- ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕСТНИЦАМ И КАНАТАМ
- Лазание по наклонной или вертикальной лестнице.
- МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН проведения занятий с группой 3-го дежурного караула пожарной части по ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ. Тема: «Лазание по наклонной или вертикальной лестнице».
- 1. Лазание по наклонной лестнице
- 2. Лазание по вертикальной лестнице
- 3. Техника безопасности.
- Правила передвижения по вертикальной лестнице
- Методические рекомендации «Организация безопасного передвижения по лестницам в образовательной организации»
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕСТНИЦАМ И КАНАТАМ
10.3.9. Передвижение по вертикальным и наклонным лестницам производится в виде подъемов и спусков различными способами.
Подъем по вертикальной лестнице. Взяться правой рукой за ступеньку на высоте вытянутой вверх руки, а левой — на высоте груди, одновременно поставив левую ногу на нижнюю ступень (колено отвести слегка в сторону). Распрямляя левую ногу, перехватиться левой рукой за ступень над правой рукой, одновременно поставив правую ногу на очередную ступень (колено также отвести слегка в сторону). Поочередно меняя положение рук и ног производить подъем. При лазании по лестнице с ограничительными дугами и небольшим диаметром разворачивать в стороны целесообразно не только колени, но и ступни ног.
Подъем по наклонной лестнице производится поочередным перехватыванием рук и постановкой ног на ступени.
При спуске по лестницеработа рук и ног производится в обратной последовательности.
Подъем по штурмовой лестнице для подразделений пожарной охраны (рис. 79, 80, 81).
Передвижение по горизонтальному канату (веревке)выполняется различными способами, наиболее рациональными из них являются следующие:
Первый способ – встать спиной к направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком одной ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом другой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Поочередно перехватываясь руками, продвигаться вперед, ноги свободно скользят по канату. Оружие — за спиной (рис. 82).
Второй способ– встать спиной по направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком правой ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом левой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень Маховой ноги. Сгибаясь в пояснице и в тазобедренных суставах. Подтянуть ноги как можно ближе к рукам. Поочередно перехватываясь руками за канат и выпрямляясь, продвигаться вперед. Цикл этих движений повторять до конца каната, оружие — за спиной.
Передвижение по канату, перекинутому через овраг, производится стоя боком, приставными шагами, держась за страхующий трос руками.
Передвижение по вертикальному канату (шесту, веревке). Захватить руками как можно выше, согнуть ноги в коленях, подтягивая их к груди, а стопами захватить канат, одной стопой (подъемом) – снизу, другой стопой, ее подошвой, как бы наступить сверху на него, пропуская канат между коленями. Выпрямляя ноги в коленях, следует как бы встать во весь рост, опираясь на зажатый стопами канат. Перехватить руками по канату вверх до отказа, закрепиться. Далее вновь ногами проделать тоже действие и т.д. (рис. 83).
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Источник
Лазание по наклонной или вертикальной лестнице.
Создан: 2015-05-11 00:00:00
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой 3-го дежурного караула пожарной части по ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ.
Тема: «Лазание по наклонной или вертикальной лестнице».
Вид занятия: практический.
Отводимое время:45 минут.
Цель занятия: развитие силы, совершенствование умений личного состава по теме «Лазание по наклонной или вертикальной лестнице».
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Наставление по физической подготовке».
Проверить количественный состав дежурного караула и соблюдения формы одежды. Объяснить цель и задачу, раскрыть основные вопросы занятия.
Комплекс упражнений для разминки.
Разминочный бег и ходьба выполняются : обычным шагом, на носках, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы, с опорой руками о колени , пригнувшись; с высоким подниманием бедра в полу-присяде, в присяде, выподами, приставным и переменным шагом, с крестным шагом вперёд , в сторону.
Возможно сочетание ходьбы с прыжками. Бег может быть обычным, с высоким поднятием бедра, со сгибанием ног назад, с подниманием прямых ног вперёд или назад, со скрестным шагом вперёди назад, в сторону с поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов, с прыжками через препятствия, с передвижением по препятствиям.
Общеразвивающие упражнения включают в себя:
упражнения для мышц рук и плечевого пояса, поднимание прямых рук вперёд, вверх, в стороны, назад, одновременно, поочерёдно, последовательно;
упражнения для мышц туловища и шеи – наклоны головы, туловища вперёд, назад в стороны. Круговые движения головой, туловищем вправо и влево;
упражнения для мышц ног – сгибание и разгибание ног, выпады, выпрыгивания из упора «присев», пружинистые движения в приседе. упражнения для мышц спины.
Время отведённое на разминку рекомендуется распределять следующим образам:
разминочный бег и ходьба – 5 мин.
Общеразвивающие упражнения – 15 мин.
1. Лазание по наклонной лестнице
Лестница прислонена к стене под углом 60 0
Начало упражнения:
Пожарный стоит перед лестницей. Страховщик стоит у основания лестницы, чтобы не допустить ее соскальзывания.
Выполнение упражнения:
Пожарный не держась руками за лестницу поднимается вверх по ней до стены. Дойдя до стены разворачивается и спускается обратно.
2. Лазание по вертикальной лестнице
Лестница приставлена к стене и зафиксирована
Начало упражнения:
Пожарный стоит перед лестницей. Страховщик стоит у основания лестницы, чтобы не допустить падения с нее.
Выполнение упражнения:
Пожарный, держась руками за тетивы лестницы и переступая ногами через одну ступень поднимается по ней до самого верха. Поднявшись до самого верха задерживается и спускается обратно.
3. Техника безопасности.
Личный состав одет в спортивную форму, перед занятием провести разминку, самочувствие должно быть нормальным, в процессе проведения не допускать пере нагрузки. При обнаружении плохого самочувствия занятие самостоятельно прекратить и доложить руководителю о случившемся.
Обязательная страховка, мат перед перекладиной, убрать посторонние предметы.
Источник
Правила передвижения по вертикальной лестнице
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Методические рекомендации «Организация безопасного передвижения по лестницам в образовательной организации»
Авторы-составители: Субботина Т. В., Зубков В. Г., методисты ГМЦ ДОгМ.
Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации должно способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Результатом исполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы должно быть создание такой образовательной среды, в которой все условия будут гарантировать сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся (Приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). Образовательная организация, в соответствии со статьей 28 п. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Вместе с тем, согласно статистическим данным, много травм обучающиеся получают при передвижении по лестницам в образовательных организациях. Лестницы – одно из наиболее травмоопасных мест в образовательной организации. Ощущение опасности связано с узкими маршами, открытыми пролётами, скользкими ступенями, отсутствием поручней, плохим освещением, толпой, столкновением потоков.
Цель данных методических рекомендаций – помочь педагогическим работникам образовательной организации принять меры к снижению травмирования обучающихся на лестницах.
Основные причины травм обучающихся на лестницах
Анализ случаев травмирования обучающихся позволил определить основные причины получения травм на лестницах. К таким причинам относятся:
1. Рассеянность внимания обучающихся при перемещении по лестницам, а также бег, прыжки и столкновения.
2. Оставленные на лестницах предметы (неумение поддерживать чистоту и порядок).
3. Перенос груза по лестнице (загораживает обзор, мешает использовать перила, приводит к неустойчивому положению ног).
4. Незакреплённые или отсутствующие перила.
5. Скользкие, изношенные или разбитые ступеньки.
6. Недостаточное освещение.
7. Скользящая обувь.
8. Отсутствие контроля за передвижением обучающихся и необходимых ограничительных мер со стороны администрации образовательной организации.
9. Хаотичное движение обучающихся на лестничных маршах.
Организация безопасного движения по лестницам в образовательной организации
Лестница в образовательной организации – это не только удобство перемещения, но и объект повышенной опасности для обучающихся. В чём опасность лестниц в образовательной организации? Наши дети развиваются, максимально стараются познать мир вокруг себя, при этом у них отсутствует психологическое осознание того, насколько тот или иной объект опасен, и поэтому они смело двигаются вперед. Лестничные перила, как показывает практика, не в полной мере обеспечивают безопасность детей. Как уберечь детей от внезапного падения с лестницы? Главная мера – организовать безопасность передвижения.
Существуют определенные требования к организации безопасного передвижения по лестницам:
1. Безопасное движение по лестницам образовательной организации.
1.1. Технические требования:
— соблюдение нормативных требований;
— соответствие проектной документации;
— своевременное проведение текущего ремонта.
1.2. Организационные требования:
— определение оптимальных направлений движения по лестницам и контроль за движущимися потоками;
— ограничение скорости движения детей по лестницам;
— организация дежурства педагогов на переменах;
— своевременная уборка лестниц;
— организация раздельных потоков обучающихся;
— своевременное проведение расследований по фактам травматизма.
1.3. Педагогические требования:
— проведение воспитательной работы;
— сопровождение учителями начальной школы и воспитателями ГПД групп учащихся;
— проведение с учащимися учебных эвакуаций;
— изучение с детьми правил безопасности на лестницах и при передвижении по ним;
— использование наглядной агитации;
— показ личным примером.
2. Организация раздельных потоков обучающихся при движении на лестницах:
— частичное разделение потоков (при малом количестве лестниц, при выделении части здания в блок начальной школы);
— полное разделение потоков (в крупных зданиях с большим количеством лестниц, в зданиях, где не выделены отдельно блоки для начальной школы).
3. Безопасность лестниц в образовательной организации может быть достигнута с помощью таких мер, как:
— использование двухсторонних поручней разного уровня,
— использование контрастной окраски крайних ступеней,
— применение антискользящих насечек;
— оборудование просветов стоек должно быть на расстоянии не менее 10 см;
— высота поручней должна составлять не менее 1,2 метра;
— использование металла в качестве материала для изготовления лестниц;
— обеспечение качественной отшлифовки стойки ограждения, отсутствие на поверхности выступающих деталей или заусениц.
Требования безопасности к лестницам
Узкие лестницы особенно опасны, так как на них не могут сразу разойтись два потока. Их надо хорошо освещать, окрашивать или маркировать яркими цветами. Самым ярким цветом, не теряющим своей цветности при затемнении, является жёлтый и близкие к нему цвета.
В дошкольных отделениях и начальной школе лестницы требуют большего внимания. Воспитанники и младшие школьники испытывают страх высоты, вероятности быть сбитым с ног. Дети плохо понимают, где лево, а где право, в таком случае можно рекомендовать направляющие цветовые решения, например, разделение потоков верх/вниз при помощи цветовых полос.
Некоторые школы используют цвет для маркировки этажей или кодируют цветом лестницы в разных школьных корпусах.
Для разделения потоков на более широких лестницах можно использовать разделительные перила по центру. Такое решение даёт лучший результат для безопасного передвижения.
Необходимо использовать для ступеней качественные нескользящие материалы. Для уже существующих лестниц рекомендуются нескользящие накладки, о которые нельзя споткнуться.
С этой точки зрения резиновые полосы вдоль края ступени, используемые в некоторых образовательных организациях, не оправдали себя, так как резиновое полотно имеет определенную толщину, о которую можно зацепиться ногой, их сложно мыть, они оказываются проблемой для обучающихся, имеющих обувь с каблуками.
Особое внимание надо уделять освещению лестницы, необходимо заранее продумать, чтобы выключатели были доступны. Особенно хорошо должна быть освещена первая и последняя ступеньки. Хорошо, если свет и тень будут резко контрастировать на проступи и подступенке. В результате граница станет четко видимой, ведь большинство травм происходит из-за соскальзывания ноги именно с края ступени. Удобной может быть система, автоматически включающая свет на несколько минут, достаточных для того, чтобы подняться или спуститься.
Следует помнить, что высота каждой ступени должна быть строго одинаковой. Неодинаковая высота ступеней является причиной многих травм, полученных на лестницах.
Безопасность лестницы зависит также и от материала, из которого сделаны ступени. Если лестница облицована полированным камнем, то необходимо дополнительное противоскользящее ковровое покрытие, закрепляющееся на ступеньках. Специальные коврики для ступенек используются не только для каменных ступеней, они могут быть закреплены на ступеньках из любых материалов. Они не только препятствуют скольжению, но и защищают лестницу, продлевая срок её службы.
При организации безопасного передвижения обучающихся по лестницам можно использовать правила безопасности на лестнице (Приложение № 1).
Как правило, опасности могут возникать в самых обыденных местах, когда их не ждешь. Строгие меры и законы не помогут снизить травматизм, если в каждой образовательной организации в целом не будут созданы и безопасная образовательная среда, и условия для развития системы формирования безопасности личности, безопасного поведения обучающихся.
Литература:
1. ГОСТ 23120-78. Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия.
2. ГОСТ 9818-85. Марши и площадки лестниц железобетонные.
3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями).
Материал для изучения с обучающимися правил безопасности на лестнице
1. Почему люди падают на лестницах?
Непосредственными причинами падения на лестницах являются:
— проскальзывание ноги на ступени,
— проступь мимо ступени,
— опора пяткой или носком на край ступени,
— зацеп одной ноги за другую,
— запутывание ног в одежде,
— зацеп за слетевшую с ноги обувь,
— зацеп за посторонние предметы, оставленные на лестничном марше.
2. Поведенческие факторы падений на лестницах.
Правило, способное предупредить падение на лестнице, гласит: «Передвигаясь по лестнице, думайте только о передвижении по лестнице». Большинство поведенческих причин падений на лестницах связаны со спешкой, отвлечением внимания и одновременными занятиями другими делами. Идя по лестнице, необходимо смотреть под ноги и держаться руками за поручень. В крайнем случае – держать руку возле поручня, чтобы успеть схватиться за него при необходимости.
Люди чаще всего падают на лестницах, перепрыгивая через ступени, невнимательно ставя ноги на ступени, на край ступени, одновременно разговаривая с собеседником, говоря по мобильному телефону или работая с мобильным устройством.
Падениям способствует слетающая с ног обувь, обувь на высоких каблуках, на скользкой подошве.
Переноска больших или тяжелых предметов также способствует падениям как из-за потери равновесия, так и из-за ограничения поля зрения. Помните, что при движении по лестнице одна рука около поручня всегда должна быть свободна.
3. Как предотвратить падение и травмирование на лестнице.
3.1. Не отвлекайтесь. Некоторые люди так часто спускаются по лестнице, что совершенно не смотрят под ноги, и это становится причиной множества несчастных случаев. Согласно проведенным исследованиям, люди обычно смотрят только на первые три ступеньки лестницы и не обращают внимание на все остальные. Спускаясь вниз по незнакомой лестнице, ступайте на каждую ступеньку осторожно.
3.2. Не торопитесь. Не неситесь и не сбегайте вниз по лестнице. Никогда не переступайте ступеньки. Внимательно смотрите, куда ступаете, особенно у основания лестницы. Многие несчастные случаи происходят в тот момент, когда человек считает, что уже спустился, и делает шаг в пустоту.
3.3. Важно держаться за поручень. Поручни являются эффективным средством для предотвращения падения с лестницы. Поручень должен беспрепятственно тянуться от начала и до конца лестницы без каких-либо пробелов.
У основания поручень должен по крайней мере достигать длины одной ступени. Это позволит повысить устойчивость достижения конца лестницы.
3.4. Лестница должна быть заметной. Причиной множества случаев падения становится ошибочная оценка расстояния до лестницы. Наиболее распространённая стратегия – нарисовать яркую полосу вдоль края каждой ступеньки. Если лестница станет более заметной, то труднее будет ошибиться.
3.5. Ходите по лестнице в соответствующей обуви. Обувь с хорошей подошвой повысит вашу устойчивость при спуске вниз по лестнице. Хождение в обуви на высоком каблуке, с мягкой подошвой приведёт к соскальзыванию вниз по лестнице.
3.6. Не ходите в одежде, которая тянется по полу. Спускаясь вниз или поднимаясь вверх по лестнице, очень легко наступить на длинную, стелящуюся юбку или брюки. Тогда вы вряд ли сможете избежать падения.
Ношение чрезмерно длинной одежды помешает увидеть ноги, а отсутствие зрительного подтверждения положения ног на лестнице повышает риск падения.
4. Правила безопасного поведения на лестничном пролёте:
1) Двигаться по лестнице спокойно, с правой стороны.
2) Не допускать столкновения с другими людьми, идущими по лестнице.
3) Быть внимательным. Смотреть под ноги. Не отвлекаться разговорами.
4) Не перешагивать через несколько ступеней.
5) Не ставить ногу на край ступеньки. Нога должна прочно стоять на ступеньке.
Правила безопасного поведения в коридорах (рекреациях) и на лестницах
1. Общие требования безопасности.
1.1. При нахождении в коридоре (рекреации) и на лестницах учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся.
1.2. Опасными и вредными факторами в коридорах (рекреациях) и на лестницах являются:
— отсутствие ограждений на лестницах и в местах перепада высот;
— дефекты покрытия полов.
1.3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить дежурному учителю или администратору.
1.4. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.
2. Требования безопасности перед выходом в коридор (рекреацию), при входе на лестницу.
2.1. Изучить содержание настоящих Правил.
2.2. Дверь в коридор (рекреацию), на лестницу открывать осторожно, чтобы не нанести ею травму другим людям.
2.3. Убедиться в том, что при этом не произойдёт столкновения с другими учащимися (взрослыми).
2.4. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить дежурному учителю или администратору.
2.5. Запрещается выходить в коридор (рекреацию), входить на лестницу в случае обнаружения их несоответствия установленным в данном разделе требованиям.
3. Требования безопасности при нахождении в коридоре (рекреации), на лестнице.
3.1. Во время нахождения в коридоре (рекреации), на лестнице учащийся обязан:
— соблюдать настоящие Правила;
— при прохождении мимо дверей соблюдать осторожность во избежание получения травмы открывающейся дверью;
— при ходьбе по лестницам придерживаться правой стороны;
— неукоснительно выполнять все указания дежурного учителя и администратора;
— постоянно поддерживать порядок и чистоту в коридорах (рекреациях), на лестницах.
3.2. Учащимся запрещается:
— бегать по коридорам (рекреациям), лестницам;
— толкаться, устраивать потасовки;
— оставлять в проходах и на лестницах портфели, сумки и другие предметы;
— собираться в группы в узких местах коридоров и на лестницах;
— пользоваться лестницами без ограждений;
— находиться рядом с перепадом высот при отсутствии ограждений;
— выносить в коридор (рекреацию), на лестницу и из коридора (рекреации) любые предметы (мебель, оборудование и т. д.).
4. Требования безопасности при выходе из коридора (рекреации), сходе с лестницы.
4.1. Выходить из коридора (рекреации), сходить с лестницы необходимо, соблюдая очередность, пропуская вперед младших, взрослых и не создавая сутолоки.
4.2. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, ограждений проинформировать об этом дежурного учителя или администратора.
Источник