Петергоф дворец парадная лестница

Петергоф дворец парадная лестница

Парадная лестница

Растрелли помещает ее не в центре, а в западном флигеле дворца, вытянутом в Верхний сад. Такое размещение парадного подъезда позволяло, начиная от главного входа во дворец, развернуть по всему фасаду грандиозную анфиладу парадных залов и гостиных.

Гостей дворца должно было поражать величие «волшебного чертога», поэтому и лестница была отделана необычайно эффектно.

Просторный вестибюль с мраморными полами и белоснежными колоннами приводил гостей к Парадной лестнице, вход на которую фланкировался двумя резными золочеными кариатидами и резвящимися путти, поддерживающими вензель Елизаветы.

Все стены квадратной в плане двухсветной лестницы были украшены живописью, написанной темперой по штукатурке. Композиции росписи состояли из гирлянд и венков цветов, изящных амуров, сидящих над окнами второго света, вензелей Елизаветы в венках из роз, несомых пухленькими путти. В искусно написанных нишах на западной и южной стенах — изображения богини охоты Дианы, покровителя искусств и бога солнца Аполлона и богини плодородия Флоры.

Вся настенная живопись, поражавшая современников своей красочностью, была написана в 1751 году итальянским живописцем Антонио Перезинотти с помощниками из команды И. Вишнякова.

Роспись стен органически сливалась с живописной орнаментальной падугой, с изображениями фигурок амуров, летящих на голубях и несущих гирлянды цветов. Она написана теми же мастерами.

Падуга, в свою очередь, переходила в плафон, исполненный итальянским мастером Бартоломео Тарсия в июле — октябре 1751 года. Сюжетом плафона являлось аллегорическое изображение Весны. Тарсия, по свидетельству его современника Я. Штелина, был «великолепным рисовальщиком и компонистом, живописцем с очень легким колоритом». Плафон Парадной лестницы — первый из живописных плафонов на пути следования гостей дворца. В аллегорической форме он призван был прославить Елизавету, при которой возрождается жизнь, расцветают науки и искусства.

Читайте также:  Подсветка лестниц с ардуино

Основным элементом отделки лестницы, как и всех интерьеров Растрелли, являлась все же деревянная золоченая резьба. Она была выполнена в 1751 году бригадой русских резчиков под руководством «вольного резных дел мастера» Иосифа Шталмеера. Кроме характерных для середины XVIII века растительных орнаментов, пальмовых и акантовых листьев, картушей, рокайлей, размещенных в виде довольно высокого рельефа на панелях, дверях, оконных откосах, лестницу украшали декоративные причудливой формы резные золоченые вазы, а также четыре деревянные скульптуры, изображающие времена года.

Фигуры молодых девушек, символизирующих Весну, Зиму, Лето и Осень, были размещены на верхней площадке лестницы, две из них — в нишах по сторонам богато украшенного портала-двери, ведущей в Танцевальный зал, а две — на перилах.

Торжественный вход в Танцевальный зал, или Светлую галерею, занимающую весь западный флигель дворца, венчали аллегорические фигуры Верности и Справедливости, лежащие по скатам раскрепованного фронтона.

Нарядность и изысканность лестнице придавала изящная кованая решетка, местами вызолоченная, исполненная мастером слесарного дела Николаусом Стюве и его помощниками.

На верхней площадке русскими паркетчиками был выложен традиционный для Растрелли рисунок паркета из дуба, пальмы и ореха, состоящий из больших звезд с удивительно тонкими лучами.

Полная света, льющегося из огромных окон, расположенных на западной и южной стенах, украшенная золоченой резьбой и яркой живописью Парадная лестница дворца — его главный вход — поражает сказочностью своей отделки.

В XIX веке в интерьере проводились лишь ремонтные работы. К сожалению, в 1891 году была вновь прописана петербургским живописцем С. Садиковым роспись стен лестницы. Местами разрушенная штукатурка с росписью была заменена новой, и местами живопись пришлось «сделать в том же характере клеевыми красками».

Фрагменты настенной росписи лестницы сохранились после воины. Они тщательно закреплены художниками под руководством Б. Косенкова и явятся неоценимым источником для реставраторов при воссоздании живописного декора стен Парадной лестницы.

В недалеком будущем будет возрождена живопись плафона и падуги. Повторение трех исчезнувших в годы войны скульптур — Весны, Лета и Осени — выполнили скульпторы Г. Михайлова и Э. Масленников. Проект восстановления Парадной лестницы исполнен архитектором Е. В. Казанской

Богато украшенные резьбой, сверкающие позолотой двери ведут в Танцевальный зал дворца, занимающий весь западный флигель.


Парадная лестница. 1841 г.

Источник

Петергоф дворец парадная лестница

• Парадная (Купеческая) лестница •

• Парадная лестница располагается в западном флигеле дворца. Она отделана чрезвычайно эффектно: мраморные полы, колонны, золочёная деревянная резьба.

• Все стены двусветной лестницы, квадратной в плане, украшены живописью, написанной темперой по штукатурке: настенная живопись, а также орнаментальная падуга с изображениями фигурок амуров, принадлежит кисти итальянского живописца Антонио Перезинотти.

• Потолок лестницы изначально был украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 г.) , прославляющим императрицу Елизавету, при которой расцветают науки и искусства

• Увы, вся отделка Парадной лестницы погибла в годы второй мировой войны.

• Разрушенная Парадная лестница Большого дворца.

• Петергоф, 1948 г. Архив ГМЗ «Петергоф».

• В 1971 г. архитектор Е.В. Казанская закончила проект восстановления убранства Парадной лестницы. Живопись воссоздавалась в 1978–1981 гг.

• Далее мы кратко излагаем историю воссоздания Парадной лестницы по материалам интереснейшей и подробной статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы» 1 .

• Изначально все стены покрывала роспись темперой по штукатурке: полихромные цветочные гирлянды, элементы геральдики, купидоны, имитирующие лепку, и иллюзорно объёмные ниши с золочёными скульптурами. К началу работ на кирпичных стенах уцелели лишь небольшие фрагменты старой штукатурки с обгоревшей росписью, которые ранее укрепил и расчистил от копоти художник-реставратор О.Ю. Педаяс.

• Для воссоздания использовались довоенные фотографии.

• Утраченные росписи Парадной лестницы Большого дворца. Слева направо: «Геракл и Омфала», «Пан и Сиринга», «Одиссей и Сибилла».

• В 1978 г. художник-реставратор высшей квалификации Леонид Александрович Любимов разработал методику воссоздания живописи Парадной лестницы и возглавил бригаду художников: в неё вошли В.А. Никифоров и В.Г. Корбан.

• У Леонида Александровича Любимова уже был опыт подобных работ: с 1961 г. он реставрировал живопись в музеях Петергофа и Ораниенбаума, с 1965 г. работал над уникальным воссозданием лаковых панно Китайских кабинетов в Большом Петергофском дворце; воссоздавал живописную отделку интерьеров Елагина дворца, росписи павильонов «Вольер» в Петергофе и фасадов Пиль-башни в Павловске. В 1990-х гг. – руководил воссозданием интерьеров Розового павильона в Павловске 2 .

• Многочисленные подготовительные графические работы для этих интерьеров хранятся в фонде «Архив» ГМЗ «Петергоф».

• По приглашению Леонида Александровича Любимова в Петергофе начал работать член Союза художников Владилен Алексеевич Никифоров (1928–1988) , его однокашник по мастерской монументальной живописи Мухинского училища.

• Владимир Григорьевич Корбан (1929 г.р.) вошёл в бригаду как опытный мастер, возрождавший с 1951 г. монументальную живопись в знаменитых памятниках архитектуры Ленинграда: Исаакиевском соборе, Большом зале Горного института, Екатерининского дворца в Пушкине 3 .

• В 1979 г. бригада приступила к воссозданию росписи стен (175,0 м 2 ) и падуги Парадной лестницы (77,7 м 2 ) . Процесс воссоздания включал в себя подготовку эскизов и картонов – рисунков на ватмане в натуральную величину: на эти картоны затем накладывалась калька, с которой копия рисунка переносилась на подготовленную поверхность стены.

• Картоны для Парадной лестницы Большого дворца.

• Колористическое решение росписи предъявлялось художественному совету в виде эталонов – специально загрунтованных щитов с отдельными элементами декоративной композиции, демонстрирующих технологические особенности живописи. В качестве аналогов сложного орнамента с элементами позолоты использовались росписи А. Перезинотти во дворце Монплезир, цветовое решение также подбирали на примере декоративных росписей во дворце в Рундале (Латвия) .

• В работе необходимо было учесть расположение окон как источника света, поэтому живописные эталоны предварительно размещались на месте будущей росписи. В качестве эталонов художники создали 38 м 2 росписи и выполнили подготовку стен под живопись. Сметная стоимость живописных работ на стенах лестницы составила 71 тыс. руб., падуги с позолотой – почти 23 тыс. руб.

• Л.А. Любимов за воссозданием росписи падуги Парадной лестницы Большого Петергофского дворца. 1978-1980-е гг.

• Воссоздание живописи Парадной лестницы Большого дворца. 1978–1981 гг.

• По разработанным бригадой Л.А. Любимова эскизам и эталонам, утраченный плафон Парадной лестницы «Триумф Авроры» площадью 36 м 2 – исторически созданный итальянцем Бартоломео Тарсия – написали В.Г. Корбан и В.А. Никифоров.

• Л.А. Любимов. Эскиз к воссозданию плафона «Аллегория Весны» Бартоломео Тарсия для Парадной лестницы Большого дворца в Петергофе (1978 г.)

• Много лет украшал квартиру художника на 8-й Советской улице в Ленинграде. Фото прислано С. Романовым.

• В.Г. Корбан и В.А. Никифоров у плафона «Триумф Авроры».

• В своей статье В.М. Белковская пишет о работе над плафоном: «Необходимо отметить, что только в Петергофе воссоздание проводилось по историческому принципу, с использованием соответствующей эпохе техники и манеры – масляной живописи на холсте, натянутом на подрамник. Для изучения манеры письма и особенностей школы этого периода художники копировали картину Себастьяно Риччи «Спящая Венера» из фондов Эрмитажа. » 1

• Незадолго до этого, очевидно подготавливаясь к предстоящей работе, Леонид Александрович Любимов копировал произведения Себастьяно Риччи, изучая манеру письма художника. Много лет стены небольшой квартиры Любимовых в центре Ленинграда украшали копии картин Себастьяно Риччи, которые теперь представлены и на нашем сайте: «Вакханка и сатиры» и «Сусанна и старцы».

Фрагмент. Холст, масло. 1975 г. Хранилась в доме художника.

(Фото прислано С. Романовым.)

• Воссоздание живописного убранства Парадной лестницы было завершено в июне 1981 г. За три года было создано более 300 м 2 уникальной живописи, включая подготовительные стадии работ.

• Воссоздание живописи Парадной лестницы Большого дворца. 1978–1981 гг.

• Л.А. Любимов на парадной лестнице Большого Петергофского дворца.

• 1981 г. Из журнальной публикации.

• По воспоминаниям близких Л.А. Любимова, в укромном уголке, скрытом от глаз посетителей – под резным фризом, прикрывающим края плафона – реставраторы оставили записку на простой обёрточной бумаге. Каждый из них написал стоимость какого-нибудь продукта – батон булки, папиросы «Беломор», колбаса – год и свою фамилию. При следующей реставрации записку нашли их молодые преемники.

• Огромная работа по воссозданию Перадной лестницы Большого Петергофского дворца была проделана и другими талантливыми реставраторами: архитекторами, скульпторами, резчиками, позолотчиками.

• Пять резных барельефов-панно были выполнены по моделям Н.И. Оде. Аллегорические фигуры на скатах фронтона – работа скульпторов С.Г. Лебедевой и С.А. Колбасовой. Повторение трёх исчезнувших в годы войны скульптур – Весны, Лета и Осени – выполнили скульпторы Г. Михайлова и Э. Масленников. Ажурные решётки лестницы воссозданы А.М. Тереховым и В.П. Лактионовым.

2 В 1972 г. в связи с 55-летием Л.А. Любимова его творчество было отмечено наградами: Золотой медалью президиума Академии художеств и орденом «Знак Почёта».

3 В 1993 г. В.Г. Корбан, наряду с четырьмя художниками – И.А. Алексеевым, В.Г. Журавлёвым, Б.Н. Лебедевым и Ю.Ф. Шитовым, – стал лауреатом Государственной премии России за комплекс работ по воссозданию живописи во дворцах Санкт-Петербурга. Государственная премия присуждена за большой вклад в изобразительное искусство России.

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •

Источник

Большой дворец в Петергофе

Большой дворец вместе с расположенным перед ним Большим каскадом — это главная достопримечательность Петергофа и архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII–XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.

В настоящее время Большой дворец — это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.

Большой дворец в Петергофе — описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Из истории

  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714–1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725–1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740–1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760–1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Режим работы Большого дворца Петергофа — лето 2021

  • С 10:30 до 18:00.
  • Выходные дни — понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Билеты можно приобрести в кассах, терминалах или на официальном сайте. Посещение только в составе группы, количество участников ограничено. Во время визита необходимо носить маску.

  • Индивидуальные посетители допускаются с 10:30 до 12:00 и с 14:30 до 16:00. В остальное время обслуживаются туристические группы.
  • Посещение проводится в составе группы. Группы из индивидуальных посетителей формируются после покупки билета в кассе. Экскурсия на русском языке входит в стоимость билета.

Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа — лето 2021

  • Для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
    • взрослые — 450 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 1200 рублей
    • дети до 7 лет — бесплатно
  • Любительская фото и видеосъемка запрещена

Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII – начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.

Источник

Оцените статью