Преемственность между различными ступенями образования
статья по теме
В данной статье рассматривается вопрос о преемственности. Отмечается, что проблема организации преемственности наиболее четно прослеживается в двух ключевых точках- в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_vystuplenie.rar | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность между различными ступенями образования
Проблема преемственности в современной педагогической теории и практике рассматривается как сложный и многосторонний, который проявляется по-разному в различных условиях и имеет свою специфику. Именно этим вероятно вызваны различия в определениях понятия преемственности, поскольку каждым исследователем внимание акцентируется на одной из сторон процесса образования в соответствии с выбранными задачами. Именно поэтому в научной педагогической литературе можно найти множество разнообразных определений понятия преемственности. Многие из которых дополняют, развивая друг друга, либо противоречат, исключая друг друга.
Нам хотелось бы рассмотреть преемственность как последовательность в целостном учебном процессе, где в каждом последующем этапе продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.
Необходимость обеспечения преемственности отдельных ступеней системы образования – задача давняя, но актуальная и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Основных причин, способствующих возникновению проблемы преемственности, можно выделить несколько. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточный уровень готовности учащихся к успешному включению в учебно-познавательную деятельность нового, более сложного уровня.
Проблема организации преемственности наиболее четко прослеживается в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Обеспечение мягкого образовательного перехода с использованием разнообразных форм и методов работы, качественно отличающихся от предшествующих и от последующих, в большей степени возлагаются на учителя начальной школы.
В нашем образовательном учреждении «Гимназия № 2» имени Баки Урманче действует «Школа будущего первоклассника», главной особенностью которой является организация взаимодействия педагогов и будущих первоклассников, которые придут учиться именно в нашу школу. Инновационным компонентом в этой работе является встречи в «Школе для родителей», семинары-практикумы, совместные мероприятия с участием будущих первоклассников и родителей, педагогические гостиные и пр.
Данный вариант организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей будущих первоклассников, но и сформировать у них активную позицию в организации образования детей, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.
Ребенку спокойно и уверенно там, где ему все известно и понятно. Поэтому привыкание к педагогам, ознакомление со школой как зданием, постепенное освоение школьных правил – это также вклад в реализацию принципа преемственности.
Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен быть сделан не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период движение в учебном материале медленное и по объему незначительное. [ 2, с. 23 ] Школьники как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.
При организации плавного перехода от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей, к концу первого класса могут быть достигнуты следующие результаты образования:
- сложившиеся отношения доверия учителя с детьми и их родителями;
- сложившиеся отношения учебного сотрудничества в классе;
- учащиеся строят свое действие с учетом действий партнеров;
- достаточно высокий уровень инициативности, что проявляется в поиске недостающей информации с помощью умных вопросов, планирование совместных действий;
- дети осваивают объективные критерии оценивания, что способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- усваивают разнообразные средства (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм. [ 3, с. 23 ]
Поступательность и согласованность действий педагогов на различных этапах учебного процесса позволяет построить взаимодействия субъектов образовательного процесса таким образом, чтобы не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, сформировать симпатию к людям, и интерес к содержанию школьной жизни.
1.Проектные задачи в начальной школе: учебное пособие для учителя; под ред.А.Б.Воронцовой, — Москва: «Просвещение» — 2010.
Источник
Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования.
статья
Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_preemstvennost.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Котова Галина Алексеевна
Воспитатель ГБОУ Школа № 1161 СП-6
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Преемственность между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Многие навыки формируются с детства, такие как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования — это непрерывное образование ребенка. Дошкольная ступень формирует фундаментальные личностные качества ребенка, сохраняет радость детства. Школа подхватывает достижения дошкольника и развивает его потенциал. Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, переход от одной ступени образования к другой. Надо организовать единый развивающий мир – дошкольного и начального образования. Необходимо учитывать физическое развитие детей, познавательную активность, умственные способности, творческое воображение, коммуникативные умения [1. с. 25].
Готовность ребенка к школе является одним из ключевых моментов в реализации преемственности. Создания базовой культуры личности ребенка происходит благодаря дошкольному образованию.
Развитие интегративных качеств дошкольника – это результат сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, а также родителей и самих воспитанников. Все полученные качества необходимы для обучения в школе.
Нельзя забывать о психической готовности детей к освоению программ первой ступени (дошкольного образования). Дошкольник развивает любознательность (познавательная активность), творческие способности (умственные, художественные), коммуникативность. Благодаря преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальңой школы, дети, которые приходят в первый класс, могут и хотят учиться, у них присутствует учебная и познавательная мотивация [5. с. 2].
Надо дошкольников знакомить со школой: рассказывать о Дне знаний, проводить экскурсии по школе, устраивать встречи с первоклассниками, играть в школу, читать художественную литературу о школе и т.д. Единый образовательный процесс включает в себя важные задачи, которые связывают дошкольные и школьные годы: методическую работу, работу с родителями, работу с детьми. Эти задачи можно решить через проведение бесед, педсоветов, методических встреч для педагогов и детского сада.
Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Формирование готовности к обучению в школе – это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Переход детей в школу должен быть более мягким, адаптация к новым условиям быстрой [2. с. 28].
Когда будут согласованы цели воспитания, обучения, развития на уровне дошкольного и начального отделений школы, созданы учебные планы, определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды, тогда будет обеспечена преемственность дошкольного и начального общего образования. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети.
Не смотря на то, что преемственность в образовании – новое, к настоящему времени в системе образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности [4. с. 47].
Преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Для повышения эффективности обучения учитель начальной школы должен использовать игровые приемы, которые применяются в детском саду, а воспитатель – специальные учебные задания, упражнения, формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Ребенок должен не только получить знания, а уметь самостоятельно их добывать и применять [3. с. 35].
Наша задача — обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Таким образом, задача дошкольного образования в рамках преемственности – это обеспечение условий для психического развития ребенка, через виды продуктивной деятельности детей, а задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе.
Две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка получаемые в дошкольном учреждении.
- Белошинская А.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопр. Психологии. — 2008. № 6. — С. 39-45.
- Веденеева И.М. Преемственность предшкольного и начального образования // Начальная шк. Плюс до и после .- 2010. — № 4. – С. 39-42.
- И.Н. Калганова, Н.Е. Шевчугова. Преемственность дошкольного и начального образования // Н.Ш. № 2, 2007, С. 6.
- Опанасенко Л.Н. Опыт организации преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением // Начальная шк. плюс до и после. – 2011. — № 7. — С. 54-59.
- О.А. Соломенникова, Н.А. Баранникова Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения // Н.Ш. № 2, 2008г., С. 3.
Источник
Преемственность между ступенями образования
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Актуальность её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Что же такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности:
– отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым;
– формируются эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально – личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основания преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования.
Основаниями преемственности между детским садом и школой являются:
– развитие любознательности (это основа познавательной активности, интереса к учению у будущего ребенка);
– развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи;
– формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка (использование конструирования, сюжетно – ролевых игр, детского экспериментирования);
– развитие коммуникативности (умения обращаться со взрослыми, сверстниками).
Обучение детей в детском саду строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование, логика, ознакомление с пространственными отношениями, познавательные занятия и другие, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к шести годам).
Названные основания преемственности включены в содержание государственных стандартов как направления деятельности дошкольного образования.
На основе анализа педагогической деятельности процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
– на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
– школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка – дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Таким образом, целью ДОУ является всестороннее, общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям.
Целью начального образования является продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, на мой взгляд, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.
Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю, как цветок к солнцу.
Но вот сегодняшний дошкольник пришел в школу, и его встретил учитель. Всё сразу изменилось: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным, но и очень проблемным.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом “переходного” возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены будущей деятельности. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями.
Важнейшей причиной трудностей, с переходом в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой:
– взаимодействие программ обучения: класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих систем обучения – например по программе УМК “Перспективная начальная школа” – переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе и занимается по учебникам, изданным ещё до того, как дети поступили в начальную школу;
– преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала. Уровень изложения знаний в средней школе, значительно отличается от того, который был в начальной школе. Поэтому дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы;
– единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных и средних классах.
Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащегося (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. д.) которые влияют, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель средней школы при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.
Чтобы решить проблему преемственности нужно практиковать такую форму как сотрудничество учителей начального и среднего звена, администрации учреждения. В рамках этого сотрудничества проводить уроки, на которых в начальной школе присутствуют или проводят учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такую практику продолжать. Данная форма сотрудничества позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.
Источник