Первой ступенью чувственного познания является восприятие

Чувственная ступень познания

Познание – обусловленный законами общественного развития и непосредственно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Познание окружающего мира осуществляется посредством органов чувств. На них воздействуют предметы и явления, вызывая ощущения, которые воспринимаются мозгом.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений материального мира. Например, круглый (зрение), горячий (кожа), соленый (вкус), гремящий (слух), ароматный (обоняние). Ощущения составляют источник, начало всего нашего знания. В данном случае показателен такой факт: глаз обычного человека в состоянии различить три оттенка черного цвета, взгляд же профессионала (т. е. более знающего человека) способен выделить порядка 30 оттенков. На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия.

Восприятие – это отражение некоторого предмета материального мира во всей его целостности. Восприятие во многом зависит от прошлого опыта. На основе восприятии возникают представления.

Представление– это воспроизведенный в памяти человека образ материального предмета, не воспринимаемого в данный момент времени, но воспринятого ранее в той или иной форме. Представление может быть как воспроизводящим (свой дом, своих родителей), так и творческим (образ литературного героя, образ инопланетянина). Творческие представления формируются на основе прочитанного или услышанного.

Ощущение, восприятие, представление – основные формы чувственного познания. С их помощью мы познаем внешнюю сторону предмета, оставляя при этом непознанной его сущность, его взаимосвязи и закономерности его возникновения и развития. Чувственное познание представляет первую ступень процесса познания. Следует отметить, что такое деление на ступени не совсем верно, так как чувственному познанию предшествует исторический опыт. Ряд ученых вообще не считают восприятие, ощущение и представление этапами познания, так как они не дают полной картины предмета. Этот тип познания имеет ряд специфических особенностей:

Читайте также:  Механическая работа не совершается если мальчик поднимается вверх по лестнице

1) непосредственность(неотделимость от познаваемого объекта, т. е. чувственное познание невозможно без наличия познаваемого объекта);

2) наглядность (органы чувств должны иметь возможность воспринимать свойства познаваемого объекта);

3) конкретность (каждый познаваемый объект имеет свои уникальные свойства);

4) субъективность (образ познаваемого объекта зависит от личности познающего);

5) пассивность (для формирования образа познаваемого субъекта не нужно производить сложных мыслительных процессов).

3. Рациональная ступень познания

Законы мира, сущность предметов и явлений мы узнаем посредством абстрактного мышления. Это вторая ступень процесса познания.

Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющих проникнуть в сущность и закономерные связи предметов и явлений, преобразовывать их в теории, а затем применять на практике. Прежде чем рассматривать такие термины, как понятие, суждение и умозаключения, необходимо выяснить, что означает термин «форма мышления».

Форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса однородных предметов. Однородными предметами называются те, которые входят в один класс по фиксированному классу — образующему признаку.

Суждение – это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег).

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение.

Пример: Все деревья – растения. Береза – дерево. Береза – растение.

Абстрактное мышление обладает рядом специфических свойств:

1) отражение действительности в обобщенных формах (предметы материального мира группируются в определенные группы по сходным признакам);

2) отражение материального мира опосредованно (прямая связь с познаваемым объектом не обязательна);

3) отражение действительности происходит активно (познающий субъект использует определенные методы и приемы познания);

4) неразрывная связь с языком (познаваемый объект обязательно фиксируется в языковой форме).

Для познания окружающего мира абстрактное мышление использует ряд приемов и операций:

Сравнение, анализ,синтез, обобщение, абстрагирование

Необходимо отличать процесс абстрагирования от процесса абсолютизации. Если первый заключается в выделении части предмета, то второй – в возведении этой части в ранг определяющей, что неизменно влечет за собой ошибки в процессе познания

4. Приёмы и методы познания

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Психологическая характеристика ступеней чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Известны три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Основные формы чувственного познания: ощущения

Ощущение – это первая форма. Как правило, она отражает лишь одно свойство, которое можно определить органами чувств (свет, цвет, запах и т.д.). Ощущение позволяет получить лишь частичное, но никак не полное знание (например, по цвету яблока нельзя судить о его запахе, вкусе, температуре и т.д.).

Однако через ощущение устанавливается связь между познающим субъектом и познаваемым объектом. Благодаря активной деятельности сознания любое ощущение, попадающее в мозг, преобразуется в образ восприятия.

Восприятие — форма чувственного познания

Восприятие представляет собой полный конкретно–чувственный образ предмета или явления. В современном мире возможно не только восприятие посредством органов чувств, но и восприятие при помощи приборов (изучение через микроскоп, телескоп и т.д.). Благодаря достижениям науки и техники восприятие как понятие стало шире.

Восприятие имеет активный характер и выражает устойчивый интерес к объектам действительности, который выражается в желании осмыслить их. Активность субъекта в данном случае проявляется в организации условий, в которых изучить объект можно максимально полно. Именно восприятие ложится в основу накопления материала, благодаря которому в дальнейшем появляется возможность сформировать концепцию или теория бытового уровня.

Форма чувственного познания мира:
представление

Считается, что именно из чувственных образов, которые накапливает человек, и состоит его память. Она позволяет сохранять и воспроизводить цепь образов даже без наглядного примера. Так мы подобрались к понятию представления.

Представление являет собой третью форму чувственного познания и проявляется в том, что воспроизводит образ предмета на основе опыта взаимодействия с ним. Важно, что это происходит в отсутствии самого предмета. Представление – это целостный образ действительности, который человек всегда может воспроизвести с помощью памяти. То есть зная, как выглядит яблоко, человек без труда вспомнит основные формы чувственного познанияего цвет, вес, вкус, запах, тактильное ощущение, которое оно дарит, если держать его в руке.Стоит учитывать, что память человека весьма избирательна, поэтому из нее исчезают те грани и свойства, на которых человек не заострил свое внимание, либо которые он счел маловажными. Память субъективна, и один человек опишет яблоко как красное и сладкое, а другой – как спелое и крупное.Уже на этом этапе несложно уследить появление абстрактных элементов. Именно поэтому на данном этапе чувственное познание заканчивается и появляется его более сложная ступень – рациональное познание. Однако не стоит умалять значение первых, чувственных ступеней – именно они лежат в основе любого знания, с них начинается познание вообще.

Симптомы патологии ощущения — психическая гипестезия, анестезия, сенестопатии. Расстройство восприятия и представления — психосенсорные нарушения, иллюзии и галлюцинации.

Психическая гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям, окружаю­щий мир при этом становится блеклым, теряет яркость. Звуки воспринимаются приглушенно, голоса теряют ин­дивидуальность, свет кажется тусклым, краски — серыми, стертыми.Психическая гипестезия обычно обусловлена повышением сенсорного порога соответствующих анализаторов и выражается в притуплении, ослаблении восприятия звуков, снижении яркости, отчетливости зрительных восприятий (становятся тусклыми, блеклыми), в ослаблении вкусовых, обонятельных, тактильных и болевых ощущений. Гипестезия первичная (органическая — врожденная или приобретенная) наблюдается при олигофрении, прогрессивном параличе, различных видах органических деменций, при неврологических заболеваниях (в частности, при клещевом и других энцефалитах). Гипестезия вторичная (приобретенная, функциональная) может быть после выхода из комы, сопора, в сумерках после эпилептического припадка, в просоночном состоянии, у больных с депрессивным, ипохондрическим синдромами, при психастении, при астенических синдромах различной этиологии, при опьянении, в аффекте, в гипнозе. Гипестезия входит составной частью в феномен гипопатии (Тимофеев Н.Н., 1954), наблюдающийся при резидуальной мозговой недостаточности с вовлечением глубоких мозговых структур (энцефалитах, травматическом и токсическом поражении головного мозга).

Психическая анестезия — потеря чувствитель­ности, исчезновение ощущений как со стороны отдель­ных анализаторов, так и нескольких сразу при их полной анатомо-физиологической сохранности. Это может касаться как отдельных анализаторов (утрата тактиль­ной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, выпадение слуха и зре­ния одновременно). При такой патологии необходимо са­мое тщательное объективное обследование, в первую оче­редь неврологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам иннер­вации), а также другие специальные методы обследования.

Синестопатия— неопределенные, часто трудно локализуемые, мигрирующие ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органах и не связанные с какими-либо телесными заболеваниями.

Психосенсорные расстройства — это нарушение восприятия величины и формы предмета или его отдельных частей. Психосенсорные могут проявляться в виде:

  • нарушения восприятия величины предмета (метаморфопсии), ним относятся такие, при которых предметы кажутся очень большими (макропсии) или маленькими (микропсии);нарушения величины окружающего пространства (порропсии), при этом все предметы кажутся или очень удаленными или приближенными;смещения предметов относительно вертикальной или горизонтальной оси (дисмегалопсии).Психосенсорные расстройства могут возникать как по отдельности, так и в различных сочетаниях.

Иллюзии.

Представляют собой искаженное восприятие реально существующих объектов. Различают несколько видов иллюзорного восприятия объектов или явлений. Делятся по органам восприятия на зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные.

Физические иллюзии – неправильное восприятие обусловлено физическими свойствами среды. Например ложка в стакане с водой на границе воздуха и воды кажется переломленной, широко известно явление миража.

Физиологические – их появление связано с психологическими особенностями процесса восприятия. Например, после остановки поезда, некоторое время продолжает казаться, что он все еще движется. Металлический шар ощущается более тяжелым, чем пластмассовый, при их объективно равном весе (проба Делоффа).

Появление иллюзий может зависеть от ожиданий, аффективного (эмоционального) состояния человека. Например, боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, может принять силуэт дерева за фигуру человека. Известно, что при первой высадке на Луну, астронавт Амстронг чувствовал за собой слежку, которая была связана с его иллюзорным восприятием колебания антенн посадочного модуля.

Психические (патологические) иллюзии – в отличие от предыдущих разновидностей являются признаком психического расстройства. Их общими особенностями являются: психологическая непонятность, выпадение из контекста ситуации, в содержании выражаются болезненные переживания, отсутствует их критическая оценка. Основными разновидностями патологических иллюзий являются аффективные, вербальные иллюзии и парейдолии.

Аффективные иллюзии – возникают при выраженных эмоциональных состояниях (страхе, тревоге, экстазе). Помимо аффективного напряжения необходимы слабость раздражителя (слабость звуков, освещения) и признаки астении. Содержание данного вида патологических иллюзий чаще связано с ведущим аффектом. Встречаются на начальных этапах делирия, в структуре острых парафренных, параноидных синдромов и др.

Вербальные иллюзии – больной слышит вместо нейтральной речи речь иного содержания, которая относится, как правило, к нему (обычно угрожающего содержания). Необходимо отличать данный вид иллюзий от бреда толкования и отношения. При последних пациент слышит и пересказывает речь окружающих правильно, но понимает ее иначе, обнаруживает в ней иной смысл, подтекст, некие «намеки» в свой адрес. Вербальные иллюзии встречаются при начальных стадиях вербального галлюциноза, в структуре галлюцинаторно-параноидного синдрома.

Парейдолии – зрительные иллюзии фантастического содержания. Возникают вне зависимости от аффекта или воли больного. Разворачиваются на плоскости – например, при рассматривании рисунка обоев, ковра он «оживает», больному видятся изменчивые, переплетающиеся, фантастические пейзажи, лица людей и т.п. Фантастические сцены могут видеться в переплетениях веток, игре света и тени, облаках и т.п. Встречаются в начальных стадиях делирия, наркотических опьянениях, острой парафрении и др.

Галлюцинации.

Восприятия, возникающие без реального объекта. Термин впервые введен J.-E.D. Esquriol в 1938 году. Считаются формальным признаком психоза. Галлюцинации для людей, испытывающих их, являются реальностью, а не чем-то воображаемым. В.А. Гиляровский (1954) указывал, что галлюцинаторные расстройства не являются чем-то оторванным от внутреннего мира пациента, в них находят свое отражение различные нарушения психической деятельности, личностные качества и динамика болезни в целом, что делает полезным клинический анализ содержания галлюцинаций.

I. По идентификации галлюцинаторного образа с реальностью

Источник

Оцените статью