Первым высказал идею лестницы существ

Лестница существ

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Лестница существ» в других словарях:

ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ — распространенное среди натуралистов и философов 18 в. представление о иерархическом расположении тел природы от простых неорганических (минералов) до сложнейших живых существ. Идея лестницы существ восходит к Аристотелю … Большой Энциклопедический словарь

ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ — идея о ступенях иерархии объектов природы в соответствии с уровнем сложности организации. Впервые представление о Л. с, или «лестнице природы», существующем в природе постепенном переходе от неорганических тел ко всё более сложным органическим до … Биологический энциклопедический словарь

Лестница существ — распространённое среди натуралистов и философов XVIII в. представление о иерархическом расположении тел природы от простых неорганических (минералов) до сложнейших живых существ. Идея Лестницы существ восходит к Аристотелю. * * * ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ … Энциклопедический словарь

«лестница существ» — (истор.) схема иерархического распределения живых существ по их морфологическим признакам от низшего уровня организации к высшему, составленная Аристотелем; одна из первых попыток систематизации органического мира … Большой медицинский словарь

ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ — распространённое среди натуралистов и философов 18 в. представление о иерархич. расположении тел природы от простых неорганич. (минералов) до сложнейших живых существ. Идея Л. с. восходит к Аристотелю … Естествознание. Энциклопедический словарь

Лестница — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница (значения). Потёмкинская лестница в Одессе … Википедия

ЛЕСТНИЦА — символ связи между верхом и низом, между небом и землей, олицетворение постепенного подъема вверх. Амулеты в виде лестниц обнаружены в египетских захоронениях. Широко известна «лестница Иакова». Третьему из великих патриархов Иакову по пути в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Читайте также:  Чем обложить полукруглые ступеньки

Бонне Шарль — (Bonnet) (1720 1793), швейцарский естествоиспытатель и философ, иностранный почётный член Петербургской АН (1764). Экспериментальные работы по партеногенезу и регенерации; сформулировал общность бесполого размножения, регенерации и трансплантации … Энциклопедический словарь

Ламаркизм — первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены Ж. Б. Ламарком в «Философии зоологии» (1809). В основе Л. лежит представление о градации внутреннем «стремлении к… … Большая советская энциклопедия

Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне — Ламарк (Lamarck) Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1.8.1744, Базаптен, Пикардия, ≈ 18.12.1829, Париж), французский естествоиспытатель, создатель первой целостной эволюционной теории (см. Ламаркизм), член Парижской АН (1783). В 1772≈76 в Высшей… … Большая советская энциклопедия

Источник

«Лестница существ»

Сегодня учеными описано около 2 миллионов видов животных и около 400 тысяч видов растений. Чтобы можно было ориентироваться в этом множестве живых организмов, ученые старались как — то объединить их в естественные группы похожих или родственных организмов, то есть животных, имеющих родственное происхождение. Древнегреческий ученый Аристотель (384–322 до н. э.) был первым, кто разработал теорию развития природы, отразив в ней постепенный переход от неживых неорганических тел к живым организмам и дальнейшее развитие этих организмов. Он считал, что в основе этого процесса лежит таинственное внутреннее побуждение, якобы изначально присущее всем живым существам, их стремление добиваться более сложной и более совершенной организации, то есть «стремление природы к изменению от простого и несовершенного к сложному и совершенному». Этот подробный рассказ о развитии природы, о том, как живые организмы изменяясь, «поднимались вверх», он назвал «лестницей природы» и на ее верхнюю ступеньку поставил человека.

Ученые Древней Греции — их называли философами, то есть любителями мудрости — отказывались проводить какие — либо исследования. Они ограничивались созерцанием интересующих их явлений и считали, что с помощью разума способны проникнуть в их сущность. В отличие от них Аристотель был не только философом, причем величайшим философом античности, но и выдающимся естествоиспытателем. Он изучил развитие цыпленка, размножение акул, а в своих трудах привел множество сведений о животных Греции и Малой Азии.

Впоследствии «лестницу природы» переименовали в «лестницу существ». Ученые Европы с успехом пользовались ею почти 20 веков. Правда, они уже не разделяли мнения Аристотеля, что живые существа совершенствовались и поднимались по «лестнице природы», а были уверены, что Творец раз и навсегда поместил каждое существо на свою ступеньку, и не задумывались об их происхождении, не всегда решаясь даже говорить об их возможном родстве.

«Лестница существ»

Понятием «лестницы существ» широко пользовались многие ученые, в том числе один из крупнейших естествоиспытателей XVIII века французский философ и естествоиспытатель Жорж Луи Леклер де Бюффон и швейцарец Шарль Бонне, надстроивший лестницу двумя ступеньками, на которые он поместил ангелов и архангелов.

Однако к концу XVIII века накопились сведения уже о 2–3 тысячах живых организмов, и «лестница» перестала удовлетворять ученых. Слишком много ступенек требовалось для размещения уже известных существ, и частенько было трудно решить, кого на какую ступеньку поместить.

Классификация живых организмов, имеющая несколько тысяч ступеней, не помогала разбираться в многообразии живой природы, попросту говоря, была неудобной, и с каждым годом становилась всё запутаннее.

Источник

ЛЕ́СТНИЦА СУЩЕ́СТВ

  • В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 342

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ЛЕ́СТНИЦА СУЩЕ́СТВ, идея упо­ря­до­чи­ва­ния мно­го­об­ра­зия объ­ек­тов при­ро­ды по воз­рас­таю­щим сту­пе­ням слож­но­сти ор­га­ни­за­ции, на­чи­ная с не­ор­га­нич. тел (ми­не­ра­лов) и за­кан­чи­вая жи­вот­ны­ми и че­ло­ве­ком, рас­про­стра­нён­ная сре­ди на­ту­ра­ли­стов 18 – нач. 19 вв.; вос­хо­дит к пред­став­ле­ни­ям фи­ло­со­фов древ­но­сти. В трак­та­те «О час­тях жи­вот­ных» Ари­сто­тель раз­ви­вал мысль о том, что все су­ще­ст­ва это­го ми­ра свя­за­ны ме­ж­ду со­бой не­чув­ст­ви­тель­ны­ми пе­ре­хо­да­ми. В 18 в. пред­став­ле­ния о Л. с. бы­ли наи­бо­лее яс­но из­ло­же­ны в ра­бо­тах Ш. Бон­не («Tra­ite d’insectologie», 1745, и «Contempla­tion de la nature», 1764), рас­по­ло­жив­ше­го в еди­ный ряд всё, на­чи­ная от ми­не­ра­лов и за­кан­чи­вая ан­ге­ла­ми и ар­хан­ге­ла­ми, сто­яв­ши­ми вы­ше че­ло­ве­ка. Не­смот­ря на по­пу­ляр­ность тех или иных ва­ри­ан­тов идеи Л. с. в кру­гах на­тур­фи­ло­со­фов, она уже в 18 в. бы­ла под­верг­ну­та кри­ти­ке со сто­ро­ны зоо­ло­гов и бо­та­ни­ков, по­ла­гав­ших, что от­но­ше­ния ме­ж­ду разл. сис­те­ма­тич. груп­па­ми жи­вот­ных и рас­те­ний на­столь­ко слож­ны, что их вряд ли уда­ст­ся рас­по­ло­жить в еди­ный ряд. Л. с. ис­поль­зо­вал в сво­их эво­люц. по­строе­ни­ях Ж. Б. Ла­марк, ви­дев­ший в ней про­яв­ле­ние «за­ко­на гра­да­ции», при­во­див­ше­го к по­сте­пен­но­му ус­лож­не­нию ор­га­ни­за­ции жи­вых су­ществ в про­цес­се из­ме­не­ния ви­дов во вре­ме­ни (см. Ла­мар­кизм ). По­сле ра­бот Ч. Дар­ви­на , вы­дви­нув­ше­го на пер­вый план идею про­грес­сив­ной ди­вер­ген­ции так­со­нов, Л. с. окон­ча­тель­но ухо­дит в про­шлое, хо­тя её сле­ды мож­но за­ме­тить в ра­бо­тах ав­то­ров, при­дер­жи­ваю­щих­ся кон­цеп­ций на­прав­лен­ной эво­лю­ции. В совр. био­ло­гич. сис­те­ма­ти­ке, ос­но­ван­ной на кон­цеп­ции ди­вер­ген­ции так­со­нов, и в дре­во­вид­ных схе­мах, от­ра­жаю­щих род­ст­во ор­га­низ­мов, Л. с. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ус­та­рев­ший при­ём упо­ря­до­чи­ва­ния мно­го­об­ра­зия.

    Источник

    Первым высказал идею лестницы существ

    ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

    Соболь С.Л., Рожанский И.Д.
    БИОЛОГИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА И В ДРЕВНЕМ РИМЕ

    Поляков И.М.
    РАСШИРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В XV-XVIII ВВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗМЕНЯЕМОСТИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

    Москва, «Наука», 1972

    Соболь С.Л., Рожанский И.Д.

    “Лестница существ”

    Аристотель

    Формально Аристотель не оставил классификации животных. Однако в его трудах встречаются в достаточном количестве определения, позволяющие воссоздать ту группировку животных форм, которую с правом можно рассматривать как аристотелеву классификационную схему. Всех животных Аристотель делил прежде всего на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма). Первые соответствуют позвоночным, вторые — беспозвоночным современной систематики. Энайма делятся на живородящих (человек, киты и четвероногие) и яйцеродных, или яйцеживородящих (птицы, яйцекладущие четвероногие, змеи и рыбы), а анайма подразделяются на животных с совершенными яйцами (головоногие, ракообразные), с яйцами особого рода (насекомые, пауки, скорпионы) и на животных, образующихся из генеративной слизи, из почек или возникающих самопроизвольно (моллюски, исключая головоногих, иглокожие и др.). Интересны попытки Аристотеля выделить естественные группы среди, живородящих четвероногих (млекопитающих) по наличию раздвоенных копыт и резцов только в нижней челюсти или по признаку однокопытности, а также установить разделение на хрящевых и прочих (костистых) рыб.

    В биологических работах Аристотеля обращает на себя особое внимание его стремление сопоставить между собой различные живые организмы. В ходе этого сопоставления он пришел к последовательному расположению живых существ по определенной шкале. «Лестница природы» Аристотеля представляет самую раннюю попытку такого рода, к которой затем вернулись натуралисты уже в XVII—XVIII вв. Намеченная Аристотелем последовательность тел природы начинается с неорганических тел и через растения идет к прикрепленным животным — губкам и асцидиям, затем к голотуриям и далее к свободно-подвижным морским организмам. Аристотель особенно подчеркивал нечувствительность переходов от одного звена такой цепи к другому. Эта идея, детализированная и получившая в дальнейшем наименование «лестницы существ», играла важную роль в биологии XVIII в.

    Поляков И.М.

    Лейбниц

    Распространение принципа непрерывности на биологические явления привело Лейбница к разработке учения о «лестнице существ», получившей широкое признание в XVIII в. Согласно этому учению, все живые существа составляют единый, непрерывный ряд; все дело лишь в том, чтобы отыскать промежуточные формы. Даже между растениями и животными, считал Лейбниц, должны существовать промежуточные формы. Однако все ступени лестницы существ Лейбниц мыслил существующими одновременно, изначальными, созданными богом и вечными. Хотя таким образом в идее «лестницы существ» не было ничего эволюционного, она послужила впоследствии одним из источников зарождения эволюционной идеи. Этому способствовали проявления диалектики в философской системе Лейбница, который писал, например, что «все во вселенной находится в такой связи, что настоящее скрывает всегда в своих недрах будущее, и всякое данное состояние может быть объяснено естественным образом лишь из непосредственно предшествовавшего ему состояния».
    Из общих философских воззрений Лейбница и его учения о предустановленной гармонии вытекали его преформистские представления и отрицание им самозарождения. Вся живая природа, по Лейбницу, берет начало от «семенных животных», возникших «вместе с началом мира». Ничто не возникает заново, но лишь претерпевает изменение через увеличение или уменьшение. Развитие есть развертывание заранее данного.

    При всей ограниченности взглядов Лейбница его идеи о всеобщей связи в природе, упорядоченности составляющих ее тел и ненарушимости закона непрерывности, о связи между прошлым, настоящим и будущим — были большим шагом вперед и оказали существенное влияние

    [. ] Существует тесная связь между людьми и животными, между животными и растениями и, наконец, между растениями и ископаемыми; ископаемые же в свою очередь находятся в теснейшей связи с телами, которые нашим чувствам и воображению кажутся мертвыми и бесформенными. Закон непрерывности требует, чтобы и все особенности одного существа были подобны особенностям другого, если только существенные определения первого подобны существенным определениям второго. Закономерность естественных явлений, таким образом, образует не что иное, как такую цепь, в которой различные роды явлений настолько тесно связаны, что ни чувственным восприятием, ни воображением невозможно точно установить тот самый момент, когда одно кончается и начинается другое; ибо все промежуточные виды, т. е. виды, лежащие вокруг точек перегиба и возврата, должны ведь иметь двоякое значение, характеризуясь такими признаками, которые с одинаковым правом можно было бы отнести как к одному, так и к другому из этих смежных видов.

    Таким образом, нет ничего чудовищного в существовании зоофитов, или, как называет их Буддеус, «растений-животных»; напротив, это совершенно согласуется с законами природы. Значение принципа непрерывности для меня столь очевидно, что я не был бы удивлен открытием таких промежуточных существ, которые в некоторых свойствах, например в отношении пропитания их и развивающегося роста, можно было бы с одинаковым правом принять как за животных, так и за растения. Такое открытие опрокинет обычные представления о законах, основанные на предпосылке полного и безусловного разделения существ различного порядка, одновременно наполняющих этот мир. Да, я повторяю, не только не удивился бы, но даже убежден, что такие виды в действительности существуют в природе и что естествознанию удастся их открыть, если предметом точного изучения оно сделает эту бесконечную непрерывность живых существ, которые вследствие своего малого размера недоступны обычному наблюдению и которые, быть может, таятся в недрах земли и в глубине вод. Наши наблюдения ведь начались очень недавно, — как же мы можем доказывать верность того, чего еще мы не видим? Принцип непрерывности для меня не поддается никакому сомнению. Он мог бы служить прекрасным средством для обоснования важнейших принципов истинной философии, которая, подымаясь выше чувств и соображения, стремится найти в интеллектуальном мире причину происхождения явлений. Я горжусь тем, что у меня есть несколько идей истинной философии, но наше столетие еще не способно их понять.

    Лейбниц, «О принципе непрерывности»

    Последовательность природных тел. «Лестница существ»

    Стремление объяснить обнаружившееся соотношение между группами растений и животных, определенную последовательность в степени совершенства их организации породило идею «лестницы существ».

    Со времени Аристотеля философы и ученые нередко приходили к мысли, что все создания природы могут быть расположены в линейном порядке, сообразно высоте своей организации, в виде единой иерархической серии форм. Что касается натуралистов XVI—XVIII вв., то их представления о единой лестнице существ были связаны в первую очередь с ограниченностью знаний того времени. Поскольку сравнительная анатомия находилась только в зачаточном состоянии, за отправной пункт при сопоставлении форм брали обычно человека, как существо более известное, а затем в зависимости от большего или меньшего сходства с человеком намечалась градация существ (точнее деградация). Поверхностное знакомство с организмами позволяло располагать их по ступеням единой лестницы.

    В средние века идея иерархической градации всего существующего в мире была одной из ведущих, отражавшей общую направленность феодальной идеологии.

    Эта идея стала одной из самых популярных в философии и естествознании XVII—XVIII вв.Большое влияние на ее формирование оказали воззрения Лейбница. Под их воздействием сложились, в частности, биологические взгляды Шарля Бонне, которому принадлежит главная роль в развитии и распространении идеи «лестницы существ». Его работы пользовались большой популярностью в Европе.

    Бонне следующим образом интерпретировал идею «лестницы существ». Между самыми простейшими и совершеннейшими проявлениями природы существуют постепенные переходы так, что все тела составляют всеобщую непрерывную цепь. Основание лестницы составляют неделимые — монады, а ее вершину венчает высшее совершенство — бог. От «невесомых материй» через огонь, воздух, воду, «земли», металлы, «камни», промежуточные формы между минералами и растениями, между растениями и низшими животными (зоофиты) и через них к высшим; животным и человеку тянется единая нить без скачков и перерывов. Каждое царство природы составляет свою лестницу, непосредственно примыкающую концами через промежуточные формы к лестнице соседнего царства. Всеобщее единство и согласованность в природе обеспечиваются гармонией, предустановленной богом.

    В принципе считалось, что «лестница» содержит столько ступеней, сколько существует отдельных видов растений и животных.

    Для изображения соотношения между организмами было предложено много способов: схема родословного древа (наметившаяся в самых общих чертах у Палласа, 1766; Дюшена, 1766), схема географической карты (Линней), схема сети (Герман, 1783; Донати, 1750; Батш, 1788), схема параллельных рядов (Вик д’Азир, 1786). Однако элементы «лестницы существ» продолжали обнаруживаться у многих авторов, так как факт постепенного повышения уровня организации живых существ был вне сомнения.

    «Лестница существ» воплощала в себе метафизические представления эпохи. Отдельные ступени лестницы мыслились только как существующие одна подле другой, а не как исторически связанные друг с другом звенья, возникающие одно из другого в процессе развития. Однако и в этой метафизической форме лестница отражала мысль о единстве, связи и последовательности форм, о постепенном усложнении организмов и о наличии переходов между ними. В преобразованном виде представление о градации форм стало одной из основных предпосылок эволюционного учения Ламарка.

    Источник

    Оцените статью