Приставные лестницы для колонн

Укрупнительная сборка конструкций

Некоторые конструктивные элементы поступают с завода-изготовителя отдельными частями и укрупнение их в один элемент производится на монтажной площадке.

Частями, как правило, доставляются элементы стальных конструкций, длина которых превышает длину четырехосной железнодорожной платформы (13,77м) или полувагона (12м), и тяжелые элементы, вес которых превышает грузоподъемность платформ. В большинстве случае частями поступают стальные фермы пролетом 24м и более, колонны и подкрановые балки длиной более 13,77м, сборные железобетонные фермы пролетом 24м и 30м, колонный для зданий тепловых электростанций и негабаритные листовые конструкции.

Стальные фермы фонарей отгружают с завода-изготовителя россыпью в случаях, когда их высота превышает 3,5м или ширина 6м.

Укрупнительная сборка конструкций производится на сборочных площадках, оборудованных стендами или кондукторами, позволяющими закреплять конструкции и осуществлять их выверку и рихтовку в процессе сборки, конвейерных линиях, переставных или передвижных стендах. На площадках собираются однотипные или разнотипные элементы, на стендах – конструкции только одного типа.

Сборные площадки для укрупнительной сборки располагаются в монтажной зоне крана или при центральных складах, а конвейерные линии и стенды – вблизи объектов.

При больших объемах работ целесообразно выделить для укрупнительной сборки специальную площадку на складе конструкций или в районе монтируемого элемента. При малых объемах работ укрупнительную сборку удобнее выполнять под монтажным краном. В некоторых случаях вопрос о месте укрупнительной сборки решается в зависимости от возможности подачи конструкций к месту монтажа. Если укрупненные конструкции могут быть погружены складским краном и поданы к месту монтажа транспортными средствами, имеющимися на строительстве, то укрупнение конструкций целесообразно производить на складе: здесь могут быть созданы лучшие условия для укрупнительной сборки, близкие к заводским.

Читайте также:  Сердце стучит при подъеме по лестнице

На специально выделенной площадке можно поставить стационарные стеллажи и стенды укрупнения, эффективнее использовать их по времени, обеспечить высокое качество работ и точность сборки. Укрупнительная сборка на специально выделенной площадке может быть поручена отдельному звену рабочих-сборщиков, чем создаются лучшие условия для повышения производительности труда. В случае же выполнения укрупнительной сборки в зоне монтажа, в условиях перемещения фронта работ и монтажного крана приходится применять менее надежные переносные устройства.

Стальные конструкции, в частности фермы покрытий, подкрановые балки и т.д. как правило, укрупняются в горизонтальном положении – укрупнение их в вертикальном положении не всегда рационально: конструкции обладают большой гибкостью и требуют сложных приспособлений для закрепления.

Для укрупнительной сборки стальных ферм, балок и колонн применяют стеллажи, выполненные из деревянных стульев (столбиков), врытых в землю на расстоянии 1,5-2м друг от друга. Поверх стульев укладывают балки или рельсы. Стеллажи имеют высоту 0,7-0,8м. Поверхность стеллажей выравнивается по нивелиру с точностью 3-5мм. Во время эксплуатации необходимо периодически проверять горизонтальность поверхности стеллажей и выравнивать ее: от точности устройства стеллажей зависят точность основных размеров и формы укрупняемых конструкций.

Сборка на стеллажах стальных ферм, балок и колонн, имеющих в стыках сборочные отверстия, фиксирующие взаимное расположение частей укрупняемых элементов, производится в горизонтальном положении с применением болтов и пробок. В случае отсутствия сборочных отверстий к стеллажам крепятся фиксаторы, определяющие основные размеры укрупняемого элемента. При сборке ферм, например, фиксаторы устанавливаются в местах примыкания концов поясов и у стыков поясов. Если в местах примыкания к фиксаторам в собираемой конструкции имеются отверстия, то в фиксаторах также сверлятся отверстия и конструкции крепятся к фиксаторам посредством болтов. При отсутствии отверстий сборка производится с совмещением рисок, заранее нанесенных на конструкцию и фиксаторы.

Сварка укрупнительных стыков производится также при горизонтальном положении конструкции, причем для сварки стыков с противоположной стороны приходится перекантовывать конструкции.

Стальные подкрановые балки в некоторых случаях, например для крайних рядов колонн, укрупняются в вертикальном положении вместе с тормозными конструкциями. Из-за смещения центра тяжести укрупняемого элемента при этом необходимо к опорным концам балки прикрепить дополнительные связи, обеспечивающие устойчивость элемента против опрокидывания.

В случае производства укрупнительной сборки стальных конструкций у место монтажа вместо стационарных стеллажей применяют переносные козелки или деревянные клети.

Блоки конструкций покрытия, укрупняемые на стенде, состоят из двух ферм, соединенных между собой постоянными или временными связями, или из всех элементов конструкций покрытия на одну ячейку здания, например укрупненного блока с одной металлической фермой.

Технологические блоки до подъема частично оснащаются коммуникациями и технологическим оборудованием.

Железобетонные стропильные фермы из двух полуферм укрупняются в вертикальном положении на стендах или в кассетах.

Объем и характер укрупнительной сборки зависит от параметров монтажных кранов, транспортных средств, конструктивных особенностей монтируемого здания или сооружения, а также экономической эффективности монтажа здания укрупненными монтажными единицами.

При монтаже зданий укрупненными единицами сокращается продолжительность и трудоемкость работ, полнее используются грузоподъемные механизмы, сокращается объем верхолазных работ, так как основные сборочные работы выполняются на уровне земли.

3.7 Обустройство и подготовка конструкций к монтажу

Обустройство подлежащих монтажу конструкций подразумевает их оснащение навесными подмостями, приставными и навесными лестницами, навесными люльками. Такое обустройство устраивают с целью обеспечения безопасных условий труда монтажников на высоте. Инвентарные навесные подмости, площадки и лестницы закрепляют к монтируемым элементам у мест их установки.

Применяемые для монтажа конструкций подмости разделяют на сборочные и монтажные.

Сборочные подмости служат временными, поддерживающими опорами для конструкций во время монтажа, амонтажные подмости являются рабочими. С них выполняют раз­личные операции: наводку стыков, сварку монтажных соединений, замоноличивание и др. Для работы у высоко расположенных монтажных узлов в покрытиях большепролетных зданий применяют башни — выдвижные или постоянной высоты, передвигаемые по рельсовым путям. На башнях устраивают монтажные площадки для сборки конструкций. Такие башни могут нести функции сборочных и монтажных.

Монтажные подмости бывают двух видов: наземные, устанавливаемые непосредственно на земле или иной опоре, используемые при выполнении монтажных работ на сравнительно небольшой высоте; подвесные и навесные, которые крепят к монтируемой конструкции до ее подъема и поднимают вместе с ней, либо навешивают на конструкцию после ее установки. Обычно такие подмости применяют при монтаже на значительной высоте. В качестве наземных подмостей используют переставные подмости и стремянки для работы на высоте до 3,2 м и приставные лестницы с площадками для работы на высоте до 14 м.

а — передвижные подмости; б — площадка-стремянка; в — приставная лестница с площадкой; г — навесная люлька с лестницей;

1 — секции лестницы; 2 — ограждение; 3 — навесная площадка; 4 — винтовой зажим; 5 — колонна; 6 — люлька; 7 — лестница; 8 — отверстия для крепления люльки;

Подвесные лестницы и подмости, закрепляемые на колоннах с помощью хомутов и закладных деталей, располагают в местах примыкания подкрановых балок, стропильных и подстропильных ферм, прогонов и др. Навесные люльки с лестницами навешивают на балки и фермы.

Монтажные подмости, лестницы и другие приспособления для безопасной работы на высоте изготовляют из стали и алюминиевых сплавов. Они должны быть легкими, надежными, удобными для установки и снятия после окончания работ.

Приставные лестницы с площадками являются основным элементом обустройства колонн для крепления ферм и подкрановых балок к колоннам при небольшой высоте здания. Существуют два основных типа монтажных лестниц с площадками: с несущей конструкцией в виде шпренгельной или решетчатой фермы. Первый тип предназначен для выполнения работ на высоте до 7,4 м, второй — до 14 м. Верхнюю часть лестницы крепят к колонне прижимными болтами, нижнюю упирают острыми упорами в землю или закрепляют тягами к колонне.

Навесные лестницы разработаны высотой 3,7 и 2,8 м с предохранительной корзиной и без нее; их навешивают на хомуты, специально закрепленные на колоннах на земле, или закладные детали колонн. Хомуты бывают двух видов — нормальные для крепления к колоннам у подкрановой консоли и облегченные для навески на колонны у мест закрепления ферм или балок покрытия. Основной способ навески — за верхние крючья лестниц. Хомуты можно навешивать на колонны различной ширины; недостаток конструкции хомутов в сложности их снятия после окончания монтажных работ.

В железобетонных колоннах значительно удобнее осуществлять навеску подмостей и лестниц за закладные детали. Для стальных колонн применяют те же элементы навески, что и для железобетонных, но эти элементы приваривают не к закладным деталям, а непосредственно к колонне.

Монтажные люльки, навешиваемые на балки, предназначены для проектного закрепления балок после предварительной установки на монтажные болты. Лестницы с люльками, навешиваемые на верхний пояс стропильной или подстропильной фермы (стальной или железобетонной), применяют для крепления связей, прогонов, распорок и монорельсов. Лестницы крепят к фермам за горизонтальные или наклон­ные пояса, а люльки навешивают на них с помощью крючьев за ступени в любом месте по высоте. Люльку можно подвешивать самостоятельно на ферме.

При монтаже средних и тяжелых колонн на них перед подъемом навешивают монтажные лестницы и площадки-подмости. Лестницы изготовляют отдельными звеньями длиной до 4 м.

Перед монтажом первых двух ферм к ним присоединяют временный поручень из арматурной стали, служащий опорой для монтажников. Кроме этого для безопасной работы монтажников в средней по высоте части стропильных, подстропильных ферм и подкрановых балок натягивают строповочные канаты. При укладке крайних плит покрытия до их подъема закрепляют струбцинами элементы временного ограждения.

Для подъема рабочих на высоту (на подкрановые балки, элементы покрытия здания и др.) применяют инвентарные маршевые лестницы высотой до 42 м. Лестницы устанавливают по внешнему контуру и внутри здания. Лестница состоит из отдельных секций длиной 6,9 м, размерами в плане 1,7 х 3 м с фланцевыми болтовыми соединениями по высоте. Лестницу крепят к каркасу здания через промежутки не более 9,2 м.

При значительной высоте зданий и сооружений целесообразно использовать инвентарные грузопассажирские подъемники, которые устанавливают в местах необходимого подъема рабочих и подачи мелких грузов.

В последнее время на строительных площадках появляется все больше рабочих платформ, конструкция которых состоит из рабочей клети со сдвоенными приводными электромоторами; конфигурация и размеры платформы легко заменяются в зависимости от условий и особенностей строительной площадки. Платформа размещается на самоходном, шасси, оснащена четырьмя телескопическими полноповоротными выносными опорами.

Разработано много вариантов платформ, предназначенных для самых разнообразных строительных работ вне и внутри помещений, в качестве примера можно привести платформу, которая поднимает для работы на высоту 15 м двух рабочих с грузом 650 кг. Управление автономное, пульт размещен на платформе. Для работы внутри помещений применяют платформу с шириной шасси 0,76 м и высотой в сложенном состоянии 1,64 м. Она легко проходит в дверные проемы, оснащена площадкой с грузоподъемностью 230 кг и ее можно использовать на высоте до 5,8 м. Внутренний радиус разворота равен 0,3 м.

Комплектация стыковых соединений (болтовых, заклепочных и др.) заключается в креплении на монтируемой конструкции в наземном положении всего необходимого для возможности ее соединения в проектном положении с основанием, на котором она устанавливается, и с соседними элементами каркаса, стыковка с которыми предусмотрена проектом.

Крепление чалочных канатов и других приспособлений необходимо для последующей выверки и временного закрепления конструкций. Канаты прикрепляют к конструкциям большой массы и вертикальной ориентации, поднимаемым на значительную высоту. Элементы, свободно подвешенные на монтажных траверсах, могут в процессе подъема начать вращаться вокруг своей центральной оси. Для контроля за положением таких элементов при подъеме к ним, в частности к фермам, на земле у опор закрепляют с каждой стороны по пеньковому чалочному канату, с помощью которых поддерживают при подъеме и наводят на опорные конструкции монтируемый элемент.

Источник

Строительные конструкции

Чичерин Василий. Блог инженера

Подготовка элементов конструкций к монтажу

Подготовка элементов к монтажу предусматривает: укрупнительну. сборку в плоские или пространственные блоки, временное усиление элементов для обеспечения их устойчивости и неизменяемости при подъеме, обустройство подмостями, лестницами, ограждениями и другими временными приспособлениями для безопасного и удобного ведения работ, закрепление страховочных канатов, расчалок, оттяжек и др.

Укрупнительная сборка необходима в тех случаях, когда из-за габаритных размеров или массы элементов их невозможно доставлять на строительную площадку в готовом, собранном виде. Из доставленных сборных железобетонных элементов (отправочных марок) производят укрупнительную сборку ферм длиной 24 м и более, высоких колонн одноэтажных промышленных зданий тяжелого типа. Иногда собирают плоскостные блоки -железобетонные колонны и ригели, создавая рамные системы, фермы покрытий, доставляемые в виде двух половин, панели стен, опускных колодцев и других конструкций. В металлических конструкциях сборку на строительной площадке выполняют для тех же конструкций, а также ферм покрытий с фермами световых и аэрационных фонарей.

Укрупнительную сборку осуществляют преимущественно на складах конструкций или на специальных площадках с устройством стационарных стеллажей. Элементы, подлежащие укрупнению в длину, подают враном со склада и укладывают на опоры стенда или кассет таким образом, чтобы совпали их продольные оси. Затем производят подгонку торцов или выпусков арматуры для достижения соосности элементов или отдельных стержней. После установки дополнительных хомутов и сварки стержней монтируют опалубку и производят бетонирование стыков. Класс бетона, которым бетонируют стык, и прочность его после твердения устанавливается проектом. Обычно класс бетона принимают такой же, как у соединяемых элементов, либо на один класс выше.

В последние годы широко применяют укрупнение конструкций в монтажные и монтажно-технологические блоки. Такое укрупнение существенно сокращает сроки строительства, так как ведется параллельно и даже с опережением возведения здания. Укрупнительную сборку при значительных объемах работ по укрупнению конструкций производят на сборочных площадках, оборудованных стендами или кондукторами, позволяющими закреплять конструкции и осуществлять их выверку и рихтовку в процессе сборки; иногда оборудуют конвейерные пинии. Сборные площадки располагают в зоне действия монтажных кранов или вблизи монтируемых объектов, либо вблизи складов, а конвейерные линии — вблизи объектов.

Укрупнение в блоки наиболее часто встречается при монтаже покрытий одноэтажных зданий по металлическим фермам и балкам. Блоки размером на ячейку здания укрупняют из ферм попарно с соединением их связями, прогонами, нередко также на земле укладывают штампованные металлические настилы или готовые щиты из легких материалов. Зачастую такой пространственный блок включает в себя: две подстропильные фермы, три стропильные и фонарные фермы, прогоны по фермам и фонарям, стальной профилированный настил сверху, как элемент покрытия.

Железобетонные фермы и колонны укрупняют на складах строительных конструкций и оттуда подают на монтаж в укрупненном виде. При сложности или даже невозможности транспортировать такой собранный элемент, укрупнение конструкции осуществляют у места установки, т. е. в зоне действия монтажного крана. Однако работа по укрупнению конструкций в зоне монтажных кранов в большинстве случаев непроизводительна. Поэтому, если позволяют условия транспортирования, ее необходимо выполнять на специальных площадках укрупнительной сборки, оснащенных грузоподъемным оборудованием и сборочно-сварочными приспособлениями. С целью уменьшения транспортных затрат эти площадки следует располагать возможно ближе к монтируемым объектам.

Для обслуживания сборочных площадок рациональнее использовать козловой кран, при котором значительно упрощается складирование, ибо конструкции можно распределить равномерно по всей площади независимо от их массы. Применение козловых кранов для механизации укрупнительно-сборочных операций удешевляет стоимость этих работ, уменьшает потребность в железнодорожных и гусеничных кранах большой грузоподъемности, стоимость эксплуатации которых в 1,5 ..2 раза выше.

Железобетонные фермы укрупняют в вертикальном положении в специальных стеллажах кассетного типа. Кассеты устанавливают под двумя узлами каждой полуфермы (рис. 8.4). Под опорными узлами их делают глухими, без приспособлений для регулировки, а в пролете -с регулировочными приспособлениями. Положение стыка собираемых элементов регулируют с помощью механических или гидравлических домкратов. Укрупнение железобетонных колонн производят в горизонтальном положении, выверку стыкуемых элементов обеспечивают специальными кондукторами.

Для укрупнительной сборки металлических конструкций устраивают стационарные стеллажи на специальных площадках возле строящихся объектов. Металлические фермы и подкрановые балки, из-за их большой поперечной гибкости укрупняют преимущественно в горизонтальном положении.

Стеллаж для укрупнения железобетонной фермы:

1 — одиночные кассеты; 2 — полуфермы, 3 — парные кассеты; 4 — горизонтальные винты

Горизонтально иногда укрупняют фермы длиной 24 м и более, в том числе с фонарями. Уложенные горизонтально части укрупняемых элементов совмещают на стеллаже сборочными отверстиями и закрепляют болтами или пробками. При отсутствии сборочных отверстий правильность совмещения стыкуемых элементов проверяют с помощью фиксаторов, закрепленных на прогонах стеллажа. Конструкция стеллажа позволяет сначала осуществить сварку верхнего и нижнего поясов сверху, затем во избежание потолочной сварки укрупняемый элемент перекантовывают на другую плоскость и проваривают стыки с другой стороны.

Укрупнение элементов в пространственные блоки размером на I ячейку обычно осуществляют при значительных объемах работ и выполняют на конвейерных линиях. Эта линия размещается на рельсовых путях, по которым на специальных тележках перемещают укрупняемые блоки. На каждом посту или стоянке конвейера выполняют определенные монтажные или сопутствующие и отделочные процессы. Блоки укрупняют из ферм, объединенных связями и прогонами, сверху устраивают кровлю в виде стального профилированного утепленного настила с покраской металлоконструкций, иногда с устройством мягкой кровли. Каждый пост оснащают необходимыми монтажными механизмами и приспособлениями.

Количество стоянок конвейера колеблется от 4 до 16, для удобства работы отделочные посты оборудуют тепляками, что дает возможность выполнять процессы независимо от погодных условий.

Временное усиление конструкций

Временное усиление осуществляют для восприятия монтажных усилий. Применяют усиление конструкций, когда расчетная схема конструкции и возникающие при подъеме элемента усилия не совпадают, что может привести к потере устойчивости и прочности конструкции или ее отдельных частей и узлов при подъеме. Потребность в таком усилении в большей степени относится к металлическим фермам, пояса которых, при большой нераскрепленной длине, могут оказаться недостаточно устойчивыми и жесткими при подъеме.

В процессе монтажа многие конструкции находятся в условиях, отличающихся от условий их работы при эксплуатации, хотя действующие на них нагрузки обычно меньше эксплуатационных, но приложены они почти всегда в местах, не соответствующих расчетной схеме. Во избежание деформаций конструктивные элементы и блоки конструкций, не обладающие достаточной жесткостью, в процессе транспортирования и подъема усиливают, увеличивая их жесткость, а при необходимости и прочность. Необходимость усиления проверяют расчетом. В проектах производства работ должны быть конкретные рекомендации по усилению конструкций на период транспортирования, подъема или до приобретения конструкцией необходимой прочности.

Наиболее часто усиливают колонны большой высоты, нижние части двухвет-вевых колонн, стальные и деревянные фермы, арки и рамы больших пролетов, элементы сборных железобетонных оболочек, армоцементных сводов, стальные цилиндрические оболочки, элементы листовых конструкций. Усиление высоких колонн, не обладающих достаточной устойчивостью при изгибе от их массы, производят натяжением пары тросов, прикрепляемым к стальным временным упорам.

Натяжение создает изгибающий момент, противоположный моменту, возникающему от массы колонны.

Металлические фермы обычно поднимают за узлы верхнего пояса. В процессе подъема за узлы в средней части фермы, в нижнем поясе фермы возникают усилия сжатия, при подъеме за узлы в торцах фермы появляются нерасчетные усилия в верхнем поясе; все это может привести к потере устойчивости элементом. Если ферма не была рассчитана на монтажные усилия, то для обеспечения устойчивости поясов фермы производят их временное усиление на период подъема и установки. В качестве усиления применяют металлический прокат, трубы, деревянные пластины, которые закрепляют болтами или хомутами к недостаточно прочным и жестким узлам усиливаемой конструкции

Усиление поясов металлической двутавровой фермы перед подъемом:

1 — ферма; 2 — места закрепления монтажной траверсы; 3 — усиление стенки фермы; 4 — усиление полки

Часто приходится усиливать и двухветвевые металлические колонны, подъем которых осуществляется поворотом с шарнирным закреплением одной из ветвей. В этом случае для предотвращения деформаций изгиба усиливают отдельные раскосы решетки.

Обустройство и подготовка конструкций к монтажу

Обустройство подлежащих монтажу конструкций подразумевает их оснащение навесными подмостями, приставными и навесными лестницами, навесными люльками/ Такое обустройство устраивают с целью обеспечения безопасных условий труда монтажников на высоте. Инвентарные навесные подмости, площадки и лестницы закрепляют к монтируемым элементам у мест их установки.

Обустройство конструкций каркаса при монтаже: а железобетонных;

а железобетонных; б — стальных; 1 — приставная лестница; 2 — навесная лестница; 3 — навесные подмости, 4 — страховочный канат, 5 — инвентарные распорки; б — навесные люльки

Применяемые для монтажа конструкций подмости разделяют на сборочные и монтажные. Сборочные подмости служат временными, поддерживающими опорами для конструкций во время монтажа, а монтажные подмости являются рабочими. С них выполняют различные операции: наводку стыков, сварку монтажных соединений, замоноличивание и др. Для работы у высоко расположенных монтажных узлов в покрытиях большепролетных зданий применяют башни — выдвижные или постоянной высоты, передвигаемые по рельсовым путям. На башнях устраивают монтажные площадки для сборки конструкций. Такие башни могут нести функции сборочных и монтажных.

Монтажные подмости бывают двух видов: наземные, устанавливаемые непосредственно на земле или иной опоре, используемые при выполнении монтажных работ на сравнительно небольшой высоте; подвесные и навесные, которые крепят к монтируемой конструкции до ее подъема и поднимают вместе с ней, либо навешивают на конструкцию после ее установки. Обычно такие подмости применяют при монтаже на значительной высоте. В качестве наземных подмостей используют переставные подмости и стремянки (рис. 8.7) для работы на высоте до 3,2 м и приставные лестницы с площадками для работы на высоте до 14 м.

а — передвижные подмости; б — площадка-стремянка; в — приставная лестница с площадкой, г -навесная люлька с лестницей; 1 — секции лестницы; 2 — ограждение; 3 — навесная площадка; 4 -винтовой зажим, J — колонна; 6 — люлька; 7 — лестница; 8 — отверстия для крепления люльки; 9 – ригель

Подвесные лестницы и подмостки, закрепляемые на колоннах с помощью хомутов и закладных деталей, располагают в местах примыкания подкрановых балок, стропильных и подстропильных ферм, прогонов и др. Навесные люльки с лестницами навешивают на балки и фермы.

Монтажные подмости, лестницы и другие приспособления для безопасной работы на высоте изготовляют из стали и алюминиевых сплавов. Они должны быть легкими, надежными, удобными для установки и снятия после окончания работ.

Приставные лестницы с площадками являются основным элементом обустройства колонн для крепления ферм и подкрановых балок к колоннам при небольшой высоте здания (рис. 8.8). Существуют два основных типа монтажных лестниц с площадками: с несущей конструкцией в виде шпренгельной или решетчатой фермы. Первый тип предназначен для выполнения работ на высоте до 7,4 м, второй — до 14 м. Верхнюю часть лестницы крепят к колонне прижимными болтами, нижнюю упирают острыми упорами в землю или закрепляют тягами к колонне.

Навесные лестницы разработаны высотой 3,7 и 2,8 м с предохранительной корзиной и без нее; их навешивают на хомуты, специально закрепленные на колоннах на земле, или закладные детали колонн. Хомуты бывают двух видов — нормальные для крепления к колоннам у подкрановой консоли и облегченные для навески на колонны у мест закрепления ферм или балок покрытия. Основной способ навески — за верхние крючья лестниц. Хомуты можно навешивать на колонны различной ширины; недостаток конструкции хомутов в сложности их снятия после окончания монтажных работ.

а — секционная приставная с площадкой; б — секционная приставная

В железобетонных колоннах значительно удобнее осуществлять навеску подмостей и лестниц за закладные детали. Для стальных колонн применяют те же элементы навески, что и для железобетонных, но эти элементы приваривают не к закладным деталям, а непосредственно к колонне.

Монтажные люльки, навешиваемые на балки, предназначены для проектного закрепления балок после предварительной установки на монтажные болты. Лестницы с люльками, навешиваемые на верхний пояс стропильной или подстропильной фермы (стальной или железобетонной), применяют для крепления связей, прогонов, распорок и монорельсов. Лестницы крепят к фермам за горизонтальные или наклонные пояса, а люльки навешивают на них с помощью крючьев за ступени в любом месте по высоте. Люльку можно подвешивать самостоятельно на ферме.

При монтаже средних и тяжелых колонн на них перед подъемом навешивают монтажные лестницы и площадки-подмости. Лестницы изготовляют отдельными звеньями длиной до 4 м.

Перед монтажом первых двух ферм к ним присоединяют временный поручень из арматурной стали, служащий опорой для монтажников. Кроме этого для безопасной работы монтажников в средней по высоте части стропильных, подстропильных ферм и подкрановых балок натягивают строповочные канаты. При укладке крайних плит покрытия до их подъема закрепляют струбцинами элементы временного ограждения.

Для подъема рабочих на высоту (на подкрановые балки, элементы покрытия здания и др.) применяют инвентарные маршевые лестницы высотой до 42 м. Лестницы устанавливают по внешнему контуру и внутри здания. Лестница состоит из отдельных секций длиной 6,9 м, размерами в плане 1,7 х 3 м с фланцевыми болтовыми соединениями по высоте. Лестницу крепят к каркасу здания через промежутки не более 9,2 м.

При значительной высоте зданий и сооружений целесообразно использовать инвентарные грузопассажирские подъемники, которые устанавливают в местах необходимого подъема рабочих и подачи мелких грузов.

В последнее время на строительных площадках появляется все больше рабочих платформ, конструкция которых состоит из рабочей клети со сдвоенными приводными электромоторами; конфигурация и размеры платформы легко заменяются в зависимости от условий и особенностей строительной площадки. Платформа размещается на самоходном, шасси, оснащена четырьмя телескопическими полноповоротными выносными опорами.

Разработано много вариантов платформ, предназначенных для самых разнообразных строительных работ вне и внутри помещений, в качестве примера можно привести платформу, которая поднимает для работы на высоту 15 м двух рабочих с грузом 650 кг (рис. 8.9). Управление автономное, пульт размещен на платформе. Для работы внутри помещений применяют платформу с шириной шасси 0,76 м и высотой в сложенном состоянии 1,64 м. Она легко проходит в дверные проемы, оснащена площадкой с грузоподъемностью 230 кг и ее можно использовать на высоте до 5,8 м. Внутренний радиус разворота равен 0,3 м.

Комплектация стыковых соединений (болтовых, заклепочных и др.) заключается в креплении на монтируемой конструкции в наземном положении всего необходимого для возможности ее соединения в проектном положении с основанием, на котором она устанавливается, и с соседними элементами каркаса, стыковка с которыми предусмотрена проектом.

Крепление чалочных канатов и других приспособлений необходимо для последующей выверки и временного закрепления конструкций. Канаты прикрепляют к конструкциям большой массы и вертикальной ориентации, поднимаемым на значительную высоту.

Элементы, свободно подвешенные на монтажных траверсах, могут в процессе подъема начать вращаться вокруг своей центральной оси. Для контроля за положением таких элементов при подъеме к ним, в частности к фермам, на земле у опор закрепляют с каждой стороны по пеньковому чалочному канату с помощью которого поддерживают при подъеме и наводят на опорные конструкции монтируемый элемент.

Платформа для работы на высоте до 15 м

Подготовка монтажных стыков заключается в устранении дефектов конструкции, очистке ее от грязи или наплывов водой или сжатым воздухом под давлением, ручными или приводными металлическими (проволочными) щетками. Производят подготовку мест сварки закладных деталей, проверку правильности проектных размеров арматурных выпусков, металлических соединений и наличия защиты закладных де-I талей от коррозии.

В стальных конструкциях проверяют правильность положения отверстий для монтажных болтов, применяемых для временного и постоянного соединения элементов, зачищают места сварки, проверяют комплектность стыковых накладок и косынок.

.2. Организационные принципы монтажа

Организационные принципы включают:

■ первостепенное выполнение работ нулевого цикла, включая прокладку коммуникаций к зданию;

■ поточный метод монтажа при увязанном по производительности комплекте подъемно-транспортных машин;

■ монтаж конструкций с транспортных средств («с колес»);

■ предварительное укрупнение на земле конструкций в неизменяемые блоки;

■ разбивка здания на монтажные участки или захватки с закрепленными на них комплексными бригадами рабочих и монтажными механизмами;

■ обеспечение ритмичной сдачи отдельных смонтированных участков возводимого сооружения для выполнения последующих работ;

■ выбор методов монтажа и механизмов на основе технико-экономического сравнения вариантов.

1.3. Технологическая структура монтажных процессов

Важным фактором для строителей является технологичность возводимого здания в целом, включая технологичность используемых монтажных элементов, которые подразумевают:

■ минимальное количество типоразмеров монтируемых элементов, т. е. степень типизации конструкций;

■ максимальная строительная готовность поставляемых конструкций — степень точности геометрических размеров и положения закладных деталей;

■ удобство строповки, подъема, установки и выверки всех элементов;

■ простота и удобство заделки всех стыков и заливки швов;

■ близкий к 1 показатель монтажной массы, выражающий отношение среднего веса конструкций к максимальному, т. е. их укруп-ненность и равновесность.

Комплексный технологический процесс монтажа сборных строительных конструкций — совокупность процессов и операций, в результате выполнения которых получают каркас, часть здания или сооружения, полностью возведенное сооружение. Вся совокупность процессов, позволяющая получить готовую смонтированную продукцию, состоит из транспортных, подготовительных, основных и вспомогательных процессов.

Транспортные процессы состоят из транспортирования конструкций на центральные и приобъектные склады, погрузки и разгрузки конструкций, сортировки и укладки их на складах, подачи конструкций с укрупнительной сборки или складов на монтаж, транспортирование материалов, полуфабрикатов, деталей и приспособлений в зону монтажа. При складировании конструкций особо контролируют их качество, размеры, маркировку и комплектность. При монтаже зданий с транспортных средств исключаются процессы разгрузки и сортировки, так как конструкции сразу подаются на монтаж.

Подготовительные процессы включают: проверку состояния конструкций, укрупнительную сборку, временное (монтажное) усиление конструкций, подготовку к монтажу и обустройство, подачу конструкций в виде монтажной единицы непосредственно к месту установки. Дополнительно входят процессы по оснастке конструкций приспособлениями для временного их закрепления и безопасного выполнения работ, нанесение установочных рисок на монтируемые элементы, навеска подмостей и лестниц, если это требуется выполнить до подъема конструкций.

Вспомогательные процессы включают подготовку опорных поверхностей фундаментов, выверку конструкций, если ее выполняют после их установки, устройство подмостей, переходных площадок, лестниц и ограждений, выполняемых в период установки конструкций.

Основные или монтажные процессы — установка конструкций в проектное положение, т. е. собственно монтаж. В состав монтажных процессов входят:

■ подготовка мест установки сборных конструкций;

■ строповка и подъем с необходимым перемещением в пространстве, ориентировании и установке с временным закреплением;

■ окончательная выверка и закрепление;

■ снятие временных креплений;

■ заделка стыков и швов.

В зависимости от вида конструкций, монтажной оснастки, стыков и условий обеспечения устойчивости, выверку можно осуществлять в процессе установки, когда конструкция удерживается монтажным краном, или после установки при временном ее закреплении.

Приведенная структура процесса монтажа строительных конструкций является обобщающей и в каждом конкретном случае может быть уточнена в сторону увеличения или уменьшения подлежащих выполнению отдельных операций и процессов.

Монтаж строительных конструкций (с точки зрения его организации) может быть осуществлен по двум схемам: монтаж со склада и монтаж с транспортных средств (рис. .1).

При осуществлении монтажа со склада все технологические операции, рассмотренные ранее, выполняют непосредственно на строительной площадке.

Принципиальные схемы монтажа со склада и с транспортных средств:

а — монтаж со склада; б — то же, с транспортных средств; 1 — возводимое здание; 2 — края; 3 с глад конструкций; 4 — дорога; 5 — тягач с полуприцепом под разгрузкой; б — полуприцеп после монтажа с него конструкций; 7 — постановка полуприцепа с конструкциями под кран

Монтаж «с колес» предполагает выполнение на строительной площадке в основном только собственно монтажных процессов. Полностью изготовленные и подготовленные к монтажу конструкции поставляют на строительную площадку с заводов-изготовителей в точно назначенное время и эти конструкции непосредственно с транспортных средств подают к месту их установки в проектное положение. Та-■кая организация строительного процесса должна обеспечивать комплектную и ритмичную доставку только тех конструкций, которые должны быть смонтированы в данный конкретный момент. Этот метод прогрессивен, при нем практически отпадает потребность в приобъектном складе, исключается промежуточная перегрузка сборных элементов, создаются благоприятные условия для производства работ на •тесненных строительных площадках, организация труда на строительной площадке начинает напоминать заводскую технологию сборочного процесса, обеспечивается ритмичность, непрерывность строительного процесса.

Способы и средства транспортирования конструкций

Доставка конструкций на строительную площадку может осуществляться всеми видами транспорта, а именно, наземным — автомобильным, железнодорожным, тракторным; водным и воздушным.

Основные факторы, влияющие на выбор строительного транспорта:

■ существующие вблизи транспортные коммуникации;

■ расположение заводов, комплектующих стройку сборными конструкциями;

■ временные и погодные условия;

■ масса, габариты конструкций, дальность их транспортирования.

Основной вид транспорта для перевозки сборного железобетона — автомобильный при дальности транспортирования до 200 км.

Отпуск сборных конструкций производят при достижении бетоном 100% -ной прочности в зимнее время и 70%-ной прочности в летнее, при условии, что завод-изштовитель гарантирует набор бетоном марочной прочности к 28-дневному возрасту.

Элементы длиной до 6 м транспортируют на бортовых автомашинах. Более длинные элементы — на автопоездах с прицепами и на без-бортовых полуприцепах при массе элементов более 14 т; на прицепах-трайлерах — до 40 т; на панеле-, фермо-, блоковозах — до 35 т.

При транспортировании длинномерных конструкций на фермовозах и аналогичных транспортных средствах боковые усилия от прохождения кривых участков дороги воспринимаются рамой машины. Скорость движения транспорта назначают из соображения сохранности доставляемых конструкций.

Укладку сборных элементов на транспортные средства производят с учетом следующих требований:

■ элементы должны находиться в положении, близком к проектному, за исключением колонн, которые перевозят в горизонтальном положении;

■ необходимо, чтобы элементы опирались на деревянные инвентарные прокладки и подкладки, располагаемые в местах, указанных в рабочих чертежах на изготовление этих элементов. Толщина прокладок и подкладок должна быть не менее 25 мм и не менее высоты петель и других выступающих частей элементов Применение промежуточных прокладок не допускается;

■ при многоярусной погрузке подкладки и прокладки следует располагать строго по одной вертикали;

■ элементы необходимо тщательно укреплять с целью предохранения от опрокидывания, продольного и поперечного смещения, а также ударов друг о друга;

■ офактуренные поверхности элементов должны быть защищены от повреждений.

Горизонтально перевозят элементы, укладываемые в сооружение и работающие в горизонтальном положении: балки, ригели, прогоны, плиты и панели перекрытий, балконные и кровельные плиты, высокие (более 1,5 м) стеновые блоки; а также длинномерные сборные конструкции — колонны и сваи.

Вертикально и наклонно транспортируют стропильные и подстропильные фермы, стеновые панели, панели перегородок.

Объемные элементы — блок-комнаты, блок-квартиры, санитарно-технические кабины перевозят в проектном положении.

Транспортирование по железным дорогам допускается только на особо дальние расстояния. Длинномерные изделия перевозят на двух платформах с шарнирным опиранием, исключающим возникновение изгибающих усилий в перевозимых конструкциях на кривых участках железнодорожного пути.

Металлические конструкции часто доставляют по железной дороге на большие расстояния в виде отдельных составных узлов, мелкие металлические элементы при этом транспортируют пакетами.

Деревянные конструкции из-за их малой жесткости в готовом виде перевозят редко, в основном — в разобранном виде по элементам пакетами.

При транспортировании автомобильным и железнодорожным транспортом размер грузов должен вписываться в габариты подвижного состава. Всякие отклонения от этих габаритов по высоте, ширине, длине требуют специального согласования и контролируемых условий перевозки.

Необходимый запас конструкций на складе устанавливают проектом производства работ с учетом календарного графика монтажа и площадей, которые могут быть отведены для раскладки конструкций в зоне действия кранов. Разгрузку доставленных на строительную площадку сборных конструкций обычно производят специальным разгрузочным самоходным краном и реже основным монтажным механизмом. Более экономичным и менее трудоемким является «монтаж с колес».

Приемка сборных конструкций

Монтирующая организация принимает поступающие на строительную площадку конструкции. Приемку сборных конструкций производят по паспортам на эти изделия с учетом допускаемых отклонений в размерах и по комплектовочным ведомостям. При приемке доставленных изделий необходимо проверять:

■ наличие штампа ОТК завода;

■ наличие осевых рисок и отметку положения центра тяжести конструкции;

■ наличие монтажных рисок для односторонне армированных элементов;

■ отсутствие повреждений, правильность геометрических размеров, расположение и крепление закладных деталей, наличие и проходимость каналов, отверстий и т. д.;

■ соответствие лицевой поверхности изделия требованиям проекта;

■ отсутствие деформаций, раковин, трещин, наплывов,

■ наличие необходимых борозд, ниш, четвертей, выпусков арматуры, защитных покрытий у закладных деталей.

Если изделие оказалось некачественным, его бракуют, оформляют соответствующий рекламационный акт при участии представителей генерального подрядчика, монтирующей организации и предприятия-изготовителя. Изделие подвергается ремонту, если это возможно, или отправляется назад изготовителю. Взамен на строительную площадку Поставляется новое, качественное изделие.

8.1.6. Складирование сборных элементов

Трудозатраты на хранение конструкций от общей трудоемкости монтажных работ составляют для металлоконструкций 12…25%, для железобетонных конструкций — 13…27%.

Склады размещают на спланированной площадке, с учетом стока ливневых и талых вод. Склады делят на центральные у путей прибытия грузов и приобъектные.

Величина запаса сборных конструкций зависит от условий доставки и может изменяться от полного объема элементов на здание практически до нуля, когда монтаж здания осуществляют с транспортных средств. Обычный запас конструкций — на 3…7 дней работы монтажных кранов. В отдельных экстремальных случаях запас конструкций доводят до 1 месяца работы.

При хранении конструкций на приобъектном складе необходимо:

■ раскладывать сборные элементы и размещать штабеля в зоне действия монтажного крана с учетом последовательности монтажа;

■ конструкции, имеющие большую массу (или парусность), располагать вблизи монтажного крана;

■ хранить сборные элементы в условиях, исключающих их деформирование и загрязнение;

■ на территории склада установить указатели проездов и проходов.

■ Все элементы складируют на деревянных подкладках размером 6 х 6 и 8 х 8 см, при этом должны быть обеспечены соосность укладки элементов, исключены возможности образования трещин и перенапряжений в бетоне конструкций

Складирование железобетонных (о) и металлических (б) конструкции:

I — подкладки; 2 — прокладки 3 — металлические опоры 4 — кассета

На складе более тяжелые конструкции располагают ближе к монтажному крану, а более легкие — дальше. С целью сокращения площади склада конструкции обычно хранят в штабелях. Проходы между штабелями необходимо устраивать в продольном направлении через каждые два смежных штабеля, в поперечном — не реже чем через 25 м. Ширина поперечных проходов должна быть не менее 0,7 м, а разрывы между штабелями — не менее 0,2 м. Складирование элементов необходимо организовать так, чтобы иметь доступ к любой конструкции для возможности определения ее маркировки и подготовки к монтажу.

Панели перекрытия, колонны, ригели, надколонные и пролетные плиты должны находиться в штабелях в горизонтальном положения. Оптимальные размеры штабелей: для колонн — 4 ряда, для ригелей я прогонов — 3 ряда, для плит покрытий и перекрытий — до 10…12 рядов, но максимальная высота штабеля не должна превышать 2,5 м.

На складе стеновые панели устанавливают вертикально или наклонно в металлических пирамидах или кассетах, крупноразмерные перегородки также складируют в деревянных кассетах, в положении, близком к вертикальному

Железобетонные и металлические элементы каркаса одноэтажных промышленных зданий укладывают у мест установки: легкие колонны -вершинами к фундаменту, тяжелые — нижним концом к фундаменту , подкрановые балки — параллельно ряду колонн на расстоянии от них 0…50 см. Расположение сборных элементов на складе должно быть таким, чтобы при их подъеме для установки в проектное положение вылет стрелы крана не изменялся, т. е. стрела крана при монтаже не поднималась и не опускалась.

Источник

Оцените статью