Преемственность между различными ступенями образования
статья по теме
В данной статье рассматривается вопрос о преемственности. Отмечается, что проблема организации преемственности наиболее четно прослеживается в двух ключевых точках- в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_vystuplenie.rar | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность между различными ступенями образования
Проблема преемственности в современной педагогической теории и практике рассматривается как сложный и многосторонний, который проявляется по-разному в различных условиях и имеет свою специфику. Именно этим вероятно вызваны различия в определениях понятия преемственности, поскольку каждым исследователем внимание акцентируется на одной из сторон процесса образования в соответствии с выбранными задачами. Именно поэтому в научной педагогической литературе можно найти множество разнообразных определений понятия преемственности. Многие из которых дополняют, развивая друг друга, либо противоречат, исключая друг друга.
Нам хотелось бы рассмотреть преемственность как последовательность в целостном учебном процессе, где в каждом последующем этапе продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.
Необходимость обеспечения преемственности отдельных ступеней системы образования – задача давняя, но актуальная и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Основных причин, способствующих возникновению проблемы преемственности, можно выделить несколько. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточный уровень готовности учащихся к успешному включению в учебно-познавательную деятельность нового, более сложного уровня.
Проблема организации преемственности наиболее четко прослеживается в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Обеспечение мягкого образовательного перехода с использованием разнообразных форм и методов работы, качественно отличающихся от предшествующих и от последующих, в большей степени возлагаются на учителя начальной школы.
В нашем образовательном учреждении «Гимназия № 2» имени Баки Урманче действует «Школа будущего первоклассника», главной особенностью которой является организация взаимодействия педагогов и будущих первоклассников, которые придут учиться именно в нашу школу. Инновационным компонентом в этой работе является встречи в «Школе для родителей», семинары-практикумы, совместные мероприятия с участием будущих первоклассников и родителей, педагогические гостиные и пр.
Данный вариант организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей будущих первоклассников, но и сформировать у них активную позицию в организации образования детей, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.
Ребенку спокойно и уверенно там, где ему все известно и понятно. Поэтому привыкание к педагогам, ознакомление со школой как зданием, постепенное освоение школьных правил – это также вклад в реализацию принципа преемственности.
Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен быть сделан не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период движение в учебном материале медленное и по объему незначительное. [ 2, с. 23 ] Школьники как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.
При организации плавного перехода от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей, к концу первого класса могут быть достигнуты следующие результаты образования:
- сложившиеся отношения доверия учителя с детьми и их родителями;
- сложившиеся отношения учебного сотрудничества в классе;
- учащиеся строят свое действие с учетом действий партнеров;
- достаточно высокий уровень инициативности, что проявляется в поиске недостающей информации с помощью умных вопросов, планирование совместных действий;
- дети осваивают объективные критерии оценивания, что способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- усваивают разнообразные средства (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм. [ 3, с. 23 ]
Поступательность и согласованность действий педагогов на различных этапах учебного процесса позволяет построить взаимодействия субъектов образовательного процесса таким образом, чтобы не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, сформировать симпатию к людям, и интерес к содержанию школьной жизни.
1.Проектные задачи в начальной школе: учебное пособие для учителя; под ред.А.Б.Воронцовой, — Москва: «Просвещение» — 2010.
Источник
Проблема преемственности в обучении на разных ступенях образования
статья на тему
Статья предназначена воспитателям ДОУ, учителям начальной и средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_preemstvennosti_v_obuchenii_na_raznyh_stupenyah_obrazovaniya.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Старжинская Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 414
Красносельского района
г. Санкт – Петербурга
Проблема преемственности в обучении на разных ступенях образования
Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития,
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий.
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка:
- внутри образовательного учреждения;
- между образовательными учреждениями;
- между образовательными учреждениями и другими институтами детства;
- между образовательными учреждениями и семьёй;
- между учёными и практиками и т.д.
Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования . Под преемственностью следует понимать построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие учащегося, его успешный переход на следующую ступень образования. Процесс преемственности обучения рассматривается как педагогическая система, которая содержит в себе следующие основные компоненты: содержательный, методический, организационный и компонент развития личности.
Содержательный компонент процесса преемственности отражает реализацию стандартов образования по учебным предметам на разных уровнях обучения, последовательное формирование знаний, умений и навыков учащихся, и построение непрерывного курса обучения, охватывающего все уровни школьного обучения.
Методический компонент отражает использование учителем методических средств, соответствующих психолого-педагогическим и возрастным особенностям учащихся и обеспечивающих плавный переход на следующий уровень обучения.
Организационный компонент обусловливает организационно-педагогические условия обучения школьников.
Согласование целей воспитания, обучения и развития на всех уровнях образования, подчинение всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки обеспечивается в компоненте развития личности.
С введением ФГОС изменяются требования к образовательной деятельности, в которой на место учеников – слушателей должны прийти ученики – активные участники в работе над поставленными задачами, что является особенностью системно-деятельностного подхода. В свою очередь основой данного подхода является формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Система образования в своем развитии поднялась сегодня на более высокий уровень. Но, говоря о преемственности, мы снова, сталкиваемся, к сожалению, с неиссякаемым потоком взаимных претензий между воспитателями-дошкольниками и учителями начальных классов, между учителями начальной школы и учителями-предметниками среднего звена.
Почему же это происходит? Может быть, потому что мы, педагоги трёх ступеней, решаем (или пытаемся решать) эту проблему параллельно, а эти звенья системы образования разделены «полосой отчуждения», и каждое звено борется со своими проблемами в одиночку?
Преемственность между детским садом и начальной школой
Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап — учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.
О преемственности всегда много говорили и писали. Учителя и педагоги дошкольных учреждений пытались как-то решить эту проблему. Но решалась эта проблема всегда с точки зрения подготовки детей к школе. В угоду школе многие дошкольные образовательные учреждения дублировали цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Игра и другие специфические для дошкольного возраста виды деятельности на практике вытеснялись занятиями.
С выходом ФГОС начального общего образования и ФГТ в основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы ДОУ с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Замечено, что портреты выпускника ДОУ и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду.
Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ И ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Преемственность детского сада и школы — это неразрывный двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени сохраняется самоценность детства и формируется базис личностной культуры ребёнка. Это послужит основой успеваемости школьного обучения.
Преемственность должна строиться:
- на учёте возрастных и психологических особенностей детей;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;
- на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.
Основаниями преемственности, которые обеспечивают психологическую готовность детей к школе, являются:
- развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика, обеспечивающей его интерес к учёбе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребёнка;
- развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе в учебной;
- формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка;
- развитие коммуникативности — умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Портрет выпускника ДОУ:
- физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками;
- любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
Портрет выпускника начальной школы:
- выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни;
- любознательный, активно познающий мир;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину ;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Итак, для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребёнка, возникающие у него в промежутках между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пережить и печаль, и расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие будет зависеть от помощи взрослых. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей.
Формы работы школы и детского сада.
1. Совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей детского сада с участием руководителей учреждений.
2. Проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей.
3. Организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей.
4. Беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;
5. Совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
6. Взаимопосещения утренников и концертов.
С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями должны разрабатываться планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
План преемственности включает следующие разделы.
1. Методическая и организационно-воспитательная работа.
2. Воспитание у детей интереса к школе.
3. Работа с родителями.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и детского сада является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников детского сада и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в детском саду, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
Преемственность между начальным и основным общим образованием
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения станет не эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Программа преемственности между средним и начальным звеном
5 класс – это переход из начального звена в средний, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
- Возрастает состояние стресса.
- Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам.
- Кабинетная система и много учителей-предметников.
- Сложность адаптации к учителям.
- Переутомление.
- Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке.
- Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая адаптация должна быть организована на уровне школы с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов. Эта работа должна проходить в рамках программы, действующей в стенах школы.
Цель данной программы : создать систему обеспечения преемственности в обучении и воспитании между начальным и средним звеном.
- Создание условий для развития учащихся.
- Повышение ответственности учителей за результаты обучения в среднем звене.
- Формирование единых требований к ЗУН и их соблюдение.
- Обеспечение обратной связи: школа – родители.
- Повышение мотивации учащихся к обучению в среднем звене.
Вывод: там, где соблюдается преемственность в работе учителей начальных классов и учителей-предметников, процесс формирования психологической готовности учащихся к школе идет более успешно. Эффективность этой работы во многом зависит от усилий администрации школы.
Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.
Источник