Факультативное занятие «По ступенькам правил здорового питания», 2 класс
Просмотр содержимого документа
«Просвирина Т.М.»
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №12 г. Новополоцка»
«По ступенькам правил здорового питания»
Просвирина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Тема. Витаминный алфавит
Цель: сформировать понятие о значении витаминов для организма, познакомить с продуктами, богатыми витаминами.
Задачи: создать условия для развития познавательного интереса, памяти, мышления, умения анализировать, делать выводы; создать ситуацию для воспитания коммуникативных навыков, уважения к одноклассникам; прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: рабочая тетрадь «По ступенькам правил здорового питания», 2 класс; компьютерная презентация, картинки овощей для каждого ребёнка, 5 конвертов с картинками продуктов, маски для детей.
(В класс заходит ученик в маске Ням-Нямчика и читает стихотворение)
Однажды осенней порой
У бабки Акулины
И морковка, и картошка,
Лук, свекла и помидор
Затевают длинный спор
Кто из нас из овощей
И вкуснее и важней.
— Ребята, сегодня на занятии я предлагаю вам разрешить этот спор и выяснить, кто из «овощей всех важней».
— У каждого из вас под столом есть картинка овоща. Достаньте картинку, садитесь по группам: А – морковь, В – капуста, С – красный сладкий перец, D – тыква, Е – зелёный горох. (СЛАЙД 1)
(Учащиеся пересаживаются в 5 групп. Названия групп учитель ставит на столах)
— Ребята, посмотрите, рядом с картинкой вашей группы есть ещё и буквы. Как вы думаете, что обозначают эти буквы? Хотите узнать? Слушайте внимательно.
Более ста лет назад в деревнях к весне, когда запасы мяса и овощей заканчивались, начинались повальные болезни – выпадали зубы, на коже появлялись незаживающие раны. Но болезни проходили, когда люди ели зелень, крапиву, свёклу, морковь, сливочное масло, творог.
Вскоре учёные пришли к выводу, что в пище содержатся ещё не изученные вещества. Они скрывались то в рисовой шелухе, то в печени или овощах. Долго пища не открывала своих секретов.
Первыми сдались рисовые отруби. Польский учёный Казимир Функ извлёк из них жёлтые кристаллы. Они были неприятны на вкус, горчили. Однако крошечная доля грамма полученного вещества излечивала от страшной болезни. Это вещество Функ назвал витамином от латинского слово «вита» — жизнь. (СЛАЙД 2)
— Ваши буквы – это название витаминов, о которых мы будем говорить на занятии. Откройте тетради на с.7. Расскажите, в каких продуктах содержатся витамины.
— Я предлагаю в группах познакомиться подробно с информацией о своём витамине, а потом прочитать нам.
(Сначала ребята работают в группах, потом один представитель выходит к доске и читает стихотворение)
1. Где витамин нам А найти
Чтобы видеть и расти?
Он в масле, в жирном сыре,
И в печенке, и в желтке,
Он бывает в молоке,
И морковь, и абрикосы,
Витамин А в себе носят. (СЛАЙД 3)
2. Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор..
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» — в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда. (СЛАЙД 4)
3 . А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле –
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим! (СЛАЙД 5)
4. Витамин Д укрепляет зубы, кости,
Отгоняет от нас все напасти.
Употребляйте рыбу, яйца и икру.
Располагайте свой организм к добру. (СЛАЙД 6)
5. Витамин Е укрепляет наш организм,
Защищает от болезней и прочих катаклизм.
Замедляет процессы старения,
Предупреждает болезней сердца развитие.
Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи,
Зелень, черешню, бобы и злаки. (СЛАЙД 7)
(К доске выходит ученик в маске Ням-Нямчика и читает стихотворение)
Чтобы вырасти здоровым,
Энергичным и толковым.
Прочь усталость и мигрень –
Витамины каждый день!
— Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним задание 6 на с.9 тетради.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 8)
— Предлагаю размяться и поиграть в «Да-нетку». Если в строчках говорится о полезных вещах, вы поднимаетесь на носочки и потягиваетесь, если о неполезных – приседаете на корточки.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград .
4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
— А сейчас небольшая зарядка.
Овощи и фрукты ( наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх )
Вкусные продукты ( погладить правой рукой по животику, затем левой рукой ).
В огороде ( наклоны вниз, достать руками до пола, собираем )
И в саду ( выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду )
Для еды я их найду ( погладить правой рукой по животику, затем левой ).
— Я предлагаю вам послушать сказку о витаминах
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были весёлые и хорошие люди. И правил ими Умный Царь. Царь зорко следил за тем, чтобы все люди были здоровы: дышали свежим воздухом, делали утреннюю зарядку, соблюдали режим дня, питались полезной пищей.
Но вот однажды в этом царстве всё пошло наперекосяк. А случилось это после визита лютой Метели – замёрзли в царстве все фрукты и овощи. Апельсины, лимоны, свёкла, капуста, лук и другие, перестали попадать на стол к людям, а вместе с ними и витамины.
Не стало в царстве овощей и фруктов — перестали витамины попадать в организм людей – и дети и взрослые начали болеть.
И тогда Умный Царь придумал вот что. Он с помощью учёных людей создал новые витамины – витамины в шариках и таблетках. Они были хорошими, но не такими полезными, как настоящие, природные витамины, но защитили людей от болезней.
А потом люди попросили Золотое Солнышко посветить поярче, Щедрый Дождь — не жалеть капель, и посадили новые апельсиновые и лимонные деревья; посеяли капусту, свеклу, морковь, лук. Вырастили и другие витаминные фрукты и овощи. (СЛАЙД 9)
— Давайте ответим на вопрос задания 1 на с.6 тетради.
— Вместе вставим слова и выучим стихотворение из задания 2 на с.6 тетради.
— Посмотрите, ещё раз на экран и скажите, кто из «овощей всех важней»?
(К доске выходит ученик в маске Ням-Нямчика и читает стихотворение)
Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
— Ребята у вас в группах есть конверт с картинками продуктов. Попробуйте отгадать, какое блюдо из них можно приготовить.
(Учащиеся выкладывают картинки из конверта и называют блюдо. Если ребята не могут назвать, на помощь приходит Ня-Нямчик (ученик)
1 группа – винегрет (свёкла, квашеная капуста, солёные огурцы, репчатый лук, картофель, зелёный горошек)
2 группа – фруктовый салат (яблоко, киви, банан, апельсин, груша, ягоды)
3 группа – салат из рыбы (рыба, картофель, сыр, лук репчатый, зелень)
4 группа – овощной салат (помидор, огурец, зелёный лук, редис, сладкий перец)
5 группа – борщ (свёкла, мясо, картофель, морковь, капуста, томатная паста)
(Затем каждая группа называет набор продуктов и блюдо)
(СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13, 14)
— Внимание, предлагаем вам рекламу овощей.
(К доске выходят ребята с масками овощей)
Огурец: Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравиться, конечно!
Коль с медом огурец смешать –
Кашлю больше не бывать!
Свекла: Надо свёклу для борща
И для винегрета.
И при насморке – учти –
Лучше свеклы нету!
Капуста: Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Коль желудок заурчит –
Дай капустки – замолчит.
Лук: Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям,
Враг микробов и инфекций —
Лучше я любых инъекций.
Морковь: Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
— Вы отлично потрудились, я уверена – вы будете употреблять в пищу продукты, богатые витаминами, а значит, будете радостными, улыбчивыми, весёлыми. Расскажите своим родителям о полезных маленьких витаминах. (СЛАЙД 15)
Источник
По ступенькам правил здорового питания
Факультативное занятие «По ступенькам правил здорового питания»
Тема: Режим питания школьника
Цель:формирование представлений о правильной и полезной пище.
Задачи:1) Углубить представления учащихся о необходимости соблюдения режима питания.
2) Расширять знания о правильном режиме питания школьников
3) Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: видео мультфильм «Жила-была Царевна. Про еду»; рабочая тетрадь «По ступенькам правил здорового питания» 2 класс; картинка Ням-Нямчик, картинки-витамины, плакат «Организм человека», карточки для работы в парах, карточки «Меню», памятки «Правила правильного питания», картинки для рефлексии.
I .Организационный момент
— Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброго здоровья!
— Когда мы произносим эти слова, то желаем тем, с кем встречаемся, добра, радости, здоровья.
— Здравствуйте – это, значит, будьте здоровы. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение?
— Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
II .Актуализация знаний
Учитель — Чтобы узнать, что на свете всего дороже необходимо расшифровать слово, используя шифр. (Приложение 1.)
Дети расшифровывают слово, работая в группах.
— Что на свете всего дороже? Прочитаем хором (Здоровье).
-Давайте вспомним, какие правила нужно знать и выполнять, чтобы быть здоровыми.
Ответы детей, сопровождаются вывешиванием на доску сюжетных картинок.
Соблюдать режим дня.
Соблюдать правила личной гигиены.
Закаливание и водные процедуры.
III . Знакомство с темой, задачами урока.
Учитель: — Послушайте, ребята, письмо, которое прислал Ням-Нямчик:
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Учитель:— Почему Ням-Нямчик попал в больницу?
— Правильное ли меню он составил?
— Сегодня мы поговорим о том, как нужно правильно и разнообразно питаться. Будем учиться выбирать полезные продукты питания и поговорим о не очень полезных продуктах, которые можно употреблять в пищу иногда. Девиз нашего занятия:«Здоровое питание – путь к отличным знаниям!»
IV .Изучение нового материала
Учитель: — Правильное питание – залог здоровья человека, а здоровье – фундамент счастья. Иногда ребята, заигравшись, забывают про еду. Некоторые постоянно жуют сухари, то печенье, то конфеты, а приходит время обеда – и у них нет аппетита. К чему это может привести, вы узнаете, просмотрев мультфильм «Жила-была Царевна. Про еду»
Просмотр детьми мультфильма «Жила-была Царевна. Про еду»
Учитель: — Что произошло с царевной, когда она отказалась от полезной пищи?(Слабость, усталость, стала испытывать голод).
— К чему привело употребление огромного количества сладостей?(Аллергия)
— Осознала ли царевна свои ошибки?(Да)
— Сколько раз нужно питаться в день? (4 раза)
Учитель: — Учёные установили, что если есть в определённые часы каждый день, то именно к этому времени появляется аппетит. Организм человека (на доске плакат «Организм человека») непрерывно работает: трудятся сердце, лёгкие, мышцы. Мы выполняем различную физическую и умственную работу.
Работа с тетрадью (с.28,зад.1)
Задание: рассмотри рисунки. Как чаще всего поступаешь ты? Как ты думаешь, зависят ли твои отметки от правильного питания?
Учитель: — Маша позавтракала. Что она кушала и пила за завтраком? (ответы детей)
—Что девочка перекусила в школьной столовой? ( бутерброд и банан)
Дети: — Ваня не хотел завтракать, и в школе вместо завтрака он съел конфеты.
Учитель: — Ребята,какой можем сделать вывод по картинкам?
Дети: — Девочка была бодрой и сосредоточенной на уроке, решила все примеры.
— А Ваня у доски не смог вспомнить то, что учил вчера, не справился с заданием.
Учитель: — Завтрак даёт силы для работы и учёбы. Тот, кто отказывается от завтрака или заменяет его сладостями, вредит своему здоровью. Неудивительно, что Ваня почувствовал себя плохо и не смог решить примеры. А теперь подумайте, на кого из персонажей вы больше похожи?
Учитель: — Прочитайте добрый совет профессора Суперсилы и запишите свои действия в тетрадь о том, что вы делаете перед уходом в школу.
— А при помощи зеркальца прочитайте выражение (« Моё питание – здоровье моего организма»)
Делаем вывод: человеку необходимо питаться, так как правильное питание имеет огромное значение для полноценной деятельности организма.
— Важным условием питания является разнообразие. Но не все продукты одинаково полезны. Неправильное питание может привести к болезням.
Игра «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»
Учащиеся должны выбрать из группы продуктов (карточки) полезные и положить их в корзину (картинка).(Приложение 2)
Учитель: — Почему вы не все продукты положили в корзину?(Ответы детей)
Учитель: —Употребление в пищу данных продуктов – прямая дорога к ожирению, сердечным заболеваниям. Жирная пища приводит к увеличению веса. Пища, содержащая большое количество красителей, постепенно отравляет наш организм и вызывает привыкание.
Делаем вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключив те, которые укорачивают жизнь.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте: «Нет, нет!»
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Постоянно нужно есть
Для здоровья нашего
Фрукты, овощи, омлет,
Зубы вы почистили
Сладкую в кровать.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Работа с тетрадью (с.30, зад.5)
Ну, а если свой обед
Ты начнёшь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь,
Будешь ты иметь бледный вид
И неважный аппетит!
Учитель: — Что такое меню? (Это список блюд.)
—Рассмотрите рисунок. Прочитайте советы героев.
Работа в группах «Составление меню» (Приложение 3)
Учитель:— Ребята, вам нужно составить меню из предложенного списка блюд, подчеркнув нужное:
1-я группа – составляет меню на завтрак;
2-я группа – на обед;
3-я группа – на полдник;
4-я группа – на ужин.
После выполнения заданий, группы отчитываются о проделанной работе.)
Учитель:-Каша – очень полезное блюдо. Недаром про хилых людей говорят: «Мало каши ел». В старину существовал обычай: в знак примирения варить кашу.
Учитель:— «Не ложись сытым – встанешь здоровым» — так говорят в народе. Ужинать нужно не позднее чем за 2 часа до сна. Пища должна быть лёгкой.
Учитель:— Подумайте, какие продукты обязательно должны быть в меню школьника? Почему?(Овощи и фрукты. Они содержат много витаминов).
Ароматное, спелое, гладкое,
Наливное, румяное, сладкое.
Этот вкусный желтый фрукт
Нам из тропиков везут.
На веточке тонкой
Этот фрукт, как лампочка,
Горит среди ветвей.
Сочный, зрелый сахарный –
Сорви его скорей! (Груша.)
Что за овощ, отгадай –
В кочанах весь урожай. (Капуста.)
В сказке тянет весь народ
Сладковатый корнеплод. (Репа.)
Для борща и винегрета
Пригодится овощ этот. (Свёкла.)
Когда мы овощ этот чистим,
То слезы капают из глаз.
В нем витаминов, минералов
На зиму долгую запас. (Лук.)
Работа с тетрадью (с.30, зад.6)
Учитель:— Ребята, укажите время и названия своих любимых блюд для каждого приёма пищи.
Дети выполняют задания.
Учитель: — Говоря о питании, нельзя не вспомнить о витаминах. Почему витамины так необходимы?(Большинство витаминов в организме человека не образуются и не накапливаются, а поступают только с пищей).
Работа в группах «Поделись информацией»
Учитель: —Каждая группа готовит сообщение о своем витамине.
Учащиеся получают карточки с информацией про витамины.
V .Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:— Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Помните: «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
— Давайте дадим полезные советы по питанию Ням-Нямчику, которые помогут ему выздороветь. ( c .31, зад.7)
— Чтобы вы сами не забыли эти советы, но и смогли поделиться с друзьями и родственниками, я дарю вам памятки по здоровому питанию. (Приложение 5)
Учитель:— Закончить наш урок мне хотелось бы следующими строчками:
Здоровые дети – в здоровой семье.
Здоровые семьи – в здоровой стране.
Здоровые страны – планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Учитель:— Осталось лишь узнать, был ли полезен наш урок для вас. У вас на партах есть изображение Ням-Нямчика. (Приложение 7)
—Сейчас вы должны раскрасить его:
Зелёный – урок полезен и интересен.
Жёлтый – не всё понятно, я скучал(а).
Красный – урок мне пользы не принёс, было неинтересно.
Меню на завтрак
Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время завтрака.
Картофель жареный, котлета, чай, пельмени, гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, апельсиновый сок, макароны с сыром.
Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время обеда.
Хлеб, компот из сухофруктов, чипсы, суп куриный, шоколадные конфеты, макароны с колбасой, яблочный сок, овощной салат.
Меню на полдник
Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время полдника.
Молоко, конфеты, какао, семечки, яблоко, кириешки, печенье с чаем, булочка, мармелад.
Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время ужина.
Кефир, творожная запеканка, борщ, батон, омлет, чай, пельмени, котлета, макароны, торт, вафли.
Источник