Потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда когда

Потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда когда

Тест 21. Потребности

1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это:

б) потребность;

2. Потребность как нужду трактовал:

а) С.Л. Рубинштейн;

3. То, что необходимо для нормального развития человека как личности, – это потребности:

б) социогенные;

4. То, что требуется для нормального развития человека как индивида, – это потребности:

а) биогенные;

5. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

б) А. Маслоу;

6. По мнению А. Маслоу, великим самоактуализатором был (а):

г) А. Линкольн.

7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

б) Д. Мак-Клелланда;

8. Основанием классификации потребностей на биологические и социальные является:

а) источник их формирования;

б) форма жизнедеятельности и осуществления;

в) возможность удовлетворения;

г) цикл жизнедеятельности.

9. Критерием классификации потребностей на материальные и духовные является:

а) источник их формирования;

б) форма жизнедеятельности и осуществления;

в) возможность удовлетворения;

г) цикл жизнедеятельности.

10. Потребность подражать или следовать образцу – это:

г) идеал.

11. Мотивы, опредмечивающие сильные и длительные потребности, проявляются:

в) в страсти;

12. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, – это:

в) мотив;

13. Под акизитивными потребностями принято понимать потребность:

а) в накоплении, приобретении;

б) совершать бескорыстные действия;

14. Под гностическими потребностями принято понимать потребности:

а) в накоплении, приобретении;

б) совершать бескорыстные действия;

в) в познании;

15. Под гедонистическими потребностями обычно понимают потребности:

а) в накоплении, приобретении;

б) в комфорте, безмятежности;

в) в результативности усилия;

г) в признании собственной значимости.

16. Основным источником активности личности является …
а) желание;
б) установка;
в) нужда;
г) потребность.

17. В процессе жизни человека потребности …
а) изменяются;
б) остаются неизменными;
в) изменяются только социальные;
г) изменяются только духовные.

18. Недостаточно четко осознанная потребность – это …
а) влечение;
б) интерес;
в) желание;
г) склонность.

19. Автором иерархической модели потребностей личности является …
а) З.Фрейд;
б) И.П. Павлов;
в) А. Маслоу;
г) К.К. Платонов.

20. В основании иерархии потребностей по А. Маслоу располагаются…
а) потребности в безопасности;
б) потребности в принадлежности и любви;
в) физиологические потребности;
г) потребность в самоактуализации.

21. Более высоким уровнем потребностей, чем познавательные (по А. Маслоу), являются потребности .
а) в принадлежности и любви;
б) в безопасности;
в) в уважении;
г) эстетические.

22. Более низким уровнем, чем потребности в принадлежности и любви (по А. Маслоу), являются потребности …
а) в самоактуализации;
б) познавательные;
в) в безопасности;
г) в уважении.

23. Непосредственно за потребностями в безопасности, принадлежности и
любви (по А. Маслоу) следуют потребности …
а) познавательные;
б) в уважении;
в) эстетические;
г) самоактуализации.

24. Иерархия потребностей от низших к высшим (по А. Маслоу) выглядит
следующим образом: …
а) физиологические, эстетические, познавательные, принадлежности и любви, самоактуализации;
б) потребность в безопасности, физиологические, принадлежности и любви, уважении, познавательные, эстетические, самоактуализации;
в) физиологические, познавательные, потребность в уважении, эстетические,
самоактуализации;
г) физиологические, безопасности, принадлежности и любви, потребность в уважении, познавательные, эстетические, самоактуализации.

25. Большая биологическая эффективность жизни достигается тогда, когда …
а) человек живет на более высоком уровне потребностей;
б) человек живет на уровне низших потребностей;
в) человек живет на среднем уровне потребностей;
г) полностью удовлетворяются потребности низшего уровня.

26. Удовлетворение каких потребностей способствует развитию личности?
а) физиологических;
б) в безопасности;
в) в социальных связях;
г) высших.

27. Неверно, что потребности человека …
а) имеют общественно-личный характер;
б) субъективны;
в) устойчивы;
г) характеризуются прижизненной динамикой.

28. Потребности какого уровня менее важны для биологического выживания человека?
а) низшие;
б) социальные;
в) высшие;
г) в безопасности.

29. Потребности более высоких ступеней (по классификации А. Маслоу) начинают проявляться тогда, когда …
а) полностью удовлетворены физиологические потребности;
б) удовлетворены хотя бы частично потребности низших ступеней;
в) удовлетворены физиологические потребности и потребность в безопасности;
г) когда полностью удовлетворены социальные потребности.

Источник

Вопрос. Потребности человека

Жизнь человека можно представить как непрерывный поток активности. Эта активность содержит в себе не только поведение (различные движения и действия, доступные для наблюдения), но и переживания, мысли, чувства, представления, которые не производят каких-либо непосредственных изменений во внешнем мире.В поведении человека можно выделить две взаимосвязанные стороны: побудительную и регуляционную. Побудительная обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляционная отвечает за то, каким оно будет от начала до конца. Психические процессы, свойства, состояния и образования (например, восприятие, темперамент, эмоциональное напряжение, волевые качества) – все они обеспечивают регуляцию поведения. Что же касается побуждения, то оно связано с потребностями и мотивами, которые и заставляют человека вести себя определённым образом. Главным источником активности человека являются потребности, они стимулируют его поведение, направляют на поиск необходимого.Потребностью называют такое состояние индивида, при котором он нуждается в определённых условиях, недостающих ему для нормального существования и развития. Потребности есть внутренние условия, предпосылки деятельности. Они выступают как состояния индивида, благодаря которым осуществляется регулировка его поведения, определяется направленность чувств, мышления и воли человека. Фактически человек находится в состоянии постоянной нужды в чём-либо, что в каждый момент наполняется конкретным содержанием (т.е. становится предметом потребности).Структура потребностей у каждого человека весьма индивидуальна, она зависит как от исторических (онтогенетических) факторов, так и от ситуативных и поэтому весьма изменчива. Каждая потребность по отношению к другим выступает как причина, следствие, средство, условие, помеха и т.д. Точно так же и объекты внешнего мира для человека периодически меняют свою важность (значимость).Потребности человеком могут осознаваться в большей или меньшей степени, осознавать потребность – это значит быть в состоянии выразить её словами.Следует иметь в виду, что не все осознаваемые потребности являются действительно важными, и что не все важные осознаются.

Значение потребностей состоит в том, что именно они управляют человеком, определяют его поведение. При этом одна из неудовлетворённых потребностей как бы становится главной, актуализируется и именно она в данный момент определяет поведение человека. Удовлетворённая потребность больше не побуждает. Именно поэтому мотивы иногда называют неудовлетворёнными потребностями.

Многочисленные потребности человека можно классифицировать по различным основаниям. По своему происхождению потребности могут быть культурными и естественными, по характеру предмета – материальными и духовными, по отношению к требованиям общества – нравственно-оправданными и безнравственными.

Все потребности характеризуются рядом общих свойств, а именно:

• Имеют общественно-личный характер;

• Не остаются постоянными, а непрерывно изменяются и развиваются;

• Имеют относительный характер, то есть формируются с «оглядкой» на определённый социальный слой, к которому человек себя причисляет.

Потребности человека обусловлены процессом его воспитания, приобщения к миру культуры представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности). Осознавая цель своей активности субъективно как потребность, человек удовлетворяет потребность через достижение цели. Потребности обнаруживаются в мотивах поведения (влечениях, желаниях, интересах и т.п.), побуждающих человека к деятельности.

В настоящее время широко известна и практически общепринята структура личных потребностей человека, предложенная известным американским психологом А.Маслоу, отражающая количественное убывание потребностей от простых физиологических к сложным духовным.

По мнению автора, проявление личных потребностей характеризуются следующими закономерностями:

• Потребности личности образуют иерархическую структуру, которая определяет все поведение человека;

• Потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда, когда удовлетворены хотя бы часть потребностей более низких ступеней;

• Высшие потребности генетически являются более поздними;

ПРОДОЛЖЕНИЕ 33.• Чем выше уровень испытываемой потребности, тем меньше она важна для выживания человека, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение, и тем легче отказаться от нее на время;

• Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные;

• Удовлетворение потребностей высших уровней способствует развитию личности, чаще приносит счастье и радость и обогащает внутренний мир;

• Жизнь с удовлетворёнными потребностями высокого уровня означает более высокую ее биологическую эффективность (большую продолжительность жизни, меньше болезней и т.д.).

+ таблица. Структура личных потребностей человека (по А.Маслоу)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ:голод, жажда, половое влечение и другиеПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ:чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и неудачПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ:принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимымПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ (ПОЧИТАНИИ):компетентность, достижение успеха, одобрение, признаниеПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:знать, уметь, понимать, исследоватьЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ:гармония, порядок, красотареализация своихцелей, способностей,развитие собственнойличностиПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ:

Вопрос. Мотивы деятельности

Мотив —то, что движет человеческой деятельностью.

— это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.В мотивах деятельности проявляются потребности чел-ка.его организма и развития личности. Обычно она направлена на какой-либо предмет. // голод – нужда в пище, предметом потребности является пища)Все эти потребности взаимосвязаны между собой. большинства биологическое становится социальным(еда, вода).Также у многих людей социальные потребности господствуют над идеальными. Так, потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойной место в жизни

Потребность в общении находится на стыке 3х групп.

Классификация потребностей А.Маслоу:

1) физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхания, одежде, жилище, отдыхе и т.д

2) экзистенциальные( существование): в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д

3) социальные : в соц. Связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимание к себе и т.д.

4) престижные: в самоуважении, уважение со стороны других, признании, достижении успеха и т.д

5) духовные: в самовыражении

1-2 тип первичные(врожденные), 3-5 вторичные (приобретенные)

Социальные установки –общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта .(// семья)

Убеждения—устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Особую роль играют в формировании мотивов интересы:

потребности, направленные на общественные условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Они бывают: индивидуальными

-интересы общества в целом

Каждый индивид имеет интересы как представитель возрастной группы : молодежи

Этнической группы и общества в целом

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Они осознаются людьми, и люди осуществляют самоконтроль(сознательная деятельность).

Кроме того имеются бессознательные потребности(психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания)

Макс Вебер : Социальные действия составляют систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В нем каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию.

Он выбирал 4 типа соц. Действия

Когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей;

Определяется осознанной верой в ценность опр. Способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности;

Определяется непосредственно чувством, эмоциями;

Побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Деятельность человека, обусловленная состоянием индивида, называется:

1) Ценностно-рациональная 2) Аффективная 3) Целерациональная 4) Традиционная М.Вебер разделял 4 типа социальных действий в зависимости от: 1) Их мотивов 2) Из последствий 3) Их значимости

Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность, называется влечением

Вопрос. социальные мотивы

Социальные мотивы часто являются компромиссами между субъективными потребностями и импульсами, с одной стороны, и моралью и социальными ожиданиями — с другой. Мотивы социальные имеют классовую природу, в них «трансформируются» потребности общества, нации, класса, коллектива, индивида. На основе одной потребности обычно возникает их совокупность. Один и тот же мотив может соответствовать разным потребностям.

Возникновению Мотива социального способствуют соответствующие потребностям личности стимулы, как своеобразные дополнительные звенья между потребностью и мотивом в виде устанавливаемого материального или морального поощрения. Чтобы влиять на поведение и деятельность, стимул должен быть «осознан» или «присвоен» личностью.

Основными характеристиками Мотива социального является сила (как непреодолимость стремления) и устойчивость (длительность существования и проявляемость в различных видах деятельности и поведения).

Кроме простых, существуют сложные (собирательные) Мотивы социальные, например, интересы.
Интерес к профессии часто является результирующей таких мотивов, как ее общественная значимость, престижность, перспективность профессионального роста, зарплата и др.
Мотив социальный может существовать как потенциальный (формирующийся до начала деятельности, поведения или сохраняющийся после их завершения) и как реально действующий (проявляющийся в процессе деятельности и поведения). Он всегда одномодален, т.е. выступает только в положительном значении.

Мотивы социальные не сводимы к другим психологическим явлениям, сущностям (потребностям, установкам, эмоциям, целям, чувствам), не отождествляемы с ними.

Мотивы социальные выполняют функции: побуждающую (выражающую устремленность к деятельности), направляющую (выражающую определенность устремленности) и регулирующую (связанную с доминированием в регуляции поведения тех или иных мотивов).

Знание Мотивов социальных имеет важное значение для формирования личности и повышения эффективности деятельности.

Источник

Читайте также:  Прыжки по ступенькам техника
Оцените статью