По научной философии ступенями развития общества называют

Главное об общественном развитии

Общественное развитие можно охарактеризовать как процесс, где с одной стороны находятся люди, институты, общности, а с другой – какие-либо объективные условия, ставящие определенные рамки для их деятельности, целей и конечных результатов.

Концепции развития общества

Непреложным фактом является то, что ни одно общество не остается статично на протяжении своей истории, оно неизбежно развивается. Существуют следующие концепции общественного развития:

  1. Гесиод. Подразделял общественную историю на пять периодов, называемых им веками, а человечество – на пять поколений. По мнению древнегреческого философа, каждое из поколений стояло ниже предыдущего по своим морально-нравственным качествам. Лучшее поколение, жившее раньше всех остальных, называлось «золотым», далее следовали серебряное, медное, поколение героев и железное – самое худшее из всех.
  2. Пифагор. Высказывал мысли о развитии каждого общества, неизбежно проходящего ряд стадий. Сначала идет стадия роста, затем надлома (экономический кризис, кризис власти, война) и после – стадия распада, или деградации.
  3. Маркс. Этот немецкий мыслитель 19 века предложил идею так называемого формационного подхода к развитию общества. Согласно его теории, каждая общественная формация определяется способом производства товаров и услуг. Он выделял следующие формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Необходимо отметить, что не все общества проходят каждую из этих стадий последовательно. Так, например, в полуфеодальной стране возможна социалистическая революция и переход к коммунистической формации.
  4. Цивилизационный подход. Согласно этому подходу, каждая цивилизация – самобытный элемент исторического процесса. Они развиваются неравномерно, каждая в своих собственных рамках и могут находиться на совершенно разных стадиях развития в одну и ту же историческую эпоху (например, западноевропейская цивилизация сильно опережает уровень развития первобытных племен).
Читайте также:  Нормы гто 5 ступень 2019 года

Прогресс и регресс развития общества

Общественный прогресс принято определять как необходимый подъем уровня развития, происходящего поступательно. Его направление – от низших форм развития к высшим. К главным критериям принято относить:

  • развитие разума и свободы личности, человеческой нравственности;
  • способ производства и вытекающую из этого стадию развития экономики;
  • политический строй общества, уровень развития политических институтов;
  • уровень развития производительных сил.

Регресс – понятие, обратное прогрессу, то есть движение сверху вниз, деградация, утрата возможности выполнять какие-либо функции. Регресс наступает в случае отсутствия прогресса после периода стагнации.

Формы развития общества

Основными формами развития общества являются эволюция, революция и реформа.

Эволюцией называют постепенные изменения в обществе (изначально термин применялся для аналогичных изменений в природе), происходящие плавно и размеренно, без резких скачков. Происходит не по чьей-либо воле, а по естественно назревшей необходимости. Совершается, как правило, за длительное время – десятки, сотни и тысячи лет.

Революция – резкие и радикальные изменения, происходящие в очень короткий срок. Несмотря на то, что ее предпосылки также могут вызревать на протяжении десятков лет, сама по себе революция может занять не более нескольких дней. Революционные перемены затрагивают все сферы жизни общества и государства. Революция может быть кратковременной и долговременной.

Реформа – это перемена в обществе, проводимая по воле представителей власти. Происходит путем изменения законодательства. Изменения, произошедшие в результате реформы, не столь существенны, как революционные или эволюционные. По своей длительности реформа являет собой нечто среднее между первыми двумя формами.

Источник

Философия об этапах и путях развития общества

Технократическое направление

Проявления данного подхода можно найти в трудах амери­канского экономиста Дж. Гэлбрейта(1908-2006). Он исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают тех­ника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независи­мостью от человека и общества, имеет способность к саморазви­тию, к постоянному прогрессу, совершенствованию своих пара­метров. В таких условиях особая роль в обществе принадле­жит людям, владеющим научно-техническими знаниями — техно­кратам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процессами.

Основная задача общества, по мысли ученого,— развитие произ­водства, а реальная власть распределяется между специали­стами производства и управления (менеджерами). Гэлбрейт по­лагал, что такие же процессы идут и при капитализме, и при социализме и на этой основе в перспективе возможна конвер­генция (сближение) двух систем с последующим синтезом в «смешанном обществе».

Появление компьютерной техники дало новый всплеск техно­кратических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило вар­варское отношение к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооцени­вают роль таких важных сторон в жизни общества, как ду­ховная культура, не учитывают воздействие на человека и со­циальную сферу биологических, природных факторов.

Философия о формировании ценностей в обществе

С некоторых пор в философии и социологии прочно утвердилось понятие «ценность». Есть разные подходы к определению этого понятия. Остановимся на взглядах немецкого социолога М. Вебера (1864—1920), который и ввел в социологию проблематику ценностей.

М. Вебер.Ценности, рассматривает как осознанные интересы. Попадая в сферу интересом человека, любой предмет может оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т. д. Но кто определяет, что является добром или злом, кто задает эти ценности? Вебер считал, что ценности определяются неким интересом эпохи, т. е. имеют исторически конкретный характер и имеют силу лишь для определенного периода времени, а затем утрачивают свое значение.

Г. Риккертом(1863—1936), рассматривали ценности как «надысторические», вечные и универсальные принципы.

Экзистенциализм

Серен Кьеркегор (1813 — 1855) В своих работах «Или — или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» С.Кьеркегор говорил о трех стадиях развития личности — эстетической, этической и религиозной. Эстетическая жизнь — это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумы­ваясь о смысле своего существования, о последствиях, живет, прежде всего, чувственными удовольствиями.

Путь к этому второму уровню су­ществования идет через отчаяние. Отчаяние — это не средство утешения или состояние, но подготовительный душевный акт, требующий серьезного напряжения всех сил души. Именно оно дает победу над миром.

Однако этическое существование, к которому чело­век приходит через отчаяние, не является высшим уровнем развития человека.

Когда человек прорывается к вере, то здесь, на рели­гиозном уровне, отчаяние — уже грех и противополож­ностью отчаяния является не добродетель, а вера. Вера в то, что для Бога все возможно. Бог может даже сделать бывшеенебывшим.

Эта вера открывается человеку, дошедшему до края, когда для него не остает­ся никакой другой человеческой возможности.

Ж-П.Сартр(1905-1980). По своим взглядам он принадлежит к философскому направлению, полу­чившему название «экзистенциализм», (от лат. existential — существование), т. е. философия существования. В центре внимания экзистенциалистов — проблемы сущности и существования человека.

В одной из ра­бот он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущ­ности этого предмета, т. е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его ста­новление человеком.

Итак, по мнению экзистенциалистов, человек внутренне сво­боден, его трудный удел — быть всегда в пути, постоянно забо­титься об обретении своей сущности.

А. Камю (1913-1960). Философия Камю заключена в его эссеистике и художественном творчестве — «Посторонний», «Миф о Сизифе», «Чума», «Бунтующий человек».

Человек в мире описывается как «посторонний», и лишь на пороге смерти он чувствует себя умиротворенным и свободным.

Гуманизм Камю направлен не на то, чтобы сделать человека счаст­ливым, а на то, чтобы сделать его сознательным, свободным от догм и идеологий. В духе Достоевского Камю полагает, что мир спасет кра­сота. Она не служит никакой партии и никакому государству — она состоит на службе только у сострадания и свободы. Еще один гумани­стический идеал Камю — идеал универсальной коммуникации. Красота и общение выведут людей из изоляции, помогут установить социальную справедливость.

Философия об этапах и путях развития общества

Книга У.Ростоу, известного американского экономи­ста и социолога, «Стадии экономического роста» Здесь схема однолинейного прогрессивного раз­вития, только вместо формаций употребляется слово стадия. И стадий также пять:

1 стадия — традиционное общество, Здесь господствует аграрное производство.

2 стадия — переходное общество. Появляются научные открытия и изобретения, способные повлиять на производство; появляется предприимчивое инициативное меньшинство, которое переводит общество на рельсы промышленного развития. Складываются нации, и начинается бурное оживление национализма.

3 стадия — сдвиг, или промышленная революция. Происходит быстрое накопление капитала, ускоренное развитие ведущих отраслей промышленности.

4 стадия—стадия зрелости. К этому времени зна­чительно увеличивается национальный доход, бурно развивается автомобиле- и судостроение, станкострое­ние. Общество демонстрирует, что оно может произво­дить все, что захочет.

5 стадия — стадия массового потребления. Внимание сосредоточивается на проблемах потребления и рос­те благосостояния населения. Медицина, отдых, удобное и просторное жилье, высокий уровень комфорта. Возникает общество «всеобщего благоденствия

Освальд Шпенглер (1880 — 1936) — выдающийся немецкий фи­лософ, занимавшийся проблемами философии истории, философии культуры.

С его точки зрения, никакой единой истории чело­вечества нет, линейная схема «Древний мир — Средние века — Новое и новейшее время» не выдерживает крити­ки. Если взять, например, Древний Рим, то там были и Средние века и Новое время, был свой феодализм и свой капитализм.

Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. Имежду ними нет никакой преем­ственности. Шпенглер насчитал восемь таких культур, существовав­ших в человеческой истории: египетская, индийская, ва­вилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя в Америке. Он считал, что ожидается рождение девятой — русско-сибирской культуры.

Каждая культура — это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во все­ленной и т.п.

Шпенглером видят в истории человечества постепенную смену лишь двух фаз развития: вар­варства и цивилизации.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 — 1975) — знаменитый английс­кий историк. Свою главную работу «Постижение истории» он пи­сал почти тридцать лет.

А. Тойнби (1889—1975) создал теорию истори­ческого круговорота сменяющих друг друга локальных цивили­зации.

В своей огромной две­надцатитомной работе «Постижение истории» он насчи­тывал 37 цивилизаций.

Прежде всего он делил все цивилизации на три вида:

Немецкий социолог А. Вебер(1868— 1958) назвал три стадии развития общества: «молодость», «зрелость» и «упадок».

В последние десятилетия большое влияние получили идеи английского философа и публициста О. Тоффлера(род.в 1928 г.). В развитии человеческой цивилизации он выделил три стадии: аграрную, индустриальную и стадию, названия ко­торой он пока не дал, но связал ее с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу.

Ревизионизм

Немецкий социал-демократа Э. Бернштейн(1850— 1932) вскоре после смерти Энгельса выступить с критикой ряда положений марксистского учения.

Прежде всего, он подверг критике вывод Маркса об обнищаниепролетариата (хотя и не отрицал факта эксплуатации рабо­чих капиталистами), считал тенденцию к обнищанию пролета­риата преходящей, присущей зачаточному состоянию капитали­стического способа производства и преодолеваемой с течением времени. Бернштейн высоко оценивал роль демократии в современном обществе. По его мнению, политика «малых дел», частичных реформ позволит капитализму постепенно трансфор­мироваться в социалистическом направлении и нет необходи­мости в разрушительных революционных потрясениях, в отказе от демократических завоеваний в пользу диктатуры проле­тариата.

Сегодня позиция Бернштейна во многих отношениях пред­ставляется дальновидной.

Источник

По научной философии ступенями развития общества называют

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые
проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать
окружающий мир.
Первая стадия — теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.
Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.
Третья стадия, по Конту, — позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, — в замене слова почему словом как».
Главную функцию науки Конт видит в предвидении. В предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ЗАКОН, выражающийся в классификации наук. Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания. Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:
Математика.
Астрономия.
Физика.
Химия.
Физиология.
Социальная физика (социология).
Мораль.
Конт стремится построить «позитивную» науку об обществе — социологию (сам этот термин — его удачное изобретение), которая была чем-то вроде «социальной физики». Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде «социальной физики», он называет «социальной статикой». В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную » субстанцию » социума. Учение об изменении социальных систем Конт называет «социальной динамикой». Представление об общественном прогрессе является ведущим в «социальной динамике» Конта. Развитие и здесь совершается по «закону трех стадий». Теологическая стадия — до 1300 года — делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной — здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение «промышленной» («позитивной») стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и «позитивной» философии. Третий раздел своей социологии Конт называет «социальной политикой». Основной ее тезис — это превращение «позитивной философии» в религию всего человечества.
Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт. Его историческая и научная роль состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Источник

Оцените статью