Спасатели САО рассказали об истории пожарной лестницы
Пожарная лестница — это важное устройство, которое профессионалы пожарно-спасательного дела применяют сегодня везде для спасения человеческих жизней.
Первое в мире изделие под названием «пожарная лестница» запатентовали в Америке 8 апреля 1766 года. Необходимость в этом возникла, когда появились первые многоэтажные строения, и спасать людей с верхних этажей стало проблематично. В то время длина лестницы составляла почти 10 метров.
В Российской империи первую механическую пожарную лестницу сконструировали в 1777 году. Лестница раздвигалась на неслыханную по тем временам высоту — двадцать метров (примерно до шестого этажа). Создатель лестницы кузнечных дел мастер Пётр Дальгрен получил медаль за своё изобретение от Академии наук .
За время своего существования пожарная лестница не раз видоизменялась и совершенствовалась. Например, если первая запатентованная пожарная лестница была деревянной, то впоследствии она стала металлической.
В начале ХХ столетия, когда произошёл бум автопрома, появился пожарный автомобиль. В 1934 году отказались от повозок, запряженных лошадьми, и перешли на автомобили. В конце 30-х создали автомеханические лестницы на ЗИС-6.
Сегодня конструкции пожарных лестниц подразделяются на автомобильные, стационарные и ручные.
Ручные пожарные лестницы делятся на три вида: телескопическую трехколенную, достигающую в высоту до 88 метров, многофункциональную палку, которую используют также в качестве тарана и носилок, а также штурмовую с крюком, приспособленную для работы на крышах и крутых склонах.
Их используют не только при пожарах, но и как подручное средство для спасения тонущих, провалившихся в люки и колодцы, а также для эвакуации с высоты и спасении людей в сложных ситуациях.
Источник
История создания пожарных лестниц
8 апреля 1766 года в США запатентовали первую пожарную лестницу. Значение данного изобретения сложно переоценить, ведь оно не раз спасало жизни людей.
Необходимость такого изобретения в связи с постройкой первых многоэтажных зданий, когда спасать людей из верхних помещений стало очень сложно. Большой вклад внесли и Российские инженеры и техники.
В 1777 году Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (с февраля (или мая) 1917 года — Российская академия наук) рассмотрела и одобрила первый в мире проект механической лестницы. То была площадка, поднимавшаяся замысловатым рычажным механизмом на высоту 20 метров. В 1778 году (по другим данным в 1779 году) за данный проект механической пожарной лестницы слесарь Пётр Дальгрен от Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге получил медаль.
Создание первой трёхколенной лестницы (выдвижной) датируется 1809 годом. Её автор, русский механик Кирилл Васильевич Соболев, был награждён медалью «За полезное». Через год Петербургский архитектор Вильям Гесте (англ. William Hastie, в России — Василий Иванович) создаёт пятиколенную лестницу, с помощью которой можно подняться на 17-метровую высоту. В «Практическом наставлении брандмейстерам…», опубликованном в 1818 году, записано: «…лестница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягиваются…».
Во второй половине XIX века на вооружении российских пожарных были довольно громоздкие и маломаневренные выдвижные лестницы конструкции Лобова на 4 колесных конных повозках, производившиеся в мастерских Петербургского пожарного депо.
В 1895 году по чертежам А.А. Сергеева была построена механическая лестница, известная как «лестница образца 1895 года», которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение и ставшей доброй помощницей пожарных
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник
8 апреля — день рождения пожарной лестницы
Многие тысячи спасенных жизней на счету незаменимого помощника пожарных по всему миру – пожарной лестницы. Сегодня отмечается ее день рождения — 8 апреля 1766 года в США было запатентовано устройство, существование которого стало жизненно необходимым с начала строительства многоэтажек.
А в 1777 году в России медаль за создание механического раздвижного трапа, приспособленного для эвакуации, получил кузнец Петр Дальгрен. Созданная им лестница поднималась с помощью рычагов и достигала высоты 27 метров. Конструкция постоянно совершенствовалась и уже в 1810 году публике была представлена пятиколенная лестница. Маневренная и прочная лестница, ставшая прототипом современных, появилась в 1895 году. Промышленное производство раздвижных трапов было налажено в 1955 году, а спустя всего 8 лет начался выпуск лестниц с гидравлическим приводом.
Ручные пожарные лестницы за 255 лет своего существования разделились на три вида: телескопическую трехколенную, многофункциональную палку, которую используют также в качестве тарана и носилок, а также штурмовую с крюком, приспособленную для работы на крышах и крутых склонах.
Такие лестницы спасают людей не только из окон горящих зданий – с помощью этого устройства спасатели помогают выбраться на берег утопающим, достают упавших в ямы и колодцы, снимают людей с отколовшихся льдин.
Источник
8 апреля 1766 года была запатентована первая в мире пожарная лестница
В этот день 1766 года в Соединенных Штатах Америки была запатентована первая в мире пожарная лестница. Значение данного изобретения сложно переоценить, ведь оно не раз спасало жизни людей. Необходимость данного изобретения возникла в связи с постройкой первых многоэтажных зданий, когда спасать людей в случае пожара из самых верхних помещений было очень проблематично. Первая запатентованная лестница была высотой чуть менее 10 метров
Позднее большой вклад в развитие пожарной лестницы внесли российские инженеры. Первая отечественная раздвижная пожарная лестница была выпущена в 1777 году. По некоторым данным её длина достигала 20 метров. Создатель лестницы кузнечный мастер Петр Дальгрен получил медаль за свое изобретение от Академии наук.
Создание первой трёхколенной лестницы датируется 1809 годом. Изобрел ее русский механик Кирилл Васильевич Соболев, за что он был награжден медалью «За полезное». В ХХ веке пожарные лестницы стали устанавливать на автомобильное шасси. В 1892 году пожарная лестница в России имела длину уже целых 27 метров.
Из истории пожарных лестниц известно также, что одним из типов пожарных лестниц были съемные механические лестницы. Раньше они доставлялись к месту пожара конной тягой. Конструкция, соединяющая пароконный двухколесный передок непосредственно с механической лестницей, представляла собой четырехколесный лестничный ход. Задними колесами хода служили колеса лестницы. По прибытию к месту вызова двухколесный передок отъезжал в сторону, а лестницу откатывали на выбранную позицию и переводили в «боевое положение».
Идея использования таких лестниц совместно с автомобилем была проста — своими каркасом она просто накатывалась на платформу автомобильного шасси по специальным роликам и фиксировалась для транспортировки.
Прибывая на пожар, боевой расчет скатывал её с шасси на землю и, пользуясь её колесами, маневрировал на месте пожара, устанавливая лестницу в месте наиболее удобном для работы.
Этот тип автолестниц получил широкое распространение в СССР — они были дешевле в изготовлении, проще в конструкции. Можно было использовать старые лестницы, оставшиеся от конного обоза. Но их главное преимущество состояло в том, что они были наиболее приспособлены к условиям российских городов, причем, самых разных — от высотных столиц союзных республик до деревянных городов областного уровня.
Везде находилось применение лестницам такого типа. Для Ленинграда, например, была важна возможность провозить их под арками домов, во дворы-колодцы. Это было недоступно самым дорогим и современным автолестницам заграничного производства — мешала их традиционно большая высота.
Города поменьше, которые не могли позволить себе роскошь приобретения дорогих «иностранцев», создавали съемные лестницы своих конструкций. И, как оказалось, в оперативном отношении даже выигрывали. Легкие съемные лестницы полностью соответствовали требованиям пожаротушения невысоких зданий (в 3-5 этажей), а их маневренность позволяла использовать на улицах любой ширины, с любым состоянием дорожного покрытия.
Кроме того, в крупных городах возникали некоторые противоречия между развитием пожарной техники и городского хозяйства. Это касалось, прежде всего, городского транспорта.
С появлением в начале 30-х годов XX века на улицах троллейбусов (в Москве, например, троллейбус появился в 1933 году) протяженность контактной сети резко возросла. Транспортники, разумеется, прокладывали ее так, как требовалось им. Порой такая технология становилась непреодолимым препятствием для несъемных пожарных автолестниц. Так, в Ленинграде имел место инцидент, когда устанавливаемая в ночное время металлическая автолестница, коснувшись невидимых в темноте проводов, произвела короткое замыкание, что вызвало удар током работающих с ней пожарных. Также, по мнению пожарных специалистов, требовала пересмотра практика создания произвольных зеленых полос и бессистемная посадка деревьев вдоль жилых кварталов, мешающих подъезду и работе автолестниц у здания. Всех этих неприятностей были лишены гораздо более мобильные и подвижные съемные лестницы.
Лучше всех сохранились описания таких лестниц, изготовленных в Краснодаре и Ленинграде.
Постройкой краснодарской лестницы в 1924-1925 годах руководил профессионал пожарного дела, бывший брандмейстер городской пожарной команды Григорий Данилович Клочан, человек хорошо знавший все требования, предъявляемые пожарными к таким устройствам, и город, в условиях которого этот механизм в последствии придется использовать. Участие в создании краснодарской лестницы «Топорник» принимали брандмайор команды Александр Александрович Борчевский и руководитель слесарно-механических мастерских Василий Тихонович Кузнецов.
За успешное выполнение этой работы он был премирован месячным окладом денежного содержания. По традиции автолестнице дали название: «Топорник». Как и остальные автомобили пожарной команды Краснодара, она была построена на двухтонном шасси «Паккарда» 1914 года выпуска.
Помимо самой механической лестницы на шасси размещался центробежный насос высокого давления немецкой фирмы «Егер и Ко». Заметим лишь, что применение такого автомобиля очень рационально с оперативной точки зрения. Оставив лестницу на месте пожара, автомобиль уезжал к водоисточнику и мог работать, подавая воду в качестве автонасоса.
Лестница механическая, четырехколенная, свободно стоящая, поднималась на высоту 27 метров. Снятие с машины и её выдвижение производилось с помощью лебедок и стальных тросов с приводом от автомобильного двигателя. Колена при этом легко двигались по 24 медным роликам, что позволяло свободно управлять ею всего двум бойцам.
Еще одной интересной особенностью была возможность установки этой лестницы, как с самой машины, так и самостоятельно, с земли.
Перед постановкой в боевой расчет в команде провели тщательные испытания, благодаря которым было установлено: «детали лестницы и пригонка всех ее частей выполнены с особой тщательностью».
Боевой расчет лестницы «Топорник» составлял шесть человек, включая водителя, для размещения бойцов по обеим сторонам шасси, над подножками, были расположены по два откидных, на особых шарнирах, сидения.
На пожар вывозилось следующее оборудование: 1 всасывающий рукав диаметром 3 дюйма и длиной в 2,5 метра, 80 метров напорных рукавов в 2,5 дюйма (64 мм), 1 чан парусиновый складной (неизвестного нам назначения — прим. автора), 1 багор железный, 2 лома и 1 лопата.
Труд пожарных был высоко оценен. На Кубанской окружной сельскохозяйственной выставке в октябре 1925 года продукция мастерских пожарной команды была удостоена двух дипломов 1-й степени. Первого — «за проявленную инициативу, за механизацию средств огнетушения, за организацию мастерских, безукоризненное выполнение в них технического оборудования, специального пожарного обоза, по качеству не уступающего фабрикатам заводского массового производства», и второго — за автомобильную механическую лестницу «Топорник». Достаточно редкая награда для не специализированной выставки.
В настоящее время на вооружении ямальских пожарных имеются лестницы на шасси автомобилей, трёхколенные и штурмовые лестницы. Все они имеют различное назначение и специфику. И все они используются на пожарах, помогая спасать человеческие жизни.
Источник
Изобретению пожарной лестницы исполнилось 250 лет
МОСКВА, 8 апр — РИА Новости. Пожарная лестница 8 апреля отмечает свой 250-летний юбилей, сообщили журналистам в пятницу в пресс-службе МЧС России.
«Два с половиной века исполнилось изобретению, благодаря которому спасено бессчетное количество жизней по всему миру. Восьмого апреля 1766 года была запатентована первая в мире пожарная лестница. Ее длина составила около 10 метров», — сказал сотрудник пресс-службы ведомства.
Он отметил, что в совершенствование пожарной лестницы внесли большой вклад российские инженеры: первая отечественная раздвижная пожарная лестница была выпущена в 1777 году.
«По некоторым данным, длина лестницы достигала двадцати метров. Создатель лестницы, кузнечный мастер Петр Дальгрен даже получил медаль за свое изобретение от Академии наук», — рассказал представитель МЧС России.
Создание первой трехколенной лестницы датируется 1809 годом. Изобрел ее русский механик Кирилл Васильевич Соболев, награжденный за это медалью «За полезное».
В ХХ веке пожарные лестницы стали устанавливать на автомобильное шасси. Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и Кё». В состав его оборудования входили две лестницы.
Рекорд высоты современных пожарных автолестниц составляет более 100 метров.
«Сейчас на вооружении МЧС России и пожарной охраны имеются лестницы на шасси автомобилей, трехколенные и штурмовые лестницы. Все они имеют различное назначение и специфику и являются почти единственным способом спасения людей из многоэтажных зданий», — отметил сотрудник пресс-службы.
Источник