Подготовительный период обучения грамоте первая ступень

Периоды обучения грамоты
статья по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
periody_obucheniya_gramote.docx 22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Периоды обучения грамоте.

Обучение грамоте имеет два периода:

— подготовительный (или добукварный), задачей которого является подготовка детей к занятиям чтения и письмом в букварный период

— букварный – самый длинный ответственный

Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению первоначальных
элементов грамоты.
Основные задачи добукварного периода:
— коррекция дефектов произношения;
— развитие фонематического слуха и восприятия;
— нормализация оптико-пространственных ориентировок;
— формирование графо-моторных навыков;
— развитие психических функций, которые являются базой речи (слуховое и зрительное восприятие, мышление и память).

В этот период подготовка к обучению грамоте по своим целям и задачам совпадает с работой по общему развитию речи и формированию произношения.
Дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется большая работа по коррекции неправильно произносимых звуков, которая также предусматривает и развитие речевого (фонематического) слуха. У учащихся расширяется запас слов на отрабатываемый звук и появляется некоторый навык самостоятельного выбора слов с нужным звуком из обиходной речи. Все это создает практическую базу для работы по анализу и синтезу звукового состава слов. Дети подходят к анализу и синтезу открытого и закрытого слогов, состоящих из двух звуков, и полностью анализируют односложные слова, а также знакомятся в практическом плане с первыми терминами, обозначающими слово, звук, слог.

В букварный период учащиеся продолжают практически знакомиться со звуками речи и обозначающими их буквами, учатся составлять слова из букв и слогов, овладевают процессом чтения и письма, усваивают на практике ряд элементарных правил грамматики и правописания. Направленность на развитие познавательных интересов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков, сознательное выделение детьми акустических и артикуляторных признаков звука сохраняется также при изучении всех основных звуков речи.
Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.

Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой.

Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами, как Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР.

Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:

— обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;

— предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии — а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;

— темп прохождения всех звуков более медленный;

— развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;

— весь словесный материал знаком детям;

— проводится систематическое повторение и закрепление речевого материала;

— параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;

— изучается один и тот же звук и буква;

— ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;

— широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой.

Обучение грамоте по системе Л.Ф. Спировой и Р.И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.

В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения.

Букварный период делится на четыре этапа.

Таблица1. Этапы букварного периода обучения

— изучение звуков а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л и соответствующих букв;

— сознательное усвоение артикуляции;

— усвоение слогового структурирования;

— анализ слова с последующим прочитывание;

— составление слова из разрезной азбуки;

— различение буквы и звука, гласного и согласного;

— ознакомление с предложением, вычленение предложений из потока речи;

— деление предложений на слова;

— раздельное написание слов;

— заглавная буква, точка.

— изучение букв ш, р, з, ж, и, э, мягких согласных звуков мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть, ль, хь, рь;

— правописание твердых и мягких согласных;

— объединение мягких звуков и гласными;

— работа по звуковому анализу и синтезу слов;

— вставка пропущенных букв,

— составление слов из слогов, предлагаемых вразбивку;

— списывание, письмо под диктовку;

— правописание жи, ши, перенос слов;

— написание имен, фамилий, названий городов.

— изучение букв й, ё, ю, е, я;

— конечное положение звука й;

— правописание таких слов, как змей — змеи, сарай — сараи;

— правописание мягкого знака;

— буквы е, ю, я, ё, сопоставление с дифтонгами йэ, йу, йа, йо;

— усвоение слоговой структуры 4 — 5-сложных слов;

— плавное слоговое чтение;

— слуховые и зрительные диктанты.

— изучение букв ц, ч, щ, звонких согласных;

— различение и выделение звонких согласных;

-правописание сомнительных согласных;

— чтение целыми словами;

— различение слов, близких по звучанию и написанию;

— обучение чтению «про себя» и шепотом.

Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи, но однако успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.

Т.А. Ткаченко предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше.

Обучение грамоте рассчитано на два года — в старшей и подготовительной к школе группах.

На первом году коррекционной работы дошкольники с общим недоразвитие речи приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза.

Второй год обучения предполагает следующее:

— с первых же занятий дается буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв;

— усвоение слоговых структур слов происходит посредством звукобуквенного анализа и синтеза;

— выработку навыка послогового чтения.

Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.(13 букв)

Содержание обучения распределяется по периодам.

Таблица 2. Содержание обучения грамоте дошкольников с ОНР

Содержание обучения грамоте

Завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи.

Начало обучение грамоте. Знакомство с гласными буквами, с согласными; складывание из букв разрезной азбуки слогов, слов по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение.

Обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв; анализ и синтез односложных слов со стечением согласных, двусложных слов, трехсложных слов; упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении.

Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.

На протяжении всего обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звукобуквенного анализа и синтеза. Такая работа направлена на предупреждение дисграфии и дислексии.

Методические рекомендации Е.В. Кузнецовой и И.А. Тихоновой основаны на связи, которая существует между развитием других психических процессов ребенка и формированием его речи.

Последовательность изучения звуков дается в соответствии с программой обучения Г.А. Каше. Система обучения направлена на то, чтобы дошкольник научился осмысленному чтению, на поэтапное и последовательное формирование произвольного внимания к фонетическому и морфологическому составу слова, к синтаксису и орфографии, что имеет большое значение в профилактике письма и чтения.

Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения.

Отличительной особенностью системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н.В. Нищевой состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы. Н.В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит.

По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.

Содержание обучения грамоте распределено по кварталам. Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой. Ознакомление с буквами рекомендуется проводить в такой последовательности:

средняя группа , второй квартал: а, у, о, и; третий квартал: п, т, к, м, н;

старшая группа , первый квартал: ы, б, д, г, х; второй квартал: в, ф, ш, ж, э; третий — с, з, ч, щ, л, р;

подготовительная группа , первый квартал: ц, й, е, ё; второй квартал: ю, я, ь, ъ.

На протяжении всего периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Большое внимание автор уделяет профилактике дисграфии и дислексии. Начиная со средней группы, рекомендуется включать следующие упражнения:

— составление букв из палочек; выкладывание из шнурков, лепка и вырезание букв, «рисование» в воздухе;

— нахождение правильно изображенной буквы;

— узнавание букв, наложенных друг на друга;

Источник

Тема 2. Подготовительный период обучения грамоте

Обучение грамоте состоит из 2-х периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной. Это зависит от уровня готовности первоклассников к обучению.

Задачи подготовительного периода сформулированы в соответствии с результатами психологических наблюдений и содержанием изучаемого материала:

1. Приобщение детей к учебной деятельности:

· усвоение правил поведения на уроке, перемене,

· умение правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;

· умение громко и четко отвечать;

· умение слушать учителя и выполнять его указания, слышать ответы товарищей;

· выработка навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой.

2. Выявление уровня готовности к обучению. (Эта задача начинает решаться при записи детей в школу. Это необходимо для правильной организации обучения грамоте.)

3. Обучение первоначальному анализу речи.

Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период:

1. Дети овладевают такими представлениями и терминами как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние.

2. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

3. Происходит знакомство с учебной книгой – «Букварем» («Азбукой») и средствами письма.

4. В результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.

В некоторых системах обучения рассматриваются несколько гласных звуков и их букв:

· дети учатся обозначать гласные звуки буквами в словах, написание которых соответствует их произношению.

· создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова.

· дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков.

· ведется работа по активизации словаря детей.

Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.

В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся усваивают важнейшие языковые понятия.

Понятия Содержание работы
Речь. Предложение. Ответы на вопросы; составление предложений по картинкам. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке.
Слово. Введение в активный словарный запас ребенка новых слов. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, игрушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения.
Чтение. Чтение учителем текстов, доступных пониманию детей. Беседы по прочитанному. Чтение стихов, заученных до школы.
Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: по порядку; из каких звуков состоит слог. Произнесение слогов.

Основными направлениями в работе в работе с учащимися являются:

1) Тщательное изучение состава учащихся: уровень общего и речевого развития (произношение, словарный запас, грамматический строй), учебные навыки.

2) Развитие речи детей. Все случаи нарушения произносительной стороны речи фиксируются педагогом. Дети с грубыми нарушениями речи направляются к логопеду для специальных занятий. Несложное косноязычие исправляет сам учитель. Уточняется, обогащается и активизируется словарь учащихся. Начинается формирование навыков связной речи. Учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные задания, правильно строить предложения при ответах на вопросы.

3) Формирование фонематического восприятия и представления – основы для выработки навыков чтения и грамотного письма. Для более прочного закрепления некоторых понятий (предложение, слово, слог, звук), для формирования навыков звукового анализа рекомендуется применение условно-графических обозначений: полосок и кружков определенного цвета.

4) Развитие зрительных и пространственных восприятий и представлений: упражнения на различение детьми наиболее распространенных цветов (черного, коричневого, красного, желтого, синего, зеленого, белого), геометрических фигур, их расположения.

5) Подготовка руки учащихся к обучению письму. Эта работа заключается в специальных упражнениях для развития моторики руки.

Требования к урокам обучения грамоте в подготовительный период.

Уроки в начальный период ОГ строятся с учетом особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10 – 15 мин.

1. Урок, как правило, начинается с беседы по сюжетной картинке. Задача учителя – развитие монологической речи детей.

2. В процессе беседы или после нее осуществляется анализ звучащей речи последовательно по всем этапам: речь – предложение — слово – слог – ударный слог – звуки.

3. Схемы выполняют роль подсказки.

4. Объяснение нового материала должно быть многократным, с повторением образца рассуждения, с опорой на предметную картинку.

5. В урок включаются упражнения по развитию речи и мышления детей: свободные высказывания, логические упражнения.

6. Умеющие читать должны читать дополнительный материал по теме урока.

7. На уроке должны звучать тексты из художественной литературы.

Содержание уроков. (Методика введения лингвистических понятий).

Урок №1. «Речь устная и письменная».

Понятие речи в дошкольном возрасте почти не формируется. Важно подчеркнуть, что в речи человек выражает свои мысли и чувства. Устную речь слышим, письменная речь записана с помощью букв, ее читаем. Термин «речь» надо закреплять на следующих уроках.

Урок №2. «Предложение».

Учитель произношением показывает деление речи на предложения. Термин «предложение» многократно повторяется. Методический прием – прохлопывание, сравнение набора слов и предложений. Методическое требование – предложения в рассказе учителя должны быть короткими, несложными, разными по тематике. Дети должны знать:

1) речь состоит из предложений, которые выражают законченную мысль;

2) определять о ком (о чем) говорится в предложении;

3) произносить предложение с интонацией конца;

4) фиксировать конец предложения паузой;

5) уметь изобразить схемой.

Урок №3. «Предложение состоит из слов».

Учитель фиксирует остановки внутри предложения. Методические требования:

1) ребенок сам должен произносить предложение и слышать паузы;

2) в предложении не больше 3-5 слов;

3) не брать предложения с предлогом.

Дети должны уметь:

1) определять предложения в речи;

2) фиксировать паузы хлопком;

3) находить первое, второе, . слово;

4) записать слово, предложение схемой.

1) Составление предложения по данной схеме.

2) Наращивание предложения. Прием — «живые слова».

3) Ладошка под подборобок. (гласные [а], [о]).

Урок №5 «Ударение».

Методические требования: ударный слог определяется после произнесения слова целиком, без деления на слоги.

2) «Молоточек» ( ударим по слогу).

3) Противопоставление (чайка, а не чайка).

Урок №6. «Звук. Гласный звук».

При объяснении опираться на признаки гласных звуков (отсутствие преграды при произношении; произносится с голосом, громко, легко; рот открывается широко; может образовать слог). Очень важно научить последовательно вычленять звуки в логе, правильно их произносить и воспринимать, слышать сильные и слабые позиции в слове — на основе этого строится обучение правописанию.

Порядок звукового разбора:

1) Скажи и послушай слово.

2) Произнеси по слогам, затем с ударением.

3) Определи ударный слог.

4) Протяни первый звук, назови, дай характеристику, обозначь условным значком и т.д.

5) Проверь, получилось ли слово – произнеси по схеме.

1) слово произносить хором, отдельно;

2) звук надо тянуть;

3) схемы – материальная опора действиям.

Структура урока на безбуквенной ступени.

1. Проверка домашнего задания.

2. Повторение изученного материала.

3. Новый материал — введение лингвистического понятия.

4. Закрепление – тренировочные упражнения, игры.

5. Рассказ по картинке, работа по схемам.

7. Задание на дом.

Основные методические этапы уроков изучения гласных букв.

2. Выделение нового звука:

— анализ слого-звуковой с опорой на предметную картинку, схему;

— артикуляция (как работают органы речи) и характеристика звука.

3. Упражнения в слышании звука (произношение слов не должно расходиться с их написанием).

4. Знакомство с буквой.

Упражнения в запоминании графического образа буквы:

1) Сравнение буквы с предметом, рисунком ( на что похожа?).

2) Использование веселых стихов о буквах (С.Маршак, Степанов, Шибаев, Волина и др.)

3) Печатание буквы.

4) Составление буквы из счетных палочек.

5) Выгибание контура буквы из проволоки.

6) Вылепливание из пластилина.

7) «Выщипывание» буквы из листа бумаги.

8) «Письмо» мокрой кисточкой на доске.

Упражнения в узнавании букв:

1) Поставь буквы правильно.

3) Различение буквы в ряду других, даже и не изученных ( в кассе, в газете).

5. Упражнения в чтении буквы.

1) Чтение с договариванием (А ).

2) Чтение на основе звукоподражания.

3) Чтение маленьких слов (союзов) в предложениях с картинками.

4) Подстановка буквы под схему.

6. Беседа по сюжетной картинке. С этого этапа можно начать урок. Из предложения выделить слово для слого-звукового анализа.

7. Обобщение по ленте букв. Следует разграничить звук и букву.

8. Работа над русскими народными сказками.

Если учащиеся не знают сказку, учитель читает ее, затем дети пересказывают два раза (проверка содержания; выделение слов с новым звуком).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Бауцентр плитка для ступеней
Оцените статью