСОШ №1.

В учреждениях определилась потребность в вариативности программ обучения в начальной школе и в рамках предпрофильной подготовки на второй ступени обучения. Недостаточное количество классов в параллели не позволяет удовлетворить данную потребность (реализация вариативного обучения возможно лишь при наличии 3-4 классов в одной параллели). По данным демографической статистики в этих микрорайонах в течение последующих 4 лет количество первоклассников ежегодно составит около 100 человек, то есть четыре класса комплекта.

Реализуемые образовательные системы на 1 ступени обучения

БСОШ № 1 (1 ступень)

БСОШ № 2 (1 ступень)

Образовательная система «Школа России»

Образовательная система «Школа России»

«Начальная школа XXI века» научный рук.

«Начальная школа XXI века» научный рук.

Система развивающего обучения «Система начального образования »

Ежегодно около 150 детей посёлка Берёзовка родители записывают в образовательные учреждения города Красноярска, потому что вариативность образовательных программ там представлена шире, объём образовательных услуг больше. В посёлке появился образовательный заказ на элитное (гимназическое) образование. Чтобы предоставить наиболее полную вариативность образовательных программ, необходимо четыре первых класса в одном учреждении.

3. Тенденция сокращения количества учащихся в школах в течение 6-ти учебных годов

2002/2003 уч. год 613 чел. 492 чел.

2003/2004 уч. год 550 чел 429 чел.

2004/2005 уч. год 523 чел. 396 чел.

2005/2006 уч. год 535 чел. 396 чел.

2007/2008 уч. год 526 чел. 305 чел.

За 6 лет количество обучающихся в БСОШ № 1 уменьшилось на 87 человек (14%), в БСОШ № 2 – на 187 человек (38%).

Анализ условий организации образовательного процесса

Учебные площади не соответствуют требованиям к организации образовательного процесса для обучающихся старшей ступени обучения.

Данное учреждение в течение последних лет имеет большое количество предписаний Роснадзора (несоответствие площадей учебных аудиторий, спортивного зала для обучения старшеклассников), которые невозможно исполнить, что влечёт за собой применение административных мер надзорных органов.

Учебные площади соответствуют требованиям к организации образовательного процесса для обучающихся старшей ступени обучения.

Оснащение образовательного процесса на старшей ступени обучения

Благодаря участию в конкурсе инновационных школ, в рамках ПНП «Образование», учреждение получило современное учебное оборудование: мобильный компьютерный класс, кабинет физики, химии, биологии, проекционное оборудование (3 интерактивные доски).

Школа имеет автобус для подвоза обучающихся, автомобиль для организации обучения старшеклассников технологии (автодело), оснащение для спортивного клуба

Оснащение образовательного процесса на старшей ступени обучения не соответствует современным требованиям, что влияет на качество обучения; влечёт за собой применение административных мер надзорных органов.

Нормативно — подушевое финансирование образовательного процесса на один учебный год

752 тысячи рублей.

443 тысячи рублей.

Стоимость обучения одного обучающегося в год

Имеющееся учебное оборудование БСОШ № 1 позволяет организовать образовательное пространство, отвечающее современным требованиям обучения. Площади учебных кабинетов БСОШ № 1 не позволяют поместить имеющееся учебное оборудование в соответствии с требованиями СанПиНа.

Площади учебных кабинетов БСОШ № 2 соответствуют нормам размещения современного учебного оборудования, но в настоящее время образовательное учреждение не имеет такого оборудования.

Объём субвенций, выделяемых на БСОШ № 2 в связи с малой наполняемостью школы, не позволяет улучшить материально-техническое обеспечение учебного процесса и создать условия для получения знаний в современных условиях.

Исходя из анализа ситуации, определяется следующая проблема: с одной стороны, у всех участников образовательного процесса в БСОШ № 1 и БСОШ № 2 существуют потребность в качественном образовании и ресурсная возможность удовлетворения этой потребности. С другой стороны, комплекс условий данных образовательных учреждений не позволяет им оптимально использовать ресурсы и развиваться в формате качественного образования.

Проектной идеей является создание новой модели организации общего среднего образования – школы ступеней, интеграция ресурсов которой обеспечит условия для доступного качественного образования каждого ребенка из микрорайонов БСОШ №1, БСОШ № 2.

В здании БСОШ № 1 будут созданы современные, комфортные условия, образовательное пространство для развития, воспитания и обучения сверстников – детей 7-11 лет (1-5 классов), в здании БСОШ № 2 –для обучающихся 6-11 классов.

Форма реорганизации и получения новой модели — «присоединение» БСОШ № 2» к БСОШ № 1, ведущих однородную деятельность.

При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединённого. Реорганизация пройдет по решению учредителя – ст. 57 ГК РФ.

Цели и задачи проекта

Цель: создание школы ступеней как оптимальной модели организации образовательного процесса получения школьниками современного, качественного развития, воспитания и обучения.

1. Интегрировать (кооперировать и концентрировать) кадровые, финансовые, материально-технические и управленческие ресурсы двух образовательных учреждений для их оптимального использования, развития.

2. Создать образовательное пространство в школе ступеней, соответствующее современным требованиям: безопасность и комфортность жизнедеятельности обучающихся, условия учения в уважающих их условиях, возможность развиваться в полноценной среде сверстников.

3. Организовать образовательный процесс, ориентированный на качественный результат педагогической деятельности, соответствующий РСОКО.

Нормативно-правовое обоснование проектной деятельности

Процесс реорганизации образовательных учреждений в сети обосновывается и регулируется документами:

2. Конвенция о правах ребёнка.

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.98. .

4. Гражданский кодекс РФ (принципы и условия реорганизации),

5. Закон РФ «Об образовании» от 10.04.92 № 000-1.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

6. Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций Берёзовского района от 01.01.2001 г. № 42-277Р

Анализ (сравнительно-квалиметрический) ресурсов

Образовательная система Берёзовского района с 2002 года находится в краевом эксперименте по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ, с 2007 года в комплексном проекте модернизации образования (далее КПМО).

Анализ кадрового состава двух учреждений

Источник

Читайте также:  Чем обшить монолитную лестницу
Оцените статью