Порфирные ступени екатерининских дворцов

«Осенней позднею порою…»

Осенней позднею порою

Люблю я царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою

Как бы дремотою объят —

И белокрылые виденья

На тусклом озера стекле

В какой-то неге онеменья

Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени

Ложатся сумрачные тени

Октябрьских ранних вечеров —

И сад темнеет, как дуброва,

И при звездах из тьмы ночной,

Как отблеск славного былого,

Выходит купол золотой…

Другие редакции и варианты

7 Безгласны, тихи — без движенья

8 Белеют в этой полумгле

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2;

Изд. 1868. С. 179 и след. изд.

9 [И сходят сумрачные тени]

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.

9 И на широкие ступени

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;

Изд. 1868. С. 179 и след. изд.

10 [Октябрьских ранних вечеров]

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.

13 И в тайне сумрака немого

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;

Изд. 1868. С. 179 и след. изд.

13 И сад желтеет как дуброва

РБ. 1859. Кн. 13. С. 3.

14 Лишь слабо светит под звездой

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;

Изд. 1868. С. 179 и след. изд.

15 Как память дальнего былого

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;

Изд. 1868. С. 179; Изд. СПб., 1886. С. 223.

16 Пустынный купол золотой

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;

Изд. 1868. С. 179 и след. изд.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2–2 об. и РГБ. Ф. 308. К. 1. Ед. хр. 5. Л. 1–1 об.

Первая публикация — РБ. 1859. Кн. 13. С. 2–3. Вошло в Изд. 1868. С. 179; Изд. СПб., 1886. С. 223; Изд. 1900. С. 230.

Печатается по автографу РГБ.

В автографе РГАЛИ 9-я и 10-я строки исправлены. В первом чтении: «И сходят сумрачные тени / Октябрьских ранних вечеров», во втором: «И на широкие ступени / Екатерининских дворцов». Новый вариант вносится непосредственно по ходу записи стихотворения. Развивая зрительное впечатление, поэт вводит в текст конкретные приметы царскосельского сада. Внизу помета рукой Эрн. Ф. Тютчевой: «22 октября 1858».

Автограф РГБ беловой. Вверху справа помета Эрн. Ф. Тютчевой: «Царское Село, 22-ое октября 1858». Текст представлен в другой редакции. Переработаны заключительные 7-я и 8-я строки первой строфы: «В какой-то неге онеменья / Коснеют в этой полумгле» (в автографе РГАЛИ: «Безгласны, тихи — без движенья / Белеют в этой полумгле»). Статичная картина становится эмоционально-выразительной. Серьезным изменениям подверглась вторая строфа стихотворения. В 9-й строке поэт использует другое определение: «И на порфирные ступени» (в автографе РГАЛИ: «И на широкие ступени»). В новом чтении фиксируется не величина дворцовых ступеней, а цвет, в который их окрасило заходящее солнце. Этот цвет выступает как характерный признак царской власти («порфира» — пурпурная мантия монарха). В автографах представлены разночтения 13-16-й строк: РГАЛИ — «И в тайне сумрака немого / Лишь слабо светит под звездой — / Как память дальнего былого, / Пустынный купол золотой», РГБ — «И сад темнеет как дуброва, / И при звездах из тьмы ночной, / Как отблеск славного былого, / Выходит купол золотой». В этих заключительных строках в обеих редакциях внимание обращено на светящийся в темноте купол, однако в первом варианте его слабое сияние лишь напоминает о прошлом, во втором — он величественный свидетель былого уважения и заслуг.

В РБ текст напечатан в соответствии с автографом РГБ, с разночтением 13-й строки: «И сад желтеет как дуброва» (в автографе: «И сад темнеет как дуброва»). Скорее всего, это просто ошибка. По автографу РГАЛИ публикуется в Изд. 1868, Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900. В Изд. СПб., 1886 текст озаглавлен: «Царское Село», в Изд. 1900 15-я строка дана в варианте автографа РГБ: «Как отблеск славного былого».

Датируется 22 октября 1858 г. по пометам Эрн. Ф. Тютчевой.

Стихотворение было отмечено Л. Н. Толстым буквой «К.» (Красота) (ТЕ. С. 147) (А. Ш.).

Источник

Осенней позднею порою

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят —
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.09.2020. Осенней позднею порою
  • 27.09.2020. О, напиши мне отзыв, человек!
  • 26.09.2020. Я обещаю
  • 17.09.2020. Листопад
  • 07.09.2020. Листопад
  • 06.09.2020. Эй, бот!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Порфирные ступени екатерининских дворцов

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят,
И белокрылые виденья,
На тусклом озера стекле,
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле.

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой.
***

22 октября 1858
Ф.И.Тютчев. Полное собрание стихотворений.
Ленинград, «Советский писатель», 1957.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.10.2011. Autumn Symphonie
  • 19.10.2011. 19 октября. День лицеиста.
  • 17.10.2011. ***
  • 12.10.2011. Друзья
  • 01.10.2011. С Международным днём музыки!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

«Осенней позднею порою…» Ф. Тютчев

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят –
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров –
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…

Дата создания: 1858 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенней позднею порою…»

Царскосельский пейзаж, составивший одну из живописных страниц русской лирики, нашел отображение в наследии Тютчева. Дремотная тишина, спокойная поверхность пруда, по которой скользят лебеди, – герой-наблюдатель «Тихо в озере струится…» зачарован отражением от водной глади.

Аналогичная система образов воссоздана в стихотворении, появившемся в середине осени 1858 г. Его зачин открывается решительным и однозначным заявлением лирического «я», традиционным для поэтики Тютчева. В первом двустишии содержатся конкретные ориентиры, точно определяющие особенности художественного пространства и времени: субъекту речи доставляет искреннее удовольствие неторопливая прогулка по аллеям Царского Села.

Пейзаж, возникающий в первой строфе, подчеркнуто статичен. Кульминацией мотива неподвижности служит образ водоплавающих птиц, будто застывших на озерной глади, метафорически уподобленной стеклу. Автор не употребляет лексему «лебеди», заменяя ее перифразой «белокрылые виденья». Застывшие фигуры грациозных обитателей парка являются закономерным завершением общей картины, доминантами которой выступают тусклый сумрачный свет, безмолвие, затишье. Белоснежный цвет оперения ассоциируется с образами знаменитых мраморных изваяний, изображенных в пушкинских строках.

Во втором восьмистишии герой фиксирует изменения, вторгающиеся в неподвижную зарисовку. Его внимание привлекает естественная световая трансформация: возникают длинные тени, медленно подступает темнота. И в этом фрагменте автор стремится к точности, включая в художественное пространство текста знаковые архитектурные детали – богато декорированные постройки екатерининской эпохи. Присутствует указание на временной период: пасмурный октябрьский день быстро гаснет, уступая место густым сумеркам.

Произведение завершается ночным пейзажем: в темноте рукотворный ухоженный парк кажется густым лесом. Позолоченный фрагмент дворцового купола блестит в свете звезд. Для характеристики яркого пятна применяется личная форма глагола «выходить», при помощи которой деталь олицетворяется, сближаясь с образом ночного светила.

Сравнение со славной прошлого, возникающее в концовке, расширяет тематику стихотворения. За умиротворяющим пейзажем, символизирующим осень жизни, скрывается глубокая историческая перспектива.

Источник

Осенней позднею порою…

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят —
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Читайте также:  Брачный союз это первая ступень человеческого общества цицерон
Оцените статью