- Пожарная автолестница
- В каких ситуациях используется автолестница
- Разновидности пожарных автолестниц
- Конструктивные особенности автолестницы
- Требования к эксплуатации
- Заключение по теме
- Пожарная машина с лестницей
- Предназначение пожарной автолестницы
- Особенности конструкции
- Основное оборудование
- Платформа
- Передняя опорная рама
- Коленья
- Опорное устройство
- Гидромеханизмы
- Электрооборудование
- Классификация автолестниц
- Востребованные модели
- Правила эксплуатации
- Маркировка автолестницы
Пожарная автолестница
Сложности тушения высотных зданий присутствуют и сегодня. Но в настоящее время стало это делать намного проще, потому что в арсенале пожарных частей появилось большое количество разного пожарного оборудования. Одно из них – пожарная автолестница. Эта конструкция является раздвижной, при этом она поворачивается на 360° вокруг своей опоры. А часть названия, имеется в виду «авто», говорит о том, что базируется лестница на пожарном автомобиле серийного производства.
В каких ситуациях используется автолестница
В принципе, ее назначение ничем не ограничено, хотя есть свои определенные, даже можно сказать, стандартные правила применения. Их не так много:
- тушение очагов возгорания, когда пожарные водой или пеной заливают сверху горящие объекты;
- проведение спасательных работ, то есть эвакуация людей, которые были отсечены огнем на верхних этажах;
- доступ спасателей на верхние этажи горящего здания;
- доставка оборудования, инструментов и техники на требуемую высоту.
При этом высота пожарной лестницы пожарной машины ограничена лишь паспортными данными автомобиля и самого устройства. Все зависит от типа лестницы.
Разновидности пожарных автолестниц
Классификация этого типа пожарной техники проводят по трем критериям:
- максимальной длине пожарной лестницы на машине;
- количеству секций;
- типу используемого привода.
Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем больше колен, тем длиннее само устройство. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на длину лестницы. Это длина секций. Начнем с количества колен. Современные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.
Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная:
- длина секции равная 20 м, их называют легкими;
- в пределах 20-30 м, это средней тяжести приборы;
- больше 30 м – это тяжелые модификации.
К длине пожарной лестницы на машине инженеры подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).
Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют три их вида:
- механический;
- гидравлический;
- комбинированный.
Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении – гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.
АЛ 50-131 на основе ЗИЛ131
Теперь о маркировке. В нее входят и буквенные, и цифровые обозначения. Рассмотрим маркировку на примере одной модели – АЛ50(131)Л21. Расшифровывается аббревиатура так:
- А – автомобильный вариант исполнения;
- Л – это лестница, а не другая техника;
- 50 – максимальная высота пожарной лестницы на машине, то есть ее длина, обозначаемая в метрах;
- 131 – это автомобильная база, в данном случае ЗИЛ131;
- Л (за скобкой) – эта буква говорит о том, что автолестница снабжена люлькой;
- 21 – номер модели от производителя.
Конструктивные особенности автолестницы
Необходимо отметить, что разнообразия автомобильного шасси предполагает различия в устройстве автолестниц. Рассмотрим ее устройства на примере самого распространенного автомобиля в России, маркируемой так – АЛ 30.
В состав автомобиля входят:
- соответствующее шасси на платформе, сюда же входит и опорная рама;
- лестница, состоящая из нескольких секций;
- устройство подъемно-поворотное;
- устройство опорное;
- гидромеханизмы и трансмиссия;
- автоматика и пульт управления;
- устройство переговорное и прочее.
Пожарная автолестница марки АЛ 30
В основе гидромеханизмов лежит гидронасос, который ременной передачей связан с мотором пожарной машины. Именно так создаются усилия для подъема и поворота автолестницы.
В этой модификации автолестниц используют коленья, изготовленные из низкоуглеродистой стали. Это сделано специально, потому что марка этой стали не только прочная. Она обладает высокой пластичностью, не поддается коррозии металлов и хорошо сваривается. При этом конструкции из этой стали обладают небольшим весом.
Каждая секция – это две сваренные между собой фермы, состоящие из тетив и ступеней. Последние изготавливаются из труб прямоугольного сечения, но крайние из них из круглых труб. Промежуточные ступени снабжаются резиновыми прокладками, которые к трубам крепятся двумя хомутами. Резина – это элемент антискольжения.
Нижняя секция является несущей, то есть именно она несет вес всей конструкции и людей, по ней перемещающихся. Своим нижним концом колено упирается в опорные дуги подъемной рамы. Перемещаются коленья относительно друг друга с помощью канатов, роликов и направляющих. При выдвижении все части лестницы начинают перемещаться одновременно. При этом скорость выдвижения стандартная и одинаковая между коленьями. В конструкции АЛ 30, а именно в составе лестницы, есть еще одна секций, она короткая. Ее выдвигают вручную, если основного устройства не хватает, чтобы достать до окна или крыши. Но учтите, что это звено не является несущим. То есть в любом случае автолестница должна упираться на верхнее колено.
Упор лестницы производится всегда на верхнее колено
В комплектацию нижней части лестницы входит угломер. С его помощью определяется угол наклона конструкции, а также соотношении длины к углу.
Габариты пожарной машины с лестницей марки АЛ 30:
- длина – 11 м;
- ширина – 2,5 м;
- высота – 3,2 м.
Эффективность работы пожарных на автолестницах во многом зависит от того, на какую высоту она может поднять спасателей. В этом плане самые высокие пожарные автолестницы – это техника от финской компании «Bronto». А именно ее телескопическая модификация под маркой Bronto Skylift F 112 HLA. Длина вылета конструкции составляет 112 м. И это еще не все. Лестница сконструирована таким образом, что она своим верхним краем может доставать до высоты 90 м при смещении вбок на 25 м.
Bronto Skylift F 112 HLA
Требования к эксплуатации
Существуют стандартные нормативы эксплуатации и обслуживания автолестниц. Основные пункты таковы:
- Содержать технику в исправном техническом состоянии, в полной комплектации.
- После использования (пожар или учения) автомобиль и лестницу обязательно очищают. При этом проводят смазочные операции согласно карте смазки.
- Если при осмотре на тросах обнаружены даже самые незначительные обрывы, то их необходимо заменить.
- При установке пожарной лестницы-машины около горящего объекта необходимо учитывать удобство применения. Поэтому чем ближе автомобиль подойдет к стенам объекта или к его ограждениям, тем лучше.
- Нельзя останавливать пожарную машину, если ее колеса попали на крышки люков колодцев, защитные ограждения траншей или котлованов.
- Нельзя эксплуатировать автолестницу, если угол наклона меньше 6°.
- В подготовку к работе включается поднятие ручного тормоза и опускание опорных щек.
- Первый маневр – поднятие лестницы в сборе.
- Затем производят ее раздвижение. Первые метры проводят на малых скоростях.
- Как только конструкция будет поднята на требуемую высоту, двигатель автомобиля надо заглушить.
- Пожарные и спасатели должны подниматься и спускаться друг за другом с интервалом не менее 3 м.
- При работе необходимо учитывать расположение линий электропередач. При этом придется учитывать высоту лестницы пожарной машины.
Заключение по теме
Случаев, когда автолестница является единственным способом эвакуировать людей из горящего здания, большое количество. А так как сама конструкция является сложной, а работать с ней позволяют профессионалам, то эксплуатировать автолестницу надо с учетом жестких правил и требований. Никаких отклонений. К тому же неправильная эксплуатация может привести к поломке. А техника этого типа стоит немалых денег, да и ремонт обойдется в копеечку.
Источник
Пожарная машина с лестницей
Пожарная автолестница (АЛ) позволяет осуществлять работы по тушению возгораний и эвакуации пострадавших на высоте. Для того чтобы разобраться в вопросе использования автолестниц в условиях пожара, необходимо определить задачи, виды, ТТХ и правила эксплуатации АЛ.
Предназначение пожарной автолестницы
Автолестница используется в следующих целях при пожаротушении:
- подъем спасателей на высокие этажи;
- эвакуация пострадавших в случаях, когда использование традиционных методов эвакуации невозможно;
- доставка средств пожаротушения на высокие этажи;
- пункт наблюдения за процессом развития пожара;
- место определения осветительных приборов и прожекторов;
- транспортировка разрушенных конструкций при разборе завалов.
Внимание! На рынке пожарной техники появилось особое оборудование, которое объединяет функции пожарных цистерн и автолестниц. Оно называется автоцистерна пожарная с лестницей. Фото этой техники вы сможете найти в интернете.
Особенности конструкции
Пожарная машина с лестницей обладает широким функционалом и позволяет совершать большое количество действий при пожаротушении.
Основное оборудование
Элементы конструкции автолестницы:
- шасси;
- платформа;
- передняя опорная стойка;
- силовая установка;
- коленья;
- двигательные механизмы;
- гидроприборы;
- электроустройства;
- пульт управления.
Пожарная машина с лестницей
Платформа
Платформа позволяет удобно обслуживать механизмы автолестницы, а также размещать противопожарные средства в особых местах хранения.
В целях безопасности необходимо соблюдать правила:
- Напольное покрытие на платформе должно быть выполнено из нескользких рифленых материалов, чтобы избежать скольжения, которое приводит к травмам и несчастным случаям.
- Освещение отсеков составляет от 10 лк.
- В отсеки не должна попадать вода или легковоспламеняющиеся вещества, также проводится тщательная уборка, чтобы исключить скопление пыли.
- Подъем на платформу осуществляется по подножке. Нижняя ступень должна находиться на расстоянии до 500 мм от земли.
Внимание! Позади платформы устанавливают ящик, в котором размещают противопожарные устройства. Проход к бензобаку ограничивается специальными дверями.
Передняя опорная рама
Позади рубки водителя устанавливается передняя опорная рама. Это механизм, который подпирает коленья при отсутствии движения.
Чтобы коленья не сдвигались, срабатывает механизм пружинных защелок рамы, закрепленных на направляющих.
Для того чтобы коленья не двигались произвольно, рама оборудована запорным крюком. Он опускается под своим же весом, когда лестница поднимается, и освобождает колено.
Коленья
Система коленьев формируется из четырех главных колен и одного вспомогательного.
Каждое из них – надежная стальная конструкция, состоящая из двух модулей, крепко скрепленных между собой.
Все коленья одинаковые по устройству, но различаются по весу и габаритам.
Внимание! Для упрощения передвижения по лестнице коленья покрывают рифлеными накладками из резины. Нумерование коленьев происходит сверху вниз.
Нижнее считается основным. Оно закреплено шкворнем и перемещается с помощью направляющей дуги. Именно с помощью нижнего колена осуществляется изменение угла наклона лестницы.
Фиксируют коленья автоматическими замыкателями.
Опорное устройство
Устройство опоры помогает достичь устойчивости автолестницы и предотвратить перегрузку коленьев.
В систему входят:
- опорная рама;
- выдвижные опоры (4 штуки);
- устройство управления золотников.
Гидромеханизмы
Гидроустройство автолестницы позволяет настроить работу исполнительных механизмов.
Гидросистема включает в себя:
- гидронасос и помпу;
- бак для воды;
- фильтр;
- краны управления;
- гидромоторы;
- клапан-предохранитель;
- осевой коллектор;
- краны-переключатели;
- гидрозамки;
- кран-разгрузчик;
- авторегулятор оборотов.
Электрооборудование
В систему электроустройства АЛ входит управление шасси и дополнительными электромеханизмами (предохранители, освещение и т. д.).
Напряжение для питания электрооборудования АЛ – 24 В от сети шасси по однопроводной электросхеме.
Электрооборудование АЛ включает в себя:
- управление опорами и поворотной платформой;
- ящики соединения;
- фонари опор;
- индуктивные датчики;
- предохранители и выключатели;
- устройство для переговоров;
- релейный шкаф;
- электродвигатель;
- педали;
- электрозащита;
- розетка 220 В;
- освещение отсека;
- управление горизонтированием.
Внимание! Все устройства электросети объединены кабелями. Щиток управления находится в кабине водителя.
Классификация автолестниц
Существует несколько разновидностей классификаций автолестниц.
Типы лестниц в зависимости от высоты подъема приведены в таблице.
Тип | Высота подъема, м |
АЛ 10-15 | 10–15 |
АЛ 16-20 | 16–20 |
АЛ 21-25 | 21–25 |
АЛ 26-31 | 26–31 |
АЛ 32-40 | 32–40 |
АЛ 41-52 | 41–52 |
АЛ 53-60 | 53–60 |
По исполнению выделяют такие виды АЛ:
- без съемной люльки и лифта;
- со съемной люлькой;
- с лифтом;
- со схемной люлькой и лифтом.
Более того, существуют другие разновидности:
- Телескопические. Эффект движения происходит из-за смещения блоков и их фиксации в окончательном положении. Возможно отрегулировать длину стрелы, однако такие лестницы менее надежны и удобны.
- Коленчатые. Состоят из блоков, соединенных надежным коленом. Очень мобильные и компактные устройства. Могут передвигаться в 3 направлениях. Нельзя отрегулировать длину стрелы.
Востребованные модели
На рынке пожарного оборудования представлено огромное количество моделей автолестниц. Купить предлагается либо современные устройства, либо те, что уже несколько лет подряд надежно удерживают звание лучших из-за своих характеристик.
Данная модель предназначена для:
- оперативной транспортировки оборудования в место возгорания;
- подъема спасательной службы и средств пожаротушения на высокоотажные дома высотой до 30 м;
- эвакуации людей, запертых в горящих помещениях на высоте до 30 м;
- подъема грузов (при сдвинутой лестнице).
АЛ-30 возможно эксплуатировать при температуре от –40 до +40 градусов Цельсия. Допустимая скорость ветра при высоте 30 м – 10 м/с.
Примеры моделей: АЛ-30 Mercedes-Benz Unimog 5000, АЛ-30 TATRA-T815, АЛ-30 ЗИЛ 433112.
Установка используется для:
- транспортировки противопожарных средств и спасательной команды в место возгорания;
- доставки оборудования на высоту до 50 метров;
- спасательных операций на высоте в 50 метров в случаях отсутствия возможности у людей выйти через эвакуационные ходы и пожарные лестницы;
- пожаротушения и разбора завалов.
Примеры моделей: АЛ-50 КамАЗ-53229, АЛ-50 VOLVO FL 626.
Правила эксплуатации
Работа с автолестницей регулируется законом. Любое нарушение техники безопасности может привести к гибели людей и усложнению процесса пожаротушения. Правила следующие:
- все автолестницы должны проходить плановый технический осмотр, поломки необходимо немедленно устранять;
- лестницы устанавливают на расстоянии от объекта возгорания, чтобы обеспечить нужный угол наклона;
- лестницу выдвигают на 1 метр выше кровли здания, а затем сажают на замыкатели;
- если автолестница опирается на строительные конструкции, необходимо выключить двигатель;
- специалисты, работающие на автолестнице, должны быть в защитных касках;
- двигатель не выключают, если на автолестнице есть люлька;
- запрещено проливать воду на коленья лестницы;
- водитель не должен оставлять устройство включенным во время своего отсутствия или перерыва;
- подача с автолестницы активного вещества осуществляется только после звукового или светового сигнала из базы от руководителя пожаротушения.
Внимание! К управлению автолестницами допускаются только мужчины от 21 года, прошедшие курсы и получившие разрешение на работу с данным оборудованием.
Маркировка автолестницы
Пожарные автолестницы маркируются с использованием букв и цифры. Например, АЛ-30/40 (УРАЛ-4320):
- А – автомобиль;
- Л – лестница;
- 30/40 – длина лестницы в метрах.
В скобках после наименования дается марка шасси, а затем отмечают номер модели.
Маркировочные таблички прикрепляют на видных местах и в кабине водителя.
Отсутствие маркировки может повлечь наказание. Автолестница без специального знака не используется при пожаротушении (не сертифицирована).
Высота пожарной машины с лестницей позволяет добраться до возгораний на самых высоких точках этажных зданий. Это упрощает процесс ликвидации пожара и спасения людей от гибели. Управление и эксплуатация АЛ должна осуществляться с учетом всех требований безопасности и только профессионалами.
Не забываем, что необходимо изучить по ГОСТу, автолестницы пожарного типа.
Источник