Планирование факультатива по ступенькам правил здорового питания

По ступенькам правил здорового питания

Факультативное занятие «По ступенькам правил здорового питания»

Тема: Режим питания школьника

Цель:формирование представлений о правильной и полезной пище.

Задачи:1) Углубить представления учащихся о необходимости соблюдения режима питания.

2) Расширять знания о правильном режиме питания школьников

3) Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: видео мультфильм «Жила-была Царевна. Про еду»; рабочая тетрадь «По ступенькам правил здорового питания» 2 класс; картинка Ням-Нямчик, картинки-витамины, плакат «Организм человека», карточки для работы в парах, карточки «Меню», памятки «Правила правильного питания», картинки для рефлексии.

I .Организационный момент

— Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброго здоровья!

— Когда мы произносим эти слова, то желаем тем, с кем встречаемся, добра, радости, здоровья.

— Здравствуйте – это, значит, будьте здоровы. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

— Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

II .Актуализация знаний

Учитель — Чтобы узнать, что на свете всего дороже необходимо расшифровать слово, используя шифр. (Приложение 1.)

Дети расшифровывают слово, работая в группах.

— Что на свете всего дороже? Прочитаем хором (Здоровье).

-Давайте вспомним, какие правила нужно знать и выполнять, чтобы быть здоровыми.

Ответы детей, сопровождаются вывешиванием на доску сюжетных картинок.

Соблюдать режим дня.

Соблюдать правила личной гигиены.

Закаливание и водные процедуры.

III . Знакомство с темой, задачами урока.

Учитель: — Послушайте, ребята, письмо, которое прислал Ням-Нямчик:

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

Учитель:— Почему Ням-Нямчик попал в больницу?

— Правильное ли меню он составил?

— Сегодня мы поговорим о том, как нужно правильно и разнообразно питаться. Будем учиться выбирать полезные продукты питания и поговорим о не очень полезных продуктах, которые можно употреблять в пищу иногда. Девиз нашего занятия:«Здоровое питание – путь к отличным знаниям!»

IV .Изучение нового материала

Учитель: — Правильное питание – залог здоровья человека, а здоровье – фундамент счастья. Иногда ребята, заигравшись, забывают про еду. Некоторые постоянно жуют сухари, то печенье, то конфеты, а приходит время обеда – и у них нет аппетита. К чему это может привести, вы узнаете, просмотрев мультфильм «Жила-была Царевна. Про еду»

Просмотр детьми мультфильма «Жила-была Царевна. Про еду»

Учитель: — Что произошло с царевной, когда она отказалась от полезной пищи?(Слабость, усталость, стала испытывать голод).

— К чему привело употребление огромного количества сладостей?(Аллергия)

— Осознала ли царевна свои ошибки?(Да)

— Сколько раз нужно питаться в день? (4 раза)

Учитель: — Учёные установили, что если есть в определённые часы каждый день, то именно к этому времени появляется аппетит. Организм человека (на доске плакат «Организм человека») непрерывно работает: трудятся сердце, лёгкие, мышцы. Мы выполняем различную физическую и умственную работу.

Работа с тетрадью (с.28,зад.1)

Задание: рассмотри рисунки. Как чаще всего поступаешь ты? Как ты думаешь, зависят ли твои отметки от правильного питания?

Учитель: — Маша позавтракала. Что она кушала и пила за завтраком? (ответы детей)

Что девочка перекусила в школьной столовой? ( бутерброд и банан)

Дети: — Ваня не хотел завтракать, и в школе вместо завтрака он съел конфеты.

Учитель: — Ребята,какой можем сделать вывод по картинкам?

Дети: — Девочка была бодрой и сосредоточенной на уроке, решила все примеры.

— А Ваня у доски не смог вспомнить то, что учил вчера, не справился с заданием.

Учитель: — Завтрак даёт силы для работы и учёбы. Тот, кто отказывается от завтрака или заменяет его сладостями, вредит своему здоровью. Неудивительно, что Ваня почувствовал себя плохо и не смог решить примеры. А теперь подумайте, на кого из персонажей вы больше похожи?

Учитель: — Прочитайте добрый совет профессора Суперсилы и запишите свои действия в тетрадь о том, что вы делаете перед уходом в школу.

— А при помощи зеркальца прочитайте выражение (« Моё питание – здоровье моего организма»)

Делаем вывод: человеку необходимо питаться, так как правильное питание имеет огромное значение для полноценной деятельности организма.

— Важным условием питания является разнообразие. Но не все продукты одинаково полезны. Неправильное питание может привести к болезням.

Игра «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»

Учащиеся должны выбрать из группы продуктов (карточки) полезные и положить их в корзину (картинка).(Приложение 2)

Учитель: — Почему вы не все продукты положили в корзину?(Ответы детей)

Учитель: —Употребление в пищу данных продуктов – прямая дорога к ожирению, сердечным заболеваниям. Жирная пища приводит к увеличению веса. Пища, содержащая большое количество красителей, постепенно отравляет наш организм и вызывает привыкание.

Делаем вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключив те, которые укорачивают жизнь.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте: «Нет, нет!»

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Постоянно нужно есть

Для здоровья нашего

Фрукты, овощи, омлет,

Зубы вы почистили

Сладкую в кровать.

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу – утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

Работа с тетрадью (с.30, зад.5)

Ну, а если свой обед

Ты начнёшь с кулька конфет,

Жвачкой импортной закусишь,

Будешь ты иметь бледный вид

И неважный аппетит!

Учитель: — Что такое меню? (Это список блюд.)

Рассмотрите рисунок. Прочитайте советы героев.

Работа в группах «Составление меню» (Приложение 3)

Учитель:— Ребята, вам нужно составить меню из предложенного списка блюд, подчеркнув нужное:

1-я группа – составляет меню на завтрак;

2-я группа – на обед;

3-я группа – на полдник;

4-я группа – на ужин.

После выполнения заданий, группы отчитываются о проделанной работе.)

Учитель:-Каша – очень полезное блюдо. Недаром про хилых людей говорят: «Мало каши ел». В старину существовал обычай: в знак примирения варить кашу.

Учитель:— «Не ложись сытым – встанешь здоровым» — так говорят в народе. Ужинать нужно не позднее чем за 2 часа до сна. Пища должна быть лёгкой.

Учитель:— Подумайте, какие продукты обязательно должны быть в меню школьника? Почему?(Овощи и фрукты. Они содержат много витаминов).

Ароматное, спелое, гладкое,

Наливное, румяное, сладкое.

Этот вкусный желтый фрукт

Нам из тропиков везут.

На веточке тонкой

Этот фрукт, как лампочка,

Горит среди ветвей.

Сочный, зрелый сахарный –

Сорви его скорей! (Груша.)

Что за овощ, отгадай –

В кочанах весь урожай. (Капуста.)

В сказке тянет весь народ

Сладковатый корнеплод. (Репа.)

Для борща и винегрета

Пригодится овощ этот. (Свёкла.)

Когда мы овощ этот чистим,

То слезы капают из глаз.

В нем витаминов, минералов

На зиму долгую запас. (Лук.)

Работа с тетрадью (с.30, зад.6)

Учитель:— Ребята, укажите время и названия своих любимых блюд для каждого приёма пищи.

Дети выполняют задания.

Учитель: — Говоря о питании, нельзя не вспомнить о витаминах. Почему витамины так необходимы?(Большинство витаминов в организме человека не образуются и не накапливаются, а поступают только с пищей).

Работа в группах «Поделись информацией»

Учитель: —Каждая группа готовит сообщение о своем витамине.

Учащиеся получают карточки с информацией про витамины.

V .Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:— Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Помните: «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

— Давайте дадим полезные советы по питанию Ням-Нямчику, которые помогут ему выздороветь. ( c .31, зад.7)

— Чтобы вы сами не забыли эти советы, но и смогли поделиться с друзьями и родственниками, я дарю вам памятки по здоровому питанию. (Приложение 5)

Учитель:— Закончить наш урок мне хотелось бы следующими строчками:

Здоровые дети – в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Учитель:— Осталось лишь узнать, был ли полезен наш урок для вас. У вас на партах есть изображение Ням-Нямчика. (Приложение 7)

Сейчас вы должны раскрасить его:

Зелёный – урок полезен и интересен.

Жёлтый – не всё понятно, я скучал(а).

Красный – урок мне пользы не принёс, было неинтересно.

Меню на завтрак

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время завтрака.

Картофель жареный, котлета, чай, пельмени, гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, апельсиновый сок, макароны с сыром.

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время обеда.

Хлеб, компот из сухофруктов, чипсы, суп куриный, шоколадные конфеты, макароны с колбасой, яблочный сок, овощной салат.

Меню на полдник

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время полдника.

Молоко, конфеты, какао, семечки, яблоко, кириешки, печенье с чаем, булочка, мармелад.

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время ужина.

Кефир, творожная запеканка, борщ, батон, омлет, чай, пельмени, котлета, макароны, торт, вафли.

Источник

Учебная программа факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания»

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативных занятий

«По ступенькам правил здорового питания»

для II класса

учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья.

Работники здравоохранения и образования отмечают, что в современном мире происходит значительное ухудшение состояния здоровья детей: наблюдается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений их физического развития.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.

Важнейшим фактором здоровья учащихся является соблюдение принципов рационального питания. Нерациональное питание негативно сказывается на здоровье. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия и значительные. Заменить их нельзя ничем. Необходимо научить человека учиться строительству своего здоровья», – говорил академик .

Питание играет огромную роль в жизни человека, особенно в период его роста и развития, который связан с обучением в школе. Для сохранения здоровья и работоспособности школьников в этих условиях необходимо, чтобы получаемая ежедневно пища полностью возмещала то количество энергии, которое учащийся затрачивает в течение суток.

Отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. Возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак, кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания.

Поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании. В некоторых семьях в меню в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

В этой связи разговор о правильном питании целесообразно начинать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, где закладываются основы отношений человека с окружающим миром. Учащимся начальных классов свойственна высокая активность в познании окружающего мира, что позволяет привлечь внимание ребенка к укреплению и сохранению его здоровья.

Важную роль в решении этой проблемы играют образовательные программы. В настоящее время в работе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь используются программы факультативных занятий, направленные на формирование основ здорового образа жизни и культуры здоровья у детей и подростков.

Программа «По ступенькам правил здорового питания» представляет собой систему факультативных занятий со здоровьесберегающей направленностью, разработанную для учащихся начальных классов. Учащиеся знакомятся с полезными продуктами питания, основными правилами гигиены питания, у них формируется умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия. Программа построена с учётом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладеть определёнными теоретическими знаниями.

Целью программы факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» для учащихся начальных классов является формирование культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

раскрыть и углубить представления учащихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, развивать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;

формировать у учащихся I ступени общего среднего образования навыки здорового образа жизни;

познакомить учащихся с основными нормами и правилами здорового питания;

воспитывать культуру потребления пищи и навыков здорового питания;

познакомить со способами объективной оценки рациона питания;

формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

формировать у учащихся устойчивую положительную самооценку.

создавать условия для освоения учащимися практических навыков рационального питания;

развивать познавательные и творческие способности учащихся;

формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека.

Программа факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» предусматривает также реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей. Достижение образовательных целей должно способствовать формированию здорового образа жизни детей, осознанию особенностей культуры питания, расширению кругозора, развитию самосознания.

Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для здорового образа жизни, успешного межличностного взаимодействия в различных ситуациях (внимание к своему здоровью, вежливость, тактичность, доброжелательность, культура поведения за столом и др.).

Достижение развивающих целей программы факультативных занятий должно способствовать развитию навыков здорового образа жизни, памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Учащимся важно понимать, что правила питания – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, это правила, благодаря которым человек становится более энергичным, сильным, ловким, способным к обучению. Чтобы быть здоровым, хорошо себя чувствовать, выглядеть достойно, динамично развиваться, необходимо с детства овладеть нормами правильного питания, причем соблюдение их должно стать привычкой.

Незнание норм здорового питания, вызывает нарушение здоровья, сбои в развитии организма, затрудняет успешность умственного развития.

В связи с тем, что культура здорового образа жизни, в целом, как и культура питания, в частности, представляет собой многоплановое и многоуровневое явление, в рамках факультативных занятий основное внимание уделяется таким значимым ее аспектам, как режим питания, выбор полезных продуктов, составление простейшего меню, формирование навыков культуры поведения за столом

Организация образовательного процесса

Программа факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» для учащихся II класса рассчитана на 17 часов.

Организация факультативных занятий осуществляется с использованием таких способов и методических приемов обучения, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов и др. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.

Содержание обучения организуется исходя из сфер общения учащихся начальных классов. В содержании программы факультативных занятий представлены типичные ситуации общения и основные коммуникативные задачи, реализуемые в ходе общения.

Учителю следует использовать различные средства обучения: аудио — и видеозаписи, сюжетные картинки, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы, включающие опорные карточки, функциональные схемы, ролевые задания и т. п. В целях интенсификации самостоятельной работы учащихся важно также применять обучающие и компьютерные программы, Интернет-ресурсы.

Обучение правилам здорового питания целесообразно проводить с учетом трех основных этапов: ознакомление, тренировка и применение.

На этапе ознакомления учащимся предъявляются правила здорового питания, информация о необходимости и пищевой ценности конкретных продуктов, предъявляются образцы правильного выбора модели поведения.

Учащимся предлагаются тексты, содержащие не только информацию о правилах питания и полезных продуктах, но и информацию о нормах и правилах культуры поведения во время приема пищи.

Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации.

На данном этапе целесообразно использовать тесты, направленные на осуществление выбора правильного варианта ответа, поиска верного решения.

Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение учащихся варьировать формы своих высказываний, выбирать правильное решение, исходя из представленной ситуации. Здесь также уместны задания на установление интерактивного взаимодействия (умения обосновать свой выбор, убедить в своей правоте, поддерживать разговор о здоровом питании, проявлять внимание и взаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, благодарность, возражение и др.).

В ходе реализации программы факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» для учащихся начальных классов используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования здорового образа жизни, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Данная система факультативных занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях.

В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Здравствуй, школа! (1 ч.)

Встреча с одноклассниками. Воспоминания о лете. Каникулы в летнем лагере (вводное занятие).

Польза витаминов. Продукты, содержащие витамины. Витамины в разное время года.

Для чего нужны белки. (1 ч.)

Что помогает нам расти и развиваться. Строительный материал для растущего организма. Секрет куриного яйца.

Кто пасется на лугу? (2 ч.)

Польза молока для детского организма. Молочные продукты. Мясные блюда на нашем столе. Гигиена полости рта: как правильно чистить зубы.

Дары рек и морей (1 ч.)

Рыбку съел и сразу поумнел. Блюда из рыбы и морепродуктов. Фосфор и йод в морепродуктах. Дары белорусских водоемов. Плавание для укрепления здоровья.

Здравствуй, зима морозная! (1 ч.)

Профилактика заболеваний – закаливание. Воздушные ванны. Закаливание водой. Закаливание солнечными лучами. Зимние виды спорта. Одежда для спортивных игр и забав зимой.

Чистая вода нам нужна всегда (1 ч.)

Какую воду можно пить? Летний и зимний режим питья. Напитки полезные и не очень. Воду надо экономить.

Режим питания школьника (2 ч.)

Питание в течение дня. Завтрак. Обед. Ужин. Когда хочется перекусить. Полезные и вредные перекусы.

Лес – кладовая природы (2 ч.)

Лес – целебная кладовая витаминов и минералов. Полезные растения. Ягоды и грибы. Игры на свежем воздухе.

Школьная столовая (1 ч.)

Мы дежурим по столовой. Правила гигиены. Культура поведения за столом. Столовые приборы.

Помогаем взрослым (2 ч.)

Сервируем стол. Учимся готовить чай. Простые десерты – вкусно и весело. Учимся мыть посуду.

Мы уже много знаем и умеем (итоговое занятие) (1 ч.)

Вверх по ступенькам правил здорового питания. Викторина, конкурс, определение победителей, вручение дипломов.

Примерное планирование факультативных занятий

Источник

Читайте также:  Выдвижная трехколенная лестница при работе устанавливается
Оцените статью