Послевузовское образование его ступени

Послевузовское образование: его ступени и закон

Детский сад, школа, техникум или вуз – традиционные ступени образовательного пути для большинства россиян. Знакомство с азами научных дисциплин, последующая специализация в определенной сфере являются необходимыми этапами становления ученика, а затем студента как личности и профессионала. Следующей стадией выступает послевузовское образование. Какие еще ступени включает образовательная лестница, и можно ли добраться до самого верха?

После вуза: куда пойти учиться

Если взять на вооружение термины теории материализма, то диплом о высшем образовании будет выступать неким базисом, тогда как последующие этапы повышения своего уровня – надстройкой. То есть получить послевузовское образование можно только после окончания вуза по программам специалитета или магистратуры. Основной задачей становится подготовка профессиональных научных кадров и будущих университетских преподавателей. На сегодняшний день в категорию «наивысшего» образования входят:

  • аспирантура (адъюнктура),
  • ординатура,
  • ассистентура-стажировка.

Равнозначные по уровню, они относятся к различным профессиональным сферам, давая возможность продолжить академическое обучение выпускникам:

  • гражданских вузов;
  • системы вооруженных сил, МВД, МЧС;
  • медицинских вузов;
  • университетов, реализующих программы в области искусств.

На каком основании: закон о послевузовском профессиональном образовании

До 2013 года основные категории и принципы послевузовского обучения определялись двумя нормативными актами. Это закон «Об образовании» 1992 года и Федеральный закон «О послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. В настоящее время они считаются утратившими силу. Ключевой законодательной базой является Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно его положениям, подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в рамках программ аспирантуры/адъюнктуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Ранее, в соответствии с ФЗ «О послевузовском образовании», в эту систему входили также интернатура и докторантура. Последняя в настоящее время полностью отнесена к сфере науки.

Читайте также:  Поручни для внутренней лестницы

Осваивающие программы аспирантуры (очная форма обучения) имеют право на:

  • сохранение занимаемой должности и предоставление отпуска;
  • отсрочку от армейской службы;
  • место в общежитии;
  • получение стипендии (+ ежегодное пособие для приобретения научной литературы).

Аспирантура (адъюнктура): стать кандидатом

Наличие ученой степени или, как говорят в народе, «корочек», продолжает оставаться престижным подтверждением определенного статуса. И имеет значительный вес в профессиональных и академических кругах, повышая уровень конкурентоспособности претендента на должность. Защита кандидатской диссертации является логическим завершением обучения в аспирантуре, одном из ключевых компонентов системы послевузовского образования.

Образовательная деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры) может осуществляться вузами или научными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Обучение может проходить в очной и заочной форме. Правила поступления определяются Порядком, утвержденным Министерством образования, а также локальными нормативными актами организации. Срок обучения в аспирантуре составляет 3 года (4 – для заочной формы). Абитуриент проходит три вступительных испытания:

  • специальность;
  • иностранный язык;
  • философию.

В процессе обучения соискатель обязан сдать кандидатские экзамены по специальности, истории и философии науки, иностранному языку, подготовить текст диссертации и выйти на защиту.

Ординатура

Высшее врачебное образование продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких. Стать специалистом в области медицины или фармацевтики действительно непросто. Более того, достичь квалификации высокого уровня только в ходе получения высшего образования зачастую не удается. Ординатура является важной ступенью в системе подготовки специалиста-медика, позволяющей углубить знания в сфере медицинских наук и приобрести необходимые навыки для самостоятельной практики. Зачисление проходит на конкурсной основе, срок обучения составляет два года, в некоторых случаях он может быть продлен до пяти лет.

Врачи-ординаторы занимаются на основании сформированного научным руководителем индивидуального плана, помимо практики предусматривающего сдачу зачетов по выбранной специальности.

Ассистентура-стажировка

Именно в этом формате осуществляется послевузовское образование выпускников, получивших творческую специальность в области искусства. Обучение проходит в очной форме, срок – 2 года. Для поступления необходимо сдать вступительный экзамен по специальной дисциплине и иностранному языку. Учебный процесс организуется на основании индивидуального плана. Он создается руководителем ассистента-стажера. Завершением обучения становится итоговая аттестация после успешного выполнения индивидуального плана.

Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности представляет собой подготовку и проведение публичного выступления, спектакля, концерта и прочего.

Докторантура: научные вершины

В результате того, что Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2013 году утратил свою силу, докторантура окончательно перешла к сфере подготовки научных кадров. Фактически это наивысшая точка академического профессионального развития. Сейчас основой нормативного регулирования для докторантов является «Постановление о докторантуре», утвержденное Правительством РФ в 2014 году. Для поступления необходимо отвечать ряду требований:

  • обладать степенью кандидата наук;
  • иметь достаточное количество научных достижений, патентов, публикаций (в том числе, монографии);
  • стаж работы в направляющей организации (ученый совет и руководитель которой принимают решение о рекомендации к поступлению);
  • примерный план подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Поступление не предусматривает сдачу экзаменов, решение о зачислении принимается коллегиально ученым советом принимающей организации. План исследований для подготовки диссертации рассчитан на 3 года.

Источник

Послевузовское образование

Послевузовское профессиональное образование — это программа, в основе которой лежит научно-исследовательская работа специалиста с высшим образованием, направленная на повышение уровня подготовленности. По ее результатам соискателю присваивается соответствующая ученая степень или определенная профессиональная квалификация.

Ступени в академической карьере

Сегодняшнее послевузовское образование включает две ступени:

  • Адъюнктура, или аспирантура. На этом этапе образования студенты занимаются подготовкой диссертации, основанной на самостоятельных исследованиях. По результатам защиты работы присваивается ученая степень кандидата наук. Если соискатель прикреплен к научной организации или высшему учебному заведению для работы над диссертацией, то срок подготовки к защите не ограничивается.
  • Докторантура. На этом этапе работа направлена на соискание степени доктора наук.

До вступления в 2013 году в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ступени послевузовского образования отличались от существующих сейчас. Как и в СССР, в России к послевузовскому образованию до 1 сентября 2013 года относились аспирантура, докторантура, интернатура, ординатура и ассистентура-стажировка.

Современное послевузовское образование включает отдельные специализированные формы подготовки:

  • Ассистентура-стажировка. Рассчитана на имеющих высшее образование в сфере искусств представителей творческих профессий и педагогов творческо-исполнительских направлений.
  • Адъюнктура. Аспирантура вузов, занимающихся подготовкой служащих силовых структур — МЧС, МВД, Вооруженных Сил РФ, ФСНК и т. д.
  • Ординатура. Специализированное послевузовское профессиональное образование врачей и фармацевтов — выпускников медицинских и фармацевтических вузов. Проходит на базе медвузов, научно-исследовательских заведений или институтов усовершенствования с целью углубленной подготовки высококвалифицированных врачей и фармацевтов. После ординатуры первые получают право самостоятельно оказывать специализированную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения или в виде частной практики, вторые – занимать определенные должности фармацевтических работников.

Таким образом, с 2013 года в адъюнктуре, ассистентуре и ординатуре ведется подготовка профессионалов высшей квалификации, в докторантуре – научных сотрудников.

Законодательная база послевузовского образования

Закон об образовании в редакции 2014 года защищает права будущих кандидатов наук. Согласно его положениям аспиранты имеют право:

  • на отсрочку от призыва на военную службу;
  • сохранение за собой занимаемой до поступления в аспирантуру должности и предоставление отпуска без потери заработной платы в случае необходимости повышения квалификации;
  • ежегодное пособие в размере двух стипендий, предназначенное для покупки учебных материалов;
  • место в общежитии на время работы над диссертацией и сдачи экзаменов;
  • минимум один оплачиваемый выходной (тариф – половина дневной заработной платы);
  • стипендию (те, кто обучается на бюджетной основе).

Также Федеральный закон № 273-ФЗ, заменивший два действовавших до 2013 года закона – «Об образовании» в прежних редакциях и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», защищает и права тех, кто обучается в докторантуре. Соискатели степени доктора могут:

  • получать ежегодное пособие и стипендии, в случае если они обучаются на бюджете;
  • бесплатно использовать лаборатории, библиотеки и пособия, предоставляемые высшим учебным заведением;
  • сохранить за собой место работы.

Все вопросы, связанные с материальным обеспечением будущих кандидатов и докторов наук, решаются местными и федеральными органами власти.

Условия поступления в докторантуру и аспирантуру

Поступление в аспирантуру и докторантуру также регламентируется законом об образовании. Право повысить свою квалификацию в аспирантуре предоставляется лицам, уже получившим высшее образование по программам специалитета или магистратуры, в докторантуре – обладателям степени кандидата наук.

Для приема в докторантуру соискатель должен иметь:

  • трудовой стаж (минимум год) в направляющей организации;
  • научные достижения, исследования, патенты и т. д.
  • план подготовки диссертации.

Послевузовское обучение в аспирантуре и докторантуре осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе. Сроки подачи документов регулируются образовательным заведением. Все сведения об экзаменах и пакете необходимых документов образовательные организации публикуют в свободном доступе.

Преимущества послевузовского образования

Послевузовское профессиональное обучение дает возможность полностью реализовать личностный творческий потенциал. Послевузовское профессиональное образование врачей, педагогов, деятелей искусства и сотрудников правоохранительных органов – обязательный этап, без которого получить работу на серьезной должности просто невозможно.

Как правило, обучение в аспирантуре, докторантуре или по дополнительным программам занимает два-три года, и только для некоторых специальностей технических и естественных отраслей наук срок может быть увеличен до 4–5 лет. Этого времени вполне достаточно, чтобы способные молодые люди смогли зарекомендовать себя как перспективные сотрудники и после окончания аспирантуры, ординатуры или докторантуры получить хорошую должность.

Источник

Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень.

В Западной Европе и Северной Америке, а также в некоторых странах СНГ термины послевузовское образование или последипломное образование (graduate education или postgraduate education, англ.), относятся к академическим степеням магистра и доктора философии [1] [2] . В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.

Содержание

Степени и квалификации

Термин «ученая степень» означает определенную квалификационную ступень в академической карьере.

Хотя высшее образование как система существовало еще в Древней Греции, концепция «послевузовского» образования зависит от системы повышения уже имеющейся квалификации и ранжирования специалистов по уровню квалификации. В этом смысле появление степеней относят к эпохе средневековых арабских медресе и западноевропейских университетов.

Прототип докторской степени появился в арабских школах шариатского права, мазхабах, в IX веке. Чтобы получить право преподавать и публиковать толкование законов, их студент должен был не только учиться около четырех лет в одном из масхабов, принадлежащих особой гильдии правоведов, но и не менее десяти лет после этого проходить дополнительный курс обучения, после чего сдать экзамен, в ходе которого проверялась оригинальность его диссертации и его способность отстаивать свое мнение в открытом диспуте с квалифицированными правоведами. Прошедший испытание получал титул доктора права [3] .

В средние века эта практика была воспринята в западноевропейских университетах [3] . Для получения степени бакалавра необходимо было учиться там до шести лет, а степени магистра или доктора — еще до двенадцати лет. На первом этапе обучение проходило на факультете искусств и состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). В центре обучения была логика. Получив степень бакалавра, студент мог выбрать один из факультетов, присваивающих более высокие степени, по теологии, праву или медицине. Наиболее престижной и трудной для достижения считалась степень по теологии.

Степени магистра и доктора в течение некоторого времени считались эквивалентными, первые присваивали в Парижском университете и на севере Европы, а вторые — в Болонском и других университетах юга этой части света. В Оксфорде и в Кембридже звание магистра присваивали уже на факультете искусств, а на прочих факультетах — докторскую степень. Соответственно, в Англии докторская степень считалась старше магистерской. Основным смыслом присвоения степени было официальное разрешение на преподавание.

Послевузовское образование в разных странах

Великобритания

Для начала работы над магистерским дипломом или диссертацией обычно требуется степень бакалавра или магистра. Сначала студент получает квалификацию магистра философии (Master of Philosophy, M.Phil.), и только потом, если научно-исследовательская работа завершается успешно, присваивают степень доктора философии. Финансирование для такого рода исследований предоставляется по результатам конкурса институту, а не самому студенту, хотя бывают и исключения из этого правила. Существует ряд стипендий для получения квалификации магистра, но большинство студентов обучается за свой счет. Стипендий для работы над диссертацией сравнительно больше, особенно по естественным наукам. Заявки на финансирование от студентов из-за рубежа принимаются, по меньшей мере, за год до их прибытия. Чаще всего стипендия покрывает не всю оплату за обучение, а только разницу между платой, установленной университетом для местных (и приравненных к ним студентов из стран Евросоюза) и прочих иностранных студентов.

К работе над магистерским дипломом или диссертацией допускаются только бакалавры с высокими оценками по профилирующим дисциплинам [4] [5] [6] и рекомендациями от преподавателей [7] . Для специализации по естественным и некоторым общественным наукам важно также иметь некоторый опыт в проведении научных исследований, полученный ранее [4] [8] , а для остальных общественных наук — наличие публикаций. Многие университеты требуют также личное заявление (обычно называемое Заявлением о намерениях, Statement of Purpose или Letter of intent), с указанием предпочтительной области исследований [5] . От кандидатов из-за рубежа нередко требуется также сдать TOEFL (тест по английскому языку) [9] и пройти собеседование [5] .

Иногда (но не всегда) получение степени магистра подразумевает продолжение работы над диссертацией. Если диссертация по окончании работы не была представлена, студент получает квалификацию магистра философии (Master of Philosophy, MPhil, или Candidate in Philosophy, C.Phil.). Нередко кроме дипломного проекта или диссертации требуется сдать один или несколько экзаменов [4] и показать себя на преподавательской работе.

Работа над дипломным проектом занимает около двух, а над диссертацией — от четырех до восьми лет. Например, чтобы получить ученую степень по астрономии требуется 5-6 лет. При этом длительность работы зависит от выбора специализации, для теоретиков достаточно 5 лет, а для наблюдений из-за погодных условий времени требуется больше.

Финансирование нередко является обязанностью научного руководителя, который в этом случае является одновременно наставником и работодателем. Когда студенты привлекаются к преподавательской работе, они могут получать стипендию. Со стороны института возможна также финансовая поддержка для участия в конференциях. Некоторые студенты могут получить стипендию от сторонних финансирующих организаций, таких как Национальный научный фонд (США). Шансы получить финансирование выше при специализации в естественных науках.

Студенты из-за рубежа финансируются на общих основаниях с местными, но федеральные субсидии от НСФ и других организаций, займы для получения образования и некоторые другие источники финансирования зависят от гражданства, наличия разрешения на постоянное жительство или официального статуса беженца [10] . Кроме того, иностранные студенты несут дополнительные расходы на международные поездки, оформление визы и иные платежи [11] .

Россия

Из-за традиционных различий в национальных системах высшего образования и недавнего вступления России в Болонский процесс положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны квалификация «магистр» относится к уровням высшего образования, с другой стороны магистратура является системой повышения квалификации лиц, уже имеющих высшее образование (с квалификациями «бакалавр» или «специалист») [12] .

Подготовка диссертации на соискание учёных степеней осуществляется двумя основными способами:

  1. в аспирантуре (докторантуре) вуза или научной организации,
  2. путём прикрепления соискателем к вузу или научной организации для подготовки диссертации.

В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов и докторантов.

Также выделяются специализированные формы подготовки:

  • адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС и МВД.
  • клиническая ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Магистранты и аспиранты обычно получают небольшую стипендию. Финансирование научной работы, как правило, возлагается на выпускающую кафедру и факультет. Также источником финансирования может служить учреждение, в интересах которого ведётся научная работа.

См. также

Ссылки

  1. Postgraduate qualifications
  2. Закон Казахстана о высшем образовании
  3. 12 Makdisi, George (April-June 1989), ««Scholasticism and Humanism in Classical Islam and the Christian West»», Journal of the American Oriental Society Т. 109 (2): 175-182 175
  4. 123 Dale Bloom, Jonathan Karp, Nicholas Cohen, The Ph.D. Process: A Student’s Guide to Graduate School in the Sciences, Oxford University Press, 1998, ISBN 0195119002.
  5. 123Graduate School Admissions 101, About.com, accessed September 2, 2007
  6. GPA and Graduate School Admission, About.com, accessed September 2, 2007.
  7. Recommendation Letters: Choosing Referees, About.com, accessed September 2, 2007.
  8. Research Experience for Graduate Admissions, About.com, accessed September 2, 2007.
  9. TOEFL: Test of English as a Foreign Language, Educational Testing Service, accessed September 2, 2007.
  10. http://ifap.ed.gov/sfahandbooks/attachments/0708FSAHBKVol1Ch2.pdf
  11. http://www.cnn.com/2004/EDUCATION/03/21/international.students.ap/index.html (недоступная ссылка)
  12. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 6-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Послевузовское профессиональное образование» в других словарях:

Послевузовское профессиональное образование — 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. 2. Послевузовское профессиональное образование… … Официальная терминология

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре и… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования и реализуемое в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при… … Профессиональное образование. Словарь

Послевузовское профессиональное образование, Последипломное образование — часть непрерывного образования и образования взрослых. Предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре … Педагогический терминологический словарь

Профессиональное образование — социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и … Педагогический терминологический словарь

Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

Образование в России — … Википедия

Послевузовское образование — см. Послевузовское профессиональное образование … Педагогический терминологический словарь

Образование в Швейцарии — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Система образования в Швейцарии соответствует её политическому устройству. Полномочия центра существенно ограничен … Википедия

Образование в Армении — … Википедия

Источник

Оцените статью